Колибри ОТМ-08 - ремонт.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Несколько лет назад, в одной из бесед я поделился что есть способ идеального изготовления поршней , а точнее сверления отверстия под поршневой палец на простом токарном станке .
При этом не требуется каких то супер приспособлений, все делается в стандартной комплектации станка и выполняется на нем.
После этого несколько раз ко мне обращались с просьбой поделиться этим способом.
Но увы пытаться передать на пальцах, это неблагодарное занятие.
Сидеть чертить и разъяснять, очень неблагодарный процесс - у меня нет столько времени тратить нв пустоту, обделяя себя от насущных проблем.
Но все проще когда есть конкретный пример.
-------------------------------------------------------
И так иногда у меня возникает потребность в отдыхе - если по каким то причинам наступает тупик в какой то работе и мне требуется отдохнуть от этой задачи, я переключаюсь на какой то процесс который приносит мне удовольствие и я тем самым отдыхаю.
В данном случае отдыхом является ремонт малыша - Колибри…
-----------
Давно мне был подарен моим другом малюсенький моторчик .
Мотор я не видел работающим. Мне его подарили после нескольких попыток его возбудить к жизни , изготавливали новый поршень , но все неудачно.
После этого я пытался посмотреть как он работает , расклепав и перетерев прямо в гильзе поршень ( это уже вторая притрика поршня прямо в гильзе).
Мотор завелся и немного поработав затих .
Из как мог беглого описания вы поняли что геометрия гильзы была изуродована.
И вот я решил в небольших перерывах восстановить моторчик.
Но именно восстановить а не реставрировать, приведя его в полноценно работающий экземпляр.
Что я имею на этот период -

У мотора были потеряны жиклер и кок . Упорную шайбу я снял .
Поршень и шатун родные потеряны .
И так разбираем остатки двигателя

Сфотографировать зеркало гильзы мне не удалось , что бы передать кошмарность геометрии.
Так же при разборке более внимательный осмотр показал явную проблему двигателя - контропоршень

По всей видимости я пытался наскорую руку как то побороться с браком мотора путем расклепа донышка -

Но масло под рубашкой охлаждения говорило что это мало помогло.
И так же были явные поперечные задиры, что стравливало компрессию и это не могло заставить качественно работать мотор даже на идеальном поршне.
-----------------
Мне прийдется отремонтировать гильзу .
Сделать новый “контрик”.
Сделать новый поршень.
Сделать новый шатун.
Так же я собираюсь выточить новую рубашку охлаждения , так как старая имеет не плотную резьбу и у меня подозрение что это повлияет на работу двигателя.
--------------------------
Прежде чем начать что то делать, нужно изготовить оснастку .
В данный момент нужно сделать притиры ( я же пытаюсь дать пример личного опыта изготовления\ремонта в условиях малой оснащенности станочным парком ). Притиры в принципе не нужны если есть качественное шлиф оборудование. Но если его нет , можно обойтись с чуть худшими результатами притирами.
-------------------------
Притир для гильзы -
Тут есть маленькая особенность, конструкция притиров была не однократно описана в различной литературе где описывался процесс изготовления деталей микродвигателей. Но вот если воспользоваться как есть рисунками как этот -

Ваш результат будет очень далеким от совершенства .
Дело в том что втулка не фиксируется и будет постоянно сползать с конуса по различным причинам.
Притир должен конструктивно выглядеть так -

При этом я преднамеренно использовал упорную гайку с шагом 0,5мм .
Дело в том что в процессе притирки нам придется поддерживать зазор таким что бы притир не клинил и не болтался . При притирке нужно выставить зазор так , чтобы работал абразив не вызывая подклинивания при работе , а мы ощущали легкое шуршание абразива.
И тут на простом шаге резьбы это всегда гимор - перетянул, переслабил. С мелкой резьбой это намного легче и комфортнее.
Я по привычке выточил в двух экземплярах разжимную втулку ( хотя это излишне в данном случае ) .

