Прошу разъяснить про "комоды" КМД-2,5

Mekhanik

К КНХ

В Москве, в магазине “Термик”, насколько лет продавали пары для КМД. В своё время мы покупали и восстанавливали моторы. Есть там они сейчас или нет, не знаю.

Пары в «Термике»… Да, бывают и сейчас, но… Первое - чаще всего «цветные». Ресурс оных, примерно 1,5 часа и можно выкинуть. Второе качество - как у «цветных», так и у «черных», остается в прямой зависимости от совести производителя и используемых материалов. Ведь согласитесь, Калужские КМД, почему хуже? Да потому что, например материалы, все для той же пары использовались другие. Технологический процесс её изготовления явно был уже не тот. А любое отступление (или упрощение) от технологии всегда сказывается только негативно, на конечном качестве продукта. Тут я думаю, Вы со мной согласитесь.
Теперь о назначении мотора… КМД-2,5 - действительно создавался, как гоночный мотор. Но… в результате, очень выносливый, практичный и с хорошим запуском дизельный мотор - пришелся по вкусу всем! Заметьте, не только авиамоделистам, а именно всем! Например, у нас, в авиамодельном кружке, за все время существования - микродвигателей КМД-2,5, было более 200 штук! Добавим к ним еще примерно 50 штук, которые были в спортивном клубе, у нас в микрорайоне Московский! Итого получим 250 штук. А ведь у нас маленький провинциальный город! Благодаря этому мотору, я, в свое время выполнил 1 спортивный разряд в классе F2D - «воздушный бой».

Это происходит потому, что дизель имеет только одно преимущество перед калильным мотором - меньший расход топлива.

Ну, бросьте… это сравнение, более подходит к автомашинам!
Да согласен, возможно, сегодня этот мотор и устарел. Но… это как Ан-2 в большой авиации, так и КМД-2,5 - еще долго будет эксплуатироваться на просторах нашей (да и не только) страны. Посмотрите внимательно здесь на форуме, что из ДВС ищут чаще всего? Ответ - КМД-2,5 с черной башкой, Питерского производства! Или есть возражения?
Возьмем, еще один пример - начинающий авиамоделист, где-то в глубинке, построил свою первую бойцовку. Какой мотор он туда поставит? Скорее всего, дизель. Вряд ли, мальчишка будет мучиться с капризной калилкой, для которой еще нужно найти аккумулятор и топливо, содержащие метанол. А пузырек эфира, его маме, даст знакомая врач тетя Маня из стоматологии, или ветеринар дядя Вася.
А уж чаще всего, этим дизелем оказывается КМД-2,5. Тоже самое можно сказать и про начинающих пилотажников.

К тому же присмотритесь - ведущие мировые фирмы- производители практически не производят модельные дизельные моторы, а они уж следят за потребностями моделистов.

Это не факт! Я в свое время, выполнил КМСа по все тому же бою, используя чешские дизельные моторы MVVS-2,5, с передним распределением. Не скажу, что у этих моторов не было проблем, но запускались они изумительно. На запуск мотора уходило не более 15 секунд! Старт бойцовки выполнялся строго по команде «Начало боя!», чего я не могу сказать о соперниках использовавших калильные моторы. И хотя это все конечно в прошлом и как Вы справедливо заметили, что это скорее ностальгия. Но вот только дизельные MVVSы-2,5 претерпев изменения в лучшую сторону, производятся и сейчас! Или, по-вашему, это недальновидность чешских производителей?

Из опыта общения с западными друзьями-моделистами, скажу, что у многих проблема именно с дизельным топливом. Поэтому они предпочитают калилки. Да и время не стоит на месте, тут Вы тоже правы! Давно уже появилась возможность строить и эксплуатировать RC-модели. Вот и у нас в стране кордовые модели, постепенно уходят, если не сказать ушли. А на радиоуправляемую модель, действительно лучше поставить калилку. Микродвигатель КМД-2,5 для этих целей менее приспособлен.

А вообще, если смотреть на перспективу, то, опять же по моему убеждению, все калилки (все небольшие ДВС, примерно до 20 куб.см) в скором будущем будут вытеснены электромоторами, как имеющими неоспоримые преимущества перед ДВС.

Тут я с Вами абсолютно не согласен!!!
Возможности, для постройки элетролетов, конечно появились. Кто бы спорил!
Это действительно быстрее и проще. Но… удовольствие уже не то!!!
ДВСы - еще долго будут востребованы! Причем любой кубатуры!

А насчет возобновления производства КМД-2,5. Я думаю, выгоднее всего будет, если его запустить в Китае. Насчет качества не знаю, но то, что будет дешево это факт!
Это же производство у нас в стране, будет убыточно.
Поэтому, я высказал свое мнение, что более целесообразно - выпускать «черные» пары для КМД-2,5, чем озадачиваться полным производством этого микродвигателя. Но даже эту задачу, без элементарной заводской технологии производства и чертежей этого дизеля - НЕ РЕШИТЬ! Кто-то, возможно, мне возразит, что можно и самостоятельно, изучив оригинальные детали, сделать их точные копии. Можно! Два примера уже есть. Калужский КМД и Белорусский МКД. И что? Оба пока не достигли уровня Питерского Комода! Попытаться создать еще одну копию? Потратить время, деньги и т.д. и т.п. А зачем?
Если эту задачу решать, то начинать нужно с завода, где производились Питерские КМД-2,5. Хотя вряд ли там, что-то осталось? За последние двадцать лет столько воды утекло! И много хорошего в нашей стране, просто смыло этим бурным потоком!
Так что, мое мнение насчет возобновления производства КМД-2,5 - конечно положительное, но я реально понимаю, что создать полный аналог Питерскому мотору не получится!
С уважением,
Звездин Игорь Константинович
E-Mail: izvezdin@yandex.ru

P.S. А вот вам отзыв молодого поколения:

Ну назовите дизельный двигатель класса КМД по доступной цене да ещё и долговечный и мощный(как вы говорите). Я знаю только дизельную фору но она совсем не по корману юношам и производится в небольших колличествах.

