Управление двигателями - кто делал по этой схеме?
Прочитал. Все печально… А тему Л297+Л298 вы не побороли?
Это для биполярников, у меня униполярные. следующую буду делать л297+7408+irl540 читай здесь:rcopen.com/forum/f110/topic43370
Почему решили выбрать именно эту схему?
Из всех возможных вариантов этот помоему имеет только одно достоинство - идеально подходит любителям “в гамаке и стоя”. 😵
Начать хотя бы с того, что автор не опубликовал схему, а сразу плату с разводкой. Это значит если вы захотите в домашних условиях сделать плату, то вам прийдется или из разводки “вынимать” схему или сверлить уйму дырочек под ножки. Тогда как в домашних условиях гораздо проще напаивать микросхемы smd-способом, вот так
Для этого нужно сделать приспособление типа “плоскогубцы” с профилированой губой для загибания сразу всего ряда ножек по радиусу. Делается оно из прищепки и двух полосок стеклотекстолита за пять минут.
А “вынимать” схему из разводки вам все равно прийдется, ибо с вероятностью 90% (иначе вы и не спрашивали бы вообще) вы не очень понимаете что там да как, стало быть вероятней всего опыта у вас мало, а значит обязательно где-то облажаетесь при изготовлении. Как потом отлаживать схему будете? Когда опыта мало - надо исповедовать принцип “чем меньше элементов - тем лучше”. Эта же схема построена человеком опытным, но по принципу “делаю как умею”.
Чел умел на логике - собрал сложно, но на ней, и это не значит, что вам за ним надо повторять - умел собирать на логике он, а не вы. А может у него просто на базаре барыги загнули цену на л297 или ее не было в наличии. Да мало ли что.
Кроме того, это схема подходит только для униполярных двигателей. Униполярный двигатель можно подключить к биполярной схеме (если у него не соединены внутри нулевые выводы), а биполярный к униполярной - нет.
На схеме целая куча всякой “рассыпухи” в виде логических элементов. Фактически вся логика выполнена на 6ти микросхемах логики. В наш век это совершенно неоправданно. Есть микросхемы, корторыми можно все заменить. Да можно на дешифрацию хоть ту же L297 поставить, но оставить униполярную схему подключения обмоток. И это уже будет надежней потому что элеменотв на плате будет меньше, и лучше. А можно собрать на А3977 или более поздней. Это будет проще и круче, но чуть дороже.
А можно собрать на А3977 или более поздней. Это будет проще и круче, но чуть дороже.
[/quote]
А можно поподробнее? насчет круче и дороже тоже 😁
Можно. Микросхема представляет из себя драйвер шд вместе с выходными транзисторами (и диодами) моста, при чем с полевыми. То есть греться как L298 она уже не будет. Есть возможность не только шага и полушага, но и 1/4 и 1/8 шага. Насколько я понял из даташита режим “Fixed Off-Time”- это возможность выключать ток через двигатели, когда в течении определенного времени на них не подается команда перемещения. (Но бить себя кулаком в грудь не буду, это требует более углубленного изучения) Если это именно то, о чем я думаю - должно быть полезно тем, у кого движки от обычной схемы L297+L298 сильно греются. Выключать ток можно не всегда, но если в станке для передвижения используется принцип гайка+винт (а как правило так оно и есть) - то вполне можно т.к. нагрузкой на гайку вращения винта не добиться.
Схема есть в даташите, там же есть рекомендации по выбору номиналов элементов (которых совсем мало).
Впринципе где-то на сайте про нее упоминалось и была ссылка на сайт со схемой. У меня лежит некая ss3977schematic со схемой (и это значит что ссылка на нее есть на этом форуме), но ИМХО схема что там слишком избыточна и наворочена. Например там они на вход /enable подают сигнал через интегрирующую цепочку и 2 элемента НЕ которые являются триггером шмидта. Зачем? во-первых, та же L297+L298 прекрасно обходится режимом “всегда выбрана”, во-вторых если даже его использовать - не хватит одного lpt-порта. Можно конечно обьединить все step и dir и тогда заюзать это /enable, только смысл? Вобщем, я клоню к тому, что схему можно использовать для справки если есть проблемы с выбором номинала элементов, а сами номиналы лучше посчитать по даташиту. 😃
Насчет цены. В нашем местном магазине на сайте заявлена цена около 7.5$. Впринципе в этом магазине за l297+l298 я отдавал около 6$ то есть разница не такая и существенная на фоне достоинств, если б не одно но - у них ее нету в наличии. Могут привести под заказ. А под заказ если везти - надо брать с запасом. Наверно они откажутся привезти 3-4 штуки или цена будет существенно выше, хотя я не узнавал на этот счет.
