Несколько вопросов по разборке/сборке Саито 91
Коллеги, в выходные обнаружил нехарактерный звук при работе двигателя Саито 91, сразу подумал, что подшипники шалят. Сегодня разобрал, увидел вообщем, то нормальную картину (фотки прилагаю) - немного ржавчины.
После полетов в двигатель заливал консервант через сапун. Когда разобрал - вал вращается с шумом и его подзакусывает. А вопросы следующие:
- Как вытащить вал ? Немогу снять эту шайбу ,
Есть ли методы как снять без съемника? - При сборке, риска на шатуне должна смотреть в сторону задней крышки картера??? Когда разбирал забыл заметить.
- И самый главный вопрос - почему зашумел коренной подшипник после 4 галлонов топлива Байрон с 16 % масла, и бережным эксплуатированием? Падений не было.
Еще немного фото
Задная крышка
Подшибник зашумел от ржавчины.Технически грамотных способов снять опорную шайбу без сьемника нет .Можно пробовать и без него , но это как повезет …Внимательно посмотрите в лупу на нижнюю головку шатуна -там где есть следы нестаночной обработки эту сторону к задней крышке .Поясню .Шатун сползая терся о крышку .И эти следы должно быть видно А та сторона , что к щеке вала имеет совершенно другую поверхность …Никакие консерванты никогда не защитят двигатель от нитрометана .Я всегда говорил , говорю и говорить буду -ПОСЛЕ ПОЛЕТОВ ПОГОНЯТЬ МОТОР ПАРУ МИНУТ НА ТОПЛИВЕ БЕЗ НИТРОМЕТАНА ,ЗАТЕМ ПЕРЕЖАТЬ ТРУБКУ ДАТЬ ВЫРАБОТАТЬ ОСТАТКИ .ЗАТЕМ ПОКА МОТОР ГОРЯЧИЙ ПРИ ПОЛНОСТЬЮ ОТКРЫТОМ ДРОССЕЛЕ ПОКРУТИТЬ СТАРТЕРОМ ДЛЯ ВЕНТИЛЯЦИИ КАРТЕРА ,
То есть Вы предлагаете на поле еще и канистру с топливом без нитры таскать? Достаточно хлопотно.
Есть ли методы как снять без съемника?
затянуть в тиски, подложив два сверла подходящего диаметра в паз с обоих сторон, и навернуть по носку вала чем-нибудь не очень твёрдым, или очень твёрдым, но через фанерку.
почему зашумел коренной подшипник
Пока он не вынут, ничего сказать нельзя.
То есть Вы предлагаете на поле еще и канистру с топливом без нитры таскать? Достаточно хлопотно.
Ну канисты будет мало на пару минут работы .Лучше сразу цистерну… Тогда точно хватит.
[QUOTE=Человек в футляре;2018699]Коллеги, в выходные обнаружил нехарактерный звук при работе двигателя Саито 91, сразу подумал, что подшипники шалят. Сегодня разобрал, увидел вообщем, то нормальную картину (фотки прилагаю) - немного ржавчины.
После полетов в двигатель заливал консервант через сапун. Когда разобрал - вал вращается с шумом и его подзакусывает. А вопросы следующие:
Разбирал (и собирал) нагревая промышленным феном и ударял деревянным бруском по валу.😎
- И самый главный вопрос - почему зашумел коренной подшипник .
Ржавеет. Что делать - самому интересно.😃😈
затянуть в тиски, подложив два сверла подходящего диаметра в паз с обоих сторон
- этот вариант не прошел, сняли опорную шайбе на заводском прессе.
Внимательно посмотрите в лупу на нижнюю головку шатуна -там где есть следы нестаночной обработки эту сторону к задней крышке
- этот вариант прошел, так оно и есть, шатун совсем чуток терся о заднюю крышку.
А шумел коренной подшипник, причину я только вижу в неправильном хранении модели - вниз движком, когда вся отработка сливается в нос двигателя, надо бы хранить в положении - нос к верху, так и буду хранить. Да и насчет промыванием нулевкой тоже надо озадачится. Всем спасибо!