От себя добавлю, что дизельная FORA, это далеко не калильная FORA. На мой взгляд моторчик получился так, себе. И Питерский дизель КМД-2,5, по соотношению цена-качество, а также надежность и долговечность, пока все ещё вне конкуренции!!!

ЕВГЕНИЙ-ARM

Непонятные сравнения калилка и двс. Это как в автопроме дизель и бензинычь. А пользуют обои.
Насчет запуска - все зависит от исполнителя запуска . Без разницы какой бойцовый мотор заводить.
Рентабельность производства ??? . Наверное ограниченная рентабельность , рынок не долюбливает модели с размахом 1000 - 1200 под ДВС первый фактор . Второе болезни с отлетающими ушками рубашки охлаждения - там все по вине болта фиксатора и поэтому этот недостаток нужно устронять (особенно когда ставят голову с другого картера или перегреют или пережмут.
Если начинать заморочки то делать нужно правильный мотор, а взять тех.процесс у вояк - не судьба , не получите…

Mekhanik

Непонятные сравнения калилка и двс. Это как в автопроме дизель и бензинычь. А пользуют обои.

Евгений!
Поясню.
Я собственно не хотел сравнивать калильную FORA и дизельную. А как раз хотел сказать, что это абсолютно разные моторы. Но видимо, как то не так свою мысль выразил.
Просто эта тема уже обсуждалась и видимо из за этого у меня неувязачка и вышла.
Извиняюсь, поправочка:
В двух словах: Калильная FORA-2,5 - есть GOOD! Дизельная FORA-2,5 - деньги на ветер!
Конечно выражаю, чисто свое личное мнение и его никому не навязываю!
С уважением,
Звездин И.К.

ЕВГЕНИЙ-ARM
Mekhanik:

Евгений!
Поясню.

Да причем вы …

Это происходит потому, что дизель имеет только одно преимущество перед калильным мотором-меньший расход топлива. Во всём остальном калилка превосходит дизель. А расход критичен только на кордовых гонках.

Не для критики и тем более как то оспорить чьё то мнение.
Но ни разу не поднялась рука на компресионный МДС , фору в глаза не видел , Калмыковский Циклон тоже только в прайсе наблюдал.
Но к чему сравенивать моторы скажим экслюзивные , если нет достойных массового потребления.
Без супер заморочек , но современный компрессионнный мотор.
Черная пара это не есть “гуд” , ресурс этой пары и максимальная мощность конечно не поставит такой моторчик на уровне лидеров. Но мотор с правильно подобранными материалами (а это не большая проблемма) , по совему ресурсу превысит ресурс пары от КМД и мощность будет на порядок лучше. Плюс убрать недостатки к.вала питерского КМД и недостаток головки .
-----------
А насчет мощнее . Моя первая радиодранка была на КМД и весила 1500 грамм. Причем я на ней вполне неплохо отлетал почти сезон. Конечно мощности немного нехвотало , но всетаки. А Шерифа с весом 1300 ( тогда мини и микро машинки были страшным дефицитом) , КМД с винтом 220х150 тоскал не напрягаясь. Сейчас из серийных и калильных только МДС-18 смог составить конкуренцию КМД и то с винтом 200х100.
------------------------
Так что нужны компресионные или нет - вопрос обстрактный на любителя и возможность получить качественное топливо. Но увы их нет .
----------------------------------------
Насчет того что за бугром следят за рынком , вот я и смотрю наследили - мелкую кубатуру снимают с производства ( Вебра сняла 36 мотор , Саито сняла 40 и 30, ОС снял 40-ку и т.д… ) - идет процес гигантомании забывая что есть начинающие и любители более мелкой техники. Так что чего тама следят это непонятно - им выгоднее продавать огромные самоли и дорогущие моторы под них… Вот я лично так вижу что творится на рынке.

Lubomir

.
----------------------------------------
Насчет того что за бугром следят за рынком , вот я и смотрю наследили - мелкую кубатуру снимают с производства ( Вебра сняла 36 мотор , Саито сняла 40 и 30, ОС снял 40-ку и т.д… ) - идет процес гигантомании забывая что есть начинающие и любители более мелкой техники. Так что чего тама следят это непонятно - им выгоднее продавать огромные самоли и дорогущие моторы под них… Вот я лично так вижу что творится на рынке.
[/quote]

электрички вытесняют их. 😠

naumovich
Mekhanik:

К КНХ
С уважением,
Звездин Игорь Константинович
E-Mail: izvezdin@yandex.ru

Ну, вот! Пока собирался, Константиныч мои мысли высказал полностью. С “ЕВГЕНИЙ-ARM” я тоже согласен Да! КМД-2.5 это начальная ступенька для начинающих. Наверное “возобновление производства” это сильно замахнулся, правильнее вести разговор о мелкосерийном и восстановлении уникальной Питерской технологии. Размещать в Китае, за Державу обидно. Я считаю, что для меня, как авиационного инженера и авиамоделиста с 1965 года, когда запустил свой первый планер в Доме Пионеров, восстановить КМД-2.5 задача реальная. Бытовые и финансовые вопросы у меня решены (тьфу, тьфу не сглазить бы) Желтый Змий глаза не застит, после 15-ти летнего перерыва вернулся в авиамоделизм вот и хочу попытаться что то сделать.
Наумович С. П.

Марат
naumovich:

правильнее вести разговор о мелкосерийном и восстановлении уникальной Питерской технологии.

