Акробат-7 просится ещё немного полетать...

Батька-Л

Даже не знаю с чего начать…
Мотор Акробат-7 1969 г.в.
Хотел “попроситься” в ветку “os max 46 la или талка-7”, т.к. это единственная найденная незакрытая ветка (меньше года)
с близкой тематикой и народ в ней “в теме”, но, в итоге, решил открыть новую…
Теперь по существу: попалось на глаза несколько тем по кордовикам. Навеяло
ностальгию по детско-юношескому прошлому, вспомнил про этот мотор и решил всё-таки “определиться” с ним.
К сожалению - это ВСЁ, что сохранилось: пока я жил на другой квартире, неадекватная тёща потихоньку освобождала
чулан от зятя. Помощниками были местные дворники-узбеки: чертежи, материал, заделы по моделям, сами модели,
аппаратура, моторы… Ну, в общем, совершенно случайно, как говорит сосед - “боковым зрением”, находясь на своём
балконе, увидел, как в сторону помойки “полетела” последняя модель как раз с этим мотором. Пока добежал, дети
уже несколко раз успели превратить кордовую пилотажку в свободнолетающую.
Так что удалось спасти только этот мотор - просто гримаса судьбы.
Среди всего, ушли новая Радуга-7 и почти новый Акробат-7 ( вот его жаль до сих пор…). Был куплен новым в 80
году и в том же году выиграл на нём первенство Башкирии и стал вторым призёром уральской зоны в Перми.
Дальше армия и больше я его не заводил, а так как тогда топливо использовал без добавок, то и дожил он до
последнего времени в превосходном состоянии. Всего было полётов 15-20 максимум. В основном на тренировках
“отдувался” тот самый Акробат 69 года, о котором и пойдёт дальше речь.
Такое вот лирическое отступление…
----------------------------------------
А теперь по сути: мотор, конечно, в сильно “уставшем” состоянии - вал во втулке люфтит 2-3 десятки точно,
глушителя и лапок для его крепления на картере - нет (крепился пружинами), стенка выхлопного окна подломана,
носик вала отломан поместу окончания резьбы (засверлен изнутри и нарезана резьба М4 - со своей функцией
справляется отлично). Но вот при всём при этом - мотор пускался с одного-двух толчков, прекрасно работал,
держал пилотажный режим.
Компрессия средняя…
------------------------------------------------------------------
Последний раз заводился лет 20 назад. Тянул не очень, пилотажка под него была “нестандартная”. Хотел написать:
по типу крыла с “ласточкиным хвостом”, но подумал, что проще объяснить - БОЛЬШАЯ БОЙЦОВКА с шасси. Ну, вот был
такой эксперимент… Размахом - точно не скажу, где-то 1100-1200 мм… Думаю, что весило это хозяйство под 1,5
кг - бальзы там не было ни грамма.
В общем - летало, но не очень.
Так вот - тогда не обращал внимания на мотор - работает и хорошо (в нашей провинции основная масса моделистов
летала на “чём бог пошлёт”), а тут, набравшись “вумных” мыслей на форуме, задался вопросом: “а что это оно
какое-то не такое”?
А проблема вот в чём: выхлопное окно открывается поршнем только на 2,5 мм из 4,5 мм, соответственно
перепускное - всего на 1,5 мм из тех же 4.5мм. Явно не норма!
Померил фазы: впуск 45 град от НМТ, продолжительность 170 град. Выхлоп - 100 град, перепуск - 70 град!!!
Последние две цифры явно малы…

Даже не зняю с чего начать: чертежей по мотору не нашёл - ни на форуме , ни в НЕТе.
Шатун - длина 34 мм. Это норма? Есть у кого-нибудь данные?
Пока вижу выход только: или укоротить шатун на 2 мм - окно и откроется полностью, или поднять гильзу на столько
же. Но! В обоих случаях придётся делать новую головку - опускать донышко головки на столько же.
Сейчас головка по виду - штатная. А вот что с картером делали - загадка.

Да! Под буртиком гильзы - Al колечко 0,3 мм, которое чуть приподнимает гильзу. Без него окно вообще было бы
открыто всего на 2 мм из 4,5. А буртик гильзы с этим колечком опущены в проточку глубиной 1,4 мм в головке.
Непонятно всё это. Так должно быть? Или это т.о. пытались сузить фазы?
И вот что заметил: проточка, по-моему - “рукотворная”, т.к. края резьбовых отверстий для крепления головки
в этой проточке открыты!
Вряд ли конструктор/производитель допустил бы такую “пенку”.
Может быть головка и по высоте сточена…
---------------------------------------------------
Даже не знаю с какой стороны подступиться к этой проблеме…
Ведь точно не норма… Что с ним пытались сделать, и что и на сколько изменили - непонятно…
Может быть у кого-нибудь есть информация?
Хочется привести мотор в нормальное состояние (насколько это возможно…).