Все сделано с одной установки и приняты все меры что бы обеспечить соосность деталей ( единственное не стал убиваться на резьбе с мелким шагом и просто нарезал резьбовым комплектом а не станком ).
Это для машинной притирки в станке.
Вороток можно выпресовать и процесс выполнить в станке , но привык все делать ручками.
Сам процесс происходит примерно так -

Длинна притирочной втулки должна быть не меньше чем полторы длинны гильзы. Иначе нельзя получить качественной геометрии и легко набить овалы (яйца) .
Я мог бы это провести в станке , но мне нравиться рученьками ,Ну пунктик такой, сила привычки…
Как видите тереть нужно не просто совершая круговые движения , а больше стараясь выполнить круго-продольные движения.
Плюс менять направление и для выправления изуродованной гильзы я переворачивал её что бы устранить сверх конус . величина которого превысила 0,06мм на длине гильзы 18мм.
В результате я привел конус до потребного 0.02мм на сторону и вывел конус до выхлопных окон ( что желательно для черной пары , в цветной конус делают выше выхлопного окна).
Все притиры изготавливаются из чугуна.
Я чтоб сэкономить чугуний сделал их по пределу длинной . сделав акцент на свой опыт и надежду что мне удастся выполнить операции качественно.
В результате нужно получить на зеркале гильзы вот такую елочку рисок ( тяжело сфотать на столь малом моторчике - но в принципе можно рассмотреть елочку)

_______________________________________
Ремонт гильзы можно считать законченным .
Теперь очередь за контропоршнем и самим поршнем.
Для этих деталей притир более простой конструктивно

Да чуть не забыл - притиры перед использованием нужно слегка “подносить” - на идеальных оправках , или в край друг в друге ( притир гильзы в притире поршня) . Это необходимо для того чтобы устранить различные огрехи после расточки резцом и получить идеальную геометрию.
Иногда на притирах делают насечки на рабочих поверхностях для удержания абразивной пасты.
И самое главное притир должен быть мягче чем сама деталь. Абразив вкрапливается в мягкое тело притира и работает лучше.
Не всегда это на практике удается, но нужно к этому стремиться.
К примеру тут желателен притир для чугуна из алюминия.
Но беда в том что алюминий тут может годиться только для суперфиниширования к примеру с пастой гои , но при черновой притирке он не будет держать геометрию. Поэтому нужно постараться хотя бы подобрать чугун по свойствам мягче чем деталь .
С гильзой проблем нет , а вот с поршнем который тоже чугунный начинаются заморочки.
-----------------------------------------
Ну вот пока все по ремонту этого моторчика .
до следующего раза когда я захочу опять отдохнуть денек. два .
Нашел свою старую оправку для сверления отверстия под палец ( заинтригую) .
Оправку новую делать , не буду , а отремонтирую старую , проточив рабочие поверхности и немного доработав ( жаба давит на дюраль - некогда бегать по городу в поисках и покупках).

Все детальки растерял , поэтому это только часть всего устройства.
Когда дойду до изготовления поршня все постараюсь наиболее доступно рассказать про этот самый главный процесс при изготовлении поршня и поясню его преимущества перед различными угольниками.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Сегодня приехав после смены по быстрому сделал новый контрик. Чтоб соседи не ругались что спать не даю так как приезжаю после 22-00.

Есть маленький момент по контропоршням старых моторов - посадка для малой кубатуры.
Тут есть два попадалова - или прослабишь что будет сифонить, или наоборот его будет клинить так что хоть разбирай и выбивай выколоткой когда пережмешь.
Ну очень маленький объем и трение превышает способность для хода контрика.
Решил попробовать нарезать три колечка для уменьшения площади контакта и трения.
Короче притер и вроде как получилось вполне нормально при натяге в 0,005мм.
Ладно моторчик потом сам скажет насколько удачно или нет получилось.
В край деталь элементарная выточу новую , но вроде под легкими ударами 100грамового молоточка перемещается.

Да конечно возникает вопрос - какую абразивную пасту использую.

