Бальзовый набор. Надавим, господа?
Можно использовать любую методику расчетов, дающую результаты, решающие поставленную задачу.
Если строится рекордсмен под полет в роторе, то нужно использовать методику расчетов, дающую на выходе бОльшие результаты по нагрузкам.
Если строится изделие максимально легкое без претензий, то можно и сильно упростить.
Для хоббийно-модельных нужд действительно достаточно знать только скорость и площадь крыла. Макс подъемная сила = 1 а коэф безопасности перекроет огрехи …
Если же идет речь о спортивном снаряде, или о оптимальном самолетике … можно учесть всё. От и до. Лишь бы технологии позволили уложиться в параметры по материалам.
Ну, мне так каацца … без занудства.
Мне в этом смысле понравились рекомендации Дрелы. Я их полностью поддерживаю.
Повторю не дословно, но как запомнил.
Зачем нужно самолёт делать максимально легким?
А затем, чтобы направить весь сэкономленный вес в лонжерон крыла этого самолёта.
[на правах шутки]
Зачем делать пенолет максимально легким? - Чтобы к пятому полету поставить на него батарейку в 2 раза тяжелее штатной и посмотреть, как его разорвет от флаттера! 😁
Да ломайте уже! Нервы сдают ожидать…
Можно использовать любую методику расчетов, дающую результаты, решающие поставленную задачу.
А затем, чтобы направить весь сэкономленный вес в лонжерон крыла этого самолёта.
Да ломайте уже! Нервы сдают ожидать…
Спокойно джентельмены, все сломается рано или поздно. 😁
Осторожно ! Много букав и лютыхцифер. 😈
Имеем прямоугольное крыло размахом 1500 мм и хордой 300 мм. Площадь 0,45 м2. Профиль Кларк Y. От балды выбираем максимальную скорость = 25 м/с = 90 км/ч. Вычисляем число Re=70 v t = 70 * 25 * 300 = 525000. Есть данные для этого РЕ.
airfoiltools.com/airfoil/details?airfoil=clarky-il
Примем Су макс. крыла = 1 (что фактически безосновательно и спорно). Считаем максимальную подъёмную силу = (1 * 1,22 * 0,45 * 625) / 2 = 170 н. = 17 кг. Учитываем резкий встречный порыв ветра 5 м/с. Скорость будет 30 м/с. Подъёмная сила увеличится = (1 * 1,22 * 0,45 * 900) / 2 = 247 н = 24,7 кг, без учёта увеличения Су от РЕ. Порыв ветра 10 м/с увеличит подъёмную силу до = 33,6 кг. Почти в два раза от начальной. Для модели весом 2,5 кг перегрузка составит 13,4 , для модели весом 2 кг перегрузка 16,8 , это не реально. На что ориентироваться? Ошибка в определении скорости будет увеличена в квадрате. С учётом малых чисел РЕ на большинстве моделей невозможно создать перегрузку больше 9. При запасе прочности 1,5 можно принять разрушающую перегрузку 9*1,5 = 13,5 и это будет с большим запасом даже для пилотажной модели. На такие нагрузки рассчитывают большие самолёты. Маловероятно, что реальные перегрузки для большинства моделей превысят 6-7 на за критических числах РЕ. Это можно рассчитать, но расчёты будут объёмны и сложны, проще опираться на косвенные данные и статистический материал. Фактически для большинства моделей можно ограничиться разрушающей перегрузкой 10-12. В программе «Кальк Винг» по умолчанию предлагается перегрузка 7 с запасом прочности 1,5, фактическая разрушающая 7*1,5 = 10,5. Для модели весом 2,5 кг и разрушающей перегрузки 12, разрушающая нагрузка 2,5кг*12 = 30 кг или для 2кг *12 =_24 кг. Очень близко к расчётным нагрузкам для выбранного крыла при порывах ветра 5- 10 м/с _24,7 и 33,6 кг. Вот и вся наука для моделей, как ни считай. На практике всё упрётся в качество материалов и изготовления. Проверить это очень просто. Надо выбрать 5-6 популярных фирменных моделей и посчитать, на какую нагрузку рассчитаны их лонжероны. Лонжерон крыла главная деталь самолёта и на нём не имеет смысла экономить, тем более, что эта экономия в процентном отношении будет мала. Дрела абсолютно прав, если предлагает всё облегчение закладывать в прочность лонжерона.
Просто для справки. В авиации для деревянных конструкций рекомендуется запас прочности 2 для учёта дефектов древесины и клеевых швов. Самолёт ЯК-1 был рассчитан на 10 кратные перегрузки с запасом прочности 2., разрушающая перегрузка соответственно = 20.
Порыв ветра 10 м/с
Мнэээээ…Принимаете, что модель продолжит прямолинейный полёт?
Надо выбрать 5-6 популярных фирменных моделей
ИМХО, сомнения меня терзают, что кетай занимается расчётами. Струячат с запасом, не задумываясь.
Учитываем резкий встречный порыв ветра 5 м/с.
Порыв ветра 10 м/с увеличит подъёмную силу до = 33,6 кг.
На что ориентироваться?
Кто выходит летать при таких порывах ветра - хочет он того или нет - а учитывать их должен.
Только таковых практически нет , выдуманная ситуация.
2.
Для модели весом 2,5 кг перегрузка составит 13,4 , для модели весом 2 кг перегрузка 16,8 , это не реально.
Для моделей и леера - вполне реально.
Мнэээээ…Принимаете, что модель продолжит прямолинейный полёт?
