Как отучить новичков бояться первых полётов?
Долго пытался договориться с инструктором на Тушинке, так и не случилось (у них по выходным не учат). 😦 Хтоя странно. Я сам летаю на дельталете (не модели а вживую, как пилот) у пирамиды на Новой Риге, так там в выходные самое обучение. Ну это я так, к слову. 😃
Так вот научился летать сам после сима. А мандраж не сильный, когда не башкой рискуешь, а моделью. После того, как крыло из бальзы восстановил. Теперь уже и не напрягаюсь, понятно, что все чинится, главное, чтоб руки откуда нужно росли. 😛
“Приёмники с оптическим датчиком стабилизации горизонта” - наверное не плохо, но вот что не здорово вэтом варианте: стоит ли его покупать всего для 5-10 полетов???
“…но есть еще одна категория, которые и НЕ умеют, и НЕ бояться. Эти – самые опасные!!!” - точно есть и такие, как правило это те у кого нет вообще никакоу подготовки.
“. А мандраж не сильный, когда не башкой рискуешь, а моделью. После того, как крыло из бальзы восстановил. Теперь уже и не напрягаюсь, понятно, что все чинится” - да, похоже что это одна из главных причин мандража и его устранения.
На счет шнурка вот что скажу: все конечно замечательно, кроме такого момента. Когда новичёк начинает ронять модель он как правило не орёт “перехватывай!”, а пытается давить ручки по “самые помидоры”, когда и тренеру уже почти не остаётся времени выправить ошибку. Да и сам ученик не въезжает как ошибка была исправлена. Т.е. моторика остается не отработаной. Ошибка повторяется…
А главное когда тренер переключает управление на себя у ученика остается ощущение что на ручки давиш а модель - не реагирует! Ощущение “помехи” не доверие модели, напряжение, не уверенности (интуитивно).
Я обучался (не было шнурков) примерно так: С перва затянули планер, дали передатчик, благо два канала, высота, малая скорость. Порулил как топором, ни какого кайфа ни страха не почувствовал. Не разбил, налетал минут пять 😅. За тем на ДВСке следующим образом: передатчик на шее руки наручках, тренер Олег Захаров за моей спиной, его руки тоже на моём передатчике. И тренер просто ограничивает и подправляет мои (ученика) действия. В таком режиме чувство уверенности было на все сто. И так несколько полёвов. Т.е было обеспечено “чувство локтя”! За тем по немногу самостоятельно.
На то он и тренер, чтобы вовремя перехватить управление, спасти модель, а потом ученику тут же объяснить, что произошло. По крайней мере у меня так. Мой подопечный уже иногда сам спасает модель, если высота позволяет. Я даже не вмешиваюсь, если вижу что все будет нормально.
Перехватывать передатчик (особенно, если он висит на шее) очень неудобно. Рулить с учеником из-за спины тож не здорово - дотянуться до обоих джойстиков трудно бывает. Зависит сильно от комплекции тренера\ученика. 😁
Шнурок - спокойнее и удобнее. ИМХО
Я начал летать еще когда мне было 16 лет. Занимался в моделке, строил модели. Не дождавшись момента когда закончу в кружке, сделал кордовую модель дома под движок МАРЗ. Поехали с другом на поле. Он завел моторчик, поставил на землю модель, я взял ручку и полетел. Да именно так просто взял и полетел. Никто меня не учил держать ручку. Единственное НО, я много читал по авиации литературы в том числе и модельной. Потом на этом же самолетике я летал еще какое то время, пока не решил что нужно что нибудь другое, посложнее. И модель я подарил одному мальчишке. Потом я построил кордовую пилотажку под камод и научился на ней летать. После этого было затишье. Я скачал симулятор FMS, и стал понемногу набираться практики в радейках. Летал я и не только в модельном симуляторе но и в более правдоподобных авиасимуляторах ИЛ2, MFLS2004.
Главным критерием здесь является отработка движений вплоть до автоматизма, развитие реакции.
И не удивительно что мой первый полет на RCпланере (в галерее есть его фотка) в прошлом году состоялся в одиночку. Приехал на поле, отриммировал модель, побегал туда, сюда. Потом включил передатчик и борт. Разбежался и посильней кинул планер против ветра. Пролетел он около 50 метров. Пробовал рулить за это время. Набирать скорость пикированием, потом взмывал вверх и переводил планер в горизонтальный полет. То есть я соединялся с планером в единное целое.
Своего знакомого пацана обучал немного по другому. Сначала учил его летать на кордовом тренере. А потом показывал ему как управлять планером, как держать ручки, как их отклонять. Только после 2-3 таких глядений за моими действиями, я ему дал порулить. Сначала летел нормально, а потом уже ближе к земле задрал нос, что в итоге явилось морковкой.
