Нужен совет по эксплуатации Saito FA 300T
Коллеги, опыт многолетней эксплуатации этих моторов показывает следующее.
Конструктивно мотор ущербный - второй цилиндр работает с фазами ГРМ перевернутыми относительно первого цилиндра. Первый работает правильно как Саито-150, на втором - выхлоп по впуску, впуск по выхлопу. А фазы не совсем симметричные… Причина - один и тот же кулачек на ведомой шестерне РВ сделанный заодно с шестерней. Отчасти из-за этого несимметричное расположение карбюратора - пытались выровнять длину впускных патрубков, сильно не помогло.
Последствия - неодинаковая работа цилиндров и обычно перегрев второго цилиндра.
Еще одна проблема - задир коренной шейки шатуна второго цилиндра. Проблема в отверстиях для смазки, которые сделаны сверху (+/- 60 град от оси цилиндра) - по факту из них масло выжимает на рабочем ходе, что приводит к масляному голоданию и как следствие к задирам.
Вместе с тем мотор удовлетворительно работает на свечах OS-F или Саито SS (4 тактные).
Топливо: метанол 88% + масло Motul Micro 2T 12% (можно меньше, но не менее 6%), мотор легко переводится на искру со свечами 1/4" любого производителя. Нитру в этом случае использовать не надо, обороты ХХ около 1500 1/мин. Максимальные с винтом МА 18х8 около 7200 - 7500 1/мин (в зависимости от изношенности мотора).
По моему мнению мотор больше предназначен для копий с относительно небольшой долей максимального газа в полете.
Форсированный вариант мотора (новые головки цилиндра, поршни, кольца и пара алюминий-хром-алюминий с одним кольцом) крутил на бензине + 4% масла с винтом МА 18х6 около 11800 1/мин, но недолго - оборвало тарелку выхлопного клапана, это стандартная проблема всех бензиновых Саит при длительной эксплуатации в максимальных режимах.
По поводу касторки - ничему не мешает при добавлении примерно 1% в топливо, единственное неудобство общеизвестно - при длительном хранении отработанная касторка полимеризуется в лак, отмыть можно только средством для раскоксовывания колец (например “Лавром”).
Спасибо огромное за исчерпывающий ответ. Не совсем понял про фазы, про несимметричность…Сколько не смотрел на схему установки распредвалов, так и не понял конкретно как они должны стоять. По факту как я понимаю то на 180 градусов?
Первый работает правильно как Саито-150, на втором - выхлоп по впуску, впуск по выхлопу. А фазы не совсем симметричные…
Я об этом
Сколько не смотрел на схему установки распредвалов, так и не понял конкретно как они должны стоять. По факту как я понимаю то на 180 градусов?
Распредвалы надо ставить точно по инструкции, есть только одна тонкость - первый ставится точкой вниз (на 6 часов, поршень в вмт), а второй по РИСКЕ на распредвале (точка тоже есть). В этом случае все будет работать.
Не совсем понял про фазы, про несимметричность
Конструкция распредвала следующая - шестерня как одна деталь с кулачком впускного клапана напрессована на бронзовую втулку, на нее же запрессован кулачек выхлопа. Поскольку к шестерне примыкает намертво кулачек впуска, то изменить фазы можно только повернув кулачек выхлопа. На втором РВ этот кулачек повернут на 180 градусов относительно кулачка первого цилиндра. Сделано это чтобы оба впуска были сверху, в выхлопы обоих цилиндров снизу.
При такой конструкции и получается, что цилиндры работают по разным фазным диаграммам при не совсем симметричным фазам (профили кулачков разные).
Можно попробовать из 2-х валов собрать один правильный, но это факультатив.
Просто для информации - типичная поломка распредвала при встрече мотора с Землей.
Распредвалы надо ставить точно по инструкции, есть только одна тонкость - первый ставится точкой вниз (на 6 часов, поршень в вмт), а второй по РИСКЕ на распредвале (точка тоже есть). В этом случае все будет работать.
Поставил именно так, но по аналогии с авто моторами тк по другому не получается. Но обратил внимание что кулачки разные, на цилиндрах. Поэтому и непонимание с моей стороны. Кулачки несимметричные, как он работает, не понятно. Я понимаю что не правильно, чего то не улавливаю…
Просто для информации - типичная поломка распредвала при встрече мотора с Землей.
