Комета - доработка и запуск

Андрей_В

Про этил 100% не слышал… Даже алкаши про такое не расказывали…
Есть этил 98%. Гонят в Южной Америке из кактусов (текила). Подозреваю, что на таком там и летают (ну наши люди - Моделисты, везде есть!).
Поставил шайбы (электрокартон 0.25) под носовые подшипники, на обоих моторах. Но тут не забывайте про осевой люфт! Он тут обязателен!
С родной футоркой обороты сразу выросли до 13 тыщ (9х6). Хотя мотор ещё толком и не прикатался. Колечки заметно трут ещё.
На втором моторе с карбом от МДСа опять ссыть! Не, надо закрытый подшипник! Зазоры по валу чрезмерны…
И обороты меньше, до 10 тыщ. Но это с учётом выпускного тракта карбюратора. Тут, понятное дело, будут потери.
Устраню течь, тогда можно и с карбом поиграться.
Наблюдал за жизнью колечек… Втихаря они как-то живут… Концов так и не увидел…

Резюме, так сказать: прототип Кометы - Super Tigre G20/15 - мотор с большим потенциалом и хорошей мощностью. Сконструирован просто, надежно и грамотно! Сам двигатель Комета МД5 не виноват, что его так плохо у нас сделали…
Коллеги! Поймите эту разницу!!!

Там есть, что улучшать. К примеру, чуть увеличить конус на гильзе к низу. Завтулить шатун, баланс. вала и пр. А если ещё подши полирнуть… (бывала прибавка под 1000 об.).
Пара картинок, так интереснее…

Марат
Андрей_В:

Есть этил 98%.

Нет в природе этила больше 96% - из-за своей гигроскопичности, даже после всех танцев с бубнами с осушением, в первые 30 секунд он из воздуха насосёт влаги… Можете поинтересоваться у химиков…

Андрей_В:

прототип Кометы - Super Tigre G20/15

Вообще-то это мотор 2,5 кубика…

Андрей_В

Марат! Давай про Комету. Чего ещё пильнуть и выкинуть? 😁

Марат
Андрей_В:

Давай про Комету.

Прототипом “Кометы” был Super Tigre G 21/29.

Андрей_В:

Чего ещё пильнуть и выкинуть?

Я делал тонкостенный чугунный поршень и даже без дефлектора, новую головку и всё работало как и полагается мотору.

VTjr

Насчет этанола и его свойств читайте здесь ru.wikipedia.org/wiki/Этанол#.D0.9E.D1.87.D0.B8.D1…. Так называемая азеотропная смесь (содержит 95,57% этанола аи 4,43% воды) - это максимальная чистота которую можно получить путем перегонки. Причина в том, что температура кипения этой смеси на 0,24 градуса ниже чем чистого этанола. Но тем не менее химическая очистка при помощи негашеной извести или обезвоженного медного купороса очень простая и дает хорошие результаты. То, что такой чистый спирт в течение пару секунд снова насосет >4% влаги неправда, на это нужно намного больше времени. Конечно это зависит от обстоятельств (влажность воздуха в помещении, герметичность посуды итд.), но гигроскопичность этанола можно существенно снизить добавкой нескольких % бензина (достачно до 5%, тоже см. ru.wikipedia.org/wiki/Этанол#.D0.9F.D1.80.D0.B8.D0…). Но надо учитывать, что недостатком такой смеси ее агрессивность к силиконовой резине - шланги и уплотнения набухают и теряют прочность даже при таком малом количестве, так что обычные компоненты системы подачи горючего для калильных двигателей надо заменить другими.
Но обезвоживание технического спирта имеет смысл даже в случае, если его не удастся удержать в концентрации более 96%. Дело в том, что спирт из розничной продажи обычно бывает еще более худшего качества. Он нередко содержит и около 10% воды, а такой для топлива совершенно не пригоден. Если например при смешивании с касторкой приобретает мутный вид, то точно воды в нем слишком много и двигатель будет работать только с постоянным накалом свечи.

Андрей_В:

Про этил 100% не слышал… Даже алкаши про такое не расказывали… …

Алкашам такое ни к чему знать, им ведь все равно то-ли 96% или 100%, все равно водой разбавляют. Кроме того купорос ядовит, хоть и в чистом спирте не растворим, но если обезвоживание не полное, то какая-то ничтожная доля в нем все-таки остается, потому что после этих процедур спирт приобретает слабенький голубовато-зеленый оттенок. Но двигателю ето не может повредить.

