Blade mSR X - новая комнатная блоха

c3c

Такой вопрос. К вертолетам Blade аппаратура Futaba забиндится? Не исключено, что у меня такая появится через время (хочу квадрик собрать для аэрофотосъемки). То, что Spectrum подходит, я знаю, но не хочется специально для “малышей” его покупать. Хотелось бы точнее настроить расходы. А то на стоковом пульте MCX2 с половинным расход тормозит, а с полным пока не справляюсь. Вообще-то MCX2 - полный восторг, очень мне нравится. Уже многому научился, но тут сломался флайбар, жду запчастей.

Упс… Показалось, что отвечаю в теме про MCX2, а тут про MSRX. Ну, уж не буду переносить. Судьба же моего MSRX печальна. Логику управления им понять не успел. И что-то мне кажется, что это не для меня. Носится он как угорелый. Носился, точнее, поскольку потерялся 😦 Упал в траву высокую метрах в 20 от меня. Два дня искал - не нашел. Через время должен еще один прийти, заказанный по недоразумению. Вот не знаю, сразу продать или еще раз попробовать облетать… Но с таким малюсеньким летать там, где травка, теперь стремно.

DaGGeR
c3c:

И что-то мне кажется, что это не для меня.

Это просто от недостатка опыта и моторики в руках. Вы пока каждое движение думаете головой, а не руками. А должны “думать” руки! Причем сами. Мотрика придет со временем. Поверьте, вертолеты с коллективным шагом - еще более “угорелые”. На порядок! И то, что на полных расходах Вы не справляетесь - тоже говорит о недостаточной моторике рук. Больше полетов! Вся разница msrx от mcx-2 в том, что на сооснике: нажали вперед - он летит вперед. Отпустили стик - он завис. Все просто.

В MSRX же управление уже ближе к взрослым: чуть-чуть двинули стик вперед - вертолет набирает ход. Отпустили стик - вертолет летит вперед с заданным углом. И так будет лететь “до посинения”, пока Вы не сделаете компенсирующее движение стиком назад, достаточное для его остановки. Движения стиков тут не должны быть до упора, как у соосников. Движения должны быть почти миллиметровые!
Зато, когда освоите - вознаграждением для Вас, будут более скоростные полеты с закладкой под хорошим углом, которые недоступны соосникам!
Совет: поначалу, не пытайтесь на MSRX поворачивать плавно налево. Только направо по курсу. Для поворота налево - требуется б о льшее умение в пилотировании, чем направо. Для начала уверенно научитесь держать его в “мнимом” круге диаметром 1 метр. Потом вперед-назад. Потом боками. И только потом повороты и кабиной к себе.

MSRX на порядок сложнее, но и интереснее MCX-2. Но не научившись на нем - не получится двигаться дальше.

PS (это уже чисто мое мнение) - Ни одна летающая коробка в виде квадрика не заменит красоту и грациозность полета вертолета. Это лично мое мнение и можно с ним не соглашаться.

Vertu

На самом деле, mSRx очень далек по управлению даже от братца Nano CPx, хотя размером они почти одинаковы. Тем более от вертов покрупнее. И дело не в коллективном шаге, дело в алгоритме фбл. На mSRx фбл не фиксирует крен тарелки, т.е. не сохраняет крен тарелки после возврата стика в середину. Она действует примерно как флайбар на mSR или 120SR. Стик наклонили - тарелка наклонилась, стик вернули в центр - и тарелка туда же вернулась. Отсюда и управление ближе к соосникам, чем к “настоящим”.

Как mSRx возвращается в горизонт - я не понимаю. Никаких акселерометров, как на скокуме 720 и т.п. там конечно нет, чисто гироскопы в 3 осях. Т.е. он не знает, где горизонт. Однако при отпускании стика выравнивается. И от соосников отличается только тем, что не повисает четко в точке, а потихоньку отплывает, сохраняя горизонт ротора. Аналогично работает например KDS Flymentor - там тоже нет акселерометров, однако стабилизирует верт он похожим образом. Имхо, это просто алгоритм - фбл ловит смещение верта вбок и противодействует ему, слегка отклоняя ротор в противоположную сторону. Делает она это ненавязчиво и очень быстро, и только в том случае, когда правый стик в центре. А когда стик отклонен, она ведет себя как обычная фбл. Примерно так…

Слухи о неуловимости mSRx сильно преувеличены. И чтобы на нем летать, достаточно пары недель налета на сооснике. Главное условие - не пытаться оседлать его в тесной комнате, делать это на просторе, чтобы ему было куда отплывать.

