Балансировка коленвала

Краевед
papaAlex:

Ну-ну, Поведайте ка нам как это - балансировать на низкие обороты или на высокие…, в чём разница, как сие действие производить - чего и сколько брать и куды навешивать… - блесните грамотностью. Может получится? 😒

Придется поверить наслово, т.к. нет никакого желания расписывать всю свою практику эксперементов с коэффициэнтом отношения веса противовеса вала к весу поршня с шатуном на разных моторах.

Creolka

Неплохо было бы ещё проверить семетричность шага на лопостях,
у некоторых бывает перекос. Ступица перекошена или попасти повело. Эффект будет аналогичен.

Андрей_Курылев
Марат:

Мой совет - не мешайте мотору работать
Мне кажется всё-таки проблема в винте - неправильно отбалансирован …

Наимудрейший совет 😉 А проблема в другом, URA, насколько я понял из другой ветки, до этого летал только на электротяге и еесно вибрация бензиныча его просто напугала 😁 А забалансировать конечно можно… до полного разрушения мотора.

papaAlex
Марат:

Чего-то тут народ мудрить начал 😅
При балансировке вращающихся узлов устройств применяют два вида балансировки - статическую или динамическую.
Простейший способ - статический - взвешивание отдельных частей и с помощью простейших формул нахождение веса противовеса - точность балансировки при этом + - километр.
Динамическая балансировка подразумевает наличие специального оборудования и обычно проводится на определённых оборотах (добиться одинаковой сбалансированности кривошипно-шатунного механизма в широком диапазоне оборотов невозможно - центобежные силы элементов с различными массами в зависимости от оборотов меняются по разному).
Производители моторов к таким вещам обычно относятся очень серьёзно - от этого зависит ресурс мотора, а значит и конкуретоспособность на рынке.
И тем более у такого бренда как ZDZ - прокола здесь не может быть.
Ищите причину повышенной вибрации в другом месте, если она вообще повышена - может быть это просто Ваше субъективное мнение.
Мой совет - не мешайте мотору работать

Интересно рассуждаете. Получается, что расчитывающие ЦТ летательного аппарата, через моменты сил, инженеры, вовсе и не инженеры, а так - чудаки на букву"М" - точность-то ±километр… 😃 😉 Однако, самолёты, не смотря на плевки подобного рода в их сторону, летают! Чего-то не “сходится”. Или старый способ уже отменили? 😵
Насчёт балансировок - хотелось бы услышать вразумительный ответ, и в первую очередь - что достигается статической балансировкой, а что динамической, и ПОЧЕМУ!!! Только не надо про колёса любимых бибик. 😠

URA
Creolka:

Неплохо было бы ещё проверить семетричность шага на лопостях,
у некоторых бывает перекос. Ступица перекошена или попасти повело. Эффект будет аналогичен.

Да винты фирменные Master Airscrew, и винты я разные ставил с разным шагом и массой.
Вибрация всё равно есть, на более тяжелых винтах она больше.

Марат:

Мне кажется всё-таки проблема в винте - неправильно отбалансирован или при насаживании на вал плохо совпадают дополнотельные отверстия в винте и в опорной шайбе и вы чтобы попасть винтами насильно смещаете винт относительно вала - что и приводит к разбалансировке - даже смещение от оси на 3 -4 десятки вызовет повышение вибрации.

Винт отбалансирован вместе с коком на магнитном балансире, отверстия были размечены по верхней
шайбе и просверлены коротким и острым сверлом. Что бы на выходе не ушло в сторону. Так что
перкоса здесь нет, винты крепления закручиваются без смещения.