Андрей_В:

Там есть, что улучшать. К примеру, чуть увеличить конус на гильзе к низу. Завтулить шатун, баланс. вала и пр. А если ещё подши полирнуть… (бывала прибавка под 1000 об.).
Пара картинок, так интереснее…

Конус на гильзе делают только на парах с гладким поршнем, если поршень с кольцами, то этого делать не надо! У ДВС с кольцованной парой должен быть цилиндр ровный, без конуса!
Во первых это не имеет никакого смысла, потому что кольца будут прилегать одинаково как к верхней более тесной поверхности так и к свободной внизу. Наоборот это им будет даже вредить, так как будет их заставлять с каждым оборотом вала делать периодические разжимания/сжимания, что повлечет к более быстрому износу пазов в поршне.
Полирование внутренних поверхностей ДВС имеет смысл только при сверхвысоких оборотах, при таких, которые может крутить Комета, думаю наоборот даже лучше если будет мелкая шероховатость. Конечно не имею ввиду поверхности качения подшипников. Но тут считаю, что они после обкатки будут достаточно гладкими и любая их полировка может только повредить. Если уж очень большое желание заниматься подшипниками, и денег не жалко - то закажите японские. Но для Кометы это словно как свиньям бисер.
С остальными доработками согласен.

STORMBRINGER

Так оно и есть. Я то же пробовал, но остался без прециндентов…

persey

Уважаемый Андрей В., случайно температуру головки двигателя сразу после испытаний не измеряли? Хотелось бы сравнить на метаноле у Вас и этаноле у меня. Косвенно на моей Комете шипенья влаги на рёбрах нет, но рука не терпит, значит в районе 80-90 град. (У Радуги также, но компрессия у Радуги не падает). Причина пропажи компрессии у меня так и не ясна. (Мотор новый, если не считать нескольких пробных запусков на этаноле). Если будете случайно разбирать мотор, если получится померяйте пожалуйста зазор в замках колец. Может у меня просто бракованные кольца с большим зазором. В тех данных величины предельного зазора колец для микродвигателей не встречал.
С уважением.

Андрей_В

Уважаемый Emil ! Температуру не замерял. Но греется заметно. Обжигает. Примерно так как и в Вашем случае: в р-не 80°-90°. После остановки моторов (у обоих одинаково), компресиия как бы есть, но не завести. Даже вспышек нет, просто чавкает. Поршень вниз, выхлоп открыл и даю остыть. Потом, ещё горячий, но рукой уже терпимо, даёт вспышки, заводится. И если на таком горячем, долго (ну 30-40 сек.) держать накал, то то тоже начинается одно чавканье. Тогда стоп! Даю ещё остыть. На остывшем моторе запуск боле-менее нормально, обычно. Главное тут не перелить.
Комете всегда ребер не хватало. Могли бы производители и добавить. Хотя бы на “голову”.
Разобрал мотор. Сделал снимки. Там зазоры в замках чуть разнятся. Но и кольца, правда, от разных моторов. Было одно родное, а второе потом поставил. Думаю по фото можно прикинуть зазоры в замках, сравнить. Я попытался, не снимая с поршня, померить внешний диаметр колец. До “трех щелчков” тут далеко, колечко-то играет, сжимается. Но как сумел, “до касания” замерил. Получилось ф19.45.
Что касаемо потери компрессии при нагреве… Наверное, дело не в кольцах… Думаю надо смотреть, как гильза в картере сидит своим буртиком. Как прокладка под головой. Как затянуто, без перекоса? Нагрелся, и засифонило?
Есть смысл посмотреть по камере сгорания. Может поджать? Уберите прокладку с “головы”. Покрутите без свечи. Какой зазор остаётся? Не стучит? У разных Метеоров, из разных партий, картер по высоте, бывало,чуть различался. На 3-4 десятки. Догоняли прокладками.
Карбюратор от МДСа 3.5 встаёт только-только. Пришлось регулировочный винт укоротить. Но и в таком случае места под хомут для глушителя (Талка 10) не остаётся. Посмотрю что-нибудь более компактное.