Насчет квадрика - согласен с предыдущим оратором. Скучная это штука, чисто функциональная - под съемки и т.п. А летает оно никак…

Sel_82:

Минус держалки от ракона, то, что есть зазор между хабом и держалкой, из-за чего держалка перемещается относительно хаба примерно на 0,5 мм, что тоже сказывается на устойчивости полета. Для устранения люфта нужен этот комплект.

Сергей, это не его минус, а ваше нежелание почитать бумажку, которую Ракон дает вместе с держалкой. Там черным по синему написано: не устанавливайте дополнительные шимы из стокового комплекта межлопастного вала. Т.е. от стока нужно только резинки демпферов оставить в хаб. А продольный люфт является необходимым условием, чтобы эта мелочь летала. И он кстати без шимов даже меньше, чем в стоковой голове с шимами.

c3c
DaGGeR:

И то, что на полных расходах Вы не справляетесь - тоже говорит о недостаточной моторике рук.

Да, все так. Автоматизм постепенно приходит. Но меня в принципе не интересуют какие бы то ни было акробатические штучки. Это как с автомобилями. Автомобили с детства интересуют, водительский стаж 40+ лет. Но вот автоспорт не интересует нисколько. Люблю просто спокойно ехать, поглощать пространство… Такое же отношение и к вертолетам. Сейчас летаю по комнате для релакса. Посидел, позанимался, поработал головой, потом полетал, поработал пальцами, полюбовался полетом… Как-то так.

DaGGeR:

Вся разница msrx от mcx-2 в том, что на сооснике: нажали вперед - он летит вперед. Отпустили стик - он завис

Да, я уже понял. Только не понял почему так и зачем. Это особенность бесфлайбарной схемы? Мой MJX F45 класcической схемы с флайбаром по управлению такой же, как соосник MCX2, то есть отпустил правый стик - висит (должен висеть). Такое управление представляется гораздо более естественным: положение правого стика задает положение шайбы автомата перекоса. А вариант как у mSRX - это, возможно, интересно со спортивной точки зрения, но спортивный момент меня не привлекает.

DaGGeR:

Ни одна летающая коробка в виде квадрика не заменит красоту и грациозность полета вертолета.

Согласен. Эстетически квадрокоптер, в особенности самодельный с торчащими проводами несопоставим с вертолетом, который летает как настоящий. Но! Во-первых, меня интересует прикладная задача: фотосъемка с воздуха. Познакомившись с вертолетами, понял, что это задача не для них. Хотя есть примеры, когда люди снимали отличные кадры с вертолета, но потом на коптер все равно перешли (проект airpano имею в виду). Во-вторых, меня привлекает вариант, когда аппарат сам может выдерживать высоту и позицию (оснащен барометром, GPS, компасом, мозгами) - такой и планирую собрать. И управление им - это не единоборство со стремящимся куда-то улететь злодеем, а именно управление, решающее прикладную задачу: выйти в точку, повернуться в нужную сторону, вернуться домой.

Vertu:

Слухи о неуловимости mSRx сильно преувеличены. И чтобы на нем летать, достаточно пары недель налета на сооснике. Главное условие - не пытаться оседлать его в тесной комнате, делать это на просторе, чтобы ему было куда отплывать.

Если это ко мне, то я согласен. Навык у меня пока никакой. С соосником уже неплохо управляюсь, хотя он, бедняга, сейчас запчасть ждет. А полетов на mSRX было всего чуть… а потом он потерялся 😦

Это были записки неудачника. 😃 😃 😃

c3c

Да, еще повторю вопрос. Аппаратура Futaba законнектится с вертолетами Blade? Или нет?

