Опять авария, теперь Ту-204

Dimon11
Юрий_68:

а-а, помню-помню, в 75году такое уже было, надо так и так сделать… Плохо когда возраст - не есть опыт, а молодость - не есть скорость реакции и гибкость ума.

Внештатная ситуация тем и отличается, что нет времени вспоминать и думать. Все на уровне рефлексов, т.е. для опытного летчика не должно быть “внештатных” ситуаций. Но для того чтобы рефлексы появились, кроме редких отдельных случаев, нужна тренировка, а тренировки это деньги - и не малые. И когда в этот процесс вторгается менеджмент со своими оптимизациями затрат - выхлоп всегда один. По поводу данной катастрофы - внештатной ситуации не было, но она случалась для экипажа.

kolobok
Dimon11:

Внештатная ситуация тем и отличается, что нет времени вспоминать и думать.

Немного не так. Есть инструкции по действию в особых случаях и РЛЭ. Пилот должен знать что делать в той или иной ситуации. Авиасимулятор позволяет отработать такие моменты. Мастерство и опыт пилота, ценились раньше, когда всё было в ручную, сейчас немного иначе.

Palar
kolobok:

Мастерство и опыт пилота, ценились раньше, когда всё было в ручную, сейчас немного иначе.

Поэтому и бьются на ровном месте. Мастерство и опыт никто не отменял. Чрезмерное увлечение компьютеризацией привело к тому, что люди перестали понимать физическую суть вещей. Еслы бы пилоты понимамали принцип действия интерцепторов, то были бы живы. В их сознании это было устройство, которое должно сработать автоматически. Не сработало, и в сознании полная растерянность. Привычный алгоритм нарушен и нет понимания происходящего.
Если машина напичкана электроникой, это не отменяет необходимости приобретения опыта управления. Со всей очевидностью это сейчас наблюдается на дорогах и вообще во всех сферах деятельности человека.
То же самое происходит и в проектировании самолётов. Никакой компьютер не заменит опыт . Несмотря на невероятно высокие вычислительные возможности, сроки проектирования увеличиваются, а качество ухудшается. Принимаются иррациональные технические решения, что ещё больше увеличивает риски.

foxfly
Алекс_Ю:

Читайте внимательно заключение

Зачем, если есть возможность поговорить с самими пилотами?
Я как то привык людям больше доверять, которых знаю уже сто лет, чем писанным неведомо кем- бумажкам.

Пашеч
Palar:

Поэтому и бьются на ровном месте. Мастерство и опыт никто не отменял. Чрезмерное увлечение компьютеризацией привело к тому, что люди перестали понимать физическую суть вещей. Еслы бы пилоты понимамали принцип действия интерцепторов, то были бы живы. В их сознании это было устройство, которое должно сработать автоматически. Не сработало, и в сознании полная растерянность. Привычный алгоритм нарушен и нет понимания происходящего.
Если машина напичкана электроникой, это не отменяет необходимости приобретения опыта управления. Со всей очевидностью это сейчас наблюдается на дорогах и вообще во всех сферах деятельности человека.
То же самое происходит и в проектировании самолётов. Никакой компьютер не заменит опыт . Несмотря на невероятно высокие вычислительные возможности, сроки и качество проектирования увеличиваются и ухудшаются. Принимаются иррациональные технические решения, что ещё больше увеличивает риски.

КВС был не мальчиком - он старой закалки, а не новое поколение.
И что такое интерцепторы - уверен знал и физику процесса знал.
А вот к экстренной ситуации не был готов - даже чисто эмоционально, вот и все.

SAN
Пашеч:

КВС был не мальчиком - он старой закалки

И тогда он мог быть недоучкой.
Перебор скорости на посадке - это стиль такой или неумение?

kolobok
Palar:

Еслы бы пилоты понимамали принцип действия интерцепторов, то были бы живы. В их сознании это было устройство, которое должно сработать автоматически. Не сработало, и в сознании полная растерянность. Привычный алгоритм нарушен и нет понимания происходящего.

