Кто знает?Самолет Можайского.

ADF

Слегка резюмируя: граница между веками знаменовалась множеством прорывных технических разработок, которые, однако, внедрялись в основном по отдельности.
Один делал эффективные двигателя, второй - не шарил в двигателях, зато имел разумение в небывалых летательных аппаратах.

Алекс_Ю
pakhomov4:

обтянутыми холстом (а не шёлком на лаке)

Из сметы на постройку самолета Можайского

«Смета на постройку воздухоплавательного аппарата при следующих его главных размерениях: длина лодки 20 1/2 аршин, длина каждого крыла 15 аршин, ширина крыла 20 аршин, машины в 30 индикаторных сил.

  1. Угловой стали разной толщины и ширины для устройства лодки, крыльев, хвоста, винтов, мачт и тележки с запасом на переделки 25 пудов, ценою с доставкой из-за границы в Петербург по 6 руб. 50 коп. за пуд 162.50
  2. Плата за работу по обделке стали: за просверление, опиловку и полировку ее и выделке из нее вышеупомянутых частей аппарата по 25 руб. с пуда 625. —
  3. За две стальные оси и 4 колеса к тележке 125.
  4. 4 спиральных рессоры и устройство их 80. —
  5. Шелковой материи, плотного фаю, для крыльев, хвоста и верхней части лодки *, на покрытие площади в 820 квадратных аршин, при ширине фая в 14 вершков требуется купить 922 1/2 аршина, а с добавкою полос на швы, на зашивку шкаторин у полотна крыльев, на нашивку особых полос в местах прикрепления материи к стали требуется еще 45 квадратных аршин, а при ширине фая в 14 вершков 50 1/2 аршин, что составит всего фая 973 аршина ценою за аршин по 3 руб. 15 коп. 3064.95 …

* Фай-франц. плотная ткань повышенной эластичности, с мелкими поперечными рубчиками, образуемыми за счет разницы в толщине нитей.

Из воспоминаний С.И.Бирюкова - Для обтяжки своего аппарата Можайский получил "…из Лиона во Франции шелковую прорезиненную материю, употреблявшуюся тогда для аэростатов".

V_Alex

Поддам еще пару 😃
Нашел пару-тройку упоминаний о применении в авиации паровых турбин с ядерным “наддувом”:
www.from-ua.com.ua/technology/b960de26a884d.html
Трудно разобраться, где тут реальность, а где вымысел, но похоже, что именно в этих разработках черпал вдохновение Казанцев, когда писал свой “Пылающий остров”.

В принципе, логично, имея на борту ядерный реактор, гонять рабочее тело по замкнутому циклу, как на той-же АПЛ.

Алекс_Ю
V_Alex:

Поддам еще пару

Еще.

Федеральное космическое агентство “Роскосмос” объявило конкурс на разработку ядерной энергодвигательной установки (ЯЭРДУ) большой мощности для космических аппаратов, ориентированных на дальние перелеты.
Подробнее: www.kommersant.ru/doc/1652498

Хотя, это уже было, еще совсем недавно…
Атомный двигатель для космических ракет - казалось бы, далекая мечта писателей-фантастов - был, оказывается, не только разработан в сверхсекретных конструкторских бюро, но и изготовлен, а затем испытан на полигонах. “Это была нетривиальная работа”, - говорит генеральный конструктор Воронежского федерального государственного предприятия “КБ химавтоматики” Владимир Рачук. В его устах “нетривиальная работа” означает очень высокую оценку сделанного. www.cosmoworld.ru/…/index.shtml?yard.html

Ядерный реактор на ТУ -95 ЛАЛ

Кто то стучиться?😃
Можайский наверное. Видать. не туда загнули?😃

Ярослав_Питер

Ядерные ракетные двигатели испытывали и в СССР, и в США, еще до запрета на ядерные испытания в атмосфере (то есть - весьма давно!). Штаты - проект NERVA, у нас - не помню, Википедия знает 😃. А расчетные методики для воздушно-реактивных и турбовинтовых ядерных двигателей есть, вы будете смеяться, в классическом учебнике Стечкина, Казанджяна и др. “Теория реактивных двигателей”, во всяком случае, в издании 1956 года точно есть. Так что много всего было попробовано… где-то даже отработано… и забыто - либо оказалось неудачным, либо чересчур дорогим, либо опасным. Кстати, вопрос, летали ли на ядерной тяге самолеты или нет, остается открытым. Наши источники утверждают, что таки нет - что американцы на NB-36, что наши на Ту-95 ЛАЛ только катали реактор в фюзеляже, изучая, как он будет работать в полете. Но американцы напускают туману и намекают, что вроде как Советы все же пробовали ядерный полет 😃