Вообщем шумел коренной подшипник, его и заменил. Модель хранится двигателем вниз, возможно это причина выхода из строя подшипника, т.к. вся отработка сливалась в нос, поменяю положение модели - двигателем вверх.
?
Как удалось снять шайбу ?- уже увидел.
- этот вариант не прошел, сняли опорную шайбе на заводском прессе.
Отдал соседу-моделисту, он на заводе, где работает, на прессе заводском все снял и подшипник заменил.
Я почему написал-нет технически грамотных способов снятия опорной шайбы без семника.Хочу расшифровать .Можно и сверла ставить , можно греть и. т .д.Но при этом мы потом стучим по валу .А вот это и есть ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕГРАМОТНОСТЬ.после подобной операции нет никакой гарантии дальнейшей работоспособности подшибников .могут появиться микрораковины которых сразу в собранном виде не почувствовать .Но они проявятся по нарастающей .Полюс любое отклонение оси удара от оси вала может привести к изгибу последнего . У ряда двигателей носки валов очень мягкие . Приходилось такое наблюдать и не раз . Поэтому лучше один раз позаботиться купить семник и будет счастье на всю оставшуюся жизнь …Жалею , что сразу не написал как правильно на Саитах поставить на место распредвал.Напишу сейчас.Может кому в будующем пригодится.Выставляем метку на распред валу , затем пинцетом прижимаем боченки стоящие между валом и штангами -толкателями.Проверяем неподвижен ли в картере вал и только после этого опускаем его на место .Удерживая другой рукой коленвал .Тогда метки точно совпадут .Если вал просто не зафиксировав опускать возможно проворачивание в любую сторону на один зуб .А этого достаточно , чтобы мотор потом барахлил. И главное вы не видите как он стал… И думаете что все нормально…При некоторой сноровке эта операция делается просто и с первой попытки. Всем успехов…
В 125 саите метки выставлял со снятым передним подшипником,мож неправильно,но зато метки сто процентов видны.Передний подшипник вместе с валом встал без проблем.
Я обычно, если опорная шайба на конусной втулке “залипает”, грею шайбу феном или на спиртовке - и она легко снимается, без всяких съемников. Подшипники аналогично только из горячего картера вынимаю, не прилагая к ним особых усилий и собираю только на горячую… Естественно, если картер уже просажен, то греть ничего не надо…
Я обычно, если опорная шайба на конусной втулке “залипает”, грею шайбу феном или на спиртовке - и она легко снимается, без всяких съемников. Подшипники аналогично только из горячего картера вынимаю, не прилагая к ним особых усилий и собираю только на горячую… Естественно, если картер уже просажен, то греть ничего не надо…
Не спорю можно .Я по разному му… хался .И грел .Не всегда помогало .Особенно на Ямадах .Там уж очень туго сходит. И плюс боюсь перегрева для резинового уплотнителя переднего подшипника .Хотя опять же тут каждый сам себе хозяин.
Я обычно, если опорная шайба на конусной втулке “залипает”, грею шайбу феном или на спиртовке - и она легко снимается, без всяких съемников. Подшипники аналогично только из горячего картера вынимаю, не прилагая к ним особых усилий и собираю только на горячую… Естественно, если картер уже просажен, то греть ничего не надо…
Самый правильный метод и не каких пресов, и греть надо до 200 градусов, термометр Вам в помощ, и на движке не одной коцки нет, после такого ремонта, падши сами выпадают, ленейное расширение дюрали больше стали, и двести градусов для падшей нестрашно, только смазку в закрытом поменять и усё😁
…Внимательно посмотрите в лупу на нижнюю головку шатуна -там где есть следы нестаночной обработки эту сторону к задней крышке .Поясню .Шатун сползая терся о крышку .И эти следы должно быть видно
Коллеги, все-таки прошу подсказать куда смотрит риска, т.к. шатун с одной стороны потертый, с другой девственно чистый, но у меня впечатление, что шатун трется “щечкой” о коленвал, а крышку картера вообще не задевает (на другом движке у меня - ОСмакс 0,46 так оно и есть - трется о крышку)???
