Неужели в СССР на таком летали?
У меня это был второй самолет, а первым был Миг-3 из такой же серии под мк-12в, но в отличии от По-2 он был фанерным и обклеивался раскрашенной бумагой. И то и другое действительно летало по кругу и стоило копейки. А на мк-12в я копил полтора месяца (20 коп в день на завтраки)и было это в 1974 году 😒
И я, и я с такого начинал! Только у меня этот набор был из дельта-древесины !!! Детали выпиливались лобзиком просто как … как сейчас бальза. Поэтому кагда перешел к фанере был озадачен ее анизотропностью 😉
А По-2 с мотором так и не полетел. А без мотора еще как! Раскручивал его на коротком корде, метра 3 длиной, и даже немного управлял, особенно на посадке.
Спасибо коллеге ALM за тему! 😃
Вроде как и в своём далеком Светлом Детстве побывал. 😃 Блин! А ведь есть, что вспомнить! 😂
Вот так и начинается старость, господа старперы! 😎
(а молодёжь нас не понимает, да? 😃 )
А По-2 с мотором так и не полетел. А без мотора еще как! Раскручивал его на коротком корде, метра 3 длиной, и даже немного управлял, особенно на посадке.
Я делал тоже самое пока не накопил на движок, для центровки был пришпандорен балончик от сифона(а ля глушитель), деревянный винт с набором металлических шайб, чтобы трещал посильнее. Отлично натренировали на 3,5 метровых кордах вистибюлярный аппарат, взлет с обязательным поднятием хвоста, рисовали линию отрыва, посадки. Прямолинейный полет, бреющий, горки, пикирование- целый комплекс и кто выполнит лучше…ностальжиииии 😃 😃
…Вот так и начинается старость, господа старперы! 😎
(а молодёжь нас не понимает, да? 😃 )
Наверное да… потому что в то время было всё как то по другому,у меня даже как то была мечта родиться в то время,но потом передумал… 😃
Тогда совсем другое отношение было ко всему… К моделизму, к жизни, к людям…
Раньше все стремились что-то узнать, что-то достать, что-то сделать лучше чем товарищ… а сейчас у кого бумажник толще тот и прав, тот и чемпион…
Я не говорю, что сейчас хуже, просто по-другому, а лучше или хуже судить не нам, да и наверное не нашим детям…
А вспомните добрым слово журнал “Юный техник”. Раньше на предпоследней странице обложки была серия статей про контурные кордовые модели с наборными крыльями, которые разработали школьники. Иллюстрированы статьи были цветными 3-я проекциями. Там были ХАИ-19, И-16, МиГ-3 и еще много, не помню уже. Их я сделал будучи тогда школьником (6-8 класс). Спасибо отцу, помог мне с доводкой моторов (хромировал и притирал пары у МК-12В, Ритм). Запускались и работали как часы, а обороты порой выдавали - как гоночные.
jt-arxiv.narod.ru/index.html
А на день рождения мы с отцом поехали в модельный магазин на Кутузовском пр-те (напротив Украины), кто постарше наверно помнят его. Замечательный и по-моему единственный в Москве был такой магазин. И отец купил мне большую посылку, Гомель выпускал. Там было все что нужно (липовый брус, рейки разных сечений, проволока стальная, колеса, жесть, резинка, длинноволоконная бумага). А сама коробка была обшита 1мм и 3мм фанерой. До сих пор помню модели, которые были подвешены к потолку в том замечательном магазинчике. А потом его не стало, его место заняли цветы и кактусы…
а вот эта контурная из фанеры у кого-нибудь взлетала? три винта угробил и плюнул. один раз даже два круга проехал прежде чем скапотировал, но никаких позывов оторваться от земли 😃
И я, и я с такого начинал! Только у меня этот набор был из дельта-древесины !!! Детали выпиливались лобзиком просто как … как сейчас бальза. Поэтому кагда перешел к фанере был озадачен ее анизотропностью 😉
А По-2 с мотором так и не полетел. А без мотора еще как! Раскручивал его на коротком корде, метра 3 длиной, и даже немного управлял, особенно на посадке.
Упс… 😲
При всем моем уважении… Вы уверенны что ЭТО была именно дельта-древесина?
Я еще поверю в бакелитовую фанеру…
Но дельта в наборе-посылке?
Это был не самый дешевый материал.