ADF
Алекс_Ю:

Атомный двигатель для космических ракет - казалось бы, далекая мечта писателей-фантастов - был, оказывается, не только разра…

Прошу не путать атмосферный реактивный двигатель - с космическим!

Космический атомный двигатель - это ионный двигатель, где запчасти водорода или гелия с жуткой силой ускоряются под давлением авторитета 😃 атомного источника энергии, который питает ускоритель этих заряженных частиц. Малый запас рабочего тела, который удается взять с собой, медленно разменивается для получения максимального отношения полного импульса (который может быть получен за все время работы) - к весу установки. Механизм крайне не эффективный, но при дальних космических перелетах выбирать особо не приходиться. Толкать саму себя без выброса рабочего тела ракету пока не научили 😃

V_Alex
Алекс_Ю:

Атомный двигатель для космических ракет - казалось бы, далекая мечта писателей-фантастов - был, оказывается, не только разработан в сверхсекретных конструкторских бюро, но и изготовлен, а затем испытан на полигонах. “Это была нетривиальная работа”, - говорит генеральный конструктор Воронежского федерального государственного предприятия “КБ химавтоматики” Владимир Рачук. В его устах “нетривиальная работа” означает очень высокую оценку сделанного.

За такую оценку тов. Рачука хорошо-бы поставить в позу, соответствующую фамилии и вставить ему это “коромысло” в соответствующее место. Это-ж надо придумать, гнать воздух через активную зону реактора. Фантасты-рационализаторы, млять. Чернобыль, “летящий на крыльях ночи” (С).

serop72
pakhomov4:

“Нечто”, похожее на лодку с рамами, обтянутыми холстом (а не шёлком на лаке) построено было. И фсё…

У меня сложилось ровно такое-же мнение… я не могу найти каких-либо внятных документов - так что спор по поводу полетит-не полетит смысла не имеет- дайте внятные эскизы- рисунки (чертежи конечно не прошу) я бы построил модель…уже интересно в конце концов!

Алекс_Ю:
  1. Угловой стали разной толщины и ширины для устройства лодки, крыльев, хвоста, винтов, мачт и тележки с запасом на переделки 25 пудов, ценою с доставкой из-за границы в Петербург по 6 руб. 50 коп. за пуд 162.50

не…пол тонны (ну…400 кг…ну пусть половина в отход )только уголка…не полетит ! пару тонн (я примерно прогнозирую вес ЛА…мне кажется реально больше) , на керогазе …без знаний аэродинамики…вобще без понятия паровик с дровами и уголком…ну не летает…рождённый ползать и плавать
не даром аэропланы отпочковались от велосипедных мастерских, а не от судоверфей

Алекс_Ю:

По-моему, здесь необходимо показать, что Можайский строил свой самолет исходя из многочисленных аэродинамических экспериментов.

по моему тоже необходимо! вы можете озвучить источник?

Алекс_Ю:

Можайский вполне ясно сознавал, что для успешного полета самолета следует правильно сделать винт

ну откуда это? это ваши цитаты или есть первоисточник?

Алекс_Ю:

об испытании действий “маленьких площадей на задней части крыльев, на повороты аппарата”,

и это…Расскажите где про это? документально
PS Я без сарказма… мне действительно интересно

Алекс_Ю:

Можайский представил Главному инженерному управлению свою программу опытов над моделями летательного аппарата. Она предусматривала исследование воздушных винтов, определение размеров и форм рулевых и несущих поверхностей, удельной нагрузки на крыло, разрешение вопроса управляемости и прочности самолета.

А вот это уже вобще Жуковский отдыхает…есть тоже документы?