Марат
papaAlex:

Интересно рассуждаете. Получается, что расчитывающие ЦТ летательного аппарата, через моменты сил, инженеры, вовсе и не инженеры, а так - чудаки на букву"М" - точность-то ±километр… 😃 😉 Однако, самолёты, не смотря на плевки подобного рода в их сторону, летают! Чего-то не “сходится”. Или старый способ уже отменили? 😵
Насчёт балансировок - хотелось бы услышать вразумительный ответ, и в первую очередь - что достигается статической балансировкой, а что динамической, и ПОЧЕМУ!!! Только не надо про колёса любимых бибик. 😠

Не понял причём здесь ЦТ самолёта 😦
По моему ясно написал - речь идёт о балансировке кривошипно-шатунного механизма, который практически полностью уравновесить невозможно, а тем более в динамике. Любой мотор имеет вибрацию и именно из-за несбалансированности.
По поводу теории - я что здесь должен читать курс лекций по теории механизмов и машин 😁
Если интересуетесь (теорией) - откройте любой вузовский учебник и там всё сами найдёте 😃

Вот кстати нашёл так сказать на вскидку О вибрации и балансировке - доступно изложено, правда на примере мотоциклетных двигателей - но принцип верен.

sev

Есть такая мысль что производитель мотор балансирует вертикально вверх головой. так что если мотор направленн головкой в бок. то за счет изменения центра тяжести появляется дизбаланс. но конечно это совсем немного. Но если уж сильно заморочится. Я конечно не чего не хочу сказать про замечательную чешскую фирму ZDZ или про другие. Так просто из услышанного довожу до общего сведения
А человеку создавшему тема ! советовал бы попробывать сделать планшайбу с грузоком или металлическую с отверстием заводить мотор посмотреть потом повернуть немного и так смотреть пока вибрации не станет меньше! ну конечно это не мнение профессионала , но сам видел так делают .

papaAlex

Не понял причём здесь ЦТ самолёта 😦

Вот кстати нашёл так сказать на вскидку О вибрации и балансировке - доступно изложено, правда на примере мотоциклетных двигателей - но принцип верен.

ЦТ самолёта, удобно расчитывается (подгоняется) составлением уравнения моментов, создаваемых частями и агрегатами самолёта, относительно желаемого положения ЦТ. Производится сие действие (обычно) имперически (т.к. самих деталей ещё не существует) и с достаточной точностью, а не ± километр.
Ранее, автору поста, была предложена метода балансировки одноцилиндрового ДВС (кстати, в коце статьи по вашей ссылке, практически описывается то же самое), так в ней, имперически находится степень сбалансированности двигателя и даются рекомендации, на случай необходимости доработок. Нет же - ищется простой (примитивный) выход - чего-нибудь налепить, и порядок.
А насчёт не мучить двигатель - тут, на форуме, совсем недавно рассказывали (с картинками) как у ОS МАХ отслоился хром! А ведь фирма! Так спрашивается - откуда такая уверенность, что ZDZ не может влепить халтуру??? Запросто - на маховике к-вала, есть следы удаления металла мех. способом? Догрузка? Нет? Значит, никто его не балансировал.

Марат
papaAlex:

ЦТ самолёта, удобно расчитывается (подгоняется) составлением уравнения моментов, создаваемых частями и агрегатами самолёта, относительно желаемого положения ЦТ. Производится сие действие (обычно) имперически (т.к. самих деталей ещё не существует) и с достаточной точностью, а не ± километр.
Ранее, автору поста, была предложена метода балансировки одноцилиндрового ДВС (кстати, в коце статьи по вашей ссылке, практически описывается то же самое), так в ней, имперически находится степень сбалансированности двигателя и даются рекомендации, на случай необходимости доработок. Нет же - ищется простой (примитивный) выход - чего-нибудь налепить, и порядок.
А насчёт не мучить двигатель - тут, на форуме, совсем недавно рассказывали (с картинками) как у ОS МАХ отслоился хром! А ведь фирма! Так спрашивается - откуда такая уверенность, что ZDZ не может влепить халтуру??? Запросто - на маховике к-вала, есть следы удаления металла мех. способом? Догрузка? Нет? Значит, никто его не балансировал.