В любом случае ЗНАЧИТЕЛЬНО дороже бальзы.
Хотя с другой стороны бальза водилась (к примеру у нас) только в модельных цехах.
А дельта была более распространена…
Пы.Сы. О чем это я… 😵
а вот эта контурная из фанеры у кого-нибудь взлетала? три винта угробил и плюнул. один раз даже два круга проехал прежде чем скапотировал, но никаких позывов оторваться от земли
У меня цельнофанерный ЯК под МК-17 летал
По кругу. 😃
А ещё были наборы “современные” - деревянный фюзеляж, пенопластовое крыло и пластиковое оперение.
А вот удивительно почему никто не упомянул про набор, для сборки резиномоторной модели!
В этом наборе была ТАКАЯ БОЛЬШАЯ укладка КРУГЛОЙ!!! авиационой резины-на рогатки лучше
нигде ненайти. Резина та была завёрнута аккуратно в бумагу и пересыпана тальком.
Этот набор был жутко дорогой, вроде как около трёх рублей, после приобретения мной оного
качество резины на рогатках у дворовых и с соседних дворов пацанов-резко улучшилось.
А модель эту конечно я так и несобрал, больше всего отпугнуло наличие липового бруска из
которого предлогалось с помощью сапожного ножа вырезать лопасти! Да и количество резины
быстро поубавилось. А медной проволки для изготовления “пулек” искать неприходилось-
валялась кругом.
Тема жутко хорошая-воспоминания нахлынули из детства! Спасибо автору!!!
Тогда совсем другое отношение было ко всему… К моделизму, к жизни, к людям…
Раньше все стремились что-то узнать, что-то достать, что-то сделать лучше чем товарищ… а сейчас у кого бумажник толще тот и прав, тот и чемпион…
Я не говорю, что сейчас хуже, просто по-другому, а лучше или хуже судить не нам, да и наверное не нашим детям…
Большинство так называемых китов времен СССР - это да же невсегда качественные наборы древоматериалов. Вышеупомянутые Миги и Яки - максимум качественная фанера (и таковой было не взять без гемора). И уж уповать, что вот раньше… было… - да по другому и слава Богу, уважаемый, Вы родились тогда когда родились, а не тогда.
Если нет стремления узнать и сделать лучше - ленивого не замучаешь - дело хозяйское, а вот на тему как бы достать…Лучше помолчать, потому как в реальном объеме все прелести этой темы сейчас понять уже практически не возможно!
Не стоит фантазировать о прошлом.
“Остров Крым” читали быть может?
Вот именно! Раньше результат зависил в бОльшей степени от мастерства и упёртости, а сейчас от ценника…
И как сказал один небезызвестный товарищь, за упоминание о котором здесь так любят банить, моделисты сейчас видоизменяются из homo modelikus samodelus upertus в более простую форму существ как homo modelikus pokupatelus lenivikus…
Вот именно! Раньше результат зависил в бОльшей степени от мастерства и упёртости, а сейчас от ценника…
Щазз.
То, что сейчас зависит от денег, тогда зависело от доступа к аппаратуре/материалам/оборудованию.
И денег, кстати. На то, что можно было купить. 40руб. за КМД - очень некислые по тем временам бабки. Винты по рупь штука? Если есть. Если нет - пилим буковую детскую кроватку.
Роль упертости - одинакова.
Не стоит идеализировать то, чего не видели.
То, что сейчас доступно за бабки (и даже небольшие) - тогда было недоступно в принципе.
Человеку с улицы. Sanva VG400 всяко лучше (Минимум в два раза 😁) и доступнее Новопропа
Понтов, конечно, меньше, это да.
А уж об этих наборах вообще сказать ничего хорошего невозможно. Они по конструкции и технологии на порядок ниже тогдашнего уровня среднепаршивого авиамодельного кружка. Будучи изготовлены по предлагаемой технологии и укомплектованы по минимуму (МК12 вместо КМД) - были хорошим аналогом нелетящего PA-12. Будучи хорошо укомплектованными и прилично сделанными - были аналогом “заряженного” PA-12 с бесколлекторником и угольным усилением крыла.
Отношение к ним со стороны чуть-чуть понимающего народа, кстати, было очень похожим.