В основном пользуюсь этим .
два флакончика белого и зеленого цвета - чисто карбидные пасты из набора для шлифмашинок типа дремель.
Они очень тонкие , но работают вполне неплохо.
И рядом в бутылочке паста для притирки клапанов - алмазная финишная ( такая оценка именно для примения при притирке клапана) .
Но клапанная оказалась очень грубой и годиться только для черновой обработки.
Если её использовать, нужно не забыть детали потом простучать в ультрозвуке.
Если нет УЗ ванны ( их сейчас не проблема купить от 650 рублей) , то можно пару раз деталь нагреть до температуры 150 градусов и бросить в керосин.
В чем подоплека - алмазная пыль вкрапливается в поверхность и потом если не избавиться от въевшихся частиц , детали сами себя сожрут мгновенно, после первого запуска отремонтированного моторчика.
---------------------------------
Потом когда буду делать поршень ( он теперь следующий в очереди) попробую побегать по автомагам .
Раньше в пору когда я еще трудился мотористом , продавали к притирочным пастам суперфинишную .
Которая не была абразивной , а наоборот втиралась в поверхность трением , образуя медно-бронзовый пояс.
Вот если найду . сделаю эксперимент с поршнем.

Русинов_Сергей
ЕВГЕНИЙ-ARM:

который тоже чугунный начинаются заморочки.

Либо жигулёвский распред, либо кладбищенская ограда.

ЕВГЕНИЙ-ARM:

Нашел свою старую оправку для сверления отверстия под палец

Чё она такая сложная???
Вот такой достаточно.

ЕВГЕНИЙ-ARM
Русинов_Сергей:

Чё она такая сложная???

Сергей возможно принцип одинаковый .
Но я чуть позже выложу процесс именно в том варианте который мне был рассказан.
Я незнаю кто автор ( ради благодарности автору) но увы при попытке узнать кто рассказал вспомнить мой друг не смог.
Скорее всего могли два человека - Денис Харитонов (Tech Stuff ) или Александр Чередниченко.
Мне только сказали что тогда в те времена люди делились всем , хотели чтоб мир был лучше.
И поэтому просто выпало из головы кто делился.

Поэтому все как есть а там если что поправите , подскажите свой вариант .
( долбанный глюк форума несколько раз уже бан получал , жаловался и никто так и не исправил ( я про ссылку и фамилию где сработало выделение не нужного текста))

Русинов_Сергей:

Либо жигулёвский распред, либо кладбищенская ограда.

Сейчас для ремонта и притир используется три вида чугуния из - иномарочного распреда , жигуль или моквич и от волговского ЗМЗ402.
Но притир лучше сделать из чугуна типа как вы говорите - оградка или какой то штурвал от водонапорной задвижки.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Вчера посидел снимая размеры и прорисовывая эскиз, что бы определиться с размерами поршня.
Старый поршень если затеюсь найду где нибудь в мешочках или корбушках , но не имеет смысла.
Он делался тоже приблизительно без точного копирования родного, сверлился в призме , что сразу его списывает в помойку.
И была кучка недостатков , типа смещенного центра тяжести, и очень тяжелый.
Поэтому я делаю свой , стараясь не повторить недостатки.
И вот сегодня после работы успел сделать только один “наперсток” , т.е. заготовку .

Таких будет три - чугуна то три , вдруг какой не подойдет, да и в процессе изготовления часто бывает брак .
Поэтому заготовок будет три.
Эскизик простейший и только мне понятный ( не стоит вникать что я там накорябал) , и назночение что бы поймать базовые размеры.
Можно было пойти по другому пути - начертить более точно, для отлавливания фаз и пр.
Я решил воспользоваться правилом - донышко поршня должно быть по нижней кромке выхлопного окна.
Какие фазы будут и пр. для меня вопрос не волнительный , так как мотор работать будет и по своей конструкции он не претендует на чемпионство.

Поршневой палец -

Жизнь его покалечила , даже учитывая что мотор отработал оочень мало - на нем несколько раз что то притерали и пр.
И я даже не уверен что это не хвостовик сверла .
Поэтому на палец будет взята игла с подша от КПП из стали ШХ15 .

Описывать процесс точенки самих деталей не вижу смысла , поэтому пока только готовые детали с пояснениями почему так решил сделать.

Русинов_Сергей
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Таких будет три - чугуна то три , вдруг какой не подойдет, да и в процессе изготовления часто бывает брак . Поэтому заготовок будет три. Эскизик простейший … Я решил воспользоваться правилом - донышко поршня должно быть по нижней кромке выхлопного окна.