Так ли это на самом деле? Где взять достоверную информацию?

Palar:

Если машина напичкана электроникой, это не отменяет необходимости приобретения опыта управления.

Верно, но опыт приходит при работе в ручном режиме, а от этого сейчас отходят, везде автоматика, так что замкнутый круг, негде черпнуть опыта, только в симуляторе.

Palar:

То же самое происходит и в проектировании самолётов. Никакой компьютер не заменит опыт . Несмотря на невероятно высокие вычислительные возможности, сроки и качество проектирования увеличиваются и ухудшаются. Принимаются иррациональные технические решения, что ещё больше увеличивает риски.

А это бред чистой воды.

pilot43

Я хочу заметить вам, Сергей, что Palar знает о чём пишет. А вы - нет. Насчёт бреда - это вы несколько легкомысленно высказались.

kolobok:

сейчас немного иначе.

Это как? Не могли бы пояснить на примере хотя бы А-330 рейса AF-447?

kolobok
pilot43:

Я хочу заметить вам, Сергей, что Palar знает о чём пишет. А вы - нет. Насчёт бреда - это вы несколько легкомысленно высказались.

Тогда прокомментируйте пожалуйста это:

Palar:

Несмотря на невероятно высокие вычислительные возможности, сроки проектирования увеличиваются, а качество ухудшается. Принимаются иррациональные технические решения, что ещё больше увеличивает риски.

pilot43:

Это как? Не могли бы пояснить на примере хотя бы А-330 рейса AF-447?

Я про то, что управлять судами сейчас стало намного легче и это не требует особых навыков и большого опыта. Пилоты плавно превращаются в операторов.

Concord
foxfly:

А летать на наших авиалиниях- будут китайцы?

Уже… Училища можно закрывать и продавать
www.aex.ru/docs/8/2013/2/21/1740/

Palar:

Принимаются иррациональные технические решения, что ещё больше увеличивает риски.

Потому что за опыт надо платить, а это не входит в убогое сознание “эффективных” менеджеров. Зачем платить за то, чего еще нет или уже нет? Лучше купить готовый продукт.

Питерский

Еще вопрос - а эти “испытания” в рамках расследования или инициатива заинтересованной стороны?

Palar
kolobok:

А это бред чистой воды.

Вы не конструктор, поэтому не понимаете. Бред, это когда вместо реверса включается прямая тяга. Когда у Боинга болты крепления двигателя работают на изгиб и ломаются в полёте. Когда без достаточных оснований делают детали и узлы из композитов при этом не имея достаточных данных для расчёта ресурса конструкции. Когда у Аэробуса отваливается киль в полёте из-за ошибки проектирования и глюков ПО. Могу привести массу примеров, но проще посмотреть фотографии и ссылки. Это грубейшие ошибки проектирования, вызванные элементарным отсутствием базовых знаний по материалам и сопромату и никакой комп тут не поможет.



airbusvertstabs.blogspot.ru
Кргда произошла катастрофа А300 над атлантикой, я поспорил с коллегой, что в первую очередь найдут ВО, причём не в месте основного падения. Так оно и случилось. Катастрофы могло и не быть при грамотном проектировании узла крепления ВО.
www.skybrary.aero/bookshelf/books/523.pdf
avstop.com/news/ruder.html
Comments? Questions? Кто нибудь на отечественных самолётах видел подобные разрушения ?
Сроки проектирования принципиально новой авиационно - космической техники во времена логарифмической линейки и арифмометров были меньше, чем сейчас стандартный гражданский борт на суперкомпах проектируют. Практически всё, что сейчас успешно летает было спроектировано ещё тогда. Принципиально нового ничего или очень мало, при этом без заметного превосходства. Один наш конструктор в Сиэтле не поленился, посчитал и сравнил характеристики ИЛ-96 и В-787. При условии использовании на ИЛ-96 более экономичных двигателей самолёты практически равны по всем эксплуатационным параметрам. Вот и ответ, почему убили ИЛ-96. Нужно было только двигатели заменить.

kolobok
Palar:

Вы не конструктор, поэтому не понимаете.