Хочу попробовать спаять вот эту схемку:
rcopen.com/files/465e7fb8997073007709fc56
Могу уверенно порекомендовать аналагичную вашей выбранной схеме данную: rcopen.com/files/47c939859970730077ee3efc
она у меня работает уже, чип 155ЛИ1 который показан на плате поменял на 555ЛИ2 и все заработало как часики.Данная схема поддерживает ток до 25 А если конечно радиаторы установить на транзисторы.На максимальных токах ваши дигатели будут греться, единставенная борьба, автоматически вырубать двигатели если они стоят пином Enable на чипе L297. После завершения механики вернусь к данной теме авта сброса и авта активации двигателей.
Вообщето тут полно полезных топиков по данной теме, почитайте и их, не прогадаете!Надо простособраться терпением и внимательно фильтровать поступающу инфу от хоббистов. Тут очень талантливый народ!Рад если помог!
Можно. Микросхема представляет из себя драйвер шд вместе с выходными транзисторами (и диодами) моста, при чем с полевыми. То есть греться как L298 она уже не будет. Есть возможность не только шага и полушага, но и 1/4 и 1/8 шага. Насколько я понял из даташита режим “Fixed Off-Time”- это возможность выключать ток через двигатели, когда в течении определенного времени на них не подается команда перемещения. (Но бить себя кулаком в грудь не буду, это требует более углубленного изучения) Если это именно то, о чем я думаю - должно быть полезно тем, у кого движки от обычной схемы L297+L298 сильно греются. Выключать ток можно не всегда, но если в станке для передвижения используется принцип гайка+винт (а как правило так оно и есть) - то вполне можно т.к. нагрузкой на гайку вращения винта не добиться.
3979 до 1/16 поддерживает. Fixed Off Time - для правильной работы компаратора. Ток в обмотке не уменьшает, но держит очень точно, причем если ток понижается в обмотке, она управляет этим процессом. Греется при максимальном токе достаточно сильно, но достаточно радиатора 6см2 для каждой микросхемы для безобдувного охлаждения. Диоды на выходе не нужны если включен режим синхронного выпрямления. Если микросхема не греется значит ток через обмотку не достигает максимального уровня (который задается Vref). Возможно очень высокая индуктивность обмотки или низкое напряжение питания двигателя.
ЗЫ Можно взять схему с сайта АллегроМайкро и оставить номиналы как есть - абсолютно работоспособна. Проверено с несколькими двигателями размеров FL39, FL57 и FL60 (AD200). На площади 1 дм2 спокойно умещаются 3 драйвера (ток 2,5 А). При правильном монтаже работать начинает сразу.
Конденсаторы для схемы накачки должны иметь рабочее напряжение не менее 63 вольт (а лучше 100 Вольт).
Можно.
Таких схем готовых к употреблению, забугром полно, вот один из дешевых китов www.thsengineering.com/products/products.html
Со сбросом тока в режиме простоя, стабилизатором питания +5.
Если микросхема не греется значит ток через обмотку не достигает максимального уровня (который задается Vref).
Не обязательно. Это может означать, что нет микрошага. “На пальцах”: при полном шаге или полушагах тразисторы либо полностью открыты - рассеиваемая мощность мала, либо полностью закрыты - рассеиваемая мощность практически 0. А вот при микрошаге на 1/8 например 20% - на обмотке, а 80% - на драйвере. Т.е. если микросхема не греется при микрошаге - значит его просто нет. Т.е. ток обмотки не соответствует микрошагу. Или совпало - скорость нарастания тока в обмотке и увеличение тока микрошагов.
Можно. Микросхема представляет из себя драйвер шд вместе с выходными транзисторами (и диодами) моста, при чем с полевыми. То есть греться как L298 она уже не будет. Есть возможность не только шага и полушага, но и 1/4 и 1/8 шага.
Чтобы никто зазря не обольщался: если дробление шага 1/4 и больше - ЛЮБЫЕ микросхемы будут греться. Причем практически одинаково - что на биполярных, что на полевых транзисторах сделаны выходные каскады.
А вот при микрошаге на 1/8 например 20% - на обмотке, а 80% - на драйвере.
Конечно же нет.
20% (или сколько нужно процентов, даже 100%) на обмотке достигается путем “подбора” времени, которое ключи в мосте открыты. Ток через индуктивности (а обмотки двигателей - индуктивности) нарастает по экспоненциальному закому: u(t)=Uпитания*(1-e^(-t/тау)) (формулу можно найти в любом учебнике по электротехники). Держим ключи открытыми до тех пор, пока ток нарастет до значения 20% (или сколько нужно), потом ключи закрываем - ток начинает спадать по аналогичному закону, потом ключи открываем и все сначала. Нужно 80% - держим до 80% Uref. Нужно 100 - держим до Uref. По тому же принципу работает L297+L298, только отличие в том, что они не умеют держать отличное от 100% значение выходного напряжения. Больше напряжение входа контроллера - експонента быстрее прихождит в нужное значение, то есть ток в обмотке быстрей достигает установленого. Именно для этого Uпитания повыше.
