Объясните чайнику про автомат перекоса

BigBUG

Добрый день.

Волею судеб стал обладателем р/с вертолета Walkera 36. Все негативные отзывы здесь уже почитал, если бы покупал сам, купил бы что нибудь другое 😃 - но что есть, то есть; дареному коню и т.д.
Некоторый опыт пилотирования есть, с самолетами и соосниками.

Пока возможности где-то летать нету, учусь на симуляторе потихоньку и ползаю по полу на тренировочном шасси.

В процессе триммирования изучал устройство автомата перекоса. Впал в некоторое замешательство.

С шаг-газом разобрался быстро, там все понятно.
А вот с управлением креном/движением вперед/назад озадачился.

Имеем конструкцию Из основных лопастей НВ и серво?лопастей (не знаю правильный термин, в английской инструкции это называют элероны).
При нейтральном положении ручек все ок, тарелка (swash plate) находится в горизонтали.
Даем ход вперед, тарелка перекашивается в сторону хвоста. Серволопатка в задней полусфере получает положительный угол атаки. Но проблема в том, что этот ‘положительный’ угол сохраняется не от ‘9 до 3 часов’, как, вроде бы, должно быть, а с ‘6 до 12’, то есть в левой полусфере. Соответственно, если даешь ‘вперед’ - верт стремится кувырнутся через правое шасси, ‘назад’ - через левое.

Как это исправить, что-то не пойму? 😃
Заранее спасибо, надеюсь, что сумел объяснить проблему.

Только что осенился - может, китайцы перепутали провода к серво крена и cyclic (как это правильно называется)?

Yaroslav_Zvezdin

ИМХО все в поряде - серволопатки управляют шагом основных лопастей.

А вот на счет тарелки работающей в обратную сторону не слышал. Вроде как должно быть ручка вперед - тарелка вперед.

Victor

Смотриш с хвоста: Высота отсебя - ближняя к тебе часть тарелки вверх, высота на себя ближняя к тебе часть тарелки вниз. По элеронам тарелка налоняется в сторону ручки.( всегда смотриш с хвоста)

BigBUG
Victor:

Смотриш с хвоста: Высота отсебя - ближняя к тебе часть тарелки вверх, высота на себя ближняя к тебе часть тарелки вниз. По элеронам тарелка налоняется в сторону ручки.( всегда смотриш с хвоста)

Гм.
Я приаттачил фото.
Ручка управления в положении ‘вперед’. Как видно, отмеченная стрелкой тяга в таком положении задает серволопаткам максимальный положительный угол атаки в положении ‘9 часов’ (если смотреть с хвоста). А должна была бы, по логике, в положении ‘на 6’. Ну и видно, что в положении ‘3 часа’ серволопатка имеет отрицательный угол атаки. То есть, имеем опрокидывающий момент, действующий слева направо.

Что-то здесь не так…
😃

Yaroslav_Zvezdin:

ИМХО все в поряде - серволопатки управляют шагом основных лопастей.

Ээээ, каким образом?

Насколько я понял свою механику, на угол атаки основных лопастей влияет только шаг-газ, от положения лопасти в конусе вращения шаг не изменяется.

Yaroslav_Zvezdin

Циклический шаг лопастей управляется именно ими.

Попробуйте наклонить сервоось туда, куда ее наклоняют лопатки и увидите как изменится цикл. шаг лопастей.

Тарелка у вас должна ходить как уже описал Виктор. Пользуйтесь реверсами каналов.

BigBUG
Yaroslav_Zvezdin:

Циклический шаг лопастей управляется именно ими.

Попробуйте наклонить сервоось туда, куда ее наклоняют лопатки и увидите как изменится цикл. шаг лопастей.

Тарелка у вас должна ходить как уже описал Виктор. Пользуйтесь реверсами каналов.

Наверное, я тормоз.

Все же непонятно, как при отданной полностью на отрицательный тангаж ручке ('полный вперед)'я получаю ‘положительный экстремум’ угла атаки серволопасти слева, и отрицательный справа (что можно видеть на картинке).

Насколько я понимал, как летает вертолет - при таком положении ручки ВСЕ лопасти должны вставать на максимальный шаг в точке ‘6 часов’ (над хвостовой балкой) и на минимальный - в точке 0/12 часов. Вертолет должен опустить нос и начать двигатся всперед за счет разности подъемных сил сзади и спереди. А тут - эти точки слева и справа.

Погодите, кажется доходит 😃

А подъемной силой от собственно серволопаток пренебрегают, что-ли ?

Yaroslav_Zvezdin

Вероятно да.

Вообсче работа этого механизма - тайна.

