FrSky Taranis - Максимум возможностей за минимальные деньги.
стоит знак ! . Что это значит ?
Это значит, что кривая будет читаться в обратном порядке. Допустим прямой порядок кривой из трёх точек (-100:-100) - (0:0) - (100:50), то в обратном порядке она будет читаться как (-100:50) - (0:0) - (100:-100)
Это значит, что кривая будет читаться в обратном порядке. Допустим прямой порядок кривой из трёх точек (-100:-100) - (0:0) - (100:50), то в обратном порядке она будет читаться как (-100:50) - (0:0) - (100:-100)
Доходчиво . Продолжаю дальше☕
TVT - что такое ШИМ в общем случае мне известно. Просто ожидал, что коль вы так ратуете за конструктивный подход (схема, анализ, разработка) - то и даташит изучили. Вот две цитаты из оттуда, вместо ответа на ваши предположения:
Посмотрел фотографию платы с МК. Вывод 29 МК через конденсатор С81
Это вам показалось. С81 - керамика на питании - между 27-28 ногами. Дорога от 29 ноги уходит под МК и оттуда на С2 (блокировочник постоянки в в аудиоцепи), от С2 - на вход УМ (на контакт, обозначенный PCM_AUDIO).
А показания SWR до переделки и после сравнивали?
Так посоветуйте человеку как и чем SWR померить? Тем более в таком тракте.
Ну и еще, каким образом SWR повлияет на дальность представление имеете?
Давайте расмотрим маленький пример:
Идеальный тракт: КСВ=1 коэф. отражения = 0, переданная мощность = 100%
Весьма посредсвенный тракт: КСВ=2 Коэф. отражения 0.33, переданная мощность 89%. Т.е при посредственном согласовании мы теряем 11% мощности.
Теперь далее = дальность пропорциональна квадрату мощности. Ожидаемое падение дальности при 11% потерь в мощности всего 5.7% Есть еще миллион параметров, от чего зависит “дальность”. И затухания в среде, переотражения, наличие шумов, соответвие ДН - вносят гараздо большее влияние. Разница дальности в 2 км или в 1850 м - не выйдет из погрешности эксперимента.
Вернувшись к своему первому вопросу: как вы предлагаете померить SWR до переделки и после? Какими средствами измерения? Это возможно осуществить лишь если в передатчике эти средсва измерения предусмотрены. Но их нет! Сравнивать измерения двух разных АФУ, без учета выхода передатчика? Смысл??? Ну разве что убедиться, что обе антены вроде бы согласованы.
Да и померить - на ум приходит что-то типа www.tehencom.com/Products/…/Anritsu_S332D.htm , однако цена “игрушки” превзойдет десяток аппаратур и не у каждого моделиста она на столе лежит (у меня - лежит).
Александр, это про что?! Рассказывайте!
Как и обещал - на выхах нашел время и выкладываю детали:
Попытки экранирования (мои и других пользователей) не привели к сколь нибудь значимым результатам.
Дальнейшее изучение Тараньки привело к развитию грустного вывода, сделанного в первой части: конструкцию разрабатывал робот, причём не особо продвинутый - все возможные правила разводки ПП, разделения конструкции на блоки и соединения этих блоков - нарушены, с точки зрения помехозащищённости. Имеет место быть масса “земляных петель”, и, например, провода от выхода УМ до динамика “наматывают” с полметра по дороге 😵 … Кончено, можно было, как советовали на форуме “сделать новую схему”, “переразвести соединения модулей”, “сделать правильную землю” с учётом работы конструкции в режиме мощной радиопомехи… Но я хотел попытаться найти легко повторимое решение - которое было бы под силу всем тем, кто осилил “мод питания”.
Было выбрано два направления мода УМ: уменьшение входного сопротивления и установка реально необходимого коэффициента усиления (КУ).
На вход УМ с выхода ЦАП МК приходит такой сигнал (воспроизведение файла 1000Гц с уровнем 0db):
Обратите внимания на уровень 2,4V и “лесенку” дискретизации. Есть ли смысл усиливать сигнал по напряжению, при питании устройства от 3,4V? Очевидно, что даже при 100% КПД УМ при КУ>1,4 сигнал с уровнем 0db будет клипироваться. То есть выглядеть примерно так:
Громкость уже не может быть выше, т.к. ограничена напряжением питания УМ - растут только искажения. Но это для сигнала 0db. Наводимая помеха имеет значительно меньший уровень, и она исправно усиливается. Китайцы поленились - взяли все номиналы из даташита TPA711, и сделали “даташитный” КУ=5 с вытекающими из этого вышеописанными проблемами.