А греется микросхема по нескольким причинам. Во-первых, у нее внутренее сопротивление хоть и существенно меньше, но наличествует - полевики там конечно могли бы быть и лушче. По даташиту 0.45+0.36= 0.81 ом. Таким образом, при токе 2А на транзисторе выделяется около 3.2Вт. Поскольку обмоток 2, в сумме это дает около 6.5Вт. У L298 при том же токе на каждом транзисторе выделяется около 4-5вт. В мосте их 2, моста тоже 2, в итоге получается 16…20Вт.
Кроме этого, время переключения транзисторов не нулевое, и во время переключения кратковременно сопротивление транзистора соизмеримо с сопротивлением обмотки, и в это время происходит именно то, про что вы написали.
И в моменты, когда уже транзистор выключен, ток начинает течь через обратные диоды (или 1 диод в зависимости от схемы управления), а они там хреновые, и поэтому на них около 1.4вольт, что при токе 2А дает около 3Вт.
Чтобы никто зазря не обольщался: если дробление шага 1/4 и больше - ЛЮБЫЕ микросхемы будут греться. Причем практически одинаково - что на биполярных, что на полевых транзисторах сделаны выходные каскады.
“На пальцах”: при полном шаге или полушагах тразисторы либо полностью открыты - рассеиваемая мощность мала, либо полностью закрыты - рассеиваемая мощность практически 0. А вот при микрошаге на 1/8 например 20% - на обмотке, а 80% - на драйвере. Т.е. если микросхема не греется при микрошаге - значит его просто нет.
Круто однако 😮
Можно уже и не постить больше.
А вот при микрошаге на 1/8 например 20% - на обмотке, а 80% - на драйвере.
Конечно же нет.
…
Ух. Совершенно правильно. А я по лени даташит по диагонали посмотрел и PWM прощелкал. 😃 Давно я так не лопухался. Спасибо что ткнул пальцем.
Не обязательно. Это может означать, что нет микрошага. “На пальцах”: при полном шаге или полушагах тразисторы либо полностью открыты - рассеиваемая мощность мала, либо полностью закрыты - рассеиваемая мощность практически 0. А вот при микрошаге на 1/8 например 20% - на обмотке, а 80% - на драйвере. Т.е. если микросхема не греется при микрошаге - значит его просто нет. Т.е. ток обмотки не соответствует микрошагу. Или совпало - скорость нарастания тока в обмотке и увеличение тока микрошагов.
Можно с очень большой натяжкой принять за нечто близкое к действительности при одном условии: драйвер (и выходные мощные транзисторы) работатет в аналоговом режиме, близком к генератору тока.
При использовании ШИМ регулировки тока, транзистор всегда либо полность открыт, и тогда на нем рассеивается небольшая мощность, либо закрыт, тогда на нем мощность не рассеивается вообще, а рассеивается на встроенном либо внешем диоде.
Если управление усложнить и использовать синхронное выпрямление, транзисторы будут греться еще меньше.
И все это для любого дробления шага.
Так что не морочьте людям голову, почитайте литературу.
Могу уверенно порекомендовать аналагичную вашей выбранной схеме данную: rcopen.com/files/47c939859970730077ee3efc
она у меня работает уже, чип 155ЛИ1 который показан на плате поменял на 555ЛИ2 и все заработало как часики.Данная схема поддерживает ток до 25 А если конечно радиаторы установить на транзисторы.На максимальных токах ваши дигатели будут греться, единставенная борьба, автоматически вырубать двигатели если они стоят пином Enable на чипе L297. После завершения механики вернусь к данной теме авта сброса и авта активации двигателей.
Вообщето тут полно полезных топиков по данной теме, почитайте и их, не прогадаете!Надо простособраться терпением и внимательно фильтровать поступающу инфу от хоббистов. Тут очень талантливый народ!Рад если помог!
Очень интересно,а схема есть?И на мотерборду?
Очень интересно,а схема есть?И на мотерборду?
У меня топик на эту тему по линку:rcopen.com/forum/f111/topic91347
там все есть, и платки и схема.Схема в начале топика, платки где то в середине, а видео как все пашет в самом конце.
С уважением!