Ну что там уникального- то.
Возьмите оригинальную гильзу - промерьте конуса, то же самое поршень.
Цементированная, шлифованная гильза из любой хромоникелевой стали, шлифованный поршень из мелкозернистого серого чугуна - дадут тот же результат

Mekhanik

К Марату

Цементированная, шлифованная гильза из любой хромоникелевой стали, шлифованный поршень из мелкозернистого серого чугуна - дадут тот же результат

Дадут ли тот же результат?!
Что-то из уже известных попыток создания аналогичного серийного микродвигателя, тот же результат пока не получился ни у кого!
Основные материалы, которые использовались при изготовлении Питерского мотора: коленчатый вал и гильза цилиндра из высокопрочной азотированной стали марки 38ХМЮА, а поршень из чугуна марки ХМ.
Я как-то, занимался переделкой КМД. Так вот понадобилось на коленчатый вал поставить дюралевый бандаж, для чего нужно было уменьшить диаметр щеки на 1,2 мм. Отдал токарю на завод проточить 10 штук валов. Он три резца навернул, мотивировал и мои валы, и меня, и …. всех кого вспомнил. Потом, правда, поставленный мною пузырь, сгладил трения, и все закончилось мирно. Это я к тому, что качество стали 38ХМЮА - отличное и первой попавшейся хромоникелевой сталью её не заменишь. Тоже могу сказать и о чугуне. Нагрузка на поршень у дизельного мотора, гораздо больше, чем у калильного микродвигателя. Тут и родные поршня не выдерживают, а если применить другие материалы? У нас за время интенсивной эксплуатации наблюдались неоднократно такие дефекты, как трещины днища поршня и частичный обрыв юбки. Это не смотря на то, что чугун ХМ считается относительно мягким. Вообще при создании КМД-2,5, руководствовались требованиями к гоночному мотору, в частности к износостойкости пары. Поэтому, здесь применена гильза из достаточно твердой стали (Rc=60), а поршень из относительно мягкого чугуна (Rc=30). Поэтому мотор и получился достаточно ресурсным.

К naumovich

Размещать в Китае, за Державу обидно.

Мне за Державу тоже обидно! Но при таких ценах на сырье, стоимость конечного продукта, в данном случае микродвигателя, тоже ведь окажется не по карману рядовому моделисту?!

Вот такие мысли в слух, так сказать,
С уважением,
Звездин И.К.

Марат
Mekhanik:

К Марату

Дадут ли тот же результат?!
Что-то из уже известных попыток создания аналогичного серийного микродвигателя, тот же результат пока не получился ни у кого!

Да?.. А как же на союзе на комодах и 21 секунду летали?
Сам переделывал комоды - так как занимался гонками - и неплохо получалось. Так что петь про супер технологии и материалы не надо - ничего особенного там нет и не было - просто было правильно изготовленно то, что заложил разработчик.
А когда приходят рационализаторы и начинают всё менять якобы для улучшения - получается как с белорусскими и другими комодами.

Насчёт материалов - делал висячие гильзы из 12ХН3А, потом цементировал и шлифовал. Поршня сейчас марку уже и не помню - но ничего особенного не было. Валы тоже из 12ХН3А и ход до 14 мм менял. И летали на них до посинения - 22 секунды было почти всегда.

Так что если затевать производство - надо просто с головой подойти и не гнаться за количеством в ущерб качеству.

Mekhanik:

К КНХ

Из опыта общения с западными друзьями-моделистами, скажу, что у многих проблема именно с дизельным топливом. Поэтому они предпочитают калилки.

Какие могут быть тут проблемы с топливом? Идёшь в аптеку и покупаешь эфир медицинский - 19 евро литр, касторку - 8 евро киилограмм, керосин в любом хозмагазине - 1,5 литра -3 евро стоит.

Андрей_Зазулин

Приветствую уважаемых коллег! Применение дизельных моторов объемом 2,5 кубика обусловлено Правилами соревнований по кордовому бою и кордовой гонке (в детском классе). В России есть очень авторитетный производитель моторов -дизелей - А.Н.Калмыков. Но подвигнуть его на выпуск детского мотора 2,5 куба мне не удалось - он считает,что проще изменить правила (?). Должен заметить, что “полуторки” у него весьма могучие получаются. С уважением: Андрей

ЕВГЕНИЙ-ARM

Циклон , фора - это очень мелкосерийное производство . И у обоих производителей мне кажится нехватит производственных мощностей чтоб изготавливать такое количество, чтобы самоокупаемость была такой что можно было изготавливать более дешевые и более доступные моторы. А так в лудшем случае если в день изготавливается 5-10 моторов то этого в обрез хватает на зарплату изготовителям и для окупаемости материала при цене за которую продают сейчас озвученные движки.
Это реальная действительность рынка и поэтому увы детских моторов невидать с подъемной ценой.
-----------------------------------
Насчет возобновить производство , даже при условии что займется этим прецизионный завод изготавливающий ТНВД , увы им тоже будет неподъемно освоение производства моторов на качественном уровне - нужны инженеры моделисты и именно моторостроители . А просто конструктор несможит ничего путнего сделать если он неимеет даже минимума опыта изготовления моторов . Любая мелочь на которую не обратит этот инженер можит напрочь испортить всю затею . Так же сильно много моментов которые сожрут рентабельность производства. Да и спрос увы - народ замученый отечественным ширпотребом уже давно старается экономить деньги не путем покупок дешевого а путем покупки хорошего и дорогого. Поэтой причине если на рынке и появится КМД или ДКМ или ещё , но скажим так с хорошими тех . данными и исполнением - очень тяжело будет преодолеть барьер негатива после всех криво сделанных левых КМД и не чем не отличающихся МДС. А вспомнить моторы Мастер - опять всё по русски , мотор вроде неплохой а комплектация … Результат лучше взять ТТ или GMS которые вытощил , поставил на модель и голова не болит - все работает.
Недавно опять пользовал продукт от МДС - три дня вылетили на настройки и подгонки , карбы , камеры сгорания … А достал бурзуйский моторчик из коробки и после 20 минут обкатки летал и голова не болела …
Вот основные моменты почему ничего на ура не получится …
-------------------------
Покупать сделаные кем то пары на тот же КМД - не буду . И принцып простой , я лучше разотру притиром старую гильзу и выточу свой поршень чем опять выкинуть и деньги и время которое потрачу на укрощение опять неправильно сделаного железа.
Хотя уже лет 15 лежит новый КМД и до сих пор он не востребован - пущай лежит можит прийдет его время .