Выяснив это я решил посмотреть с каким уровнем китайцы записали аудиофайлы - оказалось, что от -8 до -3 db. При КУ=5 можно повзолить себе такую “роскошь”, но коль мы делаем минимально необходимый КУ, то нам нужны и все записи с уровнем 0db. Это можно получить запустив пакетную обработку всех файлов в любом аудиоредакторе. Штатную озвучку я уже “пропустил” через Adobe Audition, и делюсь с желающими: озвучка Тараньки с уровнем 0db.
Далее было нужно определить минимально допустимое для ЦАП входное сопротивление УМ. Ведь чем меньше будет входное сопротивление УМ, тем меньший уровень помех на нём будет наводится. Формально даташит разрешает грузить выходы ЦАП до 25mA. Т.е. на 150Ом. Вместе с тем, “при сопротивлении нагрузки ЦАП менее 5кОм падает точность преобразования”. В данном случае точностью преобразования можно пожертвовать. Вот так выглядит сигнал на выходе ЦАП при нагрузке 330Ом:
Стремновато… При увеличении нагрузки до 1кОм всё приходит более-менее в норму.
Теперь ясны необходимые параметры УМ - входное 1кОм и КУ=1,5.
Вот схема нашего включения TPA711 в нашем УМ, с реальной нумерацией интересующих деталей:
R7 определяет входное сопротивление. Ставим 1кОм (было 10кОм).
R8 определяет коэфициент усиления. Ставим 1,5кОм (было 50кОм).
С16 определяет срез по ВЧ. Это тот самый конденсатор, паралельно которому ставили в первой части 2200пФ (красный на схеме) - просто я тогда не знал, что он таки присутствует штатно - со смехотворным для нашего случая номиналом в 5пФ (опять таки 5пФ из даташита, но в даташите его цель - исключать самовозбуд микрухи, а у нас - это ФНЧ). Экспериментально был подобран номинал 0,05мКф (50 000пФ). Данный конденсатор сглаживает “шаги” дискретизации, после его установки осциллограмма 1000Гц на выходе УМ приобретает удобоваримый вид:
Минимальный клип остался (т.к. КУ=1,5, что выше расчётных 1,3), следы дискретизации (“ступеньки”) сгладились.
Последнее, что осталось - поставить “правильные” номиналы С14 и того самого С2 на основной плате, вместо которого в прошлой части поставили 0,1мКф. Если оставить существующий С14=1,5мКф и С2=0,1мКф - то мы получим на входе модернизированного УМ ФВЧ с частотой среза ~1,6кГц, что неприемлемо. Если поставить С2=2,2мКф, то частота среза будет ~180Гц. Я поставил оба конденсатора 2,2мКф - частота среза ~140Гц - абсолютно достаточно для данной конструкции.
Осталось привести фото УМ с исполненным модом:
У меня под рукой опять таки были только деталюшки “огромного” типоразмера 1206 (в реале используется что-то типа 401). Так что места мне на плате мало, паяться сложно, потому и С14 не на штатном месте.
ИТОГ: отсутсвие каких либо шумов из динамика на >15см. от уха в тихой комнате, и легкие шумы в наушнике при самом неудачном положении антенны - вверх и на 45гр. влево. В таком положении летать смысла не вижу, но даже эти шумы на поле мешать не будут. При этом громкость из динамика не уменьшилась, качество - улучшилось. Наушник (конкретно мой Phillips, на котором экспериментирую) орёт так, что впору его ограничить сопротивлением раза в 4 - и громкость останется достаточной, и шумы ещё тише станут.
P.S. По просьбам коллег собираю все моды в дневнике.
Это возможно осуществить лишь если в передатчике эти средсва измерения предусмотрены.
Эти средства измерения в Таранисе есть. см. пост 2139
направленные ответвители с детекторами прямой и обратной волны в фидере,
В моем посте был вопрос о том, что казал встроенный “показометр” до переделки с родной антенной и после с прикрученной и ни о чем более…
В моем посте был вопрос о том, что казал встроенный “показометр” до переделки с родной антенной и после с прикрученной и ни о чем более…
Это понятно тому, у кого если и нет Тараньки, но он “в теме”… А здесь, к сожалению, всё больше коментов в стиле “…я, конечно, Бродского не читал, но…” 😉 …
По сути. Там есть не только “показометр”, но и аларм на его данных. В процессе экспериментов у меня порвался антенный кабель - Таранька усердно ругалась.