Использовались в основном в качестве источника фанеры/шпона. А нешлифованные и кривые рейки оттуда хорошо годились только на шпатели для эпоксидки…
А у меня на мк12в голова отвинчивалась постоянно на обкатке 😃)
Не хватало сил дестких рук завентить 😃))
А моторчики компресионные в руках заводились, картера хватало на несколько оборотов !!!
А на крордах летает все! 😃))
Ну а як3 из фанерной коробки это было что-то 😃)
Фанера с сучками, корды ржавые 😃)
Еще был мк 17, но его так и не удалось запустить, но зато коробка у него была красивая:)))
Мк12в отработал честно.
А вот удивительно почему никто не упомянул про набор, для сборки резиномоторной модели!
А я собрал такой, и оно даже летало, только хреново. Ух, сколько сил было потрачено на изготовление боковин фуза и на последующую их стыковку. А сколько времени ушло на изготовление складного винта… Второй такой набор использовал только как источник реек 3х3.
Была еще резиномоторка и попроще, С кромками из тонкой фанеры и нервюрами и законцовками их сплющеной алюминиевой проволоки. Прикольная штука, тож как-то летало.
А еще помните, более продвинутая “пилотажка” с фузом из липовой доски толщиной чуть ли не 2 см и наборным крылом с симметричным профилем. В “МК” еще описывались доработки?
А еще помните, более продвинутая “пилотажка” с фузом из липовой доски толщиной чуть ли не 2 см и наборным крылом с симметричным профилем. В “МК” еще описывались доработки?
а вот это как раз у меня летало, в отличие от фанерного. в кружке это была базовая модель для отсева новичков, целый склад был китами забит. облегчали ее до безобразия, 90% фюза шло в отходы. а с нервюрами почему-то были такие понты - выпилить облегчение по полному контуру, миллиметров до 3, а потом сделать усиление спичками, уж не знаю с чего такое пошло…
Ух, сколько сил было потрачено на изготовление боковин фуза и на последующую их стыковку. А сколько времени ушло на изготовление складного винта… Второй такой набор использовал только как источник реек 3х3.
А ведь есть где-то такой! Микалентой обтянут! Если найду- обязательно сфоткаю! 😲
Хотя с другой стороны бальза водилась (к примеру у нас) только в модельных цехах.
А я бальзу в самом начале “авиамодельной карьеры” брал, разбирая ящики от мараканских апельсинов и мандаринов, желтоватая такая. Нервюры просто класс получались 😁 И моя первая модель была-фанерный МиГ. Под МК-12 летал по кругу, пока не запарило. Потом отдал более младшим товарищам. Второй была как раз пилотажка с липовой дубиной под фюз. Причем тоже, максимально облегченная, летала нормально. Я их потом штук пять настрогал и учился на них квадратные фигуры делать. Что самое интересное, научился, даже что-то выигрывал потом (правда на нормальной пилотажке под Радугу). 😜 Да, давно это было, году эдак в 1977-79.
Что-то никто про такие же бойцовки кандовые с дубиной поменьше под фюз не вспоминает. То же еще тот КИТ был…
Что-то никто про такие же бойцовки кандовые с дубиной поменьше под фюз не вспоминает. То же еще тот КИТ был…
А это не про тот ли набор в котором материалов было сразу на два самоля?
А ещё вспомнил пропеллеры по 30 копеек.
А еще помните, более продвинутая “пилотажка” с фузом из липовой доски толщиной чуть ли не 2 см и наборным крылом с симметричным профилем. В “МК” еще описывались доработки?
Ну, как такое можно забыть? Я брал эту заготовку в школу вместе с лобзиком и на переменах пилил её потихоньку. Костюмные брюки были в белой пыли. А запах-то, запах!!!
Ещё помню - винты продавали в магазинах буковые, по 80 коп. Дубовые такие. По пальцам шарахали, до сих пор шрамы видно. А мы гонялись за пластиковыми, ленинградскими 200х200 были такие. Я однажды с упаковки срисовал адрес и написал директору завода письмо. Так всё по-взрослому - Прошу выслать наложенным платежом… тра-та-та, тра-та-та… 10 штук. Официально… На мамкино имя. Блин! Приходит бандеролька через неделю - десять винтов. Как просил. Бамбулей получил от маман по первое число (10 лет мне было тогда) 😃
(а я думаю ща - откуда у меня страсть к интернет-покупкам? 😃 )