Коренной и не зуб, но болит. (подшипник).

slekh

После обкатки ASP46A в течение примерно 1 часа (топливо на обкатке - метаноло-касторовый яд 75-25%) обнаружил небольшое подклинивание вала. Разобрал - оказалось клинит коренной подшипник. Т.к. опыта (сына ошибок трудных) мало, махнул рукой - авось пройдет. Полетал не в очень напряженных режимах часа четыре. Топливо - 80/20 (каст). Не прошло. Стало хуже.
Поставили мне добрые люди наш советский с металлическим сепаратором (был пластмассовый) и на целых 1 шарик больше, чем в китайце, и, говорят, ты добавь в топливо касторки до соотношения 70/30 и все проблемы пройдут (исцилин).
Каюсь - постеснялся я в аптеке столько касторки покупать и стал я полетывать на 75/25.
Ну, думаю, этот уж точно навечно. Полетал я еще часа четыре. Все вроде ОК.
И вдруг при очередной заводке обнаруживаю, что в мотор словно песок насыпали.
Разобрал. Удивился. Снова он же - коренной. Около него - стружка. Поршень чуть поцарапан,
но вроде живой. Удивляюсь я, думал подшипники самые вечные детали двигателя. Явно в движке что-то не так. Подшипник то я заменю, но причина, наверное, не в нем.
В целом, работой двигателя доволен. Работает вполне неплохо даже без нитры.
Холостые держит - на пропеллере надписи читать можно. По сайту просмотрел похожие темы. Как я понял, осевое перемещение принимает на себя передний подшипник, а радиальное - коренной. В моем случае вал вытаскивается из подшипников усилием ~10 кг. Но усилие это на переднем подшипнике, в обойму коренного вал входит со свистом, но вроде не люфтит. Подшипники вытаскивали из горячего картера - сидят плотно. Передний подшипник - норма. Осевой люфт вала - 0.2 мм. Причем когда тащишь вал вперед, то маховик (извиняюсь за незнание терминов - то на чем висит шатун и все это балансирует) упирается во внутреннюю обойму коренного подшипника. Получается, что коренной работает и по оси и радиально. Это наверное плохо. Но связан ли с этим выход из строя?
Теряюсь в догадках.
А может из-за тяжелого винта - 13 Х 5 (деревянный).
А может правда сходить в аптеку за добавкой.
А может после каждого полета аккуратно откручивать заднюю крышку и смазывать ЕГО.
Написал много, но вопрос классический - кто виноват и что делать.
Заранее благодарен всем хорошим людям за совет.

PS. Летать хочу…сильно…

klava
slekh:

А может из-за тяжелого винта - 13 Х 5 (деревянный).

Не скажу по поводу подшипников, но винт 13x5 СЛИШКОМ тяжелый для
этого мотора. Самый максимум для него - 12x6, хотя я рекомендовал бы
11x6, 11.5x6 для пилотажа и 12x4, 12.25x3.75 для фана.

slekh

Летаю на Фане. Пробовал винты 11х6, 11х7, 11х4 и сразу 13х5.
11х4 - не тянет совсем, а движок воет и греется.
11х6, 11х7 - слабовата статическая тяга.
13х5 в статике тянет неплохо (что и надо для ФАНА).
Навеное зря перескочил на 13х5, но посравнению с 11
он показался существенно лучше и, понимете ли Вы меня, такой приятный вертолетный свист образовывается.
Как подскажете что делать с подшипником попробую 12x4 и 12.25x3.75. Спасибо.

А если не подскажите вообще уйду в OS-LA-стырь.

klava
slekh:

А если не подскажите вообще уйду в OS-LA-стырь.