Коллеги, все-таки прошу подсказать куда смотрит риска, т.к. шатун с одной стороны потертый, с другой девственно чистый, но у меня впечатление, что шатун трется “щечкой” о коленвал, а крышку картера вообще не задевает (на другом движке у меня - ОСмакс 0,46 так оно и есть - трется о крышку)???
Ну тогда давайте по другому .Собственно теперь Вы видимо понимаете .ПЕРЕД РАЗБОРКОЙ НЕ НУЖНО СПЕШИТЬ ,А НАОБОРОТ ПОДГОТОВИТЬ РАБОЧЕЕ МЕСТО .Маркировке подлежат все сопрягаемые детали .Я даже штанги толкателей всегда ставлю точно на свои места правая -левая .верх -низ и .т .д .Тут писать можно много .Чтобы сказать где находится риска Вашего шатуна нужно либо быть мастером регулярно чинящим только Саито.либо разобрать только ради Вас двигатель . Разбирать видимо никто не станет Я постоянно чиню моторы и Саито в том числе .но признаюсь не могу по памяти с 100% уверенностью ответить на Ваш вопрос…Если принесут САИТО тогда отпишусь …Своего Саито сейчас нет… Я бы разобрал…ПОЭТОМУ попробуем все же по расследовать .Итак ПЕРВОЕ -на шатуне с одной стороны видны КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ потертости ну как мишень в тире.а с другой потертости имеют хаотичный характер . ТУ СТОРОНУ ГДЕ КОНЦЕНТРИЧЕСКИЕ ПОТЕРТОСТИ -к щеке коленвала .ВТОРОЕ. С одной стороны концентрические окружности а с другой ничего нет .-ТУ где окружности к щеке коленвала .ТРЕТЬЕ Одна сторона гладкая а на другой хаотичные царапины .-царапины к задней крышке.ЧЕТВЕРТОЕ .это самый худший вариант .НИГДЕ НЕТ никаких потертостей .тогда просите форумчан разобрать мотор и посмотреть где риска . На ВАших фотках в начале темы видно , что шатун пару раз цепанул заднюю крышку .Вот и ищите следы этого зацепа .они будут точно не концентрическими. Больше пока ничем помочь не могу .Хотя нет Вспомнил еще один момент .Наденьте шатун на вал любой стороной , потом переверните и опять наденьте . То положение когда шатун плотнее прижимается к щеке вала есть исходное .Если такое у вас будет не сомневайтесь …Но бывают шатуны когда расстояния в обоих положениях одинаковые…Тогда опять разборка аналогичного мотора …
Коллеги, все-таки прошу подсказать куда смотрит риска, т.к. шатун с одной стороны потертый, с другой девственно чистый, но у меня впечатление, что шатун трется “щечкой” о коленвал, а крышку картера вообще не задевает (на другом движке у меня - ОСмакс 0,46 так оно и есть - трется о крышку)???
Илья,здравствуйте.Если этот вопрос ещё актуален,завтра постараюсь дать на него точный ответ.(есть этот двигатель).
А завершение полётного дня работой двигателя(3-5 мин) на топливе без нитры,считаю делом очень полезным и не таким уж сложным.Прислушайтесь к совету Петра(Т-34) и не только к этому.Не раз убеждался,он знает что говорит.
Илья,метка однозначно направлена к щеке коленвала.Т.е.со стороны задней крышки её не видно.Такая же картина и на Saito FA-125.
По поводу завершения полётного дня работой двигателя на топливе без нитры.
Всегда отношусь с уважением и интересом к высказываниям Т-34. Очень много интересного подчерпнул для себя из них. Но вот вопрос у меня двигатель закопотирован. Как технически осуществить эту идею с работой на топливе без нитры в конце полетного дня. Если залить в бак то топливо перемешается с остатками топлива с нитрой (т.к. полностью опустошить бак ни когда не удается) и эффекта не будет. Если скидывать шланг с бака и подцеплять другой бак топливная трубка износится и велика вероятность того что она может спасть со штуцера во время полета.