Космос - вчера и сегодня
На днях посмотрел документальный фильм про космонавтику, был впечатлен программой Space Shuttle, которая проработав 30 лет, была закрыта.
Программа «Спейс шаттл», не забудем, сменила лунную программу, которая позволила Штатам гордо расправить грудь, вырвавшись, наконец, вперёд после десятилетия советского лидерства в космосе. И новая программа должна была такое положение подтвердить, усугубить и, думается, закрепить – если не на веки вечные, то на тот период, который называется обозримым будущим.
В марте 1972 года конфигурация системы, принятая к разработке, была окончательно закреплена.
Естественно, шаттл создавался в широкой кооперации, с задействованием на основных ролях «монстров» аэрокосмического комплекса Америки.
Отделение «Конвэр» корпорации «Дженерал Дайнемикс» изготавливало центральную часть фюзеляжа с грузовым отсеком; крыло делала «Грумман Аэроспрейс», киль – «Фэрчайлд Рипаблик» (оба названия принадлежат известнейшим аваифирмам). Разработку основного двигателя поручили фирме «Рокетдайн» (делала ЖРД ещё для боевых «Атласов», «Торов» и «Юпитеров»; к описываемому времени входила в состав того же «Рокуэлла»); твердотопливных ускорителей – компании «Тиокол кэмикл» (в «портфолио», в частности, РДТТ для всех трёх модификаций МБР «Минитмен»). Внешний топливный бак делала «Мартин Мариетта», теплозащитное покрытие поручили фирме «Аэроспейс», различные агрегаты и системы достались компаниям «Макдоннелл Дуглас», «Юнайтед Эркрафт», «Пратт энд Уиттни», «Юнайтед спейс бустерс»…
К началу 1974 года все необходимые контракты были заключены. В апреле того же года началось сооружение посадочной полосы размерами 4500 × 90 м. Первый штатный старт должен был состояться в 1979 году.
Этот срок выдержать не удалось. Основные задержки были вызваны трудностями с маршевой двигательной установкой, несколько месяцев добавил процесс испытаний плиток теплозащитного покрытия уже на лётном «орбитере» – корабле «Колумбия».
Первый собранный экземпляр орбитальной ступени, OV-101, назвали «Энтерпрайз» – в честь знаменитого звездолёта из сериала «Звёздный путь». В феврале 1977 года начались его испытания в Центре лётных исследований Драйдена на авиабазе ВВС «Эдвардс».
Испытания включали несколько этапов, в ходе которых проверялось функционирование всех систем корабля и, главное, оценка его лётных качеств в режиме дозвукового полёта и посадки на ВПП. Для атмосферных тестов «Энтерпрайз» устанавливался наверху фюзеляжа «Боинга-747», от коего он на высоте порядка 7000 м отделялся и производил планирующее снижение с выполнением запланированных манёвров и проверок.
Первый такой свободный полёт состоялся 12 августа 1977 года, пилоты – астронавты Ф. Хейз и К. Фуллертон. Завершающая цикл посадка успешно прошла уже 26 октября того же года. Результаты испытаний были оценены как весьма положительные – подтвердились характеристики, полученные для аналогичных режимов при экспериментах в аэродинамической трубе. Значит, можно верить и другим данным продувочных тестов. А сами экипажи отмечали быструю реакцию орбитера на движения органов управления.
Далее были восьмимесячные вибрационные испытания в Хантсвилле, в Центре космических полётов имени Маршалла. Наконец, получив подтверждение лётной годности, корабль на том же «Боинге» перелетел во Флориду, где ещё послужил программе, приняв участие в качестве штатной нагрузки в испытаниях системы транспортировки от здания вертикальной сборки до точки, имитирующей стартовую позицию.
Но вот слетать на орбиту ему не пришлось – впрочем, он с самого начала для этого и не предназначался. Эта честь выпала второму кораблю серии – OV-102 «Колумбия».
12 апреля 1981 года, в 7 часов утра по местному времени, под управлением командира Дж. Янга и пилота Р. Криппена, «Колумбия» ушла в космос с площадки № 39А Центра космических полётов имени Кеннеди, мыс Канаверал, штат Флорида, Соединённые Штаты Америки.
Первый полёт – 36 оборотов по круговой орбите высотой 240 км – продолжался 54 часа 22 минуты. Сойдя с орбиты со скоростью, соответствующей М = 25, корабль пролетел 8150 км и без происшествий приземлился на посадочную полосу № 23, оборудованную на дне высохшего озера Роджерс на авиабазе Эдвардс в штате Калифорния.
Программа лётных испытаний, состоящая из четырёх пусков, закончилась полётом 27 июня – 4 июля 1982 года. С пятого полёта (11–16 ноября 1982 года) началась штатная эксплуатация системы «Спейс шаттл».
Старт «Колумбии» был и останется одной из крупнейших вех в развитии космонавтики,открыв эпоху многоразовых кораблей и в этом качестве он уже принадлежит истории всего человечества.
Внутри Шаттла:
Последний челнок Америки:
Ну, Серег, даже не знаю… На меня все эти бравые, переполненные пафосом документально-патриотические фильмы об освоении космоса (причем, что их, что наши) нагоняют только тоску и уныние… Сейчас-то все космические программы как-то мягко говоря поутихли… Даже и не верится почти, что все это было… А может и правда не было ничего этого? Большой глобальный фэйк! 😃 Как у Пилевина! 😄 Шучу конечно. Но в каждой шутке… 😉
Программы не утихли, просто тема стала менее модная для СМИ и людей. народ все больше в экраны гаджетов тупит: интернетинг, игры и прочие виртуальные развлечения. О космосе мечтать перестали…
А сами программы - все-таки есть. НАСА ни на секунду не останавливалась, свеженький марсоход с РИТЭГом на борту относительно недавно примарсился.
