Мои гигагерцовые иллюзии
Мой опыт, как я понимаю, Вас не интересует. 😃
А вы что бойкот всем объявили?Поделитесь пожалуйста если можно.
В качестве примера, предлагаю два видеоролика. Оба сделаны на одной и той-же модели (планер Cularis), с одной и той-же системой РУ: передатчик Futaba 12FG с модулем 2.4 ГГц ТМ-14 с выходной мощностью 10 мВт. На обоих роликах видны: дальность, высота, и координаты места, где это происходит. В правом нижнем углу экрана есть две цифры в Вольтах. Верхнее - это немного усредненный по премени сигнал красного индикатора приемника. Он показывает битые пакеты. Когда битых пакетов нет - напряжение больше 10 В в первом клипе и больше 5 В во втором (разница возникла из-за подключения в ту-же цепь желтого светодиода вынесенного в поле зрения камеры - для наглядности оператора). Когда связь нарушается и появляются битые пакеты - напряжение падает. Потеря связи и переход в FailSafe наступает при напряжении < 0.5 В.
Первый клип - показывет полет до границы действия РУ на подмосковном поле (последние 30 сек при достижении максимального удаления). Желтый мигающий индикатор в поле зрения камеры также подключен параллельно красному индикатору приемника (напрямую, без усреднения). Он показывает нарастание потерь пакетов в реальном времени. Клип заканчивается потерей связи на дальности 2.3 км и переключением на автопилот (модель благополучно вернулась назад).
Второй клип - полеты на “домашнем поле” в Москве. Здесь Вы можете видеть многочисленные примеры провалов связи на расстояниях от 200 до 400 м.
Так как домашнее поле наиболее изучено мной более чем за 1.5 года, хочу добавить, что на другой частоте, кроме 2.4 ГГц здесь еще хуже. Я сам ранее неоднократно ловил провалы управления на расстояниях от 50 до 100 м (аппарутра JR х2720 и таже Futaba 12FG с ВЧ модулем на 40 МГц). А самый забавный случай мы наблюдали с приятелем, как пара незнакомых ребят взлетели на 35 МГц аппаратуре (кажется Hitec) и в 30 м модель уткнулась носом в землю. Подошли к ней - РУ работает, но стоило отойти на 50 шагов - сервы начинали хаотично трястись.
Выводы надо делать?
Дело в том что постоянно работает канал по сотовой связи, который и увеличивает дальность, это примерно так же как в ситуации подходишь к машине а брелок от сигналки не робит села батарея, звоним домой (дом находиться заранее в не досигаемости сигнала) и просим чтоб на втором брелке сигналки открыли машину, при этом брелок подноситься к телефону и и машина открывается, не моню на каком то форуме была подробно описана эта ситуация:)
бредятина
Вот это по настоящему!Гораздо интереснее езды по Тушино.Спасибо!
Так же показательны ваши слова
на другой частоте, кроме 2.4 ГГц здесь еще хуже. Я сам ранее неоднократно ловил провалы управления на расстояниях от 50 до 100 м (аппарутра JR х2720 и таже Futaba 12FG с ВЧ модулем на 40 МГц). А самый забавный случай мы наблюдали с приятелем, как пара незнакомых ребят взлетели на 35 МГц аппаратуре (кажется Hitec) и в 30 м модель уткнулась носом в землю. Подошли к ней - РУ работает, но стоило отойти на 50 шагов - сервы начинали хаотично трястись.
Выводы надо делать?
А вывод как я понял-если на 2.4 плохо,то на Мгц совсем кранты!!!
А вывод как я понял-если на 2.4 плохо,то на Мгц совсем кранты!!!
я на такой вывод не согласен
скажем так - ИМХО в 2.4 аппе лучше реализована обработка помех
–
А самый забавный случай мы наблюдали с приятелем, как пара незнакомых ребят взлетели на 35 МГц аппаратуре (кажется Hitec) и в 30 м модель уткнулась носом в землю. Подошли к ней - РУ работает, но стоило отойти на 50 шагов - сервы начинали хаотично трястись.
Выводы надо делать?