Немного не так. При фонтанной продувке делается коническое донце, поэтому поршень выглядит примерно так:

З.Ы. Усечённый конус донца выполняется ПОСЛЕ отверстия под палец.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Вот именно все так…
На моторах объемом меньше 1см3 донышко в виде конуса нет смысла делать.
Так же на фото был родной контрик - конус видим – нет.
Это особенность моторов серии ОТМ и они не страдали какими то неадекватностями связи с отсутвием конуса.
Так же чтоб убрать прения просмотрите серию моторов COX -

Вообще Колибри мало кто видел работающим. Видать сильно мелкий был для массового производства и завод при распи***ком отношении не мог качественно выпускать этот двигатель. Но у меня был другой более старший его собрат Стриж ОТМ15 , так тот моторчик мне понравился.
Крутил он не хуже мк-17 при этом вес в 70 грамм против 135 МК-17 это для мелкого объема чувствительное подспорье.
Но у мотора оказался слабый коленвал - лопнул , отлетела щека.
И донышко было плоское.

Русинов_Сергей
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Это особенность моторов серии ОТМ и они не страдали какими то неадекватностями связи с отсутвием конуса.

😃

Вот, не поленился:

HS125
Русинов_Сергей:

Вот, не поленился:

Привет всем!

Это сечение Сокола. Посмотрите дальше в этой же статье в Юном технике за 1975 год. Там Колибри без сечения изображен. Поэтому вопрос неоднозначен какой поршень был у Колибри. 😉😃
А статьи в то время не всегда точно писали. Вступление ко всем двигателям можно отнести, а у Бизона другой поршень. Вот и думай.

Русинов_Сергей
HS125:

Поэтому вопрос неоднозначен какой поршень был у Колибри.

Плоский. 😃

З.Ы. Неверную инфу удалил.

ЕВГЕНИЙ-ARM
Русинов_Сергей:

Плоский.

Дяденька ну что вы в самом деле ???
Я не видел ранее выложенного - машины отвлекли на работе.
Но не берусь говорить за сокол , так как насколько помню он вообще имел поперечную продувку .
Но про этих двух пернатых так .
Причем мне встречались даже ритмы с плоским поршнем - но это другая история про модифы и прочие моменты в истории.
А в целом формирование патока при столь малой площади вряд ли будет критичным .
И даже если бы вдруг доказали что поршень с конусом обязан быть или еще как - сделал бы с плоским .
Цель топа не реставрация мотора , цель рассказать о том как можно сделать операцию при изготовлении поршня.
Мною используемый вариант позволяет и такие поршня делать, но я забил бы на заморочки именно с подгонкой конуса поршня и тарировочной шайбы. Это лишние заморочки которые усложнили бы материал для понимания.
Если бы так я выбрал бы подопотным КМД .
Почему взялся за черную пару - тут частенько спрашивают а кто бы мне "сточил " бы новый поршень или новую пару .
Воспринимая что это стоит рублей так 500 .
Уже сейчас еще не начав понятно что изготовление и ремонт для одного мотора ( и если он с нестандартными размерами ) превышает экономическую разумность.
Но увы у меня нет сейчас оснастки для хромирования и решил показать это на том что могу полностью осветить.
--------------------------------
Вариантов подхода в изготовлении может быть масса . Отличаться могут незначительными и не принципиальными моментами.
Так что может когда то , кто то решиться осветить свой вариант подобной работы на примере другого мотора.
Да и мне дай бог закончить начатое - завтра вшпилет какая мысля, что заброшу на некоторое время этот ПТИЦ.

STORMBRINGER

Низззззззя ! Еже-ли вожжа в попец клюнула.- остановка смерти подобна !!! По себе знаю… С ув.

ЕВГЕНИЙ-ARM

На выходных приключилась более важная точенка связи с подготовкой модели.
Поэтому выбора не было продолжить эту тему или подготовка модели к полетам.

UB0AAC
ЕВГЕНИЙ-ARM:

Но у мотора оказался слабый коленвал - лопнул , отлетела щека.

Скорее всего это ждет и Колибри. У нас в кружке был Стриж и Колибри. У обоих лопнул коленвал.