КНХ

Ох, ностальгия, ностальгия!
Я вполне понимаю вас всех, но восстанавливать производство КМД - это как, скажем, восстановить производство виниловых пластинок, катушечных, да и вообще плёночных магнитофонов, плёночных кинокамер, паровозов и тому подобное. Конечно, найдётся какое-то количество людей, которые будут это приобретать, но, так скажем, в коллекционных целях. Техника, технология, производство ушли вперёд. Вот и авиамоделизм смещается в сторону радиоуправляемых моделей.

Теперь о назначении мотора… КМД-2,5 - действительно создавался, как гоночный мотор. Но… в результате, очень выносливый, практичный и с хорошим запуском дизельный мотор - пришелся по вкусу всем! Заметьте, не только авиамоделистам, а именно всем! Например, у нас, в авиамодельном кружке, за все время существования - микродвигателей КМД-2,5, было более 200 штук! Добавим к ним еще примерно 50 штук, которые были в спортивном клубе, у нас в микрорайоне Московский! Итого получим 250 штук. А ведь у нас маленький провинциальный город!

Почему КМД нравился так всем, да потому, что не было лучше отечественных моторов, а зарубежные были малодоступны. Теперь о цене. КМД стоил 30 руб, в переводе на сегодняшние реалии это не менее 3000 руб. Просто раньше мы их не покупали, а получали в кружках бесплатно. Сейчас, при такой цене, вряд ли он был бы так популярен. И уж если нужен дизельный мотор такой кубатуры (в чём я сильно сомневаюсь), то логичнее создать мотор на основе новых материалов, технологий и вообще достижений.

Благодаря этому мотору, я, в свое время выполнил 1 спортивный разряд в классе F2D - «воздушный бой».

Это было тогда, а попробуйте это сейчас.

Ну, бросьте… это сравнение, более подходит к автомашинам!

Хорошо, укажите преимущества модельных дизелей перед остальными моторами (а я-недостатки).

Возьмем, еще один пример - начинающий авиамоделист, где-то в глубинке, построил свою первую бойцовку. Какой мотор он туда поставит? Скорее всего, дизель. Вряд ли, мальчишка будет мучиться с капризной калилкой, для которой еще нужно найти аккумулятор и топливо, содержащие метанол. А пузырек эфира, его маме, даст знакомая врач тетя Маня из стоматологии, или ветеринар дядя Вася.
А уж чаще всего, этим дизелем оказывается КМД-2,5. Тоже самое можно сказать и про начинающих пилотажников.

Глубинка сейчас, благодаря Интернету, существенно приблизилась. Да, бывает, что ставят КМД, но по причине того, что это опять же бесплатный мотор благодаря ДОСААФ. Эфир сейчас отыскать в той же медицине весьма трудно. Он применяется всё меньше и меньше. Смотрите форум. К тому же от дизельных моторов такой запах, что их проблематично хранить дома.
Вполне возможно, что Ваш начинающий моделист на первую модель (и не факт, что это будет бойцовка) поставит электромотор, который и заводить и регулировать не надо и топливо не надо.

Вот и у нас в стране кордовые модели, постепенно уходят, если не сказать ушли. А на радиоуправляемую модель, действительно лучше поставить калилку. Микродвигатель КМД-2,5 для этих целей менее приспособлен.

Вот тут я с Вами полностью согласен. Надо учитывать тенденцию развития моделизма, и, хотя ещё долго будут существовать кордовые модели, но их доля в авиамоделизме неуклонно будет сокращаться.

Тут я с Вами абсолютно не согласен!!!
Возможности, для постройки элетролетов, конечно появились. Кто бы спорил!
Это действительно быстрее и проще. Но… удовольствие уже не то!!!
ДВСы - еще долго будут востребованы! Причем любой кубатуры!

Есть два разных занятия. Первое - “возиться” с моторами, настраивать их, совершенствовать и прочее. Действительно, есть такие любители. Второе - сам полёт, и здесь на первое место выходят те преимущества, которыми обладают электромоторы.
Вы знаете, я тоже фанат ДВС, но скорее уже бывший. Посмотрите на мой возраст, мне даже стыдно сказать сколько уже я общаюсь с моторами. Первый мотор мне купили в 5-м классе и это был МК-16.
Мой старший сын профессионально занимается Форами (в Москве).
Конечно я до сих пор использую ДВС, но развитие техники идёт к тому, что в скором времени ДВС будут существенно потеснены электромоторами. Вот только некоторые преимущества электромоторов:
1-отсутствует ядовитое топливо. Даже бензин- это не кефир, не говоря уже об эфире и метаноле. Не нужно его покупать, перевозить, хранить, контактировать и т.п.
2-не нужно заводить двигатель. Отпадает всё стартовое оборудование (накал, стартёр, канистра с топливом, помпа и т.д.)
3-не нужно регулировать двигатель (не требуется подбор свечей, степени сжатия, топлива и т.д.)
4-внезапные остановки двигателя в полёте, часто приводящие к аварийным посадкам, практически исключены.
5-возможность многократной остановки и запуска двигателя в полёте.
6-модель не загрязняется топливом.
7-у электромотора практически отсутствует вибрация, что положительно сказывается на работе системы управления и конструкции в целом.
8-долговечность электромотора (имеется в виду бесколлекторники) несравненно выше ДВС.
9-приёмистость электромотора высокая и может регулироваться програмированием регулятора хода.
И можно найти ещё и ещё.
Модельные электромоторы сейчас выпускаются в довольно широком ассортименте и не слишком дороги. Единствено, что ещё в какой-то мере сдерживает более массовое применение электромоторов на средних и больших моделях, так это цена аккумуляторов. Хотя, если посчитать, то за год-полтора эксплуатации аккумулятор окупается.
Даже для копий, имитаторы дыма существуют и, где-то я читал, имитаторы звука ДВС.
Так что, хотим мы или нет, а прогресс двигается.

naumovich
Mekhanik:

К naumovich

Мне за Державу тоже обидно! Но при таких ценах на сырье, стоимость конечного продукта, в данном случае микродвигателя, тоже ведь окажется не по карману рядовому моделисту?!
Вот такие мысли в слух, так сказать,
С уважением,
Звездин И.К.