Не стоит, ASP-шные моторы за свою цену очень даже ничего. Пользуем
15A (3 шт), 32A (совершенно обалденный мотор, по мощи субъективно не
уступает OS 32SX). Очень приятно удивил четырехтактник 61AR.

jokerman

To klava
Немного не в тему, но коли есть практика использования моторов ASP-0.15,
то хочу спросить - Какой размер винтов под ASP-0.15 можешь посаветовать для спокойного пилотажа на самик 1250/1005, вес до 1кг. Какой наибольшйи размер винта он нормально крутит. Есть новый двиг, не катанный , хотелось узнать, что от него ждать и с чем его юзать.

klava
jokerman:

To klava
Немного не в тему, но коли есть практика использования моторов ASP-0.15,
то хочу спросить - Какой размер винтов под ASP-0.15 можешь посаветовать  для спокойного пилотажа на самик 1250/1005, вес до 1кг.  Какой наибольшйи размер винта он нормально крутит. Есть новый двиг, не катанный , хотелось узнать, что от него ждать и с чем его  юзать.

Лучше всего 8x4. Крутит 15-16 тысяч. Очень неплохо работает с деревян-
ным китайским noname 9x4, обороты не помню. На бойцовки по версии
Open Combat ставим 7x6. Свеча OS A3, топливо стандартное FAI (80/20).
Рекомендую сразу же настругать пару тоненьких прокладок под голову,
в исходной комплектации летом летать гиморно - часто горят свечи, необ-
ходимо немного разжать камеру, зимой, соответственно, поджать.

romychs

To klava
Ты еще забыл, что я на него 9х4 Master Airscrew ставил, тож не плохо крутит и летает соответственно. А про прокладки, зимой все равно нужно разжимать относительно того, что на заводе стоит, летом просто можно еще чуть разжать. Кстати, после правильной обкатки, руками заводится хорошо, прям как “большой” мотор.

jokerman

To Klava , romychs
Уточните толщину прокладок на зимний и летний вариант, чтоб долго не подбирать.
С уважением, Рустам.

romychs

В миллиметрах не скажу, ставили просто к двум установленным еще одну такую же. Летом может и не понадобится более толстую прокладку добавлять. Тут уже экспериментировать нужно, особенно если топливо с нитрометаном. Но полюбому, хоть с нитрой, хоть без, хоть зимой, хоть летом, но еще одна прокладка нужна.

Sputnik
slekh

когда тащишь вал вперед, то щека коленвала упирается во внутреннюю обойму коренного подшипника. Получается, что коренной работает и по оси и радиально. Это наверное плохо. Но связан ли с этим выход из строя?

Может быть быть и так, но это можно поправить установкой тонкой шайбы между уступом вала и носовым подшипником, чтоб в коренном подшипнике был зазор около 0,3мм между щекой коленвала и обоймой. Если действительно подшипники зажимает, то это должно ощущатся сразу - вал с сильно затянутым винтом должен уже с заеданием крутится, а горячий двигатель должно просто клинить.
Еще можно предположить, что или коренной подшипник ставится в своё гнездо с маленьким перекосом (картер так расточен), или может вал чуть чуть кривой ?.

slekh

Мысль о плохой расточке картера была, но отметаю ее т.к. придется выкидывать двигатель вместе с расточкой и кривым валом, а что самое обидное вместе с нерешенным вопросом.
Коллеги, а ведь это может случиться с каждым из нас (я не хочу этого и стучу по дереву), кроме, конечно, тех кто молчит, хихикает и не подсказывает ответ. А мы вот сами решим задачку и ничего им не расскажем.
На данный момент наиболее склоняюсь к установке шайбы под передний подшипник (thanks) и уж чтобы не какие-то там 0.3 а аж не менее 0.4 мм. И через неделю буду спрашивать, почему металлических опилок в двигателе не уменьшается, да еще и задняя крышка почему-то кругами покрылась.

Пока еще жду дальнейших указаний, о любых результатах испытаний честное пионерское буду сообщать.

Ант157
slekh:

Мысль о плохой расточке картера была, но отметаю ее т.к. придется выкидывать двигатель вместе с расточкой и кривым валом, а что самое обидное вместе с нерешенным вопросом.
Коллеги, а ведь это может случиться с каждым из нас (я не хочу этого и стучу по дереву), кроме, конечно, тех кто молчит, хихикает и не подсказывает ответ. А мы вот сами решим задачку и ничего им не расскажем.
На данный момент наиболее склоняюсь к установке шайбы под передний подшипник (thanks) и уж чтобы не какие-то там 0.3 а аж не менее 0.4 мм. И через неделю буду спрашивать, почему металлических опилок в двигателе не уменьшается, да еще и задняя крышка почему-то кругами покрылась.