Не осилил читать весь топик…
Может отвечу не в тему, но начинающему мой пост как раз понадобиться:
В управлении униполярным шаговым двигателем участвую два девайса:
а) это контроллер
в роли контроллера может использоваться компьютер (с LPT портом)
или микроконтроллер.
Если Вам не для изучения а для применения и Вам нужны скоростя, то советую МК, обосную ответ:
у МК скважность импульсов выше… и как следствие скорость которую можно достичь - выше… без потерь мощности двигателя.
б) драйвер шагового двигателя
это девайс которые из импульсов от контроллера “коммутирует” обмотки двигателя в нужной последовательности!
можно так же использовать два метода:
а) на реле (не рекомендую - скорости МИНИМАЛЬНЫ… щелкать не успевают)
б) на транзюках… чтото на подобие КТ829
ну подробнее о драйверах можно почитать тут: www.electroprog.ru/index.php?nma=catalog&fla=stat&…
Там даже есть пример драйвера для биполярного двигателя…
познавательная статейка!
Будут вопросы… обращайтесь в личку или в асю… форум читаю редко к сожалению((((
…Если Вам не для изучения а для применения и Вам нужны скоростя, то советую МК, обосную ответ:
у МК скважность импульсов выше… и как следствие скорость которую можно достичь - выше… без потерь мощности двигателя.
…
Развелось советчиков… Если бы еще понимали, чего пишут.
Уважаемый, а Вы в курсе, что такое скважность?
По определению, скважность - это отношение длительности импульса к его периоду. И каким боком здесь это?
Развелось советчиков… Если бы еще понимали, чего пишут.
Уважаемый, а Вы в курсе, что такое скважность?
По определению, скважность - это отношение длительности импульса к его периоду. И каким боком здесь это?
Я тут понимаешь сбиваю расчетный коэфицент чтоб скорость уменьшить и исправить проуск шагов а тут сважность уменьшают, понимаешь:))))) ндааа…а пусть поробует и покажет на видике тут как это у него получается:))))))))))Магниты у движков наверно у предлагающего в 10 земель силой…😃))))
Давайте вернемся к истокам. Значит ежели самый простой вариант искать - то L297+L298.
Ежели это не подходит, то повторять схему с дешифратором - нет смысла. 5 ИС (ну 4 вроде) на 1 движок (2 обмотки) - многовато. Я в свое время слепил на жесткой логике на 5 ИС для 4 униполяров (8 обмоток). На скорую руку, без защит и т.п. - лишь бы работало. Смухлевал малость - было бы 7 ИС если в ТУ вписываться. Это ежели полушаг не нужен.
Если уж возвращаться к истокам - тогда давайте заодно возвратимся к стокам и затворам. Улавливаете к чему я? Надо забыть про L298 как страшный сон, как “драйвера наших дедушек”. У обывателя, читающего этот форум, создается впечатление, что схема наиболее распространенная. Он себе ее паяет и наступает на одни из тех же граблей, на которые наступают и остальные и пишет про проблемы на форуме. В результате про эту схему все больше и больше людей начинают разговаривать, чем создают ей рекламу и привлекают новых любителей спаять. Такая себе типа пирамида. Несмотря на это, больше половины советчиков вообще не понимают что советуют - так появляются “скважности, которые выше” и прочие перлы. Остальные - советуют что-то банальное что и так можно найти покопавшись в архиве форума.
В то же время хорошие варианты не вызывают вопросов и разговоров, поэтому про них на форуме реже упоминают, и поэтому меньше людей их себе собирает.
С чего вы решили, что L297+L298 - самый простой вариант? Самый разрекламированный - да. Но насчет прототы вы вводите людей в заблуждение. (тем более что простота отладки тоже имеет значение, особенно для неопытных)
Лично я бы, как самый доступный выбрал такой вариант:
- отпилить кусок платы от принтера
- добавить микроконтроллер.
Для начала (попробовать) 1-1,5 А хватит за глаза.
В результате по минимуму будет нормальная силовая часть и реализованный в ней шаг, полушаг, 1/4…
Схему и прошивку я уже давал.
Если сделать немного другую схему - можно получить и микрошаг, например на ATTiny2313 до 1/20, при скорости отработки STEP до 100 кГц.
Цена такого решения - списанный/дохлый принтер и микроконтроллер за 40 рублей.
Кварц, резисторы, конденсаторы можно взять в том же компьютерном хламе:
кварц 20 Мгц - на старой сетевой 10 Мбит карточке, там же конденсаторы. Резисторы скорее всего найдутся на остатках принтерной платы, и т.д.
Если нужна опторазвязка - добавьте еще столько же (немного больше/меньше зависит от скорости оптопары).
Такое решение будет заведомо лучше самопального L297+ L298 (L297+IRLZ44) и т.д.