persey

Уважаемый Андрей В., большое спасибо за информацию. По Вашим фото зазоры в замках на моём двигателе даже меньше. Доработаю вал (только попробую снять щеку вала по радиусу как на Радуге) и поршень как у Вас. Картер пришлифовал с буртиком гильзы как на Радуге, прокладка одна, следов прорыва нет. Критических неисправностей не обнаружено, значит дело в топливе. В обзоре AdriansModelAeroEngines_com MD-5 Kometa указано, что Комета любит нитрометан. Use at least 10% nitro in the fuel – more if you want the engine to give its best. This engine really likes its nitro ……! При минимальных доработках с хорошим топливом получается рабочий мотор за смешные деньги. В середине 70-х, только глазели на Комету, но не помню, чтобы кто-то пытался завести. (а надо было никого не слушать, а делать). Прошу ещё фото головки внутренней части под дефлектор. Я немного подпиливал паз под дефлектор поршня, чтобы паз в головке повторял форму поршня, может быть снял лишнее? С Уважением.

VTjr
persey:

… указано, что Комета любит нитрометан…

Любит/не любит😁 - у калилок вся суть в подборе свечи и сепени сжатья. Любой движок можно приспособить под любое топливо. 😉
Если этанол, надо повысить степень сжатья, и довольно много, просто прокладками не достаточно, надо стачивать головку. Наоборот нитрометан требует меньшую степень - если его больше 10%, надо ставить дополнительные прокладки. Свеча горячая в какой-то мере как-бы повышает степень, холодная наоборот. Вот и можно играться до иможения. Но если вы знаете что на что, и каким образом влияет, то настроить движок можно сравнительно быстро. Самый быстрый метод именно в добавлении нитрометана. Если движок недожат, посли отключения накала снижает обороты, то попробуйте добавитъ нитры, или поставте горячую свечу (но постепенно, по одному), если силно греется, и недодает обороты значит пережат, поставте дополнительную прокладку, уберите нитру или поставте холодную свечу. Или попробуйте завести на топливе на базе этанола. Уже упомянутый бензин в этаноловой смеси в определеном диапазоне действует подобным образом как нитра, то-есть как бы повышает степень сжатья.
Насчет оребрения головки Кометы Вы не правы. Оно вполне достаточное. Обратите внимание на множество двигателей и которых головка вообще совсем гладкая (MVVS2,5, Метеор и др.).
Также то, что горячая калилка плохо заводится дело вполне нормальное, особенно если ее перезалить топливом.
Также важно иметь хороший источник накала. Лучше всего с одним акумулятором NiCd с прижимом прямо на свечу. Если будете применять длинный кабель, то едного элемента может быть не достаточно а двух много. Тогда советую или свинцовый элемент, или к двум NiCd в серии вставте в серию еще мощный кремниевый выпрямительный диод, который понизит напряжение на 0,7 в. В любом случае разные Power Panels, что продаются, совсем не пригодны. Большинство из них основанно на стабилизации тока - это не правильно, нужна стабилизация напряжения. Дело в том, что волокно свечи в зависимости от темепературы меняет сопротивление. Если Вы перезальете свечу топливом, то она будет холодная автоматически потреблять высокий ток и быстро высушится и ток потом упадет. Но при стабилизации тока этого не будет, и она будет высушиватся очень долго. Многие тогда крутят ручкой регулятора чтобы увеличитъ ток, но тот для высушнной свечи будет черезмерный, и свеча может перегореть.😦

persey:

При минимальных доработках с хорошим топливом получается рабочий мотор за смешные деньги. В середине 70-х, только глазели на Комету

Ну, это было справедливо в 70/80-х годах.😛 В настоящее время место для Кометы на полке в коллекции.😁
Если уж дорабатывать, то только в качестве вызова и удовольствия от самой этой работы. А так толку особенного от этого не будет. Несравнено лучший будет любой дешевый АСП. И без возни.😉

persey

Кому-как, я не люблю китайщину. Кому нравится АСП, ну нравится, мне нет. Мне лучше СССРовские моторы. У каждого свой выбор. С Уважением.