А что в Китае? Высоколегированные стали ничего не стоят? На мой взгляд, Китай это “Малая Арнаутская”, - этикетка будет “маде ин Питер”, а качество пластилиновое. Либо цена будет соответствующая. Хорошо бы попробовать и самим подсуетиться. Кстати, спасибо за марки материалов и твердости. Постараюсь в ближайшее время встретиться с технологом завода. Сегодня подходили ко мне два мальца, доделали они свои кордовые, пришлось пообещать свои моторы дать на полеты. А поснему и надо попытаться чтобы цена была “по карману рядовому моделисту” . Думаю буду двигаться поэтапно, а то если все проблемы начать пережевывать сразу, можно поперхнуться.
Вот такие мои мысли в слух.
С уважением, Наумович С.П.

lentyai

Привет Всем!

Интересная дискусия развернулась.
Наумович, я где-то (может быть ошибаюсь) слышал или читал, что КМД-2,5 в свое время был разработан Харьковскими моделистами, может там стоит начать поиски документации, а если получится найдете кого-то из авторов этого движка.

Однозначно высказываюсь за производство массового и доступного для пионеров движка, а почему бы и нет, как КМД!!!
Насколько он устарел? Просто ему нет аналогов, а почему???…………

Недавно приехал с республиканских соревнований и видел там Фору дизельную, не произвела никаких впечатлений, полет не сравнить с КМД, уступает ему, да и парнишка намучился с ней. А как смотрели завистливо руководители других кружков когда, мы достали две пилотажки с Питерскими КМД, еще девственные и не нюхавшие топлива, не успели обкатать перед соревнованиями, пришлось катать перед стартом, благо пилотажки выступали после обеда. А какой запуск, нового мотора, не промытого от заводской смазки, пару рывков за винт и мотор запел. Тот же хозяин Форы смотрел с завистью. И по пилотажу взяли второе место. На вопросы руководителей пришлось отвечать что движки из закормов Родины. По разговорам с ними у них таже проблема нет массового движка, летают до сих пор на сильно поношенных или скрещенных с ЦСТКАМами комодах и Тайфунах, благо для поддержания моделизма разрешают летать без глушаков. Про МДСы дизельные ничего хорошего сказать не могу, трудно добиться устойчивого режима, да и в режиме тоже долеко до камода. От Белоруских МКД тоже негатив, по моему хуже даже Калужских, становиться тоскливо когда еще только берешь в руки, не говоря о запуске и нормольной эксплуатации.
Тоже востановили кружок через 15 лет, Питерские моторы удалось купить через форум, особенно порадовала покупка нескольких штук в заводской упаковке, как детство вспомнил, тогда жена смеялась над мной, а меня переполняло поцанячье чувство радости за покупку. Один даже решил оставить в упаковке нетронутым как память.

Наумович, а может стоит поискать каких-нибуль моделистов, у которых есть свои разработки и которые они хотели бы внедрить в производство, может будет от кого предложение о запуске его разработки в серию? Хотя обычно серия и губит заложенные в движок потенциалы.

Удачи в начинаниях, не бойтесь пробовать, мы рядовые моделисты, не избалованные большим кошельком, только за массовые и доступные моторы! Вот имено по этому заглядываюсь на Китайские АСПешки, благо нашел где их можно купить дешевле Московской цены почти в 1,5 раза.

Марат, нам ваши возможности, зашел и купил, у нас в аптеках из-за нариков, давно ничего не продают, таскаем топливо из Москвы, а каково ехать из отпуска, ташить вещи семьи и еще в два раза большее модельное, потом руки как у горилы до земли становятся, это в шутку!

Пока писал вспомнил, про эксплуатацию дизеля зимой, не сравнить с капризной калилкой, главное топливо не заморозить перед стартом. И электричество не заменит ДВС, у меня колега от эксплуатации электричек только ругается, то там проводок отпал, то еще куда контакт убежал и т.д., а приятный рык ДВСа, не сравнить с электрическим скрежетом, а приятный запах выхлопа (хотя не есть гуд для здоровья)

Вот вроде вставил и свои пять копеек, надеюсь никого не обидел, если шо, то извеняйте!
С ув.Ярослав (из далекой и холодной глубинки, Респ.Коми)

КНХ:

Ох, ностальгия, ностальгия!
Я вполне понимаю вас всех, но восстанавливать производство КМД - это как, скажем, восстановить производство виниловых пластинок, катушечных, да и вообще плёночных магнитофонов, плёночных кинокамер, паровозов и тому подобное. Конечно, найдётся какое-то количество людей, которые будут это приобретать, но, так скажем, в коллекционных целях. Техника, технология, производство ушли вперёд. Вот и авиамоделизм смещается в сторону радиоуправляемых моделей.

Почему КМД нравился так всем, да потому, что не было лучше отечественных моторов, а зарубежные были малодоступны. Теперь о цене. КМД стоил 30 руб, в переводе на сегодняшние реалии это не менее 3000 руб. Просто раньше мы их не покупали, а получали в кружках бесплатно. Сейчас, при такой цене, вряд ли он был бы так популярен. И уж если нужен дизельный мотор такой кубатуры (в чём я сильно сомневаюсь), то логичнее создать мотор на основе новых материалов, технологий и вообще достижений.

Это было тогда, а попробуйте это сейчас.

Хорошо, укажите преимущества модельных дизелей перед остальными моторами (а я-недостатки).