ЕВГЕНИЙ-ARM
UB0AAC:

Скорее всего это ждет и Колибри. У нас в кружке был Стриж и Колибри. У обоих лопнул коленвал.

Тогда тема продолжиться - будем потом делать и коленвал…
Думаю тоже вполне интересный момент…
И так опять тема немного отдохнуть от насущных проблем.
Были доделаны три наперстка.

Причем судя по поверхности и стружке чугун отличается и по количеству графита и по самой структуре.
Какой потом выбрать на первый поршень???
-----------
Чтож подошли к самой оправке .
Начну с простых истин.
Людям с опытом данная инфа будет не интересна.
Но сделаю акцент на новичка .
Многие ошибочно считают что патроны токарных станков позволяют точно устанавливать деталь повторно.
Это ошибка , я таких патронов не встречал.
Альтернатива только специальные цанги.
Иначе после снятия , отрезания детали , она повторно точно никогда не будет установлена.
Да и кулачки своим давлением проминают поверхность детали.
Поэтому применяют разжимные оправки, что бы получить требуемый результат.
Сама оправка для поршня универсальна и один раз сделанная позволяет делать различные поршни , разного размера ( предел только в размерах самой оправки).
И так сначала попытался использовать старую разжимную оправку , для того что бы сделать ремонт приспособления.

Но станок на котором лет “надцать” назад делалось приспособление имел приличный бой и поэтому разрез сжался после проточки до удаления боя.
Деталь зажать не удалось.
Сделаем новую разжимную оправку.
Она из себя представляет кольцо , которое протачивается с меньшим диаметром требуемого размера.
Кольцо разрезается и повторно устанавливается в патрон с легким зажимом ( что бы разрез не сомкнулся).
И протачивается после установки в патроне под оптимальный диаметр чтобы деталь вошла с легким зазором .

На этот раз я взял старую оправку с чего то позволяющую после проточки использовать её сейчас.
На этот раз это уже сталь.

Проверяю насколько точно была изготовлено приспособление - результат вполне , бой всего был 0,015мм
Почему он возник , неизвестно. Но точилась она с одной установки .
Возможно виной сам станок - некоторые станки в зависимости от состояния трансмиссии и конструкции
не позволяют для точности даже выключать вращение шпинделя ( к примеру для замера ) , повторное включение вызывает смещение шпинделя и как результат провоцирует бой изготавливаемой детали.
Не буду вдаваться в подробности , но возможно это и было причиной боя , а может дюраль при естественном старении дало овал.
Короче история умалчивает.
Поэтому и был акцент на ремонт - возможные деформации и сама поверхность мне не понравилась.
Поэтому протачиваются все плоскости - рабочие и проверочные

Так же на будущее хорошим правилом будет поставить метки .
Я на станке поставил у себя где только можно метки , что бы все работало всегда в своих местах.
У приспособления тоже стоят метки , позволяющие повторную установку детали с акцентом ориентации относительно первого кулачка.

На фото вы видите точку на патроне , риски на разжимной оправке и на приспособлении.
Это в последствии позволит мне без проблем использовать приспособление для различных задач при изготовлении поршней.
И так приспособление проточено заново, с хорошей поверхностью.
Причем я никогда не использую шкурки - ими легко завалить поверхность , мне блеск не нужен, нужна поверхность.

Обратите внимание на отверстие внутри .
Жизнь нам постоянно ставит разные задачи, которые мы не можем прогнозировать заранее.
И это отверстие для того если нам потребуется повторно установить поршень и четко сориентировать просверленное отверстие от смещения.
Мы вытачиваем в зависимости от задачи из стали, дюрали, текстолита направлющую оправку которая плотно вставляется в приспособление и отверстия пальца поршня.
И без проблем установим повторно поршень .
К примеру нам потребовалось расточить отверстие под палец большего диаметра.
Точим текстолитовую оправку с плотными посадками.
Устанавливаем поршень и прямо с текстолитом делаем необходимую операцию.
-------------------------------------
Ну теперь попробую объяснить кратко как работает приспособление .
Я как мог набросал карандашом на бумаге от руки эскиз и подкрасил для пояснения в паинте.