Андрей_В

Верхнюю часть поршня с дефлектором и камеру сгорания на голове не трогал. Все как есть, без изменений. Единственно, чуток, слегка, прошелся там Дремелем с мет. щеткой. Лёгкий глянец навел. Почти не заметно. Но красиво…
Противовес на валу увеличить, думаю, будет не лишним. Хотя сначала лучше бы посчитать. Будет всеравно приблизительно, но интересно. Я же вал точил на наждаке и на свой глазок…

Для накала: уже давно с панелью не таскаюсь. Да и провод под ногами… Все теперь просто и, буквально, легко. И хватает на целый день, улетаться можно! Что и делаю…

Сейчас в моделках, какие знаю, не всем пацанам родители могут купить даже тот же дешёвый АSP. И те моторы, из старых запасов, очень даже кстати. Хотя бы на кордах полетать.
У меня нет ни одного мотора АSP. Есть в наличии более “крутые” бренды. Но Комету тоже очень уважаю. Отличный мотор. Ему на полке делать нечего. Он не для того придуман. Я просто привёл его в рабочее состояние. Это доставило мне немного приятного времени. А на всем готовом, чтоб сразу “из коробки” … Мозги засохнут…
Но каждый видит со своей колокольни…

Ещё несколько картинок:

persey

Уважаемый Андрей В. абсолютно разделяю Вашу позицию, здесь обмен техническими вопросами, что и как делать с конкретным двигателем. Вам большое спасибо, что привели запрошенные фото. Теперь я убедился, что и головка двигателя в моём моторе тоже не отличается от Вашего. Доработаю вал и поршень и попробую снова покатать. С Уважением.

VTjr
persey:

Кому-как, я не люблю китайщину. Кому нравится АСП, ну нравится, мне нет. Мне лучше СССРовские моторы. У каждого свой выбор. С Уважением.

Ну, конечно дело хозяйское. Тут важно задать, и ответить на вопрос: “Хотите-ли больше летать с моделью, или больше возится с двигателем в мастерской и на поле?”
Многие старые советские моторы, часто совсем паршивого качества, вам доставят очень много удовольствия при доработках в мастерской, но намного меньше при полетах.
А китайские АСП я считаю даже очень хорошими за смешную цену. Ведь это практически все копии старых ОСлов. Обработка деталей отличная (со старыми советскими не сравнить), может материалы чуть похуже качества чем у ОСлов, поэтому ресурс бывает немного короче (надо регулярно каждые 30 часов наработки, или чаще менять подшипники). Но у многих советских двигателей серийного производства с последовательными сериями материалы были настоящее говно (напр. колен вал Кометы), не только что перестали обрабатывать противовес, они также перестали цементировать шейку кривошипа.

Вот такое мое мнение, моделиста, которого руками прошло несколько десятков советских двигателей разных марок а также много МВВС, АСП, ОСлов, Цейс-Иена и др. Раньше в 70/80-х годах из-за нехватки средств не было выбора. При поездках в СССР покупал двигатели а потом дома с ними возился, доводил. Времени было много, денег мало (в смысле крон, но рублей навалом). Когда удалось купить какой-нибудь МВВС - то это был праздник. Из советских двигателей оправдали только МК-16, МК-17 из первых серий, МД-2,5 Метеор (калильный вариант), и Радуга-10РУ (но конечно менял карб на АСП-овский). ОТМ были все три, у Сокола ломался шатун, у Стрижа колен вал, Колибри плохо заводился, МК-12В были два, первый развалился сразу-же после обкатки, второй вообще не заводился (контр поршень было невозможно сдвинуть даже плоскогубцами), Ритм попался с какой-то последней дурацкой серии с двумя окнами и пластмассовой футоркой, окна царапали поршень (поздно заметил) и поршневой палец с огромным люфтом в поршне, Метеор компрессионный вообще непригодный, про Радугу-7, Кометы МД-5 и ЦСКАМы-2,5 я уже писал, но те хоть можно было доработать. А сравнительно хороших Камодов, Полетов, Пионеров, Талк и Акробатов у меня к сожалению никогда не было. Я их в магазинах не видел, вероятно они распространялись непосредственно по линии ДОССАФ-а прямо в модельки.

Андрей_В:

… А на всем готовом, чтоб сразу “из коробки” … Мозги засохнут…
Но каждый видит со своей колокольни…

Конечно так.
Но мне теперь уже за 55 лет, средств на свои “игрушки” относительно хватает, а вот времени маловато (мозги черз пару десяток лет и так засохнут). Так что я считаю, что моя жизнь слишком коротка на то, чтобы со старым хламом возится. Летаю с пилотажными RC-моделями, думаю не плохо. Но не хожу на соревнования, только так для радости - не люблю стресс соревнований, на работе того хватает. За последние 4 года налетал в 5 раз больше часов чем за весь период до этого. Вот именно, если бы я в молодости не терял время на доработки множества советских двигателей а лучше купил больше МВВС-ов, то больше и лучше бы летал, меньше бы разбивал, ремонтировал, и строил.
Ну тем не менее, мне тоже и работа в мастерской доставляла много удовольствия, так что ничего не жалею.