Vertu

Нет, Futaba - это отдельная епархия. Блейды дружат только со спектрумом или своими штатными пультами. По слухам еще валкеровские Devo иногда можно прицепить.

Что касается квадрика под съемки, у него иная задача. Хотя навыки управления вертом пригодятся и на квадрике. Никакая стабилизация не заменит умения рулить.

DaGGeR
Vertu:

Что касается квадрика под съемки, у него иная задача. Хотя навыки управления вертом пригодятся и на квадрике. Никакая стабилизация не заменит умения рулить.

воистину!. Сказал как нельзя правильно Игорь.

Sel_82
Vertu:

это не его минус, а ваше нежелание почитать бумажку

Бумажку видел и, пока вертолет новый, она работает. Но стоит вертолету хорошенько попадать, как данный люфт приводит к неустойчивому полету. И надо менять либо демпферы с хабом, либо ставить проставки. До установки проставок вертолет в воздухе выписывал эллипс по длинному радиусу около 10 см, после установки, он весит как прибитый. Правда надо немного доработать хаб, чтобы было меньше нагрузки на сервы

Vertu

Сергей, вам показалось.
Никаких “унитазов” и элипсов mSRx писать не может по законам физики. Если у него сбилась настройка фбл, его просто беспорядочно уносит в сторону. И лечится это перезагрузкой питания верта. Висеть “как прибитый” он не будет, хоть позолотите, это не mSR, будет отплывать. Повышенные люфты в голове заставляют его дергаться и дрожать в полете, но на самом полете практически не сказываются.

Мой mSRx летает с января 2012г. Последние месяца 4 правда почти не летал, не до него было. Но так изрядно налетал уже. Все это время он летал с хабом и держалкой от микрощели от моего старого месера. Поскольку бился он за это время несчетно, держалку я сменил позавчера, она вся гнутая уже. Но межлопастной там как новый. Это очень прочный стерженек относительно размера верта. Резинки из старого хаба переставил в новый. Латунные шимы я не использовал изначально. Это я к тому, что никакого влияния на полет эти замены не оказали - как летал с кривой держалкой, так и летает с новой от ракона. Не говоря уж про продольные люфты.

На СР вертах всякие гнутые тяги и линки приводят к уползанию нуля шагов. Отсюда верт не летит или мотор не тянет. А на mSRx ротор очень просто устроен. И даже с гнутыми лопастями он летает без проблем, фбл все компенсирует.

Робби
c3c:

Упал в траву высокую метрах в 20 от меня. Два дня искал - не нашел.

По сервам искать нужно, двигать стиком джойстика, слушать кузнечиков))) нашли бы!

DaGGeR:

А должны “думать” руки!

спиной мозг думает обычно. (тут можно не спортить)

DaGGeR:

Для поворота налево - требуется большее умение в пилотировании, чем направо.

за это отвечает правое полушарие мозга)) тоесть У вас оно развито лучше чем левое! Мне намного легче налево поворачивать и направо я долго мучаюсь с поворотами.

Правое полушарие является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, а также сочинять учить стихи и прозу. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству (музыка, рисование и др.). Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

c3c:

И управление им - это не единоборство со стремящимся куда-то улететь злодеем, а именно управление, решающее прикладную задачу: выйти в точку, повернуться в нужную сторону, вернуться домой.

А мне на вертолетах в сто тычсяч раз просще летать чем на квадриках)))))))))) причем любых вертолетов. про квадрик, это как раз с “мозгами”, авто пилотом. На вертолете я как рыба в воде!!! кайф!!! и съмки с него КаЙФ, я пока не говорю про FPV.
А вот виде падения моего квадрика,“умного”, который сам домой возвращается и автомотическая посадка ему не по наслышке.

www.youtube.com/watch?v=SssRG7J42Yg

Sel_82
Vertu:

Никаких “унитазов” и элипсов mSRx писать не может по законам физики.