Параметр SWR я не смотрел ни до, ни после. В связке с приемником, аппа была у меня всего один раз. Забиндил, подергал сервой. Сделал вывод: в пределах кухни работает. И перебиндил приемник к Турниге.
В процессе экспериментов у меня порвался антенный кабель - Таранька усердно ругалась.
оппаньки…
И антенный усилитель не сгорел? Тогда зачот тараньке!
Уложил 0805 на штатные места. С16 нашел только 0,047мкФ, С14 и С2 сложил из двух конденсаторов по 1мкФ.
Звук теперь чистый, с антенной вверх вообще шумов нет, в бок - вроде что то было, потом не смог услышать, может головой экранировал когда ухо к динамику прислонял.
С16 нашел только 0,047мкФ
Конечно “0,047”, т.к. “0,05” нет в чип-линейке. Я просто их мерил перед выдергиванием с донора - потому “0,05” - это моя ошибка. Исправил в дневнике - спасибо.
С14 и С2 сложил из двух конденсаторов по 1мкФ
То же проходное решение.
А аудиофайлы взяли адаптированные? Со штатными потише получается…
Звук теперь чистый, с антенной вверх вообще шумов нет
За что и боролись - поздравляю 😃 …
А аудиофайлы взяли адаптированные?
Да взял. Интересный момент, на половину громкости речь как то не очень звучит, а вот на полной красота! В наушниках не слушал.
Вообще я доволен. Подсветку потом доделаю и все.
Кстати на платке УМ, вместо установки электролита параллельно С12, можно поставить тантал на С6, как раз под него место. Это может не соответствует требованию “установить дополнительный конденсатор как можно ближе к микросхеме УМ”, но ухудшения не заметил. Чисто эстетическое решение для тех кто не любит напаивать выводные элементы к смд (это про меня).
З.Ы. Естественно С6 и С12 параллельны, по результатам прозвонки.
Все сделано абсолютно верно.
Я только не понял заморочки с конденсаторами. Для чего городить последовательно две емкости?
Достаточно вместо С14 поставить 1 мкф, а С2 вообще не трогать, т.е. оставить штатную перемычку.
Я только не понял заморочки с конденсаторами. Для чего городить последовательно две емкости?
Они последовательные для аудиосигнала. Но между ними неопознанная U3, которая добавляет постоянную составляющую в сигнал. Я и это уже писал, и даже то, что предполагаю, что U3 это “пока не задействованный ключ MUTE”. Если выбрасывать С2, то надо С14 ставить между штатным пятаком (ближнем к U2), и входом “PCM_AUDIO” - но тогда, если таки разрабы задействуют когданить U3 - мы об этом не узнаем 😉 …
Пора забрать звание “народная” у турниги , и отдать звание “народная” таранису … прошиваем, паяем, улучшаем.
Внимательно изучил картинки какие есть. Похоже на U3 приходят два сигнала SCL и SDA. Значит эта микруха управляется цифровой I2S шиной. Это может быть коммутатор, ключ или регулятор громкости.
В любом случае С2 лишняя выходит.
Если U3 содержит внутренний усилитель то он будет развязывать цепь С2 - С14. Влияния С2 на усилитель сказываться не будет.
Но по Вашим предположениям, U3 является ключом подключающим вход усилителя. В этом случае наличие постоянной составляющей на входе даже полезно. Сигнал входа будет привязан к средней точке и всегда будет в диапазоне 0 - 3,4 В. При наличии С2 возможен выход за этот диапазон с наступлением ограничения (при наличии тока утечки в ключе).
Работа любых ключевых схем обычно регламентируется в диапазоне питания.
Пора забрать звание “народная” у турниги , и отдать звание “народная” таранису … прошиваем, паяем, улучшаем.
Однако цена не совсем народная(((((.
Надеюсь, что только пока…
Я вот например Хорус жду…
Что-то долго уже ждем…
Когда хоть обещают то теперь?
звание “народная” у турниги
Боюсь, что со званием народная для Турниги несколько месяцев прийдется повременить, судя по ситуации, сложившейся на ХК…
Я вот например Хорус жду…
Надо Таранис брать, потом Хорус можно заказать. Пока Хорус дойдет до рук, уже Таранис весь изучить и протестить можно )