А что касается Кометы, то согласен. После доработки, где достаточно ограничиться балансировкой колен вала и обработкой/заливкой канала припоем, он вполне применим как с RC-карбом так и с футоркой для школьных пилотажных кордовых моделей. Просто у кого много времени, но мало денег, тому ее не обязательно на полку.

Вот вам и взгляд из моей колокольни.

VTjr
Андрей_В:


С родной футоркой обороты сразу выросли до 13 тыщ (9х6). Хотя мотор ещё толком и не прикатался. Колечки заметно трут ещё.

Думаю, 13 тысяч с 9х6"- для Кометы это даже очень хороший результат.
Но, поршневые кольца будут тереться постоянно до самого конца ресурса (так должно быть, они ведь разжимные).
У движков с кольцованными парами очень важно, чтобы поршень не хватал гильзу. Бывало, когда попадалась пара с поршнем по верхнему допуску а гильза по малому, то при выходе на высокие обороты, через несколько десяток секунд, начал двигатель снижать обороты (затягиваться). Это было в следствии того, что при повышении температуры, при высоких оборотах, поршень из алюминиевого сплава сильно растянулся, и начал тереться об гильзу. Такой движок приходилось или очень долго обкатывать (часами), или лучше было его разобрать, снять кольца, и поршень притереть на 3~5 микронов. После такой доработки уже двигатель работал устойчиво на высоких оборотах, и его потом уже не надо было долго обкатывать (достаточно 20мин, и в воздух).
Так что проверьте пуск Вашей Кометы на этих максимальных оборотах! Если подержит их минуты 2-3, значит уже обкатан, и больше его гонять на стенде нет смысла (так Вы только лишь напрасно потеряете часть ресурса).

5 months later
vlad54

Всем привет ! Поэтапно обновил свой старый движок.
Установил современный карбюратор,и спаял из консервной банки глушитель.
Вчера провёл тест,винт стоял 11Х6,а её родной 9Х5,поэтому максимальные
обороты она не давала.Попробую выложить фото и видео. [IMG][img=http://i12.pixs.ru/storage/9/8/6/SDC12146JP_6878537_24486986.jpg][/IMG]

vlad54:

Всем привет ! Поэтапно обновил свой старый движок.
Установил современный карбюратор,и спаял из консервной банки глушитель.
Вчера провёл тест,винт стоял 11Х6,а её родной 9Х5,поэтому максимальные
обороты она не давала.Попробую выложить фото и видео. [IMG][img=http://i12.pixs.ru/storage/9/8/6/SDC12146JP_6878537_24486986.jpg][/IMG]

[IMG][/IMG]

vlad54:

Всем привет ! Поэтапно обновил свой старый движок.
Установил современный карбюратор,и спаял из консервной банки глушитель.
Вчера провёл тест,винт стоял 11Х6,а её родной 9Х5,поэтому максимальные
обороты она не давала.Попробую выложить фото и видео. [IMG][img=http://i12.pixs.ru/storage/9/8/6/SDC12146JP_6878537_24486986.jpg][/IMG]

[IMG][/IMG]

видео

Alx1m1k

А почему после запуска накал не снимаете?

vlad54

К сожалению у меня не было готового топлива,а то что в бутылке я бодяжил ещё 4 месяца назад-старая смесь без эфира.
Без накала движок глох.Буду подбирать смесь,и эксперементировать дальше.[IMG][/IMG]

Alx1m1k
vlad54:

К сожалению у меня не было готового топлива,а то что в бутылке я бодяжил ещё 4 месяца назад-старая смесь без эфира.

так вы калилку запустили на неизвестной смеси(якобы дизельной,но без эфира) и она работала с подкалом…???

VitalikV

А чего там подбирать? 75 метанол и 25 касторки, можно нитрометанчику добавить.)))
Если нитрометана 5, то метанол 70, касторка 25.

Pavlin2000

Как мне рассказывали в застойные времена когда другого мотора достать было нельзя и летали на Кометах 5 без глубокой модернизации:
Сначала выбирали из горы моторов какой заведется и более менее стабильно заработает на стандартной смеси. Боевое топливо было с нитрометаном 15…30%, а винты стругали специально из плотных пород и профиль потолще, чтоб маховик был у мотора, некоторые и грузчики вклеивали в лопасти для этих целей.