Я не конструктор, я технолог и ничего удивительного в ваших ссылках нет. Сделать идеальной конструкцию нельзя, доработки идут очень долго, тем более в авиации, где на одной чаше весов надёжность, на другой вес. У Айрбаса и Боинга очень большой опыт в конструировании и производстве, и даже у них встречаются промашки.
ЗЫ Даже Титаник утопили из-за некачественных заклёпок.

Palar:

Сроки проектирования принципиально новой авиационно - космической техники во времена логарифмической линейки и арифмометров были меньше, чем сейчас стандартный гражданский борт на суперкомпах проектируют.

От куда такая информация? Поделитесь подробностями, пожалуйста.

Palar:

Принципиально нового ничего или очень мало, при этом без заметного превосходства. Один наш конструктор в Сиэтле не поленился, посчитал и сравнил характеристики ИЛ-96 и В-787. При условии использовании на ИЛ-96 более экономичных двигателей самолёты практически равны по всем эксплуатационным параметрам.

А чего ещё изобретать, уже давно ясно что летать дешевле на “до звуке”, современные двигателя довольно надёжные и экономичные, компановки все давно продуты и испытаны, как и профили. Сейчас идет борьба технологий, использование более лёгких материалов, упрощение процесса производства. Вот как изобретут новый тип двигателя, вот тогда работ и закипит.

Karalexey
6wings:

Если доживу, то и в 70 буду летать

Так не вопрос, но не людей же возить.

foxfly:

А летать на наших авиалиниях- будут китайцы?

Летать, это вы кого имели ввиду пилотов или пассажиров?
И что такое наши компании, если последний бобик ЕМНИП у аэрофлота в России не числится.

Shal:

Эх, Алексей! Вам попробывать щи, которые моя супруга варит!.. Может, и сменили бы мнение…

Леонид, мы ж с вами понимаем, что щи это просто к слову пришлось, и никакого отношения к Вашей супруге не имеет.
Однако, если у человека мало времени или еще какой непривычный момент при готовке, он может просто забыть обмыть мясо после рубки. Мелкие кости попадут в тарелки к едокам и щи есть не захочется, хотя вкус будет отличный.

Вот реальный пример из жизни. Моему отцу 74 в марте должно быть. Он давно работал радиоинженером и конструктором на НИИДАР. Присем, когда просчитанные им установки не работали, его не вызывали, как других, а начальство сразу переводило стрелки на производство, утверждая, что у Карасева ошибок не бывает.
В компаниях я не раз видел, что если нудно было кому-то что либо объяснить или условиться о месте встречи, то моего отца просили помочь. Это я к тому, что его объяснение как правило были однозначными и исчерпывающими.
Так вот этот дед звонит мне с дачи в конце лета и состоялся примерно такой диалог. В сокращении.

  • Леш, давай быстренько, я завел двигатель и снизу течет бензин, двигатель глушу, течь перестает. Что делать?
    Машина у него старая ОДА и я никогда в нее не лазил, оставляя отцу впечатления от сервиса.
  • Пап, а конкретно откуда течет бензин?
  • Снизу, с трубочки.
    ПЯТЬ минут я пытался выяснить откуда течет бензин, пока не задал вопрос: - А куда тебе понадобилось срочно ехать?
  • Да мне не ехать, мне генератор запустить… А я разве не сказал, что генератор???

