DX18 от Spektrum. 18 каналов за 800$
Уважаемый Николай, а вы тесты на дальность своего DX18 проводили?
Честно говоря, нет. Но, внимательно слежу за уровнем заряда батарей передатчика и модели. В полётном ящике всегда запасной комплект батарей.
Моё мастерство, как пилота, пока оставляет желать лучшего, и это мягко говоря.😃
Потому, всё внимание концентрирую на развитии навыков удержания модели на заданных траектории, высоте и расстоянии. Последнее самое сложное, ибо пару раз попадал в ситуацию, когда модель, вдруг превращается в точку. И, к счастью, оба раза удавалось её вернуть.
Аппаратуру Spektrum выбрал полагая, что она позволит не отвлекаться на второстепенные проблемы.
Эксплуатирую Spektrum строго по инструкции, в режиме DSMX 2048/22ms, используя DX6i (12.2011) и DX18 (ver. 1.4), AR6115e, AR8000, AR9020, TM1000, TM1100 с “фаршем” в зависимости от модели. За полтора года активного использования (летом и зимой) нареканий у меня нет.
Spektrum многократно помогал избегать негативных последствий из-за типовых ошибок начинающих пилотов, как то: включение борта при сдвинутом стике газа, выключение передатчика раньше борта, попытка запуска новой модели с настройками предыдущей модели на пульте, расход заряда аккумулятора раньше планового времени, перегрев в полёте двигателя/батареи и т.п.
На сегодняшнем уровне своего развития выбором аппаратуры Spektrum доволен.
Допускаю, что OrngeRX даёт небольшую экономию - $6 за OrangeRx R615 против $40 за Spektrum AR6115e. Это примерно 8% от средней стоимости пилотажной модели 49"-51". Однако, риск в любом случае (R615/AR6115e) составляет полную стоимость модели (~$450), что делает сомнительной такую экономию. У меня и без того достаточно рисков, как у начинающего пилота, чтобы сознательно их увеличивать.
Вышло обновление для:
DX18QQ: version 1.01 (8 April) -> ver. 1.01C
DX18: version 1.04 (8 April) -> ver. 1.04C
DX10t: 1.05 (30 January 2013) -> ver. 1.05C
Улучшения:
- Улучшена производительность ВЧ;
- “Забанен” режим FR-328, как не нужный далее.
Исправления:
- Корректное отображение PID кода ВЧ на экране подробностей версии.
Смысл последнего не понял - где это и что это?!
Оригинальный текст:
New Features & Improvements:
- Enhancements to improve RF performance
- Automatically disables France mode as it is no longer necessary
Corrections:
- Properly display RF PID code on the version detail screen
Кто это обновление уже загружал, что скажете?
Переходил на 1,05 - откатился назад. Установил обратно 1,04. Причина - не совсем корректная работа после выключения и затем включения передатчика. Увеличилось время включения приемника, если есть телеметрия. Вообщем пока недостатки перетянули. Пока так. Это для 10t аппаратуры. Хотя они в программном плане одинаковы с 18 канальной. Так, видимо и там эти косячки имеются.
P.S. При сменах прошивки еще на косяки напоролся. Связаны они с переносом моделей с карты памяти и на нее. Написал в Horrizont, там тишина. Надеюсь исправляют…
Переходил на 1,05 - откатился назад. Установил обратно 1,04.
Как Вы обошли запрет на возврат (откат) к ранним версиям?
при сменах прошивки еще на косяки напоролся. Связаны они с переносом моделей с карты памяти и на нее.
В чём косяк?
Кто Вам сказал, что есть запрет на откат? Его там не было никогда! Косяк связан с переносом моделей из карты памяти, не могу сказать, что он критичный, но после переноса моделей, при условии, что были задействованы каналы aux1, aux2 и т д полететь не получится. Причина в том, что после переноса передатчик самопроизвольно назначает эти каналы , т е каналы aux1, aux2… на различные органы управления. Т е при этом стандартные каналы элеронов, рудера , элеваторов переносятся нормально. После переноса приходится лезть в меню Chanel assign и переназначать каналы. Передатчик всегда исходит по умолчанию из того, что установлен 10 канальный приёмник.
Кто Вам сказал, что есть запрет на откат?
В инструкции к обновлению отмечено жирным курсивом :
Не возвращайтесь к более ранней версии после применения этого обновления.
Источник: spektrumrc.com
Spektrum™ DX18 AirWare™ Version 1.04C (5 June 2013)
This version requires that you have installed version 1.04 (8 April 2013) first.
This version might erase ALL models on your radio.
Do not revert to an earlier version after applying this update.
==============
После переноса приходится лезть в меню Chanel assign и переназначать каналы.
Странно. Можете прикрепить файл с настройками модели, в котором “ломаются” назначения каналов после импорта?