Глубинка сейчас, благодаря Интернету, существенно приблизилась. Да, бывает, что ставят КМД, но по причине того, что это опять же бесплатный мотор благодаря ДОСААФ. Эфир сейчас отыскать в той же медицине весьма трудно. Он применяется всё меньше и меньше. Смотрите форум. К тому же от дизельных моторов такой запах, что их проблематично хранить дома.
Вполне возможно, что Ваш начинающий моделист на первую модель (и не факт, что это будет бойцовка) поставит электромотор, который и заводить и регулировать не надо и топливо не надо.
Вот тут я с Вами полностью согласен. Надо учитывать тенденцию развития моделизма, и, хотя ещё долго будут существовать кордовые модели, но их доля в авиамоделизме неуклонно будет сокращаться.
Есть два разных занятия. Первое - “возиться” с моторами, настраивать их, совершенствовать и прочее. Действительно, есть такие любители. Второе - сам полёт, и здесь на первое место выходят те преимущества, которыми обладают электромоторы.
Вы знаете, я тоже фанат ДВС, но скорее уже бывший. Посмотрите на мой возраст, мне даже стыдно сказать сколько уже я общаюсь с моторами. Первый мотор мне купили в 5-м классе и это был МК-16.
Мой старший сын профессионально занимается Форами (в Москве).
Конечно я до сих пор использую ДВС, но развитие техники идёт к тому, что в скором времени ДВС будут существенно потеснены электромоторами. Вот только некоторые преимущества электромоторов:
1-отсутствует ядовитое топливо. Даже бензин- это не кефир, не говоря уже об эфире и метаноле. Не нужно его покупать, перевозить, хранить, контактировать и т.п.
2-не нужно заводить двигатель. Отпадает всё стартовое оборудование (накал, стартёр, канистра с топливом, помпа и т.д.)
3-не нужно регулировать двигатель (не требуется подбор свечей, степени сжатия, топлива и т.д.)
4-внезапные остановки двигателя в полёте, часто приводящие к аварийным посадкам, практически исключены.
5-возможность многократной остановки и запуска двигателя в полёте.
6-модель не загрязняется топливом.
7-у электромотора практически отсутствует вибрация, что положительно сказывается на работе системы управления и конструкции в целом.
8-долговечность электромотора (имеется в виду бесколлекторники) несравненно выше ДВС.
9-приёмистость электромотора высокая и может регулироваться програмированием регулятора хода.
И можно найти ещё и ещё.
Модельные электромоторы сейчас выпускаются в довольно широком ассортименте и не слишком дороги. Единствено, что ещё в какой-то мере сдерживает более массовое применение электромоторов на средних и больших моделях, так это цена аккумуляторов. Хотя, если посчитать, то за год-полтора эксплуатации аккумулятор окупается.
Даже для копий, имитаторы дыма существуют и, где-то я читал, имитаторы звука ДВС.
Так что, хотим мы или нет, а прогресс двигается.

Вообщето спор не за электро, а за ДВС. 😃
Не мешайте человеку поднимать дело и кордяшки не умерли, это просто и доступно, а радио для пионеров роскошь! Кружок не тянет, родители позволить не могут, а движок дядя Слава всегда даст!

naumovich
КНХ:

Ох, ностальгия, ностальгия!
Я вполне понимаю вас всех, но восстанавливать производство КМД - это как, скажем, восстановить производство виниловых пластинок…

Всем здравствуйте!
Очень рад плодотворности дискуссии. Благодарен за слова поддержки, а так же оппонентам за конструктивность. Попробую высказаться и сделать первые выводы.
Для начала к “КНХ” чтобы определиться с “электричками”. Спору нет, это очень хорошая ветка в развитии авиамоделизма. Буду грешен если совру что и сам после статьи в МК “Электролетам пора в полет” (может ошибся, лень журналы листать) был рьяным поклонником. Но электродвигатели переделанные, с переточенными щеткодержателями надежду давали, но так и остались направлением в том времени. Да, сейчас новые электродвигатели, соизмеримые по мощности и спроектированные специально и для…, а здесь опять пресловутое “но”. Лично я могу себе позволить “липоли”, а к ним зарядное, регуляторы, радиоаппаратуру и соответствующую “мелочевку”. А теперь если подсчитать! А, мальчишкам это не доступно! Им надо вот сейчас чтоб уже жужжало и контурная в небе на корде это для них “уже”!!! Зимой иногда специально приходиться устраивать “коридорные” соревнования, из простейших металок чтоб поддержать интерес и дождаться весны. В силу своего возраста я могу Вас понять, когда это “вонючее” уже до боли знакомое, пройдено, изучено и надоело, когда удобно прийти, сесть в шезлонг с солнцезащитным козырьком и наслаждаться полетом электрички. Если проводить аналогию дальше, в смысле сервиса, то может лучше таймерная резиномоторная? Можно целый день дрелью накручивать и нет головников с акками, проводами, контактами. Мне кажется, что Вы ситуацию как то на себя примеряете. Но ведь настоящий авиационный инженер вырастает вот из таких мальчишек, у которых в это время формируется свой особый склад ума, а не из тех кто пришел в МАИ, ХАИ, КАИ потому что нужно “высшее”. И рождаться они (увлеченные небом пацаны) не перестанут, и будут приходить в СЮТы и для первой контурной нужны 2.5, а 20 кубиков абсурд. И соревнования для них нужны и слеты. А как прозвучало ранее изменить правила и убрать 2.5 кубика, это напоминает “мудрое генеральское” решение, когда солдат провалился в туалет, чтобы впредь исключить подобное - туалет заколотить! Предлагаю этот вопрос перенести в курилку и там полемизировать по поводу. А тему продолжить в более конструктивном русле.
За сим пока все
С уважением ко всем.
Наумович Сергей Петрович

lentyai

Наумович! Так им! Даешь народный, пионерский движок!
С ув.Ярослав

Mekhanik

Наумович, я где-то (может быть ошибаюсь) слышал или читал, что КМД-2,5 в свое время был разработан Харьковскими моделистами, может там стоит начать поиски документации, а если получится найдете кого-то из авторов этого движка.