PPS ну дайте же мне хоть какой документ!

ADF
V_Alex:

… гнать воздух через активную зону реактора. … млять. Чернобыль, …

(разводя руками) - что было, то и гнали! 😃 Была бы атмосфера Земли из метана - гнали бы метан, ну а за неимением - только воздух! 😁

PS: в эпоху холодной войны, у военных и руководства вообще крышку срывало на тему того, что можно и нельзя. Если ЭТО обеспечивает хоть какой-то профит (например может летать несколько недель без дозаправки, устрашая эльфляндию своими оголенными боеголовками) - пусть у него хоть плутоний из задницы сыплется, военных это не остановит!
“К счастью”, летчики испытатели на этот летающий реактор быстро кончились… 😈

foxfly
serop72:

не даром аэропланы отпочковались от велосипедных мастерских,

Интересно, а в те времена детишки не делали бумажные “голубки”?
А то

serop72:

Можайский представил Главному инженерному управлению свою программу опытов

Чего ж он только “программу” то предоставил: уж сделал бы из того же шЁлку прорезиненного модель летающую?
Да позабавил Анператора, глядишь- ему бы и выдали полтонны импортного уголку.
ЗЫ: из запроса на привозной уголок следует, что Демидовские заводы такого продукта не выпускали? 😦

ADF:

у военных и руководства вообще крышку срывало на тему того, что можно и нельзя

А что то изменилось?

ADF
foxfly:

А что то изменилось?

Да: доктрина и финансирование.

У нас тишь да гладь теперь - потому, что не финансируют; в США - потому, что по их доктрине надо воевать в мелких чужих странах, ни в коем случае не какая на своей территории.

А у всяких там европ - кишка тонка, чтобы атомные моторчики делать 😁

foxfly:

ЗЫ: из запроса на привозной уголок следует, что Демидовские заводы такого продукта не…

Есть осторожное предположение, что разные виды топлива, в том числе в зависимости от качества выделки, горят с разной интенсивностью. Отечественный уголь, возможно, не обеспечивал такую-же высокую температуру горения, как волшебный импортный. А это ведь не паровоз; а ероплан!

Алекс_Ю
ADF:

Прошу не путать атмосферный реактивный двигатель - с космическим!

С какой кстати-та решили, что я путаю?

ADF:

Космический атомный двигатель - это ионный двигатель,

Ну, да?

V_Alex:

За такую оценку тов. Рачука хорошо-бы поставить в позу, соответствующую фамилии и вставить ему это “коромысло” в соответствующее место.

Прежде чем всталять кому либо, желательно опробовать на себе…Читайте хоть внимательней ссылки -
Ядерные двигатели вообще предназначены только для работы в космосе. И то на очень высоких орбитах (600 километров и выше), чтобы космический аппарат вращался вокруг Земли многие столетия. Потому что “период высвечивания” ЯРД составляет как минимум 300 лет. Собственно говоря, аналогичный двигатель американцы разрабатывали прежде всего для полета к Марсу.
По уровню радиации цифр в статье не дают-
Сильной радиоактивности в этом потоке не было, но в течение суток находиться снаружи в радиусе полутора километров от места испытаний не разрешалось. К самой же шахте нельзя было подходить в течение месяца.

…но все же это не Чернобыль, упомянутый Вами
Далее, говорить на эту тему, бесперспективно.

serop72:

PS Я без сарказма… мне действительно интересно

Здесь есть выдержки из документов и библиография
Крылов В.Я. Александр Федорович Можайский. Жизнь замечательных людей. — Л.: Молодая гвардия, 1951.

ADF

Ядерные реакторы… Чернобыль… Все про Можайского! 😃

Sputnik

Интересно, в эпоху можайского существовала ли доступная методика рассчета ротора ветряной мельницы ? Типа какой крутящий момент, на каких оборотах и при каком ветре можно снять с вала…
Есть ли современное издание ? Или умельцы строили их на глаз и интуицию ? Ведь лопасти пропеллеров Можайского явно напоминают формой лопасти мельницы…

ADF

В конце 19 века винты точно умели считать. Более-менее. Ветряные мельницы никак не от балды строились: сооружение вовсе не мелкое и не дешевое, между прочим!

pakhomov4
Алекс_Ю:

Жизнь замечательных людей. — Л.: Молодая гвардия, 1951.