Похожее наблюдал с вертолётом 90 размера, на небольшом отдалении он перевернулся, полетел винтом в землю и глухой хлопок. Хорошо пострадала только модель. Полёт у модели не был первый, аппаратура Футаба на 40Mhz PCM. После краша аналогично в шагах 50+/- сигнал пропадал, не знаю как объяснить может на отдалении кто-то на том же канале включился, но проверив через определённое время всё работало нормально.
Выводы можно делать рaзные, так например если следовать примеру asw можно констатировать дальность PCM в 50 шагов, если ещё таксиста с рацией подогнать то и того меньше 😉.
Абсолютнo не утверждаю что придумана безотказная аппаратура, но говоря об одном примере барабашек- нe так давно человек разбил бензинку, после того как констатировал что на земле машинки двигались был абсолютно уверен что барабашка. В результате оказалось борт у него был 4S NiMh 600mAh (тот что с ДЖР9303 в комплекте идёт). Элерон с 12Кг машинкой можно было концом мезинца остановить, человек же отказывался верить что в полёте на вибрирующей бензинке цифровые машинки изпытывают нагрузки больше чем в заглушенном состоянии на земле . . .
На форуме же это просто краш с 2,4, борт нормальный, на земле после краша всё функционально.
вывод как я понял-если на 2.4 плохо,то на Мгц совсем кранты!!!
После всех этих тестов, наземных исследований совместно с asw, и изучения принципов работы разных аппаратур, выводов я для себя сделал несколько.
- Главным фактором дальности для любой исправной аппаратуры авляется уровень помех в месте проведения полетов. Причем если на 2.4 ГГц аппаратуре можно видеть 5-10 кратное ухудшение дальности по сравнению с идеальными условиями (и это благодаря распеределенному спектру), то на узкополсных мегагерцовых системах соотношение лучший/худший результат может достигать 100 раз.
- Альтернатив диапазону 2.4 ГГц для стандартных систем РУ в крупных городах, сейчас практически нет. За городом, без риска пересечься с коллегами, можно пока безбоязненно летать на любых частотах.
- Если сравнивать между собой 2.4 ГГц аппаратуры разных производителей то для дальности есть два определяющих фактора: протокол передачи и выходная мощность. Системы реализующие только DSS (Спектрум, Hitec) уступают системам сочетающим DSS с частотныими прыжками (Futaba, Jetti, Weatronic) в несколько раз. Так как уровень помех в диапазоне сильно неравномерен (я видел разницу в 10-15 дБ), 10 мВт Футаба может оказаться лучше 100 мВт.
Спектрума на шумной площадке (на идеальной площадке Спектрум за счет мощности выиграет). Не знаю, есть ли на 2.4 ГГц системы РУ вообще не использующие расперделенный спектр, если есть - то их даже рассматривать не стоит, не то что покупать.
Одно из самых показательных сравнений дальности разных аппаратур по земле в одинаковых условиях приведено здесь: rcopen.com/forum/f4/topic153596/49 - По моей сильно эмпирической оцеке, наличие у приемника 2-х и более приемных антенн или сателитов дает выигрыш по дальности примерно на 6-10 дБ (6дБ 2-я антенна и еще 3 дб - третья). То есть в 2-3 раза.
Системы реализующие только DSS (Спектрум, Hitec) уступают системам сочетающим DSS с частотныими прыжками (Futaba, Jetti, Weatronic) в несколько раз. .
Эти два метода называются FHSS (frequency hopping spread spectrum) Jetti, Futaba, Hitec. И DSSS (direct sequence spread spectrum) Spektrum/Jr.
Вообще то на Хайтеке не используется DSSS а FHSS (так же как и на Футабе), только если Футаба слепо прыгает по каналам заложенным с завода то Хайтек можно включить в режим сканирования (опционально), после чего в начале трансляции он выбирает и вместе с приёмником переключается на наиболее чистые каналы, по которым потом и скачет. Jetti понимаю вообще во время трансляции может каналы менять.
Не знаю, есть ли на 2.4 ГГц системы РУ вообще не использующие расперделенный спектр
ASSAN, XPS (В третей версии вроде менять канал научился).
