Help! мастера, помогите пожалуйста...

dimkorry

Уважаемые Гуру RC-моделизма,
в течение недели пытался въехать в проблему, освоиться с новыми аббревиатурами и понятиями, читал статьи (в том числе на этом сайте), но по-прежнему в голове каша и в сердце неуверенность… 😭
В основном каша касается связи теории (спасибо за статьи для начинающих!) и практики (реальные продукты разных производителей). После ковыряния в свободное время на разных сайтах (в т.ч. форумах) установил, что из аппаратуры интересна скорее всего FUTABA 9 каналов (на вырост), в связи с этим куча вопросов и предложений:

  1. вопросы касаются названий разных моделей FUTABA:
    9CAP, 9CAF, 9CHF, 9CHP
    9ZA, 9ZH, 9ZAS, 9ZHS
    из списка я так понял (просьба поправить или добавить), что:

а) первая буква – класс аппаратуры (типа Z имеет больше настроек, памяти)?
Может быть что-то еще, уж больно большая разница в цене?
вторая буква A/H, соответственно, Авиа/Хели
последняя буква F/P соответствует FM/PCM ?
б) что означает третья буква S для модели 9Z?
в) что означает WC2 для модели 9Z? То, что в аппаратуре есть встроенный синтезатор частоты на весь диапазон? А как в таком случае осуществляется настройка приемника (кварцы же специально продаются парами именно чтобы обеспечить точность приема-передачи, и даже кварцы от разных производителей с одинаковой заявленной частотой не рекомендуется использовать именно из-за небольших расхождений, по крайней мере так нас когда-то учили…)? Может в синтезаторе есть какая-то дополнительная тонкая подстройка частоты, если да, то как это выглядит с точки зрения юзера?
в) Бывают еще с/без CAMPac модуля –имеет ли смысл брать его сразу, или 8-10 моделей достаточно (сколько реально нужно цифровых моделей на одну реальную авиамодель, под разный стиль пилотажа/ погоду/ топливную смесь и т.д.)?
г) Есть ли другие различия между версиями Авиа/Хели кроме наличия трещотки на газе у Авиа?
д) Большой разброс в цене разных наборов это из-за комплектации (с/без разными машинками, приемниками, аккумуляторами)?
ж) если добавите инфу, которая поможет сориентироваться в выборе и не нарваться на уже известные грабли, буду очень благодарен!!! (вплоть до пива или чего покрепче 😉) Особенно интересно, на что еще обратить внимание при покупке комплекта (наличие более хороших машинок/ приемника/ аккумулятора и каких именно)?

  1. Посоветуйте плз. поддиапазон/ы для частоты 40 мГц.
    Т.е. нужен совет из Вашего практического опыта, имеет ли смысл брать сразу несколько комплектов кварцев и с каким разбросом частот, чтобы придя на поле не было мучительно больно… 😉 и какие частоты в Москве и МО явно забиты и брать категорически не стоит (интересует именно совет практика, а не теория, сам был радистом в армии и знаю, что иногда на правила по частотам приходится забивать 😉)?

  2. Не возьмутся ли признанные гуру, которые так или иначе заинтересованы в некоторых брэндах (например содержат свои сайты и магазины ориентированные на конкретных производителей/ поставщиков) написать статью, где подобные (по конкретным девайсам) вопросы будут освещены?
    Вам же будет выгодно, если новичок найдет подробное описалово на русском языке, соответственно, и первая покупка будет аппаратуры именно той фирмы, которая отнесется к новичку по-человечески, а поскольку каждый моделист хвалит именно свою модель/ аппаратуру/ движок – это бесплатная реклама-рекомендации, да и покупать более продвинутую модель в будущем он будет именно от зарекомендовавшего себя производителя…
    За основу можно взять возникающие в этом форуме вопросы + например русифицировать сравнительную таблицу от самой футабы: www.futaba-rc.com/radios/feature-compare.html
    в ней очень много всяких аббревиатур, которые новичку непонятны, и даже если переводятся просто – непонятно, что имеется в виду. Вот например с чем едят: “Rudder to Thr Mix”?

Кстати, это не обязательно должна быть Футаба и необязательно аппаратура (двигатели/ аккумуляторы и т.д. тоже интересны).

З.Ы. просьба ногами не пинать и в поиск не посылать. Поиском пользовался, но поскольку тема для меня новая (вернее очень старая, последний раз интересовался ~20лет назад), может что-то не нашел, проглядел или не понял с первого раза; по своему опыту знаю, что поиск хорош, когда уже немного ориентируешься в теме, а статей для новичков не так уж и много…
Если есть желание помочь – сделайте это конструктивно, если нет - просто пройдите мимо.