Вот теперь попытаюсь пояснить смысл . Тем более еще все деталюшки не точил.
Самое главное при изготовлении поршня нам сделать отверстие строго и четко перпендикулярное оси .
Эту операцию оправка делает легко.
Но еще один момент расстояние В - именно это расстояние несет характеристику фаз выпуска и перепуска.
Не соблюдение расстояния от донышка поршня до оси пальца сместит фазы мотора.
Можно конечно подогнать потом донышко - подрезав .
Но если нам нужно сделать три , четыре - десять поршней . Приставляете сколько нудоты будет.
Поэтому две шайбы зеленогои синего цвета нам выставят поршень , когда мы вставим бутерброд из шайб и поршня внутрь оправки.
Шайбы нужно делать одинакового диаметра , и точить с единижды проточенной заготовки.
Но точность нужной операции нам обеспечит два размера - А и Б…
Как узнать какой размер нам сделать ?
Тут нам поможет старый дедовский способ - чертим наше приспособление и поршень на листе бумаги в масштабе 10 к1 ( в десять раз больше).
Не стоит использовать миллиметровку ( не знаю с чем связано, но миллиметровка врет ).
Начертив подобный эскиз как нарисовал я , но очень точно мы и найдем наши размеры .
При этом размеры позволят нам по высоте выставить поршень идеально с конечной точностью до 0,001мм.
Самые главные ( ответсвенные размеры я на эскизе отметил красным цветом ).
Синяя шайба - она не влияет на точность. В случае если размер бутерброда будет ошибочным , под синюю шайбу можно положить бумагу что бы бутерброд плотно вошел внутрь приспособления.
Я сейчас доработаю приспособу и сделаю со стороны синей шайбы поджимной винт.
Зачем нужны 4-е отверстия по периметру обоймы приспособления.
Когда мы вставим бутерброд , нам нужно обеспечить плотное прилегание его к стенке ( она нам дает гарантию перпендикулярности положения поршня и будущего отверстия.
По различным причинам - вибрация , нагрев приспособы и бутерброд может сместиться .
Поэтому все закрывается 4-я болтиками и специальной крышкой .
Между крышкой и бутербродом можно проложить фторопластовую прокладку или просто из кордона.
--------------------------------
Короче вот как мог пояснил как дальше будет продолжаться работа и принцип изготовления поршня.
Ну не прощаюсь, тема будет продолжаться с попытками показать поэтапно как выполняются операции.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Альтернативный вариант изготовления поршня можно увидеть здесь при помощи угольника установленного на планшайбе токарного станка

modelenginenews.org/techniques/cast_pistons.html
Недостаток такого варианта - требует тщательной юстировки поршня для предотвращения смещения пальца относительно оси поршня ( если по честному такой вариант изготовления - это изготовление “на глаз” без точного , гарантированного результата). Вы можете точно выставить ( поймать ) переднюю часть поршня ( которая смотрит на сверло) но задняя часть ( со стороны планшайбы) может сместиться на несколько сотых миллиметра и вы это практически не сможете поймать с гарантированной точностью.
И даже попытка что то намерить так -

Это от лукавого - задняя часть поршня может находиться вне оси вращения , а оправка отбивает только “лицевую” часть поршня.
Такое смещение еще называют дезаксиальным смещением поршневого пальца .
Такое смещение иногда применяют для уменьшения давления стороной поршня на стенку цилиндра.
Принцип можно видеть на рисунке -

Но проблема в том что очень тяжело нам поймать на таком приспособлении ось вращения поршня при расточке.
А мы ловим с точностью до 0,01мм .
Так же очень спорный момент необходимости такого смещения на модельных двигателях.
Поэтому чаще всего стоит более простая задача - сделать поршень максимально точно при изготовлении по всем осевым направлениям.
Есть еще куча моментов возможного улучшения работы поршней - но в данном аспекте применительно к мотору Колибри это излишняя инфа.
Попалась интересная ПДФ-ка рекламного проспекта - как делают наши моторы в условиях современной промышленности -
www.fx-engines.com/How_it_is_made.pdf
Про изготовление поршня ( точнее методах сверления отверстия ) они опустили инфу .
Но в целом дает нам представление насколько совершенно оборудование современных заводов.