Вообщето на Хайтеке не используется DSSS а FHSS (так же как и на Футабе),
Спасибо за уточнение, буду знать. А подробное описание протокола где-нибудь опубликовано, или может смотрел кто на анализаторе?
И какая выходная мощность у передатчика?
2 baychi - извините - однобокое сравнение
да - идеального диапазона протокола нет и неможет быть
но физика у 40 мГц лучше чем у 2.4 гГц
бытовых источников помех больше
а еше летают в компании - а это значит большее “замусоривание” диапазона
а если еше прыжки по каналам - то еще сложнее оценить взаимодействие
по идее - за счет большей “емкости” диапазона 2.4 там нужно вводить распределенное по спектру дублируюшую передачу с коррекцией
но тк используется элементная база от потребительского рынка - где такая надежность не важна - такую аппу мы вряд ли увидим
мое мнение - 2.4 конечно здорово - но расслабляться нельзя
к сожалению переход на 2.4 неизбежен - тк маркетингово этот диапазон выиграл без поворотно - и уже сейчас заметен усиливающейся перекос в аппаратуре 2.4 над другими диапазонами
ASSAN, XPS (В третей версии вроде менять канал научился).
Об Боже! 😃
А подробное описание протокола где-нибудь опубликовано, или может смотрел кто на анализаторе?
Пока нет. В скоре будет обзор Hitec 2,4 на рцмоделревюс с анализатором и со всеми делами.
Известно только что в стандарте стоит режим канал через два в спектре отведенном для моделистов, с переключением по заложенному с завода алгоритму. И можно включить режим сканирования в котором каналы выбираются перед каждым полётом.
Об Боже! 😃
❓
2 baychi - извините - однобокое сравнение
Сравнение - на клипах. А здесь - лишь личное мнение. 😃
бытовых источников помех больше
Совершенно верно.
а еше летают в компании - а это значит большее “замусоривание” диапазона
а если еше прыжки по каналам - то еще сложнее оценить взаимодействие
Как раз с взаимодействием на 2.4 ГГц все в порядке. Если два узкополосных сигнала на 35-70 МГц совпадут по частоте - это почти гарантированный трабл.
А даже при DSS два совпавших канала практически не заметят друг-друга (немного ухудшиться отношение С/Ш).
А при FHSS - пседослючайная последовательность прыжков гарантирует полную независимость. Ведь если даже в одном прыжке каналы совпадут и заглушат друг-друга, следующий скачок будет нормальным - и Вы даже не почувствуете потери 2-3 мс слота.
по идее - за счет большей “емкости” диапазона 2.4 там нужно вводить распределенное по спектру дублируюшую передачу с коррекцией
Что еще дублировать? Если даже JR/Srectrum используют 2 случано-выбранных канала (с DSS в каждом), а лучшие РУ постоянно прыгают по каналам.
Если Вы обратную связь имеете в виду, то это совсем другие возможности…
к сожалению переход на 2.4 неизбежен - тк маркетингово этот диапазон выиграл без поворотно - и уже сейчас заметен усиливающейся перекос в аппаратуре 2.4 над другими диапазонами
Как видите, наши выводы во многом совпадают. 😃
Пользуюсь Спектрумом DX 7 три года, было две аварии- самодельный выключатель замаслился от попадания топлива и прерывал питание от вибрации, был второй случай аккум. сдох и не выдержал дня интенсивных полётов. Эксплуатирую летом очень интенсивно за городом на ДВС и в городе на стадионе на электричке зимой. проблем никаких, Спектрумом очень доволен. А пропадают пакеты или нет не знаю, на работе так натра…ешся с ремонтом электроники что уже вникать пропадают пакеты или нет, не хоцца. Работает безотказно как молоток ну и всё.
Эти два метода называются FHSS (frequency hopping spread spectrum) Jetti, Futaba, Hitec. И DSSS (direct sequence spread spectrum) Spektrum/Jr.
Кстати, давайте уточним.
Насколько мне известно, DSSS использует кодирование каждого бита специальной последовательностью бит с особой автокорреляционной функцией. Простейший пример - код Баркера - 11 бит 11100010010 и инверсия, требуют в 11 раз более широкого спектра, чем исходная последовательность, но позволяет распознавать свои биты, когда шум в разы превышает сигнал. Говорят что в реальности DSS-системы РУ используют 30-100 битные последовательности расширения бит, занимая под пакет один-два канала шириной порядка 1 МГц.