Я не доконца понял вот что: наклоняем тарелку вперед - сервоось стремится наклонится влево (смотрим с хвоста ротор вращается вправо)… и когда она наклоняется шаг лопасти над хвостовой балкой становится меньше шага лопасти находящейся над фонарем!!! Верт должен лететь назад!!! Но стоит раскрутить ротор хотя бы пальцем и все начинает правильно работать!!! Для себя я это объяснил некой инертностью головы, но это вряд ли относится к действительности.

undead

Вообще то Ярослав практически угадал - читаем теорию:
www.rcdesign.ru/articles/heli/heli_theory#eztoc529…
Сервоось выставляет необходимый угол атаки за 90° от его реального действия. Соответствие положения чашки можно понять гораздо проще - плоскость чашки автомата перекоса перпендикулярна плоскости тяги от ротора - если поставить ладонь паралельно положению чашки и вести ее вверх перпендикулярно вектору, проходящему через центр ладони - туда и будет лететь вертолет.
В вашем случае что на фото и описаном положении ручки - необходимо реверсировать сигнал на передатчике на тангаж

BigBUG
undead:

Вообще то Ярослав практически угадал - читаем теорию:
www.rcdesign.ru/articles/heli/heli_theory#eztoc529…
Сервоось выставляет необходимый угол атаки за 90° от его реального действия. Соответствие положения чашки можно понять гораздо проще - плоскость чашки автомата перекоса перпендикулярна плоскости тяги от ротора - если поставить ладонь паралельно положению чашки и вести ее вверх перпендикулярно вектору, проходящему через центр ладони - туда и будет лететь вертолет.
В вашем случае что на фото и описаном положении ручки - необходимо реверсировать сигнал на передатчике на тангаж

С теорией разобрался, вроде все понял.

Однако практика ее весьма болезненно опровергла.
Вчера в ходе очередного ‘ползания’ по полу случайно резко дал ‘полный вперед’, вертолет подскочил и перевернулся через левый бок (это при тренировочном шасси!!! ). Минус лопасти и узлы крепления лопастей (еще легко отделался 😦 ).

Что-то все равно работает не так, иначе откуда такой эффект…

Может быть так, что подъемная сила серволопастей оказалась больше или сравнима с подъемной силой основных лопастей НВ?
Чем еще такое объяснить, я не понимаю…

undead
  1. Вообще-то у серволопаток нет подъемной силы - они должны быть выстроены параллельно земле.
  2. Может ротор не в ту сторону крутится 😃 ? Тот вариант что я описывал для вращения ротора по часовой стрелке. В противном случае там вроде все наоборот (хотя могу ошибаться)…
Yaroslav_Zvezdin
BigBUG:

С теорией разобрался, вроде все понял.

Однако практика ее весьма болезненно опровергла.
Вчера в ходе очередного ‘ползания’ по полу случайно резко дал ‘полный вперед’, вертолет подскочил и перевернулся через левый бок (это при тренировочном шасси!!! ). Минус лопасти и узлы крепления лопастей (еще легко отделался 😦 ).

Что-то все равно работает не так, иначе откуда такой эффект…

Может быть так, что подъемная сила серволопастей оказалась больше или сравнима с подъемной силой основных лопастей НВ?
Чем еще такое объяснить, я не понимаю…

Возможно вихрь какой-нибуть: у земли их много (от самого верта). Может еще что нить - повреждения, помеха - проверьте все получше. Может просто верт сверхнестабильный 😃 . Если верить вашим описаниям то ротор работает правильно.

ПС: 2 undead: на фото видно, что ротор крутится вправо. (видна одна серволопатка)

BigBUG

Был в магазине на Петроградке.
Спасибо консультанту Максиму - все починил, настроил.
В его руках все летало замечательно 😃

Пробую подвисать в зале.
Нормально ли, что в момент отрыва возникает сильный снос влево (НВ вращается по часовой)?

Warwar
BigBUG:

Нормально ли, что в момент отрыва возникает сильный снос влево (НВ вращается по часовой)?

нормально, тут много где про это писали… примерный смысл в том, что хвостовой винт компенсирует вращение верта вокруг оси ротора, при этом он сам создает тягу в направлении вправо от верта (если с хвоста смотреть)… соответс-но верт несет влево… триммировать это ни в коем случае нельзя, ибо при небольшом подъеме над полом верт резко завалится вправо…
т.е. компенсируете снос ручкой, после отрыва от поверхности вы увидите, что его валит вправо, соответственно ручку в нейтраль или, скорее, чуть влево, потом в нейтраль ) в иделе именно так должно работать… в реале - не получается ручку в нейтраль поставить %) ибо его ПОСТОЯННО куда-то несет…
хотя нет… не совсем так… ибо если верт поднять, то снос пропадает… т.е. это скорее связано с какими-то околоземными завихрениями от ротора… иначе этот эффект не уменьшался бы с набором высоты…