Где-то я уже слышал Ваши утверждения про отсутствие унитазов на фбл. И Вы основываетесь на своем опыте, а я пишу свой. Сейчас лениво перебирать вертолет и удалять шайбы, чтобы продемонстрировать как вертолет описывает эллипс, но он это делает. Дрож была, убралась, но не проставками, а нормальными лопастями (не коцанными) и чисткой серв. После переборки вертолета остался эллипс, который убрался просатвками и теперь вертолет сносит не более положенного.

Vertu

Это не мои утверждения, а объективные законы геометрии и физики. “Унитаз” или некий элипс - это фигура, недоступная вертолету без флайбара. Потому что предполагает наличие некоего центра, относительно которого оно унитазит. У mSR или соосника такой центр - флайбар. И паразитные моменты в роторе заставляют его по кругу ходить вокруг центра. А у верта с фбл (даже не вполне “нормальной”, как mSRx) нет такого центра. Его фбл не препятствует боковому смещению, она только удерживает плоскость, близкую к горизонту. По этой плоскости mSRx может плавать любым произвольным образом. И куда он отъезжает, зависит от чего угодно, включая открытую форточку и тепло от настольной лампы. Мне кажется абсурдным вешать mSRx и научно наблюдать траекторию отплывания, нет ли там случайно кольцевых фрагментов. Может и есть. Но я на mSRx просто летаю, достаточно динамично, некогда научно наблюдать…

Могу еще добавить, что принципиально не использую штатные лопасти, которые являются главной ошибкой производителя. Кривизна их недостаточна, тяга низкая, обороты завышены, динамика верта дрянь, моторы живут мало, ужор акков запредельный. Единственный плюс - они делают верт очень стабильным в плоскости, почти как nCPx. А нештатные лопасти делают mSRx похожим на mSR в своих лучших проявлениях - стремительным воробьем. Который летает на любых акках по 4-5мин и висит на трети стика газа. За это приходится платить всякими встряхиваниями в поворотах и прочими воробьиными фичами. Что впрочем не особо мешает.

DaGGeR
Робби:

за это отвечает правое полушарие мозга)) тоесть У вас оно развито лучше чем левое! Мне намного легче налево поворачивать и направо я долго мучаюсь с поворотами.

Ром, да причем тут полушарии? Ну хватит уже. Я говорил, про особенность именно MSRX и его “особой” FBL.
Повороты на этом (ИМЕННО НА ЭТОМ) вертолете очень разнятся. Если при медленном правом повороте правый стик надо чуть назад и направо, как и на всех вертолетах. То вот при МЕДЛЕННОМ повороте налево - правый стик тоже нужно наклонять вправо (а не влево, как на всех вертах)! что довольно противоестественно. При быстрых поворотах налево - такого эффекта нет. А при плавном - есть. Это особенность данного верта и нужно просто к этому привыкнуть. Полушария тут непричем. На всех вертолетах CP мне все равно в какую сторону поворачивать.

c3c:

Да, я уже понял. Только не понял почему так и зачем. Это особенность бесфлайбарной схемы? Мой MJX F45 класcической схемы с флайбаром по управлению такой же, как соосник MCX2, то есть отпустил правый стик - висит (должен висеть).

Сергей, все дело в “стабилизирующем” флайбаре под 45 градусов. Именно он выравнивает вертолет. MSR - тоже имеет такой флайбар и сам выравнивается. Но имеет и недостаток: УНИТАЗ.
MSRX - по управлению, призван научить Вас начальной моторике для управления более взрослыми вертолетами (CP). И потому ведет себя так, как ведут себя взрослые вертолеты. Из-за этого он не ограничен максимальным углом, на который может отклониться ось флайбара, при превышении которого у вертолета начинается неуправляемый полет и сваливание. На MSRX можно тангажировать под о-о-очень крутым углом и делать воронки с огромным наклоном, что недоступно вертам с 45 градусными флайбарами. По этой причине он уже не так смертельно боится ветра. Его можно наклонить против ветра и он будет с ним бороться.

После выработки моторики, соосники и FP верты с палкой под 45 градусов станут Вам не интересными.