А системы FHSS, помимо размазывания битов по спектру канала, используют еще и прыжки по каналам. То есть FHSS=DSSS + прыжки по каналам.
Хотя оба метода - кодирование бит и прыжки по каналам относят к методам распределенного спектра.
Поправьте, если не прав.
А пропадают пакеты или нет не знаю, на работе так натра…ешся с ремонтом электроники что уже вникать пропадают пакеты или нет, не хоцца. Работает безотказно как молоток ну и всё.
вот именно, работает и хорошо. а то тут какая то массовая лихорадка пакеты считают:)
то тут какая то массовая лихорадка пакеты считают
Извините, что нарушаем Вашу идилию. Одним нужно просто кататься, а другим интресно, как устроен автомобиль, и до какой губернии доехать может. 😃
Извините, что нарушаем Вашу идилию. Одним нужно просто кататься, а другим интресно, как устроен автомобиль, и до какой губернии доехать может. 😃
Я вот честно признаюсь - не обладаю такой глубиной познания всей электроники и поэтому у меня единственный вопрос:
Вы все эти исследования со штатным приёмником проводили?
Потому как если с каким-нить левым, то Ваши данные получаются не совсем корректными. Нисколько не сомневаясь в вашей компетенции просто сообщу, что был не раз свидетелем того, когда пилоты-обладатели достаточно серьёзных и дорогих систем ( от 9 каналов и выше) жопили элементарные 20-30 баксов на покупку родных приёмников и соответственно били самолёты один за одним. Вердикт разумеется был один: говно передатчик. О том, что этому передатчику приходилось работать с говно-приёмником никто почему-то и думать не желал.
Вы все эти исследования со штатным приёмником проводили?
А Вы знаете хотя-бы одну фирму, производящую приемники на 2.4 ГГц, совместимые с Futaba? 😉
Разумеется, все делалось на аппаратуре от поизводителя. Пост с клипами, специально подчеркивает, что все прочие причины снижения дальности, кроме состояния эфира, учтены.
Я не пользуюсь суррогатами, поэтому не знаю вообще никаких фирм-заменителей оригиналов.😃
я на такой вывод не согласен
скажем так - ИМХО в 2.4 аппе лучше реализована обработка помех
–
Вы вот это прочитали?Несогласны что от200 до400 лучше чем от50 до100?
Вы можете видеть многочисленные примеры провалов связи на расстояниях от 200 до 400 м…
на другой частоте, кроме 2.4 ГГц здесь еще хуже. …на расстояниях от 50 до 100 м …на 40 МГц. …на 35 МГц аппаратуре стоило отойти на 50 шагов
ВОТ КЛЮЧЕВЫЕ ФРАЗЫ подтверждённые эксперементально(очень грамотно),согласен что моя хотьба по Театралке -детский лепет.
Теперь осталось выяснить а на сколько пропадания пакетов мешают управлению моделью.
У меня на 450 верте(думаю что верт критичнее к пропаданию пакетов чем самолёт),стоит мультиковский приёмнник RX7 IPD,там каждый полёт регистрируется от1 до неск искажённых канальных импульсов в пакете,по управлению это вообще не заметно!
Одним нужно просто кататься, а другим интресно, как устроен автомобиль, и до какой губернии доехать может. 😃
В этом и заключена причина недопонимания.Думаю,что 99,999991% пользователей в их помеховой обстановке достаточно систем 2.4 от широкораспространенных производителей.В вашем случае конечно стандарт не подходит.Но советовать владельцам например 50самоля от Киоши(говнолёта как некоторые выражаются) на основании вашего теста что то профессиональное
наверное не стоит.
Кстати,почти всегда проверяю дальность перед 1 м полётом.Хоть как то можно оценить помеховую обстановку,всёже лучше чем ничего!
мое мнение - 2.4 конечно здорово - но расслабляться нельзя
😵😵😵
Хорошо сказано,туман пущен!!!В чём состоит нерасслабление?Можете сообщить что то ценное,какой то совет,что делать то надо!?😮