Бальзовый набор. Надавим, господа?

ADF

[на правах шутки]

Зачем делать пенолет максимально легким? - Чтобы к пятому полету поставить на него батарейку в 2 раза тяжелее штатной и посмотреть, как его разорвет от флаттера! 😁

iurka

Да ломайте уже! Нервы сдают ожидать…

Palar
Udjin:

Можно использовать любую методику расчетов, дающую результаты, решающие поставленную задачу.

Udjin:

А затем, чтобы направить весь сэкономленный вес в лонжерон крыла этого самолёта.

iurka:

Да ломайте уже! Нервы сдают ожидать…

Спокойно джентельмены, все сломается рано или поздно. 😁
Осторожно ! Много букав и лютыхцифер. 😈

Имеем прямоугольное крыло размахом 1500 мм и хордой 300 мм. Площадь 0,45 м2. Профиль Кларк Y. От балды выбираем максимальную скорость = 25 м/с = 90 км/ч. Вычисляем число Re=70 v t = 70 * 25 * 300 = 525000. Есть данные для этого РЕ.
airfoiltools.com/airfoil/details?airfoil=clarky-il
Примем Су макс. крыла = 1 (что фактически безосновательно и спорно). Считаем максимальную подъёмную силу = (1 * 1,22 * 0,45 * 625) / 2 = 170 н. = 17 кг. Учитываем резкий встречный порыв ветра 5 м/с. Скорость будет 30 м/с. Подъёмная сила увеличится = (1 * 1,22 * 0,45 * 900) / 2 = 247 н = 24,7 кг, без учёта увеличения Су от РЕ. Порыв ветра 10 м/с увеличит подъёмную силу до = 33,6 кг. Почти в два раза от начальной. Для модели весом 2,5 кг перегрузка составит 13,4 , для модели весом 2 кг перегрузка 16,8 , это не реально. На что ориентироваться? Ошибка в определении скорости будет увеличена в квадрате. С учётом малых чисел РЕ на большинстве моделей невозможно создать перегрузку больше 9. При запасе прочности 1,5 можно принять разрушающую перегрузку 9*1,5 = 13,5 и это будет с большим запасом даже для пилотажной модели. На такие нагрузки рассчитывают большие самолёты. Маловероятно, что реальные перегрузки для большинства моделей превысят 6-7 на за критических числах РЕ. Это можно рассчитать, но расчёты будут объёмны и сложны, проще опираться на косвенные данные и статистический материал. Фактически для большинства моделей можно ограничиться разрушающей перегрузкой 10-12. В программе «Кальк Винг» по умолчанию предлагается перегрузка 7 с запасом прочности 1,5, фактическая разрушающая 7*1,5 = 10,5. Для модели весом 2,5 кг и разрушающей перегрузки 12, разрушающая нагрузка 2,5кг*12 = 30 кг или для 2кг *12 =_24 кг. Очень близко к расчётным нагрузкам для выбранного крыла при порывах ветра 5- 10 м/с _24,7 и 33,6 кг. Вот и вся наука для моделей, как ни считай. На практике всё упрётся в качество материалов и изготовления. Проверить это очень просто. Надо выбрать 5-6 популярных фирменных моделей и посчитать, на какую нагрузку рассчитаны их лонжероны. Лонжерон крыла главная деталь самолёта и на нём не имеет смысла экономить, тем более, что эта экономия в процентном отношении будет мала. Дрела абсолютно прав, если предлагает всё облегчение закладывать в прочность лонжерона.
Просто для справки. В авиации для деревянных конструкций рекомендуется запас прочности 2 для учёта дефектов древесины и клеевых швов. Самолёт ЯК-1 был рассчитан на 10 кратные перегрузки с запасом прочности 2., разрушающая перегрузка соответственно = 20.

Lazy
Palar:

Порыв ветра 10 м/с

Мнэээээ…Принимаете, что модель продолжит прямолинейный полёт?

Palar:

Надо выбрать 5-6 популярных фирменных моделей

ИМХО, сомнения меня терзают, что кетай занимается расчётами. Струячат с запасом, не задумываясь.

Панкратов_Сергей
Palar:

Учитываем резкий встречный порыв ветра 5 м/с.

Palar:

Порыв ветра 10 м/с увеличит подъёмную силу до = 33,6 кг.

Palar:

На что ориентироваться?

Кто выходит летать при таких порывах ветра - хочет он того или нет - а учитывать их должен.
Только таковых практически нет , выдуманная ситуация.
2.

Palar:

Для модели весом 2,5 кг перегрузка составит 13,4 , для модели весом 2 кг перегрузка 16,8 , это не реально.

Для моделей и леера - вполне реально.

Lazy:

Мнэээээ…Принимаете, что модель продолжит прямолинейный полёт?

Вы видимо не поняли- модель уже находится в положении с

Palar:

Примем Су макс. крыла = 1

, то есть Павел предполагает что на максимально-возможной расчетной скорости она делает самый резкий из возможных маневров, и именно в этот момент порыв в 10 м/с и под углом к крылу при котором Су максимален.
Насколько типичная ситуация?
Хотя, если это для кого то такая ситуация типичная- модель под нее и нужно считать.
Рассчитав ее на перегрузку в 6-7- она явно не выдержит.😃

gagabr
iurka:

Да ломайте уже! Нервы сдают ожидать…

Уже скоро, Юр.

Palar
Lazy:

Мнэээээ…Принимаете, что модель продолжит прямолинейный полёт?

На скорости 90 и Су=1 она уже прямолинейно лететь не должна. Вероятный случай - выход из пикирования + порыв ветра.