Батька-Л

Спасибо за ссылку!
Действительно, очень похож. Но сразу бросилось в глаза, что вал в моторе на подшипниках, а у Акробата - втулка.
Да и вряд ли чемпион мира (если не ошибаюсь) стал бы летать на серийном Акробате. Хотя, наверное, и такой у него был…
Повнимательнее рассмотрю чертежи. Да и книга эта, насколько я помню, мне не встречалась - будет интересно прочесть. Возможно, в тексте и ответ по мотору есть…
Да, по ссылке с этого сайта: “слишком много просит”…
Нашёл другую, на мой взгляд - более адекватную:
ruslanf2d.io.ua/album521073
Она постраничная - возможно будет проблема с копирование. Но читать нормально…

Русинов_Сергей
Батька-Л:

БОЛЬШАЯ БОЙЦОВКА с шасси. Ну, вот был такой эксперимент… Размахом - точно не скажу, где-то 1100-1200 мм…


Наложена заготовка размахом 1160.

Батька-Л:

Хочется привести мотор в нормальное состояние (насколько это возможно…).

Если у Вас под руками нет станочного парка - купите новую Талку 7. Они нынче совсем недорогие.

Mekhanik

Ваш микродвигатель образца 1968 года. У меня есть копии оригинальных чертежей Евгения Петрова, автора этого мотора. Сейчас кое что прикреплю… Надеюсь, что окажу Вам посильную помощь…

Русинов_Сергей:

купите новую Талку 7. Они нынче совсем недорогие.

И где же эти недорогие моторы?! Ссылочку пожалуйста!

P.S. Кстати, тоже глянул на чертежи из книги Сироткина. Нет, там явно не “Акробат”. Это какой то другой мотор. У “Акробата” диаметр поршня 21,55 мм, а там только 20 мм. Вал вращается во втулке, а там на подшипниках.

Будулай

Сергей прав, проще купить Талку либо Акробат . На барахолке они бывают . Или поискать картер на Акробат .

Батька-Л
Русинов_Сергей:

Наложена заготовка размахом 1160.

Та была, как бы это сказать - поизящнее. С ласточкиным хвостиком… Фото, к сожалению также не сохранились.

Русинов_Сергей:

Если у Вас под руками нет станочного парка - купите новую Талку 7. Они нынче совсем недорогие.

Оборудование для переделки есть. Можно и пару сделать - но затратно будет (но в новой здесь я пока не вижу необходимости), а проточить, фрезеровать, расточить - возможность есть.
Насчёт новой Талки-7: моторов у меня хватает. От 2,5 до 30куб, и новые и б/у в хорошем состоянии, и наши и “ихние”.
В нерабочем состоянии - всего 2-3.
А это - просто ностальгия. Ну и сделать то, чего раньше не сделал…

Mekhanik:

Ваш микродвигатель образца 1968 года. У меня есть копии оригинальных чертежей Евгения Петрова, автора этого мотора. Сейчас кое что прикреплю… Надеюсь, что окажу Вам посильную помощь…

Вот спасибо!
Первый же взгляд на чертёж картера не оставляет никаких сомнений: точили мой мотор. Вот с какой целью…
Теперь сравню “пациЭнта” с чертежами - что-то да прояснится…

Русинов_Сергей
Батька-Л:

Та была … поизящнее. С ласточкиным хвостиком…

Ласточки - они маленькие. 😃

Батька-Л:

Оборудование для переделки есть.

Тогда и вопросов нет.
Делаете оправку, садите на неё картер и протачиваете носок. Далее запрессовываете новую заготовку под скользячку, протачиваете запрессованную заготовку под шлифовку/развёртку/притир.
Обрабатываете носок под вал, вставляете вал и гильзу. Измеряете расстояние от нижней кромки окна до мотыля, минусуете радиус мотыля и расстояние от донца поршня до центра пальца - получаете размер шатуна.
Изготавливаете шатун и, по необходимости, подрезаете голову.

В результате получается максимум того, что Вы сможете сделать без координатки.

Батька-Л
Русинов_Сергей:

В результате получается максимум того, что Вы сможете сделать без координатки.

Когда писал про расточку - это имел ввиду.
Спасибо за технологическую цепочку!
Днём было время покумекать и появилась мысль пойти от обратного.
После восстановления посадки вала нижние операции пропустить:

Русинов_Сергей:

Измеряете расстояние от нижней кромки окна до мотыля, минусуете радиус мотыля и расстояние от донца поршня до центра пальца - получаете размер шатуна.

Русинов_Сергей:

Изготавливаете шатун и, по необходимости, подрезаете голову.