Я переходил с версии на версию раза 3 - проблем вообще никаких. Щя не могу прикрепить, но суть проблемы вот в чем. Я использую в основном 8 канальные приемники. Перед заменой FirmWare я сохраняю все на карту памяти. При этом у меня , например за руль высоты (он раздельный) отвечают два канала - Elevator и Aux2. После заменя прошивки - Elevator на месте, т е правая половинка руля ОК, а левая уже на Aux3 - а такого канала на 8-канальном приемнике как понимаете НЕТ! Приходится лезть и менять AUX3 на AUX2. Кстати, только щяс подумал, а что будет если просто сохранить модель на карту, а потом просто извлечь оттуда? Возможно то же самое? Вечером попытаю передатчик.
Aux3 - а такого канала на 8-канальном приемнике как понимаете НЕТ!
Не понимаю… AUX3 на 8 канальном приёмнике AR8000 есть.
Сорри ошибся - Auх 4 конечно. Но не в этом суть, а в том что аппа кидает эти канылы исходя из 10 канального приемника. А если у меня 6-7-8 канальный?
Уважаемые коллеги, теоретическое ознакомление с возможностями DX18 не сняло всех вопросов. Если с пультом более-менее все понятно, то с комплектом оборудования на борту для максимального исползования возможностей аппаратуры нет.
DX18 позволяет:
- 18 каналов (нужен 10 канальный приемник типа AR10000 2,4GHZ 10K DSM2/DSM-X и модуль расширения на 8 каналов типа Spektrum X-Plus8 Expansion Module);
- получение телеметрии (нужен модуль телеметрии типа Spektrum TM1000 DSM2 Full Range Aircraft Telemetry Module, все датчики подключаются в модуль):
- поддерживаемые телеметрические датчики (из описания DX18 на сайте):
пропадание сигнала, потеря кадров информации, удержание (“Failsafe”);
температура двигателя (нужен датчик температуры типа TEMPERATURSENSOR MOTOR/AKKU );
Воздушная скорость (нужен датчик типа TELEMETRIE GESCHWINDIGKEITS SEN);
Альтиметр (нужен датчик типа TELEMETRIE HÖHEN SENSOR);
Двойной датчик для отслеживания потребления энергии (нужен датчик типа Spannungssensor mit EC3 Hochlaststecker); - просматривать результаты телеметрии на iPad (нужен модуль сопряжения STI TELEMETRIE INTERFACE IPHONE/IPAD 2.0).
Вопросы:
- Все-ли я учел для реализации максимальных возможностей пульта DX18, или можно/нужно докупить что-то еще для полного счастья?
- Как подключается модуль расширения (понятно что в приемник, однако отдельного разъема вроде нет)?
- Как подключается мудуль телеметрии?
- Поддерживаются-ли другие датчики Спектрум, имеющиеся в продаже, например: GPS, перегрузки, частоты вращения пропеллера и т.д., куда подключаются?
- 18 каналов (нужен 10 канальный приемник типа AR10000 2,4GHZ 10K DSM2/DSM-X и модуль расширения на 8 каналов типа Spektrum X-Plus8 Expansion Module);
Нужен X-Plus совместимый приёмник, например, AR9020, AR12120, AR1202. В документации AR10000 информации о совместимости с X-Plus нет.
нужен модуль телеметрии типа Spektrum TM1000 DSM2 Full Range Aircraft Telemetry Module, все датчики подключаются в модуль
TM1100 тоже подойдёт. Различия и полный список поддерживаемых датчиков здесь: spektrumrc.com/…/SPM_Telemetry_Compatibility.pdf
просматривать результаты телеметрии на iPad (нужен модуль сопряжения STI TELEMETRIE INTERFACE IPHONE/IPAD 2.0).
Необязательно. Экран DX18 отражает телеметрию удобно, DX18 подаёт сигналы при входе отслеживаемых параметров за допустимые значения.
Как подключается модуль расширения (понятно что в приемник, однако отдельного разъема вроде нет)?
Если имеется в виду модуль X-Plus, то к специальному разъёму приёмника SRXL, этот разъём есть на X-Plus совместимых приёмниках.
Как подключается мудуль телеметрии?
В разъём BIND/DATA.
Исчерпывающе, спасибо!
Еще некоторые подробности. Покупая модуль телеметрии - неважно какой TM1100 или полный TM1000 датчики температуры и датчик напряжения идут в комплекте. На сегодняшний день почти все приемники начиная с 7 каналов поддерживают телеметрию. Если ставите модуль расширения - не забудьте поставить галочку в аппаратуре. По умолчанию там ее нет, то есть действуют всего 10 каналов. Отображение телеметрии оставляет желать лучшего, а именно, телеметрия что идет по шине и что идет по проводу отображаются на ДВУХ РАЗНЫХ экранах. Совместить или настроить отображение этой информации - возможности нет. Дальность урезанной телеметрии примерно 300 м. О полной сказать трудно, но на 500 метров улетал - ловило. На сегодняшний день цена - качество-простота настройки на мой взгляд самые лучшие.