В магазинах спрашивал, но может неудачно попадал, или физиономия моя не внушила почтения, или продавцы сами не знают… короче ответов подробных так и не получил… 😭

PPS насчет попробовать что-то подешевле на первое время, мой скромный IT-опыт говорит, что лучше сразу ориентироваться на модели выше среднего класса, но не топовые модели. В первом случае приходится потом выбрасывать (мелочь, но обидно), во втором обычно переплачиваешь непонятно за что…
Заранее спасибо ответившим!

dimkorry

Дополнение.
Забыл сказать самое главное, собственно только начинаю заниматься авиамоделизмом после долгого перерыва, поэтому в современных терминах не ориентируюсь.
Передатчик планирую использовать один: начиная с тренера и кончая копиями и спортивными пилотажками, поэтому ищу хороший, и не хочется ошибиться с выбором.

Serega
  1. вопросы касаются названий разных моделей FUTABA:
    9CAP, 9CAF, 9CHF, 9CHP
    9ZA, 9ZH, 9ZAS, 9ZHS
    из списка я так понял (просьба поправить или добавить), что:

а) первая буква – класс аппаратуры (типа Z имеет больше настроек, памяти)? ДА это разные аппараты
Может быть что-то еще, уж больно большая разница в цене?
вторая буква A/H, соответственно, Авиа/Хели ДА
последняя буква F/P соответствует FM/PCM ?ДА
б) что означает третья буква S для модели 9Z? с синтезатором (кварцы не нужны)
в) что означает WC2 для модели 9Z? То, что в аппаратуре есть встроенный синтезатор частоты на весь диапазон? А как в таком случае осуществляется настройка приемника (кварцы же специально продаются парами именно чтобы обеспечить точность приема-передачи, и даже кварцы от разных производителей с одинаковой заявленной частотой не рекомендуется использовать именно из-за небольших расхождений, по крайней мере так нас когда-то учили…)? Может в синтезаторе есть какая-то дополнительная тонкая подстройка частоты, если да, то как это выглядит с точки зрения юзера?
это выглядит как две небольшие крутки которыми задается частота(канал)
в) Бывают еще с/без CAMPac модуля –имеет ли смысл брать его сразу, или 8-10 моделей достаточно (сколько реально нужно цифровых моделей на одну реальную авиамодель, под разный стиль пилотажа/ погоду/ топливную смесь и т.д.)? мне пока хватает стандартных

г) Есть ли другие различия между версиями Авиа/Хели кроме наличия трещотки на газе у Авиа? Есть у 9CAP Heli модель по умолчанию вертолет, но естессно все меняется в меню
д) Большой разброс в цене разных наборов это из-за комплектации (с/без разными машинками, приемниками, аккумуляторами)? ДА, (следует понимать что 9Z и 9C отличаются не только комплетацией ! это разные аппараты! )

ж) если добавите инфу, которая поможет сориентироваться в выборе и не нарваться на уже известные грабли, буду очень благодарен!!! (вплоть до пива или чего покрепче 😉) Особенно интересно, на что еще обратить внимание при покупке комплекта (наличие более хороших машинок/ приемника/ аккумулятора и каких именно)? Машинки IMHO нужно брать уже под конкретную модель

dimkorry

Спасибо, Serega!

по Футабе уже боле-менее понятно (накачал мануалов + статьи + советы)

Вот посоветовали еще посмотреть такой JR10X:
www.scaleaero.com/jr_radio_systems1.htm
или
…com.au/…/jr_propo_pcm10x_aircraft.htm

по цене это скорее аналог 9Z, но нигде не указано (не нашел), что есть синтезатор (synthesizer), на картинках тоже “крутилок” не видать ни на ВЧ-модуле (RF), ни на приемниках от JR-а…

Может кто-нибудь подсказать, есть ли в нем выбор каналов (синтезатор)?
и плюсы-минусы по сравнению с FUTABA 9Z (или соответственно 9C, если он без синтезатора)?
В московских магазинах JR10X в отличии от футаб я не встречал, и асортимент приемников-машинок-прочего как-то беднее (может не там смотрю)?

Вячеслав_Старухин

Я, правда, не Гуру RC-моделизма, но советую, если уж очень хочется именно Футабу, то купите 9CAP на диапазон 40 Mhz с любым одним комплектом кварцев.

Почему 9САР - потому что следующая их модель 9Z уж чересчур дорога для непрофессионала, а вы пишете, что хотите что-то получше, но не слишком.

Почему 40, потому что в Москве владельцы Футаб почему-то больше любят именно этот диапазон. (Еще оказывается, что несколько каналов в нем официально разрешены для использования в нашей стране, но за этим никто не следит)

Почему с любым одним комплектом кварцев - потому что на конкретном поле, на котором вы будете летать, будут конкретные люди со своими частотами.
И, даже если у кого-то будет та же частота, это не страшно, просто будете летать по очереди.
А одним, потому что другие потом можно купить, если захочется, но сразу это лишнее.