Вы видимо не поняли- модель уже находится в положении с
Примем Су макс. крыла = 1
, то есть Павел предполагает что на максимально-возможной расчетной скорости она делает самый резкий из возможных маневров, и именно в этот момент порыв в 10 м/с и под углом к крылу при котором Су максимален.
Насколько типичная ситуация?
Хотя, если это для кого то такая ситуация типичная- модель под нее и нужно считать.
Рассчитав ее на перегрузку в 6-7- она явно не выдержит.😃
Да ломайте уже! Нервы сдают ожидать…
Уже скоро, Юр.
Мнэээээ…Принимаете, что модель продолжит прямолинейный полёт?
На скорости 90 и Су=1 она уже прямолинейно лететь не должна. Вероятный случай - выход из пикирования + порыв ветра.
Кто выходит летать при таких порывах ветра - хочет он того или нет - а учитывать их должен.
Только таковых практически нет , выдуманная ситуация.
Я летаю на самодельном при ветре 12 с порывами до 15-17 на высоте. Ветер 10 вообще не проблема, даже для гиперионовского “Helos 25”.
Для моделей и леера - вполне реально
Леер это отдельная тема.
Вероятный случай - выход из пикирования + порыв ветра.
Пичалько может случится. На выходе 3 единички, плюс дунуло…
Насколько типичная ситуация?
Ну это кому как. Ситуация почти невероятная, но следует из методики расчёта по Су = 1. Предложите варианты выбора скорости, рассмотрим вместе.
Уже скоро, Юр.
Видать кота подходящего не удается найти. 😃
Друзья и коллеги, вы полезли в высокие материи, а речь идет о ма-а-леньком ухе крыла, сделанного полностью из бальзы для высокоплана весом не более двухсот грамм при размахе 900 мм, с хордой 100 мм, с толщиной профиля 14мм, поэтому ни о каких скоростях речи не шло, (хотя, безусловно, интересно, при каких скоростях наступит разруха именно в полете и я рад, что развлечение (в лучшем его проявлении продолжается)) ; для вящего удовольствия ухо уже обтянуто китайской пленкой и ждет испытания — придется пересчитать все заново, но моя ставка прежняя: 1,5 кг.
Если кто то подумал о троллинге, то ошибся, ибо цель — развлечься в курилке, пообщаться. Вот как то так 😃
vk.com/video11937176_164917321
Проблемы с загрузкой видео, приходиться делать так. Не ругайте.
В период увлечения бальзовыми мелколётами…
Пелотажка типо, лонжерон 10х3 в корне, из непонятной бальзы.
Тренер, прямое крыло, 10х3 бальза по размаху.
Стеночки - бальза 1,5 мм.
Вес - от 800 до 1200 г.
Ничего не ломалось ни в каких условиях.
обтянуто китайской пленкой и ждет испытания — придется пересчитать все заново, но моя ставка прежняя: 1,5 кг.
Считать оболочки не будем, но похоже, что поллитры тут не хватит. 😁
Ничего не ломалось ни в каких условиях.
Дык и я лишь о том, что бальзовый лонжерон справится со своей задачей, ежели он более-менее продуман и качественно собран. А ругать его — зло; неспроста было написано про «недальновидных» пионеров в самом начале темы — многие думают, что бальза в полках это слабовато, вот и хочеться разубедить на наглядном примере.
Кстати, Ваша ставка?
В общем, я за равнопрочность при отсутствии разрушающих перегрузок.
Дык и я лишь о том, что бальзовый лонжерон справится со своей задачей, ежели он более-менее продуман и качественно собран. А ругать его — зло;
Он даже лучше чем сосна - площади клеевые большие. А прочность - как у сосны, в пересчете на вес.
Но есть одно но, я не знаю подтверждается ли это справочными данными или нет -
рейка из бальзы , равная по прочности в продольном направлении с рейкой из сосны - много хуже держит ударную сосредоточенную нагрузку в поперечном направлении.
Я про удары о неровности, ветки и прочее силовыми элементами.
Там где сосна обходится при ударе без повреждений, бальза ломается.Ударная нагрузка, концентрированная на малую площадь более губительна для бальзы.
Из практики.
… чтобы направить весь сэкономленный вес в лонжерон крыла этого самолёта.
Да, в случае пилотажек, возможно.
Бальза - тупо мягкая, со временем может стать трухой и продавливаться. Правильное решение: использовать в конструкции самолета сосну И бальзу 😃 И липовые деревянные линейки 😁
Там где сосна обходится при ударе без повреждений, бальза ломается.Ударная нагрузка, концентрированная на малую площадь более губительна для бальзы.
Из практики.
Согласен с Вами, но если бальза при точечной нагрузке сломается сама, то сосна сломает еще и то, что прилегает к ней и «рана» будет обширнее со сломом большего количества нервюр и ремонт будет затратней. Повторюсь: я за равнопрочность. Самолеты должны летать!
Если жена узнает, что я использовал ее утюг — тут же наступит ее победа над крылом. 😃
В пенопластовое крыло лонжерон вообще предпочтителен из бальзы, а не из сосны или тем более из угля.
Площадь склейки больше, устойчивость выше.
Как бум ломать? Есть предложение: нагружать пока не сломается, поставив на опоры. Опять-же: к какой точке прилагать усилие? Лонжерон сужен на глазок и склеено все это твердым циакрином, но сломать нужно!
Как ломали и ломают крылья при стат испытаниях.
Распределение нагрузки согласно площади. Очень удобно делать это мешками с песком.
В данном случае
речь идет о ма-а-леньком ухе крыла
пакетики с песком.