Куда смотреть при определении ориентации
В процессе тренировок возникла проблема. Даже на небольшом удалении я не понимаю, как наклонен вертолет в данный момент и соответственно не понимаю куда его надо корректировать. А т.к. между моментом наклона и началом движения происходит значительное время, когда я понимаю куда его наклонил и выравниваю, он уже пролетает некоторое расстояние. Корректирую, но опять не понимаю на сколько именно я его скорректировал. Жду, он начинает лететь в другую сторону ( или в эту-же ), повторяю процесс… В итоге вместо медленного пируэта получается пентаграмма какая-то. Причем проблема одинаковая что в симе, что в реале. Подскажите, на какой части верта акцентировать внимание чтоб понимать реальный наклон.
rcopen.com/forum/f19/topic374940 тут почитайте, верт побольше купите, в симе ориентации больше внимания
Да тут скорее именно вопрос куда смотреть. Например при вождении есть конкретные упраждения на определения дистанции, апекса в повороте итд. Потом привыкаешь и сразу знаешь, оттормозишься тут или нет. А тут я не знаю на что обращать внимание и по какой части вертолета отслеживать наклон. Особенно при положении (полу)боком к себе. Перед-зад еще можно понять по тому, где хвост относительно кабины.
Я на лыжи смотрю, когда верт боком ко мне
Даже на небольшом удалении я не понимаю, как наклонен вертолет в данный момент и соответственно не понимаю куда его надо корректировать.
Это нормально. Поэтому для начала висеть ближе к себе, при пролётах не разгоняться, контролировать дистанцию. Со временем всё получится.
Есть некоторые хитрые моменты.
Например, не нужно стараться долго висеть в одном положении пристально впялившись в вертолёт, мозг может взорваться. Лучше ритмически менять положение. Боком-хвостом-боком-мордой-боком.
В движении легче контролировать крен. Однако очень важно следить за скоростью.
При возникновении “затупа” не стесняться первым делом разворачиваться в хорошо знакомое положение.
Не стараться отточить каждую ориентацию “до совершенства” по очереди. Во-первых, это невозможно, во-вторых будет страх перед какими-то ориентациями. Лучше установить какой-то критерий, например, в каждой ориентации висеть по 5 секунд не выходя из квадрата 2х2 м. Добиться устойчивого выполнения для всех ориентаций. Потом просто ужесточать критерий.
Насчёт того, куда именно смотреть - тут трудно что-то сказать. Больше всего информации даёт диск ротора, но его часто плохо видно. Если привыкнуть смотреть на одну часть, то обязательно найдётся пололжение, в котором её не видно и это будет вызывать панику. Важнее учиться воспринимать вертолёт в целом. Это длительный процесс, пугаться не надо.
будет страх перед какими-то ориентациями
Вот это точно!!! Борюсь со страхом, когда “кабиной к себе”. Вот какая-то паника сразу! Быстрее разворачиваю в любое другое положение:) Борюсь с эти в СИМе, думаю привыкну:)
когда только начинаете в реале кабиной к себе поворачивать проще развернуться боком, почти спиной к нему, повернув голову и руки сразу понимают куда рулить
когда только начинаете в реале кабиной к себе поворачивать проще развернуться боком, почти спиной к нему, повернув голову и руки сразу понимают куда рулить
Вот я так и делаю:) Но хочется научиться не вертеться:) Вот боком-то я спокоен, а как кабина ко мне - так нервничаю и последствия понятны…Сразу перевожу в другое положение.
Ну, на самом деле у вертолета не так много мест, куда можно посмотреть - это нос, хвост и ротор. Гораздо важнее отслеживать последовательность поступательного движения, как частей, так и модели в целом. Нужно мысленно прочертить траекторию и уже относительно ее управлять.
А еще неплохо бы помнить, что ротор - это тоже крыло. Просто его можно перенаправить куда угодно, однако относительно заданного положения он будет вести себя по законам аэродинамики, как говорится “по самолетному”.