А так как передатчик такой аппаратуры довольно дорогой, то остальное не очень существенно, какое покупать.
Правда, существенно, какой размер моделей вы выберете.
Если средних размеров с ДВС, смело берите любые стандартные машинки и аккумуляторы.

Предупреждаю однако, что если у вас не слишком много денег, то очень скоро вы поймете, что приемники и машинки Hitec для вас подходят больше, они раза в два дешевле.
Да и передатчики Hitec ничем не хуже для тех, кто не гонится за фирмой.
( У меня самого Hitec Focus 4FM и Futaba 9CAP )

pakhomov4

[quote=Вячеслав Старухин,Aug 24 2004, 14:02]
Я, правда, не Гуру RC-моделизма, но советую, если уж очень хочется именно Футабу, то купите 9CAP на диапазон 40 Mhz с любым одним комплектом кварцев.

Почему 9САР - потому что следующая их модель 9Z уж чересчур дорога для непрофессионала, а вы пишете, что хотите что-то получше, но не слишком.

Почему 40, потому что в Москве владельцы Футаб почему-то больше любят именно этот диапазон. (Еще оказывается, что несколько каналов в нем официально разрешены для использования в нашей стране, но за этим никто не следит)

Почему с любым одним комплектом кварцев - потому что на конкретном поле, на котором вы будете летать, будут конкретные люди со своими частотами.
И, даже если у кого-то будет та же частота, это не страшно, просто будете летать по очереди.
А одним, потому что другие потом можно купить, если захочется, но сразу это лишнее.
Купив 9Z практически на всю жизть обеспечиваещь себя правильным (во всех смыслах) аппаратом 😁 Остальная забота - выбор частоты (рабочей для аппаратуры) и бортового комплекта 😁 Если в Москве любят 40 мГц - этто Ваша проблема, в Питере летают во всех диапазонах
А так как передатчик такой аппаратуры довольно дорогой, то остальное не

pakhomov4

[quote=pakhomov4,Aug 24 2004, 16:16]
[quote=Вячеслав Старухин,Aug 24 2004, 14:02]
Ничего не понял, с моим ответом какая-то каша…

klim
pakhomov4

Ничего  не понял, с моим ответом какая-то каша…

Потомучто снизу /quote отрезать не надо было. Отредактируй, добавь в конец цитаты /quote.

dimkorry

Спасибо, Вячеслав!

Пришел в результате к такому же выводу. Всех прелестей 9Z в ближайший год все равно не пойму. JR10Х - неоправданно (по крайней мере, кроме магниевого корпуса не нашел преимуществ) дорогой, тем более без синтезатора. Малоканалка от Hitec не пойдет на второй этап (копии и приличные пилотажки), а к вещам привыкаешь и выкидывать потом зарекомендовавшую себя девайсину жаль.
А через годик-два малость поднатаскаюсь в этом вопросе и возьму топовую аппаратуру, может к тому времени выйдет что-нибудь еще более крутое-навороченное-удобное (может даже Wi-Fi 😛 ).
Да и местный хоби-бизнес пошустрее может будет к тому времени (пора уже структурировать рынок, иначе рынок отструктурирует вас)…

Короче ищу боле-менее приличную 9САР на 40 мгц…
пока на тренер 0.40-0.46, потом на срененькую АRF пилотажку под тотже движок, а дальше уже своими ручками что-то серьезное… и может уже сам советы давать смогу желающим… ;o)ъ

а ну кто тут последний в цари?.. 😁

Еще раз пасибы всем помогавшим!

vovic

Может такая аналогия пригодится из автомобильного мира:
Санва, Хайтек - типа Фольксваген Гольф, 9С - пятерка BMW, 10Х - Порше 911, Мультиплекс Роял Эво - Ламборгини, 9Z - Феррари Маранелло. Вот и выбирай.

Имей в виду, купив суперкрутой аппарат - не обеспечишь себя на всю жизнь. На него могут наступить ногами, его могут банально спереть и т.д, и т.п.
Жизнь есть жизнь. И не всегда надо загоняться по максимуму.
У меня 9С, мне хватает.