8 days later
c3c

Похоже, моя эпопея с mSR X заканчивается. Первый попавший ко мне вертолет, как уже писал, почти сразу потерялся. Но был второй, заказанный по ошибке. И все думал, что с ним делать, когда придет. Распаковать и учиться летать или сразу продать/отдать. Но он, похоже, не придет 😦 Нарвался, видимо, на жулика на ebay. И им оказался наш соотечественник из Канады. Сделка с самого начала выглядела странной: выиграл аукцион по новому mSR X RTF за $39.99 - подозрительно мало. Разборка на ebay еще не завершилась, но более менее понятно, чем это закончится. Не факт, что деньги удастся вернуть: товарищ с ebay и Pay Pal, похоже, слился.

Летаю с удовольствием на MCX2. Может, еще куплю Wltoys 911.

c3c

Эпопея все-таки продолжается. Посылка, по поводу которой я сегодня должен был накатать телегу в центр разрешения конфликтов Pay Pal, пришла. При том, что продавец на открытие диспута не ответил. У него реально трудности - в отзывах уйма сообщений о недоставке товаров. В том числе iPad’ов по $600+. Сам он с ebay явно слился.

mSR X пока решил таки себе оставить. В том числе из-за второго пульта: куплю MCX2 BNF внуку - пульт уже есть. До mSRX, может, доберусь, хоть характер его мне категорически не нравится. А вот Wltoys 911 уже едет. Теперь у меня почти все линейка вертолетов по классам:

  1. 3-канальный соосник Syma. В ремонте. Очень качественно сделан и очень прочный, вот только межлопастная ось (цапфы) хилая - она и сломалась. Летает прикольно, хоть и глупо. Из-за большого веса плохо удерживается по вертикали.
  2. 4-канальный соосник MCX2. Замечательный, но проблемы по ресурсу.
  3. 4-канальная микро-классика FP. Wltoys 911. Будет. Рассчитываю на улице полетать.
  4. Большой FP MJX 45. Думаю, что после тренировок на MCX с ним все будет неплохо.
  5. FP flybarless mSRX.

На CP даже не смотрю.

c3c

Зарядил аккум. Попробовал. Даже удивительно: удавалось в комнате продержаться в воздухе секунд по 10-15. Но дальше, пожалуй, дома упражняться не буду: птичку жалко. 😃 Такой краткий полет неизбежно заканчивается жесткой встречей с обстановкой 😦 Причем скорость у птички в момент встречи бывает неминимальная.

Первые впечатления. Взлетает строго влево. Управлять у меня получается (если получается) короткими толчками правого стика. Такая техника и применяется? Хорошая отзывчивость и малая реактивность позволяют неплохо держать высоту. Иногда успевал корректировать или даже триммировать по курсу. Но правый стик… никак. Все на половинных расходах.

c3c

Не выдержал. Несмотря на жалость к птичке полетал еще. 😃 Получается в комнате висеть не меньше минуты. Но зверек более чем странный. Как уже писал, взлетал строго влево. Хорошо, что слева у меня занавеска тюлевая с дырочками - ловит его как в сеть, безболезненно. Выкрутил наконечник тяги крена оборота на два - взлетает ровно, висит, можно неплохо удерживать. Висит с наклоном вправо. Перезарядил аккумулятор, снова при взлете влево, причем очень быстро: раз и в занавеске. Еще выкрутил - опять ровно. Странно это. При небольших коррекциях по курсу начинает уносить в сторону. Если успеет набрать скорость - все, идет вразнос, поймать уже не могу. В общем, впечатление пока такое. Этим спортом заниматься, конечно, можно: наловчиться управлять мухой со странным характером. Но получается чистый спорт (не люблю чистый спорт), к полету настоящего вертолета имеющий, как кажется, очень косвенное отношение.

Может, не понимаю чего…

P.S. Малочувствителен к небольшим контактам с обстановкой, соосник в этом случае сразу сваливается.