Прошло почти 100 лет… И вдруг! Ядрёна вошь! Вспомнили! Пора написать воспоминания!!!

V_Alex
Алекс_Ю:

С какой кстати-та решили, что я путаю?..

Претензии не принимаются. Не стоит делать из информации винигрет. “Коломысло”, приведенное на картинке, это атмосферный турбореактивный двигатель, разработанный для Мясищевского бомбардировщика М-60: topwar.ru/22458-sovetskie-proekty-atomoletov.html
А вот то, что уголка своего в России Можайский найти не смог, факт действительно удивительный.

Алекс_Ю
ADF:

В конце 19 века винты точно умели считать. Более-менее.

Докладная записка А. Ф. Можайского в комиссию Главного инженерного управления от 18 мая 1878 г.

Записка содержит расчет воздушных винтов, которые сравниваются с корабельными винтами и с крыльями ветряных мельниц. У А. Ф. Можайского получились диаметры большого винта 8,75 м (28,7 фута) при площади четырех лопастей 491 кв. фут (45,6 м2) и боковых винтов 4,88 м (16 футов) при площади лопастей 121 кв. фут (11,2 м2) 4. Такие большие воздушные винты действительно были в его проекте. Более совершенных методов расчета воздушных винтов в его распоряжении не было.
А. Ф. Можайский должен был отказаться от винтов первоначальных размеров и принять три одинаковых винта меньших размеров, диаметром около 4 метров, с более узкими лопастями и разработать новую конструкцию из дерева. С винтами ему пришлось много экспериментировать на моделях и в натуре, прежде чем они были доведены до приемлемой формы и размеров. Их конструкция в виде деревянных ободов с наложенными на них тонкими дощечками нуждалась в системе расчалок, для фиксирования их положения и шага. Коэффициент полезного действия такого винта не превышал вероятно 0,5, а масса, по-видимому, была большая, не меньше массы двигателей. Длинный вал для переднего винта и особенно ременные передачи к боковым винтам были тоже трудными инженерными задачами, которые пришлось решать изобретателю.

6wings

лучше бы он изобретал пистолет-пулемет…

serop72
pakhomov4:

Прошло почти 100 лет… И вдруг! Ядрёна вошь! Вспомнили! Пора написать воспоминания!!!

книжонка занятная…одна глава

Иностранные подражатели
"Самолет, построенный Можайским, был первым в мире который мог летать. Успех изобретателя, сумевшего преодолеть все преграды, воздвигавшиеся на его пути врагами, должен был сыграть и сыграл роль толчка огромной силы. Уже в восьмидесятых и девяностых годах прошлого столетия появилось много проектов летательных аппаратов, сохранивших основной принцип создания подъемной силы с помощью неподвижного крыла, который впервые успешно применил русский изобретатель Александр Федорович Можайский."

без комментарие

ещё оттудава (про первенство Братьев Райт)

В царской России она попала на исключительно благоприятную почву. Чувство национальной гордости не было знакомо вершителям судеб дореволюционной России. Все, на чем стояло иностранное клеймо, ценилось особо дорого.

Всевозможные немцы, прижившиеся в России, заправлявшие делами российской авиации, вместе с ее «августейшим покровителем» — великим князем, без боя уступали приоритет России в изобретении самолета любому иностранцу. Безродные космополиты, которым была бесконечно чужда страна, где они жили, охотно уступили приоритет Лодыгина в изобретении электрической лампы накаливания — американцу Эдисону; первенство Попова в изобретении радио — предприимчивому итальянскому дельцу Маркони.

Можайский своей настойчивостью, бескорыстием, преданностью идее был непонятен проходимцам и дельцам — он хлопотал не ради личных интересов, старался не для обогащения, а ради интересов Родины, России. Он умер, и его постарались забыть. Американские «изобретатели» явились удачной находкой, так как помогали вытравить из памяти русских людей имя подлинного создателя первого самолета, имя Александра Федоровича Можайского. [238]