Для каждого птенца нужен индивидуальный подход. и начинать обучать их надо с простого, т.е. с кордовых. Хотя бы не менее 5-6 полетов. Тогда ученик будет знать как что делать в какой момент.
И только потом, когда отрабатаются рефлексы, и руки будут делать именно то что требуется для нормального полета, а не для выпендрежа по асфальту. Тогда уже можно обучать на радейке. Или со шнуром или на простом тренере.
А что касается страха первого полета и мандража в коленках, то это у кого как. Но это не пройдет, пока не полетишь. Главное вовремя помочь советом или действием ради спасения модели.
На счет шнурка вот что скажу: все конечно замечательно, кроме такого момента. Когда новичёк начинает ронять модель он как правило не орёт “перехватывай!”, а пытается давить ручки по “самые помидоры”, когда и тренеру уже почти не остаётся времени выправить ошибку. Да и сам ученик не въезжает как ошибка была исправлена. Т.е. моторика остается не отработаной. Ошибка повторяется…
А главное когда тренер переключает управление на себя у ученика остается ощущение что на ручки давиш а модель - не реагирует! Ощущение “помехи” не доверие модели, напряжение, не уверенности (интуитивно).
Меня учили на шнурке, так вот.
Если таскаешь модель высоко, то у тебя достаточно высоты, чтобы эту ошибку исправить самому,
да и у тренера, есть время подсказать.
Когда “вывозили” товарища, то он летал невысоко и потому тренер часто перехватывал управление.
Очень помогало, когда тренер перехватывая управление просто говорил “взял”.
Про комплекцию тренера\ученика добавлю ещё размеры пальцев.
Меня учили на шнурке, тем не менее мандраж есть когда летишь первый раз без подстраховки.Поэтому мне предложили сделать так: два передатчика,но на мне был не ученик, а тренер.Мол если зарулишься-кнопку нажми, заберем.Вроде и помощь есть,но полет самостоятельный.
Сейчас сам иногда тренерую новичков.Встречаются такие,кто панически боиться разбить самолет, и по любому поводу орут:"Забирай!"На что обьясняю,что бороться надо самому и пытаться исправить ошибку,а если ситуация критическая,то я сам заберу.Пока вроде без падений по причине того, что не успел вырулить.
Примерно о чём я и говорил.
делается из “гребёнки” с шагом 2мм:
www.reflex-sim.de/reflex-sim/…/faqdesk_index.php?f…
Белый-сигнал. Коричневый-масса. перемычка выключает ВЧ
Симулятор на вкус. Я пользую Aerofly Pro Deluxe 😃
какой нынче симулятор лучше всего юзать
Полноценный Great Planes Real Flight G3 включает в себя комплект преходников для всех основных современных передатчиков. В т.ч. и квадратный Futaba.
Немцы – жлобы. Покупая Reflex XTR нужно выбирать версию именно для своего типа передатчика. Мало им того, что продают по сути только софт, они еще и на проводах экономят.
Полноценный Great Planes Real Flight G3 включает в себя…
За те деньги, которые он стоит, проще съездить на пару деньков в Белокаменную и посетить модельный тусняк, где клёвые ребята-москвичи вывезут чайника на шнурке. Ещё и на пиво останется 😃
Амеры спецом для новичков придумали приёмники с оптическим датчиком стабилизации горизонта. Видишь, что потерял контроль, - отпусти ручки. Самоль сам вернётся в горизонт.
Насколько я слышал, оптический автопилот для моделей разработали и впервые сделали у нас, в МАИ, еще в 80-х, а дальше оно уже расползлось по белу свету. И у Граупнера такая цацка в 95 уже точно в каталоге была.
Точно у Граупнера она давно.
наверно я не буду оригинальным (все читать было лень) если скажу, что уверенный полет в симуляторе снимает мандраж полностью 😃
Не снимает. Приобрести уверенность позволяет, но не снимает.
уверенный полет в симуляторе снимает мандраж полностью 😃
Первый реальный полет с тренером “на шнурке” полностью ампутировал у меня всякую уверенность приобретенную ежедневными тренеровками на симуляторе. (RF G3)
Cправдливости ради следует отметить, что первоначальное обучение мои воспитатели пытались проводить на экспериментальной модели, вообще говоря, предназначавшейся для воздушного боя. И когда через месяц мучений и терзаний мне вручили настоящий полутораметровый тренер, я взялся за ручки и сказал: “Легкота!!! Да он сам летит…”
Так что нефига думать, когда все давно придумано. Если есть финансовые и социальные возможности, то порядок лучше не нарушать:
во-первых, симулятор;
во-вторых, хорошая тренеровочная модель, без затей;
в-третьих, первые вылеты под чутким руководством опытного наставника с применением тренеровочного корда.
На данном этапе развития авиамоделизма, процесс становления на крыло, по-моему, должен выглядеть именно так. Еще раз оговорюсь: если есть деньги и человек готовый помочь.