DaGGeR

Тяги должны быть отрегулированы так, чтобы тарелка при 0 газа была горизонтальна.
Тащит влево при взлете - все классические вертолеты. это нормально. Со временем Вы научитесь правым стиком давать такую компенсацию, что верт у Вас взлетит идеально вертикально (у меня даже 12-ти летняя дочь выполняет образцовый, строго вертикальный взлет на нем). Пока же - взлетайте подрывисто (резко), как только верт оторвется от пола полностью - его уже не будет тянуть в левую сторону.
Висит с наклоном вправо - тоже правильно. Все вертолеты классической схемы с вращением ОР по часовой стрелке висят с наклоном вправо. (это компенсация хвостового ротора, который у Вас вправо и “дует”.
То, что тычками правый стик толкаете - для начала тоже верно. Потом, когда моторика станет лучше - пальцы будут сами перемещать стики ровно настолько, насколько нужно. Вы даже думать об этом перестанете.

c3c:

Но получается чистый спорт (не люблю чистый спорт), к полету настоящего вертолета имеющий, как кажется, очень косвенное отношение.

А вы сначала попробуйте полетать на настоящем. Я вот пробовал на робинсоне 44. Поверьте, это намного сложнее, чем управлять CP радиовертолетом.
А руддер там - “ножной”. Попробуйте повисеть сам на нем. Я несколько раз пробовал удержать на месте, но через 10-15 секунд я заваливал верт (больше допустимого) и инструктор вмешивался и выравнивал его и потом все снова. А еще у него не хилая инерция, которую тоже надо учитывать.

c3c
DaGGeR:

Тяги должны быть отрегулированы так, чтобы тарелка при 0 газа была горизонтальна.

Я уже к этому примерно и пришел. Поскольку на самом деле от регулировки тяги этот увод влево, похоже, вообще не зависит. Вернул наконечник тяги в примерно старое положение. Сейчас еще получше посмотрю и выставлю в горизонт. Но удивляет, что иногда тянет, а иногда - нет. Взлетаю довольно плавным, но энергичным добавлением газа. И бывает, что взлетает строго вверх без всяких корректировок. А потом без крашей, без перенастроек - бамц и в занавеску, влево то есть. Корректировать правым стиком на взлете уже практически научился.

DaGGeR:

А вы сначала попробуйте полетать на настоящем. Я вот пробовал на робинсоне 44.

Это круто! Я даже и пытаться найти такую возможность не буду. Но вопрос о том, как управляется настоящий, часто возникает. Когда смотришь видео про полет настоящего, кажется, что много проще и что он существенно стабильней. Если это не так, то даже страшно. Про руддер ножной в курсе. Даже как-то спрашивал тут, нет ли игрушечных мест пилота с педалями. Для автотренажеров компьютерных есть: руль и педали в комплекте. К тому же в настоящем же FPV…

Недавно как раз смотрел ролик про реальный прототип блейдовской игрушки Red Bull. Там такой дед пилотировал реальный вертолет. Какие-то фигуры пилотажа закладывал, какие - я не очень понял по съемкам их кабины. А потом приземление было такое точное и мягкое… Игрушечный приземлить точно довольно трудно, он как попадает на воздушную подушку, так и начинает по ней съезжать.

Робби
c3c:

Игрушечный приземлить точно довольно трудно, он как попадает на воздушную подушку, так и начинает по ней съезжать.

Очень точно призимлить можно - просто нужны другие вертолетики игрушечные. Например 450 тка или 550 тка.
А вот тримировать FBL не нужно. Просто больше летайте, скоро начнет получаться.

DaGGeR
c3c:

Игрушечный приземлить точно довольно трудно, он как попадает на воздушную подушку, так и начинает по ней съезжать.

Сергей, у настоящего подушка еще четче! Инструктор показывал и демонстрировал ее. Как раз висение мы отрабатывали именно на подушке и на частично уже опорожненных топливных баках (в конце часового полета). Потом инструктор показывал, насколько значительно нужно придавливать шаг, чтобы заставить вертолет сесть на землю. Сопротивление подушки очень хорошо ощущается. Он прям отпрыгивает от нее. Но посадить конечно большой вертолет можно намного четче и точнее, чем маленький.
Сам вертолет при висении управляется с упреждением, также как RC вертолет CP. И самое главное - не раскачать. Я 2 раза “завалил”. Инструктор вмешивался.