Опять двадцать пять!
Да никто не оспаривает описанные методы эмпирического расчёта. Только после этого ещё проводиться доработка и переделка опытных экземляров и кстати неоднократно - так что о высокой точности этого метода говорить не приходится.
Но и извините самолёт не вращается вокруг своей оси с 8000 оборотов в минуту.
По поводу качества и точности изготовления - никто каждый двигатель в отдельности не балансирует - балансируют детали опытного экземпляра, с деталей которого в последствии изготавливаются рабочие чертежи, по которым и изготавливается вся партия например валов - и их изготавливают не на универсальном оборудовании и не в кустарной мастерской - каждая операция по обработке проводиться отдельно на другом станке, на установочном приспособлении, где ошибки установки детали практически исключены. Времена когда моторы изготавливались как раньше, например Ритмы или МК12 на заводах ДОСААФ (почти на коленке) - давно канули в лета. Поэтому вероятность брака ничтожно мала.
А статью Вы прочитали невнимательно - конкретно доказано - без динамической балансировки получить более менее хороший результат практически невозможно. И не сравнивайте моторы 5,10 кубиков и полтинник - массы вращающихся деталей отличаются на несколько порядков, а соответственно и центобежные силы ну и как следствие моменты 2,3,4, и т.д. порядков.

sev:

Есть такая мысль что производитель мотор балансирует вертикально вверх головой. так что если мотор направленн головкой в бок. то за счет изменения центра тяжести появляется дизбаланс. но конечно это совсем немного.

Вот кстати ещё один момент, который исключает полную сбалансированность любого мотора 😃

papaAlex

По поводу качества и точности изготовления - никто каждый двигатель в отдельности не балансирует - балансируют детали опытного экземпляра, с деталей которого в последствии изготавливаются рабочие чертежи, по которым и изготавливается вся партия например валов - и их изготавливают не на универсальном оборудовании и не в кустарной мастерской - каждая операция по обработке проводиться отдельно на другом станке, на установочном приспособлении, где ошибки установки детали практически исключены. Времена когда моторы изготавливались как раньше, например Ритмы или МК12 на заводах ДОСААФ (почти на коленке) - давно канули в лета. Поэтому вероятность брака ничтожно мала.
И не сравнивайте моторы 5,10 кубиков и полтинник - массы вращающихся деталей отличаются на несколько порядков, а соответственно и центобежные силы ну и как следствие моменты 2,3,4, и т.д. порядков.
Вот кстати ещё один момент, который исключает полную сбалансированность любого мотора 😃

Да “25” в силе - однако, при всей точности станочного оборудования, на заводе Форда в Валенсии, в Алмусафесе, есть специальный стенд (сам видел и с работягой обЧалси…), включённый в производственную цепь, где НА КАЖДЫЙ , серийно выпускаемый двигатель, производится подборка поршней в сборе с шатунами…, а вероятность брака на Форде, во много раз ниже чем у чехов - фирма чуток “круче”.
И почему не сравнивать моторы? Что у них в чём-то принципиальная разница? Вспомните-ка (раз уж вы припомнили Ритмы и МК 12), печально известную Радугу 7 - модель со стандартным, не доработанным двигателем, просто выскальзывала из рук - столь сильной была вибрация!
Далее, я нигде не заявлял, что простыми манипуляциями, можно добиться полной балансировки, просто, мне хотелось знать - опираясь на какой материал, спорите, а главное - о чём? Делать или не делать? Что проще? Ставить ли под сомнение, технологическую непогрешимость производителя?.. По моему, проглядев только этот форум, сомнений быть не должно! Ну не мариане они! И у них быват похмелье…

Марат
papaAlex:

Делать или не делать? Что проще? Ставить ли под сомнение, технологическую непогрешимость производителя?..

Да делать то можно! Только вот сомневаюсь, что у коллеги технологические возможности выше,чем у чехов.

По моему, проглядев только этот форум, сомнений быть не должно! Ну не мариане они! И у них быват похмелье…

Не верю 😃

По поводу моторов СССР уже высказался - Радуга попадает втот же котёл.
А ZDZ сегодня это не завод ДОСААФ в Советские времена

URA
Андрей_Курылев:

А фотографии коленвала вашего мотора?

Фотки эти с моего мотора, я его специально разобрал и сфотографировал. Пытаюсь разобраться с
балансировкой. А у Вас сомнения по фоткам или что?

Андрей_Курылев
URA:

Фотки эти с моего мотора, я его специально разобрал и сфотографировал. Пытаюсь разобраться с
балансировкой. А у Вас сомнения по фоткам или что?