P.S. Зато данный угольник очень удобен при расточке отливки картера .
При помощи такого приспособления можно легко расточить картер добиваясь перпендикулярности оси коленвала и оси цилиндра.
При необходимости можно завалить ось картера компенсируюя смещение ( правильнее температурной деформации) из-за неравномерного обдува при работе ( неравномерное охлаждение цилиндра) и как следствие температурной деформации картера ( особенно актуально у моторов с выхлопом взад).
Смещение задают как путем подкладок ( при быстром экспресс изготовлении штучного картера ) или перешлифовывают сам угольник на необходимый завал.
Но это опять отход от моей темы.

ЕВГЕНИЙ-ARM

Прежде чем двигаться дальше нужно провести одну операцию.
Заготовки точились из разных материалов и при этом станок не снс - высота заготовок поршней отличается.
Это не принципиально в нашем случае, но дает некоторую долю дискомфорта.
Правда после доработки приспособления и этот момент окажется не критичным - но всегда надо стремиться к лучшему.
Поэтому подрежем донышки .
Разбег получается как из-за не точности обрезки так и отрезной резец может законусить плоскость и пр.
Результат заготовки имели высоту .
1)- 8.786
2)- 8,906
3)- 8,974
Эта процедура делается опять при помощи разрезной оправки которую выточил из попавшегося под руки куска люмишки

Опять вытачивается колечко , разрезается и повторно установив в патрон протачивается под размер заготовки поршня.
Потом вставляем поршень и поджимаем что бы зафиксировать поршень в оправке .
Дальше подрезаем донышко , получая идеальную плоскость и выравнивая высоту.

В результате высота подравнялась и получились заготовки высотой
1)- 8.649
2)- 8.642
3)- 8,656
Поймать сотки проблем нет и все заготовки держаться в губках колумбика и он на все показывает один размер (поспешил перед фотографированием и не отбил 0 , колумбик на одну сотку сбит).

Более точный инструмент уже улавливает разницу.
Но убиваться отбивая микроны нет необходимости , нам вполне хватит точности до 0.01мм .
Хотя и это не обязательно так как сверление будет относительно донышка и длинна юбки значения не имеет.
Теперь можно приступать к черчению чертежа для выяснения размеров шайб- подкладок.
Попутно устранил один момент который ранее в этом приспособлении приносил дискомфорт.

Когда я точил поршня и делал эту приспособу , у меня не было под рукой делительной головки.
Разметка была сделана колумбиком и сверлилась вручную. В результате неточности и ошибки , смещение сверла и отверстия разбежались.
При сборке хоть шайба и имела метку , часто возникала путаница с ориентацией шайбы.
Поэтому решил пересверлить отверстия для точности. Правда поспешил и сверлить начал не с той стороны и третье отверстие попало краем на старое.
Старые резьбы заглушил что бы на них не путаться.
------------------------------------------
Чтож осталось немного работы для проведения операции сверления заготовки.

  1. начертить эскиз и определиться с размером .
  2. выточить шайбы для сборки бутерброда .
  3. выточить новую прижимную шайбу , так как старую потерял.
ЕВГЕНИЙ-ARM

Двадцать минут ушло на эскиз , чтобы найти необходимые размеры.

Диаметр шайб я и так знал - глубина приспособления 12мм +1мм для того что бы бутер поджала планшайба приспособы = 13мм.
А высоты после того как начертил легко нашлись сами .
Основная шайба должна быть толщиной 6,13мм, поджимная 5,33.
Дальше проточил люмишку по нужному диаметру.
Так как диаметр является основным размером и мой станок с цифровыми лимбами

позволяет точить с высокой точностью я остановился на этом результате

И вот заготовки бутерброда сделаны

Немного не успел , у меня уже поздно и решил остановиться , что бы не будоражить соседей которые ложаться спать.
Не успел по причине что одну шайбу спортил - забыл прибавить 1,5мм при отрезании.
Осталось опять в разрезной оправке проточить шайбы ( как донышки поршней) , что бы получить идеальный размер
( сразу отрезанием как писал тяжело точно до 0,01мм отрезать с хорошей поверхностью и тем более с алюминием может пойти наклеп на резце).
Поэтому решил не рисковать а отрезал с запасом и маленькими ступеньками что бы не словить наклеп.