Насчет, того что, КМД-2,5 разрабатывался Харьковчанами, я что-то сомневаюсь. Вот сегодня отковырял старую статью в журнале Крылья Родины. Думаю, всем будет любопытно почитать, и взглянуть на фото одного из первых КМД-2,5. Кстати насчет материалов КМДовской пары - эта статья подтверждает, мои слова изложенные выше.
А теперь стаья…

Микродвигатель КМД-2,5 разработан специалистами с участием ведущих спортсменов. Это один из первых отечественных двигателей, предназначенных для спортивных гонок класса F-2-C. КМД-2,5 — двухтактный, одноцилиндровый, компрессионного типа с рабочим объемом цилиндра 2,5 см3. Газодинамическая схема двигателя — типа Шнюрле с тремя продувочными каналами.
Картер разъемный, выполнен из алюминиевого сплава литьем под давлением. Разъем картера по цилиндру сделан по технологическим соображениям, а также в связи с некоторыми конструктивными особенностями гильзы цилиндра.
Коленчатый вал из высокопрочной азотированной стали марки 38ХМЮА, динамически сбалансирован. Он установлен в подшипниках качения. Гильза цилиндра также из высокопрочной азотированной стали марки 38ХМЮА. Окна перепускные и выхлопное — фрезерованные. Конструктивная особенность гильзы — отсутствует бурт для ее фиксации по высоте, здесь она опирается своим нижним торцом на проточку в картере и фиксируется сверху упорным винтом, расположенным в верхней части рубашки цилиндра. Винт служит также для компенсации технологических допусков на линейные размеры гильзы, головки и картера. После сборки двигателя упорный винт фиксируется эпоксидным клеем. Простая форма гильзы цилиндра позволяет с высокой степенью точности шлифовать ее как снаружи, так и внутри. Поршень из чугуна марки ХМ.
Геометрия рабочей пары, как показали испытания, позволяет получить надежный и быстрый запуск и устойчивый режим работы двигателя при прохождении базы.
Впуск рабочей смеси осуществляется золотниковым устройством, расположенным на задней стенке двигателя, а обтюрация топливо - воздушной смеси — цилиндрическим золотником, вращающимся в подшипнике скольжения.
Впрыск и распыление топлива в критическое сечение всасывающего патрубка производится из кольцевой камеры через четыре отверстия, расположенные равномерно по окружности. Дозирование топлива — через жиклер. Сменные всасывающие патрубки позволяют настроить двигатель и систему топливо - питания применительно к конкретным обстоятельствам.
Внешняя характеристика КМД-2,5, снятая на стенде СКБ-2 в Московском авиационном институте, приведена на рис. 1. Диаметр всасывающего патрубка в критическом сечении равен 4 мм.
Замеры расхода топлива проводились на всасывающем патрубке с диаметром отверстия в критическом сечении 3,2 мм. Испытуемые образцы в среднем расходовали 5,5 … 6 см3мин топлива.
Летные междуведомственные испытания КМД-2,5 проводились в Крымской области. Двигатель был установлен на модель, изготовленную в одном из кружков Мурманска. Имелись также устройства быстрой заправки бака, «подшприцовки» топлива через выхлопное окно, остановки двигателя в полете, связанной с управлением рулем высоты модели.
Испытательные полеты показали, что технический уровень КМД-2,5 достаточно высок. Снятие внешних характеристик и все испытания проводились на топливе такого состава: керосин (осветительный) — 40%, эфир (технический) — 35%, масло касторовое (техническое) — 10%, масло минеральное (МС-20) — 13%, амилнитрит — 2%.
Для успешной эксплуатации двигателя на гоночной модели рекомендуются воздушные винты диаметром 180 - 190 мм и шагом 180 - 210 мм.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ КМД-2,5
диаметр цилиндра — 14,5 мм; ход поршня — 15 мм, рабочий объем — 2,48 см3, мощность (см. график), число оборотов с воздушным винтом 180 и шагом 200 мм — 14000 об/мин., степень сжатия — 12 - 16. Направление вращения — против часовой стрелки. Габариты: высота — 80 мм, длина — 125 мм, ширина — 50 мм. Масса двигателя — 180 г.

В. МЕРЗЛИКИН,
старший инструктор-методист
Центрального авиамодельного клуба
Журнал «Крылья Родины №4 1976 г.

С уважением,
Звездин Игорь Константинович

КНХ

Наумович! Так им! Даешь народный, пионерский движок!
С ув.Ярослав

А не может уже быть ни народного, ни пионерского. Пионеров уже нет, попытки создавать народное (атомобиль, например) уже были. А народное у нас уже есть и называется оно “китайского производства”.

Вот имено по этому заглядываюсь на Китайские АСПешки, благо нашел где их можно купить дешевле Московской цены почти в 1,5 раза.

Адрес в студию!

Для начала к “КНХ” чтобы определиться с “электричками”. Спору нет, это очень хорошая ветка в развитии авиамоделизма

Это не ветка, это тенденция развития. Электромоторы в будущем вытеснять ДВС. Выше я описал преимущества электро, если вы не согласны или видите больше преимуществ у ДВС - пожалуйста, высказывайтесь.

Пока писал вспомнил, про эксплуатацию дизеля зимой, не сравнить с капризной калилкой, главное топливо не заморозить перед стартом.

А мы и не знали и летаем себе всю зиму на калилках (и не только мы), а про электро вообще молчу, им что зима, что лето - по барабану.

И электричество не заменит ДВС, у меня колега от эксплуатации электричек только ругается, то там проводок отпал, то еще куда контакт убежал и т.д.,

Так это коллега такой, с ДВСами куда больше проблем.

а приятный запах выхлопа (хотя не есть гуд для здоровья)

Приятный, потому что ностальгический.

Не мешайте человеку поднимать дело и кордяшки не умерли, это просто и доступно, а радио для пионеров роскошь! Кружок не тянет, родители позволить не могут, а движок дядя Слава всегда даст!

Поднимая дело необходимо учитывать современные тенденции и прогресс, а то опять безнадёжно отстанем.

Лично я могу себе позволить “липоли”, а к ним зарядное, регуляторы, радиоаппаратуру и соответствующую “мелочевку”. А теперь если подсчитать!

А если подсчитать, простенькая электричка дешевле, безопаснее и экологичнее простого ДВС.

В силу своего возраста я могу Вас понять, когда это “вонючее” уже до боли знакомое, пройдено, изучено и надоело, когда удобно прийти, сесть в шезлонг с солнцезащитным козырьком и наслаждаться полетом электрички.

Я с удовольствием летаю на ДВС (и на электричке тоже) и умом понимаю, что электрички прогрессивнее. А электрички есть шустрее многих ДВС.