О космосе мечтать перестали…
Нет, не перестали.космосом занялись дядьки с тугим кошельком.Они знают зачем летят.Особенно на марс.Марс-ван,прямая трансляция отправки землян в один конец на край света,даст ежедневные миллионные дивиденды на интересе телезрителей.
На днях посмотрел документальный фильм про космонавтику
Это был рекламный ролик НАСА.
…прямая трансляция отправки землян в один конец на край света,даст ежедневные миллионные дивиденды на…
У каждого шоу, особенно с ограниченными возможностями добавлять в “сюжет” новые элементы - небольшой и достаточно ограниченный срок жизни. Кассовые сборы вряд ли превысят сборы хорошего фильма в прокате, даже если интеграл под “хвостом” лет за 5 потом взять.
Хотя, признаюсь, если бы на Марс в один конец отправили все наше правительство - я бы даже в кинотеатр на это кино сходил 😃
если бы на Марс в один конец отправили все наше правительство
а кого взамен? их детей?
если бы на Марс в один конец отправили все наше правительство
Александр,что Вам бедные марсиане сделали плохого?За что им это?
Судя по снимкам с Марса, наше правительство там уже поработало…
… воды нет
…растительности нет
…полезных ископаемых нет
Типа партия “Единый Марс”😁
…льности нет
…полезных ископаемых нет
И лес под нуль вырублен. 😃
Столько марсоходной техники туда загнали.Некоторые сразу вышли из строя. А Там всего то обидная, ничтожная неисправность.Был бы рядом человек,всего делов то-ткнуть пальцем,и техника поехала бы дальше.
был впечатлен программой Space Shuttle, которая проработав 30 лет, была закрыта.
Програмка то сдулась !!! С чего впечатлятся то? разве с того сколько в неё средств вбухали?
А вообще американцы молодцы!!! Даже обделавшись по всем статьям умеют преподнести себя как героев и выставить свои неудачи как великие достижения!!!
Таки NASA, а не NACA!
National Aeronautics and Space Administration (NASA)
Програмка то сдулась !!! С чего впечатлятся то? разве с того сколько в неё средств вбухали?
А в чем неудача? Все штатно отлетало (ну, почти все), выработало ресурс. Неудача - это когда один раз запустили, а средств ушло столько, что потом страна сдулась. Правда, потом метеорит прилетел…
А в чем неудача? Все штатно отлетало (ну, почти все), выработало ресурс.
Ну да! 2 штатные катастрофы, народу погибло больше чем за все остальные космические полёты вместе взятые в РАЗЫ!!! Какой интересно ресурс выработан был? наверное доверия. вроде каждый аппарат был расчитан на 100 плётов по заявкам производителя. себестоимость вывода на орбиту единицы груза была самой высокой.
Программа себя явно неоправдала . В противном случае на замену ей пришла бы Шатл-2 -3 итд. А так американцы опять были вынуждены вернуться к одноразовым ракетам. В прочем это нисколько не умаляет реальных достижений Шатлов, не ошибается только тот кто ничего не делает.
Неудача - это когда один раз запустили, а средств ушло столько, что потом страна сдулась. Правда, потом метеорит прилетел…
Напрашивается вывод- нефиг обезьянничать! чтобы не повторять чужих ошибок. А то что метеорит прилетел -пусть завидуют!
был впечатлен программой Space Shuttle, которая проработав 30 лет, была закрыта.
Ага после того как кто-то рассекретил Буран www.buran.ru/htm/algoritm.htm шатлы не умели садится в автомате 😃
Ага после того как кто-то рассекретил Буран
А я считаю, что это нормально. Если страна спустила в унитаз такой мега-проект, уже готовый и летающий - так пусть хоть знания не погибнут и хоть кому-то пригодятся.
Если страна спустила в унитаз…
Всю страну спустили в унитаз. Из того, что кануло в унитаз вместе с ней, Буран даже не в первую очередь вспоминается…
В прочем это нисколько не умаляет реальных достижений Шатлов
Реальных достижений только два. Вывод на орбиту телескопа Хаббл и участие в программе МКС. В целом программа Шаттл полностью провальная. Не достигнута расчётная грузоподъёмность. Программа в 500 полётов не выполнена. Длительность подготовки к последующему запуску фактически 2 месяца, вместо заявленных 2 недель. Заявлялась самая низкая стоимость вывода 1 кг, в результате получилась самая высокая. Заявленная фантастическая безопасность полётов оказалась блефом. Никаких систем спасения не было предусмотрено. Время нахождения на орбите заявлено 30 суток, по факту 17.
Нашим разработчикам Бурана всё это было известно ещё при проектировании, но сверху дали указание делать, как у американцев. После первого и единственного запуска вовремя одумались у программу Бурана закрыли. В результате так и не был осуществлён реально выгодный воздушный старт.
Когда американцы завели разговор о прекращении участия в проекте МКС, а она энергетически полностью зависит от их блока, им доходчиво объяснили, что в таком случае их программа по Марсу может не состояться. Утёрлись, летают на Союзах и ещё очень долго будут летать. Или вообще не будут.