Позвольте вставить…так сказать свои…пять копеек 😁
После симулятора у меня в поле ВООБЩЕ никаких эмоций небыло! Все как на компе-прикольно, самик летает, сбоку опытный пилот- чуть что-подхватит!(Ощущение, что если что перезагружусь 😦 ). И так несколько дней-пока привык. Затем был небольшой перерыв в несколько месяцев,(симулятором не пользовался) и вот после этого меня КАПИТАЛЬНО начало трясти, мандраж перед каждым стартом! И я только тогда понял, что все в моих руках, когда оглянувшись не обнаружил поблизости СТРАХУЮЩЕГО!!! Это был мой самый ИДЕАЛЬНЫЙ полет 😃
Применял я ещё вот какой предполётный метод. Требовал от ученика что бы он показал “руками” всю программу своего (первого) полёта со всеми (простыми!) виражами, несколько раз, при этом самолёт находился рядом перед собой чтобы привык к модели. Затам сразу в полёт ❗ так что на другие отвлечения (мандраж) уже не остаётся возможности сосредоточиться, только программа полёта. Ученик вспоминал о мандраже уже только после посадки минут через десять, потому как сразу после полёта он начинал вспоминать неправильно выполненые фигуры и анализировать произошедшее.
То есть получалось так, что из за более “сложно” поставленой задачи (лёгкой на самом деле) “задача” мандража уходила на второй план, что новичку придавало сил.
То есть получалось так, что из за более “сложно” поставленой задачи (лёгкой на самом деле) “задача” мандража уходила на второй план, что новичку придавало сил.
Кстати, хороший вариант 😃
Загрузить новичка так, чтоб у него времени не было “бояться”
Однако присматривать за ним всё одно надо
☕
ИМХО все зависит от того какой новичек. Я например, с хорошей теоретической подготовкой и налетом более 100 часов в симе полетел сразу и так же сразу приземлился. Самик – обычный тренер-высокоплан с трехстоечным шасси и .52 движком. Мандраж был после посадки. Правда в симе облетал ВСЕ модели, и в реал перешел только после того как в симе уверенно сажал ЛЮБОЙ самолет 10 из 10 раз. И также – полоса была асфальтовая. Кстати намного больший мандраж был при первых запусках двигателя – побаиваюсь я их…
В общем мое ИМХО – сим до позеленения, через немогу и нехочу. Когда будет сажать пилотажку с вертикали с заглошим двигателем прямо к ногам – можно и в поле.
Вот уж не знаю ,что и сказать.Всё уже сказано . Как мы сами учились-это другой разговор.
По теме: Научил множество мальчишек управлять моделью. Да- многие боятся первых полётов,поэтому учу тех ,кто хочет научиться и не боится.Т.е тех, кто сам преодолел свой страх.А другие, глядя на уверенные полёты своих товарищей постепенно преодолевают этот барьер.Наверное и скорей всего от некоторой зависти. Короче–ученик должен созреть для полётов. Обучение провожу исключительно на тренировочном планере–руки на руки .Параллельно с полётами в симуляторе полёты в реале, то биш полёты во сне и на яву.Обучение сначала похоже на помощь подвыпившему . Пока под руку ведёшь - идёт, отошёл на шаг -падает. Постепенно с каждым запуском даю больше воли,главное научить парировать порывы и дердать модель на месте против ветра… да что мне вас учить ,вы все и сами всё это знаете и прочувствовали…
…А когда сам учился на Шерифе,я такой дрожи в коленках ещё и поныне не осчюсчал как тогда----НЕ СОЗРЕЛ.
Так. Появился еще один прсоб предложеный Orel, а именно:
набрать колектив новичков (можно сказать для моральной поддержки) плюс некоторый компанейский азарт (добавляющий немного наглости В МЕСТО боязни первого полёта).
Я просто беру новичка на полетать (посмотреть) оставив под каким либо предлогом его модель дома.
На поле включаю аппаратуру, пульт в руки новичку, он рулит а я кручу модель и коментирую… Ну как пилоты с макетом. Потом взлетаю сам и веду на небольшой высоте модель по кругу, поглядывая на новичка. Если делает “стойку” (ну как будто сам ведёт) быстро сажу под ноги модель сую ему пульт в руки и бросаю модель в воздух одновременно пообещав открутить голову если расколотит… Ещё пока никто не расколотил… 😃 Свои потом бъют иногда…
Меня обучали таким способом,как здесь уже описывалось.Инструктор поднял мою модель,сказал,что облетает,потом мне даст.Взлетел,отдал мне передатчик 😃 Пришлось лететь успешно,куда бы я делся 😃
Очень действенный способ.
Так же я не могу висеть на самолёте,не получается рудер держать.А на вертолётах чужих вполне выходит.От безысходности.Куда ж я денусь 😃