Панкратов_Сергей:

Кто выходит летать при таких порывах ветра - хочет он того или нет - а учитывать их должен.
Только таковых практически нет , выдуманная ситуация.

Я летаю на самодельном при ветре 12 с порывами до 15-17 на высоте. Ветер 10 вообще не проблема, даже для гиперионовского “Helos 25”.

Для моделей и леера - вполне реально

Леер это отдельная тема.

Lazy
Palar:

Вероятный случай - выход из пикирования + порыв ветра.

Пичалько может случится. На выходе 3 единички, плюс дунуло…

Palar
Панкратов_Сергей:

Насколько типичная ситуация?

Ну это кому как. Ситуация почти невероятная, но следует из методики расчёта по Су = 1. Предложите варианты выбора скорости, рассмотрим вместе.

ADF
gagabr:

Уже скоро, Юр.

Видать кота подходящего не удается найти. 😃

gagabr

Друзья и коллеги, вы полезли в высокие материи, а речь идет о ма-а-леньком ухе крыла, сделанного полностью из бальзы для высокоплана весом не более двухсот грамм при размахе 900 мм, с хордой 100 мм, с толщиной профиля 14мм, поэтому ни о каких скоростях речи не шло, (хотя, безусловно, интересно, при каких скоростях наступит разруха именно в полете и я рад, что развлечение (в лучшем его проявлении продолжается)) ; для вящего удовольствия ухо уже обтянуто китайской пленкой и ждет испытания — придется пересчитать все заново, но моя ставка прежняя: 1,5 кг.
Если кто то подумал о троллинге, то ошибся, ибо цель — развлечься в курилке, пообщаться. Вот как то так 😃

vk.com/video11937176_164917321

Проблемы с загрузкой видео, приходиться делать так. Не ругайте.

Lazy

В период увлечения бальзовыми мелколётами…
Пелотажка типо, лонжерон 10х3 в корне, из непонятной бальзы.
Тренер, прямое крыло, 10х3 бальза по размаху.
Стеночки - бальза 1,5 мм.
Вес - от 800 до 1200 г.
Ничего не ломалось ни в каких условиях.

Palar
gagabr:

обтянуто китайской пленкой и ждет испытания — придется пересчитать все заново, но моя ставка прежняя: 1,5 кг.

Считать оболочки не будем, но похоже, что поллитры тут не хватит. 😁

gagabr
Lazy:

Ничего не ломалось ни в каких условиях.

Дык и я лишь о том, что бальзовый лонжерон справится со своей задачей, ежели он более-менее продуман и качественно собран. А ругать его — зло; неспроста было написано про «недальновидных» пионеров в самом начале темы — многие думают, что бальза в полках это слабовато, вот и хочеться разубедить на наглядном примере.

Кстати, Ваша ставка?

В общем, я за равнопрочность при отсутствии разрушающих перегрузок.

Панкратов_Сергей
gagabr:

Дык и я лишь о том, что бальзовый лонжерон справится со своей задачей, ежели он более-менее продуман и качественно собран. А ругать его — зло;

Он даже лучше чем сосна - площади клеевые большие. А прочность - как у сосны, в пересчете на вес.
Но есть одно но, я не знаю подтверждается ли это справочными данными или нет -
рейка из бальзы , равная по прочности в продольном направлении с рейкой из сосны - много хуже держит ударную сосредоточенную нагрузку в поперечном направлении.
Я про удары о неровности, ветки и прочее силовыми элементами.
Там где сосна обходится при ударе без повреждений, бальза ломается.Ударная нагрузка, концентрированная на малую площадь более губительна для бальзы.
Из практики.

gagabr
Udjin:

… чтобы направить весь сэкономленный вес в лонжерон крыла этого самолёта.

Да, в случае пилотажек, возможно.

ADF

Бальза - тупо мягкая, со временем может стать трухой и продавливаться. Правильное решение: использовать в конструкции самолета сосну И бальзу 😃 И липовые деревянные линейки 😁

gagabr
Панкратов_Сергей:

Там где сосна обходится при ударе без повреждений, бальза ломается.Ударная нагрузка, концентрированная на малую площадь более губительна для бальзы.
Из практики.

Согласен с Вами, но если бальза при точечной нагрузке сломается сама, то сосна сломает еще и то, что прилегает к ней и «рана» будет обширнее со сломом большего количества нервюр и ремонт будет затратней. Повторюсь: я за равнопрочность. Самолеты должны летать!

Если жена узнает, что я использовал ее утюг — тут же наступит ее победа над крылом. 😃

Панкратов_Сергей

В пенопластовое крыло лонжерон вообще предпочтителен из бальзы, а не из сосны или тем более из угля.
Площадь склейки больше, устойчивость выше.

Алекс_Ю
gagabr:

Как бум ломать? Есть предложение: нагружать пока не сломается, поставив на опоры. Опять-же: к какой точке прилагать усилие? Лонжерон сужен на глазок и склеено все это твердым циакрином, но сломать нужно!

Как ломали и ломают крылья при стат испытаниях.
Распределение нагрузки согласно площади. Очень удобно делать это мешками с песком.

В данном случае

gagabr:

речь идет о ма-а-леньком ухе крыла

пакетики с песком.

Sputnik
gagabr:

Если жена узнает…

так вот и её подключить для пользы дела - пусть сошъет 100-150 мешочков, размером с полспичечного коробка, погладит их тем утюгом, наполнит песочком…😃
ЛОМАЙ СКОРЕЕ…