Потом выяснилось, что хлебопечка Панасоник в этот момент пекла хлеб, отключили електричество, а в инсрукции написано, что при перерыве менее 5 минут процесс не прервется и хлеб допечется.
На участках отключили свет, желая спасти хлеб отец схватил генератор, на нем залипла игла карбюратора и бензин тек через перелив. В цейтноте технически грамотный ДЕД, ранее умевший ЧЕТКО объяснять, не сказал ГЛАВНОГО.
Мне видится, что это работа мозга так отражается в свете износа или старения…

Palar

kolobok:

От куда такая информация? Поделитесь подробностями, пожалуйста.

Эх, колобок ! Покажи, да докажи, а самому историю посмотреть в лом, компутер на что, даже в библиотеку ходить не надо ? Это как раз конкретный пример наличия компутера и отсутствия предшествующего опыта. Примеры по срокам :
Самолет Ил-18 - самый массовый самолет первого поколения пассажирских самолетов с газотурбинными двигателями, воплотивший в себе все основные черты современного пассажирского самолета, спроектирован в 1954-1956 гг. Он был построен и совершил свой первый полет в 1957 г. После успешных государственных эксплуатационных испытаний самолет был запущен в серийное производство и с 1959 г. до настоящего времени, пережив все другие самолеты первого поколения, находится в эксплуатации и является самым экономичным самолетом. Сроки 1954 - 1959 = 5 лет.
www.airwar.ru/enc/craft/il18.html
В 1960-м ОКБ Ильюшина получило летно-технические требования от руководства “Аэрофлота” на дальнемагистральный пассажирский Ил-62.
На воздушном параде в Домодедово в июле 1967-го Ил-62, пилотируемый экипажем во главе с шеф - пилотом ОКБ В.Коккинаки, продемонстрировал все свои неоспоримые достоинства. Итого 7 лет.
www.airwar.ru/enc/craft/il62.html
Первые работы по самолету Ту-154 начались еще в 1963 году.
Новый магистральный самолет Ту-154 поступил во Внуково в конце 1970 года.
Всего за 7 лет.
www.airwar.ru/enc/craft/tu154.html
ИЛ-76, ИЛ-96 тоже можно посмотреть там же. Боевые машины, там ещё хуже сравнение по срокам с современностью.
Помню ещё в институте выписывал журнал “Зарубежное военное обозрение”. В нём рассказывалось о супер-пупер истребителях Ягуар, Ф-15,16, 18, Мираж, Еврофайтер , ЗРК Патриот, МБР Минитмен и т.д. И где сейчас это супер превосходство ? Доработанный индусами МИГ 21 в учебном бою сравним с Ф-16.

Всем известный Энергия-Буран, к которому весь наш выпуск МАИ 1980 руку приложил, даже жена на Энергии технологией основного бака занималась в части сплавов с памятью. Я в НИИ, оптимизацией параметров комплекса и стоимостью вывода полезной нагрузки. Всё считалось на перфокартах и простых калькуляторах. ((Первые карманные калькуляторы у студентов МАИ появились, где-то в 77-78 годах.)) Надеюсь нет сомнений, что Энергия-Буран была тогда для нас принципиально новейшей системой высшей степени сложности ? Срок начала программы 1976г. Старт 1988г. Итого 12 лет.

Теперь посмотрите сроки разработок Airbus A-400M, A-380, SSJ-100, Boeing 787. Это всё стандартные машины, без особой новизны в аэродинамике и т.д. Методика проектирования тоже отработана, компьютеры супер.

И ещё, когда американцам передавали материалы по Як 141, все очень переживали. Как же так , американцы воспользуются нашими разработками и опередят нас же. Я тогда подумал, это просто отлично, что американцы пошли по этому пути. Хуже было бы , если бы они пошевелили мозгами. И что в итоге? Потерянное время, деньги и бесполезный урод F-35, который никому не нужен. Наши грабли сработали на ура. Ни дальности ,ни боевой нагрузки, ни надёжности при всех американских технологиях. Американцы наверно думали, что в России все козлы и щи лаптем хлебают. Наш опыт с граблями не учли.

Вот как изобретут новый тип двигателя, вот тогда работ и закипит.