Если проводить аналогию дальше, в смысле сервиса, то может лучше таймерная резиномоторная? Можно целый день дрелью накручивать и нет головников с акками, проводами, контактами.

Если проводить аналогию, то лучше планер, и крутить ничего не надо, а особенно планер с электромотором.

ЕВГЕНИЙ-ARM
lentyai:

Наумович! Так им! Даешь народный, пионерский движок!
С ув.Ярослав

Вот только не надо призывов за Советскую власть …
Поршневая пара мотора 2,5 см3 не плунжерная пара у ТНВД. И еще раз напомню если нет моделиста-инженера имеющего опыт изготовления моторов , всё это пустые слова.
Черная пара у КМД технологически более сложна в изготовлении чем даже алюминевая гильза покрытая хромом.
Гильза термообработана , а при её толщине малейший недочет и это уже не гильза а просечка для пробивания отверстий в для каких либо прокладок. Так же простая деталь как поршень - но малейшая неточность в расточке отверстия под палец и всё хлам. А толщина стенок поршня тоже не очень комфортная.
Почему такой негатив - да вполне хватило подобных изделий на ура — Комета , калильный метеор , МК-12в последних выпусков , Ритм последний выпусков , МАРЗ и еще если покопаться в закромах воспоминаний найдутся представители мелких мастерских при каком нибудь скобяном заводе.
Не хочу все покрывать слоем негатива , но увы имел неосторожность столкнуться с как с плунжерными парами и форсунками , так и готовыми ТНВД продоваемых в виде запчастей… Боолльшие сумнения о качестве пар.
Дальше гильзы КМД даже при хорошем перегреве во время работы не коробило , а вот смогут термисты добиться такого результата ???

-----------------
Конечно плохой опыт тоже опыт и поэтому пробуйте , какие проблеммы , купили пару КМД и снимайте размеры и творите … Но тех. процес у вояк был настолько точен что поршня можно было с трудом подобрать чтоб получить более тугой вариант . У нового мотора поршня были как близницы и разбег по размерам никогда не превышал 0,002мм .
Но повторюсь , технологически и уже в готовом виде изготовление мотора по современным технологиям и проще и более актуально нежели повторять то что уже морально устарело.
Как бы не был хорош КМД , но увы он имеет недостатки которые при той цене которая получится на выходе будет уступать как по ресурсу так и мощности современным требованиям даже по детским классам.
Проверьте если наслово не верите , просчитайте все затраты включая работу расточников, термистов, шлифовщиков , материалы и комплектующие - мотор то выйдет золотой…
-------------------------------
Уже как то писал что имел опыт переделки Талки -2,5 и бойцового Цсткама в компрессионный вариант - оба варианта имели более лучшие характеристики по сравнению с КМД . На мощностном стенде не проверял , но визуально на облете на моделях лучше. Единственный косяк у Талки лопнул картер по коренному подшипнику , а Цсткам прекрасно заводится и бойцовка летает намного лучше чем на КМД и быстрее.
А если положить на весы - КМД проигрывает очень значительно по весу. Правдо в конверсии не ставилась цель изготовления как гоночного варианта и поэтому эта конверсия расчитана была больше на пилотажные, тренировочные и радиомодели.
Увы как не было бы печально , но затея по изготвлению копии КМД и так же комплектующих для него с финансовой стороны провальна…

naumovich
Mekhanik:

Кстати насчет материалов КМДовской пары - эта статья подтверждает, мои слова изложенные выше.
А теперь стаья…

С уважением,
Звездин Игорь Константинович

Константиныч, спасибо!
Сегодня планирую на завод. Для всех остальных - процесс пошел. Хороший результат или нет буду докладывать.
С уважением ко всем
Наумович Сергей Петрович.

lentyai
КНХ:

А не может уже быть ни народного, ни пионерского. Пионеров уже нет, попытки создавать народное (атомобиль, например) уже были. А народное у нас уже есть и называется оно “китайского производства”.

Адрес в студию!

Это не ветка, это тенденция развития. Электромоторы в будущем вытеснять ДВС. Выше я описал преимущества электро, если вы не согласны или видите больше преимуществ у ДВС - пожалуйста, высказывайтесь.

А мы и не знали и летаем себе всю зиму на калилках (и не только мы), а про электро вообще молчу, им что зима, что лето - по барабану.

Так это коллега такой, с ДВСами куда больше проблем.

Приятный, потому что ностальгический.

Поднимая дело необходимо учитывать современные тенденции и прогресс, а то опять безнадёжно отстанем.

А если подсчитать, простенькая электричка дешевле, безопаснее и экологичнее простого ДВС.

Я с удовольствием летаю на ДВС (и на электричке тоже) и умом понимаю, что электрички прогрессивнее. А электрички есть шустрее многих ДВС.

Если проводить аналогию, то лучше планер, и крутить ничего не надо, а особенно планер с электромотором.

Ну и летайте коллега на электро! А мы хотим доступный неприхотливый движок для клубов, а то все хоббисткие призывы какие проблемы пошел, купил, а если неначто купить? А пацанам летать хочется. Пока выручает старый добрый камод, а поисшоркаем, дальше летать на чем? А выделенные администрацией 10 т.р. в год как прикажете потратить на электричество? Зарядник липоли, движок, регуль? А при падении модели, а у пацанов это неизбежно и конец липоли или еще чему, как с этим быть? А с камодом проще, всегда есть ящик с запчастями или из двих можно собрать один. Так, что на 10 т.р. проще взять 7-10 камодов. Ностальгия, да ностальгия, но на сегодняшний день лучше камода ничего не вижу! Может вы в столицах и больших городах избалованы движками и выбором, а мы увы! Востанавливаем старье и летаем, летаем! У нас даже в столичном кружке в г.Сыктывкаре до сих пор летают на МКашках и МАРЗах, а вы электричество, ну прям как Ленин, электрификация всей России!

Евгений Арм. я призываю не за советскую власть, а стараюсь поддержать Наумовича!

С ув.Ярослав