С существующим шатуном (если он родной - не посмотрел ещё) выставить гильзу по окну/поршню и лишнее прибрать (сверху), а под буртиком добавить кольцо. Потом “подвести” головку.
Посчитал - вроде срастается.
К сожалению, больше сегодня не напишу ничего и не выложу - завтра работа…

Русинов_Сергей
Батька-Л:

выставить гильзу по окну/поршню и лишнее прибрать (сверху), а под буртиком добавить кольцо.

Получаем два термоперехода и возможный перегрев.

Батька-Л

Не удержался - полез: вроде всё на месте, все размеры, кроме одного - гильза опущена в картер на 1,2-1,3 мм. Как раз вот та проточка…
При выставлении нижнего края буртика гильзы заподлицо с плоскостью картера, т.е. вроде как где она должна стоять - выхлопное окно открыто не полностью…
Теперь, видимо, нужно в этом положении гильзы померить фазы: совпадут с чертёжными, значит так и должно быть (выхлопное окно открыто не полностью…). Не совпадут - смотреть дальше…

Русинов_Сергей:

Получаем два термоперехода и возможный перегрев.

Пока не понял. Подумаю где - переспрошу…

Да! Термопаста для установки процессоров на материнскую плату не прокатит? Температурные режимы похожие…

Русинов_Сергей
Батька-Л:

нужно в этом положении гильзы померить фазы:

Фаза всасывания зависит от вала, поэтому неизменна;

Батька-Л:

выхлопное окно открыто не полностью

Выхлопное окно ОБЯЗАНО быть открыто полностью, иначе такое ослабление гильзы не имеет смысла;

Батька-Л:

Подумаю где - переспрошу.

Самая высокая температура - вспышка в КС. Естественно, тепло ОБЯЗАНО отдаваться на улицу по кратчайшему пути.
Вставляя кольцо в картер не на горячей посадке мы устанавливаем дополнительный термобарьер в самой теплонагруженной зоне. При установке дистанционного кольца на горячей посадке нам потребуется его расточка, а для этого, как минимум, потребуется угольник…

З.Ы.

Батька-Л:

Температурные режимы похожие…

Это будет Ваше “домашнее задание”, проанализируйте сопротивление, стойкость к метанолу, различному маслу и примите решение.

Батька-Л
Русинов_Сергей:

Это будет Ваше “домашнее задание”, проанализируйте сопротивление, стойкость к метанолу, различному маслу и примите решение.

Рабочее задание😒
Думал уже. Не комильфо. Вымоет, конечно, всё…

Русинов_Сергей
Батька-Л:

Вымоет, конечно, всё…

А может не вымоет, может закоксуется сразу, а свои свойства сохранит. Я так никогда не делал.
Мотор Ваш - решение Ваше.

Ермишин_Дмитрий

В книге Гусева Е.М. “Пособие для автомоделистов” фаза выпуска Акробата указана 162 градуса (стр. 73).Опечатка?

Батька-Л
Ермишин_Дмитрий:

В книге Гусева Е.М. “Пособие для автомоделистов” фаза выпуска Акробата указана 162 градуса (стр. 73).Опечатка?

Посмотрел. Очень много… Ничего сказать не могу, может быть для авто так и есть - там моторы вроде как однорежимные с заточкой на скорость. Но с такой фазой выхлопа выхлопное окно д.б. о-го-го какой высоты!
Может быть и опечатка…

Русинов_Сергей:

Выхлопное окно ОБЯЗАНО быть открыто полностью, иначе такое ослабление гильзы не имеет смысла;

Сейчас посчитал размерную цепочку мотора из книги Сироткина, так там получается (считал по номинальным размерам без учёта допусков) что в НМТ поршень на 1,2 мм уходит ниже нижней кромки выхлопного окна и на 0,5 ниже перепускного. Вроде не ошибся. Пару раз пересчитывал.
Вот так.
А у меня перекрывает на величину в два раза большую…
Сейчас гляну ещё оригинальные чертежи Петрова - что там должно получиться…

-------------------------------------------------------------------------
То Mekhanik:
Игорь!

Батька-Л:

Сейчас гляну ещё оригинальные чертежи Петрова - что там должно получиться…

Глянул - нет листа с чертёжиком коленвала, ничего не посчитать… Мотор дома - не померить…
Может быть найдётся этот листик-то?

Mekhanik
Батька-Л:

Глянул - нет листа с чертёжиком коленвала, ничего не посчитать… Мотор дома - не померить…
Может быть найдётся этот листик-то?

Вот, Вам пожалуйста, коленвал.

Батька-Л
Батька-Л:

Сейчас гляну ещё оригинальные чертежи Петрова - что там должно получиться…

Сейчас посчитал размерную цепочку мотора, так там получается (считал по номинальным размерам без учёта допусков) что в НМТ поршень на 0,15 мм уходит ниже нижней кромки выхлопного окна и находится на 0,75 выше перепускного. Вроде тоже не ошибся.
В общем - на эти параметры и буду ориентироваться.