IvanG

Если Хайтек - это Фольксваген, то что же такое GWS??? Запорожец? И чем она реально хуже?

dimkorry
vovic:

Может такая аналогия пригодится из автомобильного мира:
Санва, Хайтек - типа Фольксваген Гольф, 9С - пятерка BMW, 10Х - Порше 911, Мультиплекс Роял Эво - Ламборгини, 9Z - Феррари Маранелло. Вот и выбирай.

for vovic & All
Кстати, тогда уж 10Х - это скорее Ролс-Ройс коллекционный, пижонский агрегат (стоит дикие бабки, много жрет, крутой корпус, неплохая механника, но скорость так себе, запчастей и аксесуаров или фиг достанешь или очень дорого, и от других производителей приемники не подходят, а запчастя и сервис - эт вещь не последняя в автостроении…). А по возможностям я пока не понял преимуществ даже в сравнении с футабой 9САР.

PS По поводу скорости и надежности связи выводы делал из статьи “PPM или PCM” на этом сайте:
S-PCM (1024) от JR/Graupner - Точность - 10 бит. Полный цикл передачи данных обо всех каналах состоит из 4 блоков данных и длится 44 мс. При единичной ошибке пропадают данные о 2-ух каналах.
Futaba PCM 1024 - Общий цикл передачи данных занимает 28.5 мс. Реально 14.25 мс на фрейм, если он пропадает - теряется 4-5 каналов (четный/нечетный). + есть режим failsafe (типа ABS) 😁

Если продолжать аналогии с автостроением, то единичная помеха, словленная Футабой, похожа на камешек под колесом на повороте при хорошей скорости (неприятно и последствия бывают гадкие), а на JR -это полноценный “лежачий полицейский” (подвеске, читай модели - капец и аппарат в кювете)… миллисекунды - это конечно не много, но в авиамоделизме и скорости бывают побольше, чем при езде на авто…
Или я чего-то не понимаю?
Если есть что добавить конструктивно, буду рад выслушать! учиться никогда не поздно… 😃

pakhomov4
dimkorry:

for vovic & All
Кстати, тогда уж 10Х - это скорее Ролс-Ройс коллекционный, пижонский агрегат (стоит дикие бабки, много жрет, крутой корпус, неплохая механника, но скорость так себе, запчастей и аксесуаров или фиг достанешь или очень дорого, и от других производителей приемники не подходят, а запчастя и сервис - эт вещь не последняя в автостроении…). А по возможностям я пока не понял преимуществ даже в сравнении с футабой 9САР.

PS По поводу скорости и надежности связи выводы делал из статьи “PPM или PCM” на этом сайте:
S-PCM (1024) от JR/Graupner - Точность - 10 бит. Полный цикл передачи данных обо всех каналах состоит из 4 блоков данных и длится 44 мс. При единичной ошибке пропадают данные о 2-ух каналах.
Futaba PCM 1024 - Общий цикл передачи данных занимает 28.5 мс. Реально 14.25 мс на фрейм, если он пропадает - теряется 4-5 каналов  (четный/нечетный). + есть режим failsafe (типа ABS)  😁

Если продолжать аналогии с автостроением, то единичная помеха, словленная Футабой, похожа на камешек под колесом на повороте при хорошей скорости  (неприятно и последствия бывают гадкие), а на JR -это полноценный “лежачий полицейский” (подвеске, читай модели - капец и аппарат в кювете)… миллисекунды - это конечно не много, но в авиамоделизме и скорости бывают побольше, чем при езде на авто…
Или я чего-то не понимаю?
Если есть что добавить конструктивно, буду рад выслушать! учиться никогда не поздно…  😃

Сам себе ответил 😁 А вааще про миллисекунды нет смысла заморачиватся - скорость реакции рядового мужика (трезвого!) 0,15-0,2 секунды 😁

dimkorry

Вот еще ссылочка для тех, кто придет после меня:
www.lemo.ru:8101/astc/radio start.htm -хотя и не самая свежая

и вообще стоит почитать этот сайтик начинающим: www.lemo.ru:8101/astc/

буду публиковать найденное в этом топике в виде ссылок, со временем может кто сообразит полноценный обзорчик по аппаратуре на основе этих материалов…

Надеюсь, Виталий не будет против?

RID
dimkorry

Futaba PCM 1024 - Общий цикл передачи данных занимает 28.5 мс. Реально 14.25 мс на фрейм, если он пропадает - теряется 4-5 каналов  (четный/нечетный). + есть режим failsafe (типа ABS)  😁

Этот + надо понимать, как то, что на 10х нет FAILSAFE?
Если так, то Вы глубоко не правы.
JR-овские 10-ки не универсальны, в отличии от Futaba в них нет противоположных программ (в самолетной нет вертолетов, в вертолетной нет самолетных программ), возможно производитель считает, что обладатель такой аппаратуры “работает” только в одном направлении 😁 .
Механика там хорошая и программирование попроще, лучше на футабу смотрите, много функций и универсальность, распостраненность опять же.
Хотя топовый Мультиплекс, доХайтековской эры я бы поставил выше Футабы по гибкости настроек.
Удачи.