Сомнения в том, что этот вал отработал 18 литров бензина 😒

Aleksei_D

Добрый день.
В свое время мне балансировали коленвал мотора PRO-0,46 и 0,40, следующим образом.
Брали поршень и шатун, шатун был прикрипленн к поршню, затем ложилось на весы и заниточку поднимался шатун и по весам определялся вес. Затем получинный вес умножаеться на число кторое я к сожелению не помню толи 1,1 или 0,9. После умножения получился искомый вес и точился грузик нужного веса, после чего данный грузик одевался на вал там где одеваеться шатун. Затем коленвал клался на две паралельные напровляющие и спомощью наждака у берался лишний вес.
На данный момент вибрации на моих движках при холостых оборотах практически нет.

Алексей

URA
Андрей_Курылев:

Сомнения в том, что этот вал отработал 18 литров бензина 😒

А что должно с валом случится после 18 литров бензина? Он что должен стерется или закоксоватся
от работы или … Я его перед фотографированнием помыл в бензине, может поэтому он кажется новый. Да и вообще ресурс бениновых двигателей большой, разве можен двигатель износится
за 18 литров? и это период обкатки.

Есть видео, какая у мотора вибрация.
Вот ссылка rcopen.com/files/000000000000000000000000 😃

Василий_Афанасъев

Ваш мотор абсолютно нормально работает ! Ну … С электричками конечно не сравнить … 😁 😃
Кстате ! Как Вы выставили датчик Холла ??? 😃

URA
Василий_Афанасъев:

Ваш мотор абсолютно нормально работает ! Ну … С электричками конечно не сравнить …
Кстате ! Как Вы выставили датчик Холла ?

А считаю что мотор должен работать на всех режимах ровно без вибрации, по крайней мере это моё
личное мнение.
Зажигание выставил вот так, открутил свечу засунул отвёртку и вращая винт нашел ВМТ.
Затем отмерил 3,5мм(по инструкции) против хода винта и в этом месте закрепил датчик Холла.
А вообще позже я разное опережение ставил, изменялось только приемистость двигателя.
Если слишком рано, то слышно еле заметное на слух детонация.
Если слишком поздно двигатель работает ровнее но нет мощности и больше 2500об/мин не набирает.
Но могу сказать что вибрация присутствует при любом положении датчика Холла, какой была
амплитуды такой и осталось. Вот такие дела.

Brandvik

Почитал и посмотрел ролик. Я хоть и не спец по моторам но 5 копеек вставить очень хочется.Судя по записи амплитуда вибраций действительно большая. И думается мне что двиг стоит на хорошей амортизации. И судя по всему если бы это был дисбаланс КШМ то порвало бы двиг нафик. 😃 Толи я пропустил, толи никто не вспомнил что при работе двигателя на КШМ действуют силы ускорения при рабочем ходе и торможения при сжатии. Которые вызывают колебания всего двигателя как бы хорошо не был отбалансирован КШМ. И частота резонанса этих колебаний как раз и находится в области низких частот вращения. Что скажете на это?

malikh_d_a
URA:

А считаю что мотор должен работать на всех режимах ровно без вибрации, по крайней мере это моё
личное мнение.
Зажигание выставил вот так, открутил свечу засунул отвёртку и вращая винт нашел ВМТ.
Затем отмерил 3,5мм(по инструкции) против хода винта и в этом месте закрепил датчик Холла.
А вообще позже я разное опережение ставил, изменялось только приемистость двигателя.
Если слишком рано, то слышно еле заметное на слух детонация.
Если слишком поздно двигатель работает ровнее но нет мощности и больше 2500об/мин не набирает.
Но могу сказать что вибрация присутствует при любом положении датчика Холла, какой была
амплитуды такой и осталось. Вот такие дела.

Любой одноцилиндровый двухтактный двигатель не является сбалансированным это раз. На модельных же моторах это усугубляется тем что мотор легкий и мощный. Кстати посмотрите как работают скажем парапланные моторы на малом газу просто подержитесь за ограждение винта. Вам покажется после этого что ваш мотор и не трясет вовсе 😃
Такие вибрации на низких оборотах вызваны не дисбалансом ЦПГ а это есть крутильные колебания вызванные неравномерностью крутящего момента и малой массой как самого двигателя так и маховика (вала+винта) по отношению к мощности.