Добавлю. Самое главное, на мой взгляд - сохранять дистанцию, позволяющую четко и внятно понимать, в каком положении модель. Я пару раз ронял вертолет именно по этой причине - разогнал чуть больше, чем надо, пока оттормозился - он уже не то, что б далеко, но в развороте уже не ясно, в каком он положении. Дальше - ошибочные действия в результате ошибочного восприятия… Вертолет в земле… Это один момент. В дальнейшем у меня, по крайней мере, начало появляться чувство “прогноза” - т.е. что то вижу, а что то мозг “домысливает” на основе зрительных данных, предполагаемой дальнейшей траектории и ориентации и управляющих воздействий. Ну и момент третий - чем больше модель - тем лучше ее видно. Это одна из причин ухода меня в большие модели (600-ка, 700-ка). Самый бестолковый размер в этом плане, по моему ощущению - 500-ка, хотя на ней я сделал первый вылет и поимел первый опыт.
Я свою 30ку дальше 20-30метров не отпускаю и все по той же причине,всевозможные крены стараюсь определять по диску ОР, но только если модель находится на уровне глаз, или чуть ниже, а если выше, то ориентируюсь по всей модели в целом, не знаю, не могу я смотреть на одну точку и акцентировать свое внимание на одной детали(лыжи, капот,балка и тд.) ещё хуже только получается, поэтому смотрю на всю модель, как на одно целое!
При возникновении “затупа” не стесняться первым делом разворачиваться в хорошо знакомое положение.
Это ключевая фраза. При плохом освещении (особенно зимой) очень легко спутать ориентацию на 90 градусов по силуэту. А в тяжелом случае еще и с инвертом перепутать. Если верт далеко отлетел, чем дальше - тем проще спутать.
Самое надежное - никогда не “бросать” модель в полете. Т.е. сохранять в голове интуитивное понимание - как выполняется маневр. Хорошим помощником является рудер - не стесняйтесь крутить верт пируэтом, очень хорошо поддерживает понимание. Иногда полоборота достаточно, чтобы вспомнить. Имхо, затем профи и крутят хвостом непрерывно - не только заради форсу бандицкого. Нам их непрерывный пирофлип кажется шаманством, а это просто метод держать модель под контролем.
Если устали и/или забыли - что дальше делать в небе, подгоните верт ближе к себе, тогда и думайте.
Самое надежное - никогда не “бросать” модель в полете. Т.е. сохранять в голове интуитивное понимание - как выполняется маневр.
мне один раз удалось поймать потерю ориентации именно в динамике. Отрабатывал скоростной круг против ЧС. В секторе между 14:00 и 12:00 произошла плавная ( в течении секунды ) потеря ориентации, т.е. за время, пока пролетался этот сектор ощущение понимания того, как расположен вертолет полностью пропало, пришлось остановиться и выводить его.
Я понял, что ощущение понимания положения вертолета формируется в голове на рефлекторном уровне и пока, исходя из того, что я вижу, единственный способ сформировать это - это больше летать, ну и может быть в симе специально это поотрабатывать.
что касается пирофигур, которые я как раз сейчас изучаю, здесь фишка - в том, чтобы довести ориентирование, т.е. понимание того, в какую сторону дергать стик при каком положении вертолета до рефлекторного уровня, при этом не создать никаких паразитных реакций. Я очень много времени уделяю пирокругу, причем меняю направление вращения в разных секторах круга и выискиваю разные “неудобные” положения и сочетания. Конечный итог этого - рефлекс, позволяющий управлять вертолетом, совершающим пируэт так же спокойно, как и без пируэта. Все это дико геморройно и требует кучу времени, но в итоге управление вертом происходит вообще без помощи аналитических участков мозга - тупо на рефлексах.
Пришел к тому что все пиро полеты в том числе и весенние на месте - это чисто рефлекс зависящий от положения модели в ту долю секунды и его не поймешь !
Все это дико геморройно и требует кучу времени, но в итоге управление вертом происходит вообще без помощи аналитических участков мозга - тупо на рефлексах.
Это вообще единственный способ летать на верте…-)
Как и ездить за рулем. И кстати ходят ногами люди точно так же. И на велосипеде ездят…
Для себя подметил такое, стоит несколько секунд сосредоточить внимание на канопе- теряю ориентацию вертолета. Наверное надо видеть вертолет , как бы в целом, что-ли.
Купите самоклеющуюся цветную бумагу флуоресцентных цветов ( они очень ядовитые по оттенку ) и обклейте верхнюю половину канопы одним цветом, хвостовую балку другим, контрастным по отношению к канопе, и киль. Сразу читаемость вертолета возрастает в разы. Если раскраска понравится - потом можно снять бумагу и перекрасить канопу .