Правый цилиндр, правильно?
Правый цилиндр, правильно?
Да если смотреть по полету.
как он работает, не понятно.
Так вот и работает…
По моему опыту самый лучший вариант эксплуатации этого мотора - самолет копия размах 220см (биплан) - 250 моноплан, мотор с электронным зажиганием на метаноле (без нитры, 10-12% масла) винт МА 18х8 или х10, глушители от Hatori, карб. OS 60Н, обороты ХХ 1500 1/мин, максимальные 7500 1/мин. В этом случае режимы работы щадящие, максимал только на взлете и в некоторых фигурах. Ну и желательно об Землю моторм не стучать…
с электронным зажиганием на метаноле
С искровым ?
Да, с искровым, например от дядьки Бекера или от кого еще (Римфайр).
Модель САР-232 ,2200мм, винт 20х10 пока нет другого, 7500об крутит с ним.Глушители (если это можно так назвать) оригинальные гофры. Карбюратор оригинальный, название не знаю. Ну и буду использовать как самолет выходного дня, никаких 3д итд. Просто для удовольствия. Моделька в красивой раскраске, радует глаз.
Да, с искровым, например от дядьки Бекера или от кого еще (Римфайр).
А можно подробней? Основное у меня это лодки, там я в курсе где , что и по чем. С самолетами пробел с инфой, довольно большой. И еще вопрос, чем лучше искровое для метанола???
И еще вопрос, чем лучше искровое для метанола???
На мой взгляд - не нужна нитра топливо сильно дешевле, не ржавеет мотор при межсезонном хранении, заводится рукой без риска получить по пальцам, ниже надежные обороты ХХ, немного меньше потребляет. Правда при этом свечи существенно более дорогие, плюс само зажигание и акк.
Про зажигание много информации например в теме про “Атлант-48” в бензиновой ветке.
А в мануале от башни, пишут что высокая температура выхлопных газов ведет к образования большого нагара, при использовании касторки. В свою очередь Саито пишет что это только рекомендации башни и не более.
Касторка разная бывает. Ту, что я покупал в Химреактиве , для самомеса(говорят, она индийская) дает нагар на 4Т ( на 2Т все ок). Касторка, например в байроновском топливе, не дает нагара.
Касторка разная бывает.
Таки да разная, одна дает меньше нагар, другая больше. Особенно если в ней есть сахар. Раньше в медицинскую его добавляли, сейчас не знаю. Сам пользуюсь Индийской.
На медицинских препаратах всегда пишут полный состав в отличии от продуктов питания. Хоть бы раз посмотреть на пузырёк “Касторовое масло с сахаром”. Или состав типа: Касторовое масло - 23г, Сахар-3г.
Чем прозрачней(не по цвету) касторка, тем меньше нагара и меньше вязкость. Плохую касторку можно заморозить в морозилке. Пару недель наверное хватит. У меня всю зиму была заморожена в гараже. Затем разморозить в холодильнике. Если в ней крупные, белые хлопья, но отфильтровать через мелкую сетку. При комнатной температуре хлопья растворяются. Не скажу, что нагара сильно меньше стало, но меньше. И на вид касторка другая-менее вязкая и прозрачнее, при этом цвет не изменился.
На медицинских препаратах всегда пишут полный состав в отличии от продуктов питания. Хоть бы раз посмотреть на пузырёк “Касторовое масло с сахаром”. Или состав типа: Касторовое масло - 23г, Сахар-3г.
Не надо язвить. Читайте внимательно. Раньше…И мало ли чего может быть написано на пизирьке…
Просто не люблю слухи на тех. форуме.
Просто не люблю слухи на тех. форуме.
Читайте внимательно, тема не о касторке.
Касторка тоже вещь полезная - я добавляю немного (до 1-2%) при температуре на улице выше 25 - 28 градусов. На всякий случай, поскольку у касторки (так мне сдается) адгезия к металлу существенно выше, чем у синтетики и противозадирные свойства при повышенной температуре тоже выше.
Касторка тоже вещь полезная - я добавляю немного (до 1-2%) при температуре на улице выше 25 - 28 градусов. На всякий случай, поскольку у касторки (так мне сдается) адгезия к металлу существенно выше, чем у синтетики и противозадирные свойства при повышенной температуре тоже выше.
+100 Использую постоянно 2%