Всё уже изобретено и работа кипит. Вероятно в ближайшее будущем пассажирские самолёты снова станут винтовыми. Роллсы и Дженералы уже начали работы по новым газотурбинным установкам с малошумящими саблевидными винтами, которые я видел у нас ещё на первых МАКСах. При желании мы могли бы опередить их с моторами лет на 10, если бы не бардак в голове.

kolobok
Palar:

Теперь посмотрите сроки разработок Airbus A-400M, A-380, SSJ-100, Boeing 787.

Окончательная конфигурация самолёта была утверждена в начале 2001, и производство первых компонентов крыла A380 стартовало 23 января 2002 года. Первый полёт 27 апреля 2005 Итого уложились в 4 года. А производство первых компонентов началось через 1 год. Получается ЭВМ ускоряет процесс? ru.wikipedia.org/wiki/A-380

Palar:

Это всё стандартные машины

А-380 точно НЕ стандартный случай. По вашему, следующий виток прогресса - возврат к логарифмическим линейкам и перфокартам?

Palar:

Всем известный Энергия-Буран, к которому весь наш выпуск МАИ 1980 руку приложил

Только этим и можем похвастаться и полётом в автоматическом режиме. А америкосы очень бодро успели полетать, хотя и угробили два аппарата и кучу астронавтов.

Алекс_Ю
Palar:

Примеры по срокам :

В КБ Миля создавали новые аппараты от момента проектирования до выхода в эксплуатацию с периодичностью 3-4 года, а то и меньше.

Ми1- 1948; Ми4-1952; Ми6- 1957;Ми2- 1961;Ми 8-1961;Ми10-1965; Ми24-1969; Ми26- 1977; Ми17-1981…

kolobok:

и полётом в автоматическом режиме.

Непергибайте Сергей! Этим похвастаться ни может до сих пор никто!

kolobok
Алекс_Ю:

Непергибайте Сергей! Этим похвастаться ни может до сих пор никто!

То-есть запустить Буран в автоматическом режиме, это гораздо кучерявее чем в пилотируемом космонавтами?

Алекс_Ю:

В КБ Миля создавали новые аппараты от момента проектирования до выхода в эксплуатацию с периодичностью 3-4 года, а то и меньше.

Ми1- 1948; Ми4-1952; Ми6- 1957;Ми2- 1961;Ми 8-1961;Ми10-1965; Ми24-1969; Ми26- 1977; Ми17-1981…

А теперь сравните сколько мы похоронили лётчиков-испытателей и сколько американцы.

Питерский

Взял с сайта МАКа:

“…Председатель технической Комиссии по расследованию авиационного происшествия с самолетом Ту-204 RA-64047 авиакомпании «Red Wings» информирует, что в рамках работы Комиссии 13 февраля 2013 года выполнена утвержденная Росавиацией, ГосНИИ ГА и ЛИИ им. Громова Программа проведения натурного наземного моделирования работы системы блокировки и управления реверсом тяги двигателей ПС-90А на самолетах типа Ту-204-100В.
Работа выполнена на самолете Ту-204 RA-64050 с участием специалистов ГосНИИ ГА, ЛИИ им. Громова, ЖЛИиДБ, ОАО «Туполев», ОАО «ПМЗ», ОАО «Авиадвигатель» и авиакомпании «Red Wings».
Результаты работ оформляются заключением, которое будет использовано при анализе причин авиационного происшествия с самолетом Ту-204 RA-64047…”

Т.е. в переводе на бытовой язык - в ходе расследования МАКа проведен летный эксперимент по возможному моделированию ситуации. К счастью летный эксперимент не закончился происшествием, спасибо подготовленным летчикам-испытателям! И выводов пока тоже нет, поэтому периодически заходим на сайт Комитета…

kolobok
Palar:

Вероятно в ближайшее будущем пассажирские самолёты снова станут винтовыми.

…и мы снова будем летать со скоростью 400 км/ч