Пока еще жду дальнейших указаний, о любых результатах испытаний честное пионерское буду сообщать.

Дело не в подшипнике!
Если зад.крышка покрылась кругами, то значит у тебя шатун сползает с мотыля и царапает её, отсюда и стружка которая попадает в подшипник.

Есть три способа исправления

  1. отодвинуть зад.крышку при помощи прокладок .
  2. отхромировать торец зад крышки
  3. приклепать стальной пятачок к торцу зад крышки
Стахановец

Если на задней крышке появились эти круги, то хорошо бы ещё
уточнить, от взаимодействия с торцом нижней головки шатуна они или
пальчик её достаёт, хотя может быть случай когда оба одновременно
делают своё “чёрное дело”.
Если получится это уточнить, то и я вам, смогу что-либо посоветовать.
А пока картина не полная.

ЖЖЖужи мотор!!!
Лети модель!!!

slekh

Уважаемые Ант157 и Стахановец, я дико извиняюсь, если ввел Вас в заблуждение.
Было написано -
“И через неделю буду спрашивать, почему металлических опилок в двигателе не уменьшается, да еще и задняя крышка почему-то кругами покрылась.”

Она еще (Авиамодельный Бог отведи от этого) не покрылась.
Но вот дополнительные сведения. От мотыля до задней стенки 2 мм.
А вот частички металла находились не под шатуном, а около подшипника, по-видимому
радиально выброшенные на картер. На всех шариках подшипника после его разбора и
визуального контроля видны задиры. С них и сыпалось. Тоже было и с первым подшипником.
Но вот сегодня заменяя третий уже подшипник обнаружилась интересная вещь:
нормальный советский подшипник, длительно и равномерно вращающийся “с пальца”
после установки в картер перестал это делать также длительно и равномерно.
Похоже, что фраза “Подшипники вытаскивали из горячего картера - сидят плотно” - ключевая.
По-видимому, слишком плотно. Правда, из холодного доставать даже и не пытались. Внешняя обойма довольно тонкая и видно ее пережало.
Люфт подшипника стал меньше (не мерил). Может даже появился эллипс.
Картер мне шоркнут на этой неделе.

Конечно, для любого двигателиста намного информативнее покрутить и померить
двигатель в своих руках 5 минут, чем общаться дистанционно 5 дней.

Весь в надежде, что причина найдена. Или нет ??..

Стахановец

По-видимому, слишком плотно. Правда, из холодного доставать даже и не пытались. Внешняя обойма довольно тонкая и видно ее пережало.
Люфт подшипника стал меньше (не мерил). Может даже появился эллипс.
Картер мне шоркнут на этой неделе.

Ну вот, картина проясняется. Скорей всего действительно посадочное
место под внешнюю обойму не есть круг. И ещё, чтобы уж отмести
сомнения насчёт погнутости вала, подшипник после установки в
картер начинает “сопротивлятся” вращению когда стоит вал, или и
без вала тоже противится лёгкому вращению?

ЖЖЖужи мотор!!!
Лети модель!!!

slekh

И с валом и без вала подшипник вращался хуже, когда установлен в картер.
Как я понял - вал не кривой, значит кривошипно-шатунный.
Картер мне шоркнули, надо за ним ехать.
Результаты будут не менее чем через неделю.

Спасибо за помощь. Да не оскудеет рука дающего.

slekh

После 4-х часов работы двигателя - все в норме.
Вращение вала легкое, без заеданий. Теперь топлива нет.

Стахановец

В таких случаях говорят: Ну не понос, так золотуха.

А если серьёзно, то видимо можно поздравить с победой!!
Это конечно не блоху англицкую подковать-но всёже.

ЖЖЖужи мотор!!!
Лети модель!!!