Но передает телеметрию именно модуль, правильно?
Приемников Спектрум с передачей телеметрии (как например Граупнер) - нет?
А что такое “по шине” и “по проводу”?
На самом деле пытаюсь сделать осмысленный выбор новой аппаратуры, ну и разобраться что к чему.
Но передает телеметрию именно модуль, правильно?
Правильно.
На самом деле пытаюсь сделать осмысленный выбор новой аппаратуры
Для этого - осмысленный выбор, целесообразно определиться с целью, ответив себе самому на вопрос: Зачем оно мне?
Для управления пилотажными самолётами качество Spektrum превосходно. Для FPV, вероятно, есть что-то другое.
По телеметрии.
Рассматривать экран с телеметрическими параметрами во время полёта пилотажки - это глупо. У опытных пилотов все критические параметры находятся в норме. У новичков мало опыта, чтобы отвлекать взгляд от летящей модели.
Таким образом, удобство просмотра параметров телеметрии во время полёта, визуальный мониторинг в реальном времени - это ложная цель.
С другой стороны, новички имеют дополнительные риски потери модели из-за проблем, слабо связанных с умением пилотировать. Например, перегрев двигателя, аккумулятора, критический разряд/просадка напряжения питания и т.п.
Страхование указанных рисков - оправданная цель. Тем более, что профилактика негативных последствий очень проста - сброс скорости, переход в режим спокойного полёта и/или экстренная (раньше таймера) посадка.
Чтобы выбрать правильный способ профилактики негативных последствий достаточно получить вовремя сигнал.
Телеметрия Spektrum посылает сигналы на пульт, когда какой-либо из отслеживаемых параметров вышел за пределы допустимых значений. Для разных сигналов можно указать разное оповещение. Например:
* вибрация - осторожно - сбросить временно скорость;
* звук - критично - перейти к спокойной программе полёта;
* вибрация + звук - аварийная ситуация - экстренная посадка.
Монитор пульта Spektrum хранит минимальные и максимальные значения параметров телеметрии, что позволяет спокойно проанализировать ситуацию после посадки модели. Есть возможность вести лог полёта для более детального изучения, но я этим не пользовался за ненадобностью.
300 метров уверенного приёма с модуля TM1100 - нормально. Это предельное расстояние для комфортного наблюдения модели с размахом 48"-51", если точнее, то это грань потери контура модели, когда модель превращается в точку, это грань потери управления, это аварийная ситуация.
Если модель улетела дальше 300 метров, то надо срочным образом её возвращать, пусть даже на зашкаливающих температурных режимах, ибо выбор прост: 100% потерять модель или использовать малый шанс, чтобы спасти. Если вопрос ставить так, вернуть модель любой ценой, то телеметрия будет только мешать.
Для этого - осмысленный выбор, целесообразно определиться с целью, ответив себе самому на вопрос: Зачем оно мне?
.
Согласен на все 100%!
Для этого и задаю глупые вопросы до покупки. Аппаратуру решил поменять так как с моим “Оптиком” не реализовать все задуманное на строящейся полукопии. По телеметрии много вопросов так как ранее с ней не сталкивался. Ну и пульт такая вещь, приобретая которую нужно оценить и перспективу!
Кстати, еще раз огромное спасибо за грамотные, развернутые и обоснованные ответы!
Ну, на сегодняшний день у Spektrum большие перспективы. По вопросам телеметрии. Не надо мучаться с протоколами, как у Futaba, да и вся телеметрия подходит. Что касается приемника со встроенной телеметрией - так на это есть JR. Хотя JR и Spektrum близки. Приемники их взаимозаменяемы.
Коллеги, подскажите по вот этому пункту в описании DX18:
• Built-in servo sequencer that lets users program a complex string of control events they can activate with the simple flick of a switch (гугл перевод: “Встроенный секвенсор сервоприводом, который позволяет пользователям программы комплексной нити контроля событий, которые они могут активировать с простым щелчком переключателя”).
Правильно-ли я понимаю что можно настроить несколько каналов на выпуск шасси с открыванием/закрыванием створок ?
Уф! Мощная вещь!
Вчера юзал spectrum на дальность. Приёмник стоял AR8000. Вообщем до километра не дотянул. Где-то 650-700 метров. Телеметрия работает до последнего. Как отваливается приёмник , отваливается и Телеметрия… не порадовали результаты конечно. Был бы не коптер, настроенный при потери сигнала на возврат домой, а самолёт какой-то, так бы и навернулся… Естественно range test был пройден на ура.