Как отучить новичков бояться первых полётов?

dvsnik

Амеры спецом для новичков придумали приёмники с оптическим датчиком стабилизации горизонта. Видишь, что потерял контроль, - отпусти ручки. Самоль сам вернётся в горизонт.

K_Maxim

Долго пытался договориться с инструктором на Тушинке, так и не случилось (у них по выходным не учат). 😦 Хтоя странно. Я сам летаю на дельталете (не модели а вживую, как пилот) у пирамиды на Новой Риге, так там в выходные самое обучение. Ну это я так, к слову. 😃
Так вот научился летать сам после сима. А мандраж не сильный, когда не башкой рискуешь, а моделью. После того, как крыло из бальзы восстановил. Теперь уже и не напрягаюсь, понятно, что все чинится, главное, чтоб руки откуда нужно росли. 😛

amb2000

“Приёмники с оптическим датчиком стабилизации горизонта” - наверное не плохо, но вот что не здорово вэтом варианте: стоит ли его покупать всего для 5-10 полетов???

“…но есть еще одна категория, которые и НЕ умеют, и НЕ бояться. Эти – самые опасные!!!” - точно есть и такие, как правило это те у кого нет вообще никакоу подготовки.

“. А мандраж не сильный, когда не башкой рискуешь, а моделью. После того, как крыло из бальзы восстановил. Теперь уже и не напрягаюсь, понятно, что все чинится” - да, похоже что это одна из главных причин мандража и его устранения.

На счет шнурка вот что скажу: все конечно замечательно, кроме такого момента. Когда новичёк начинает ронять модель он как правило не орёт “перехватывай!”, а пытается давить ручки по “самые помидоры”, когда и тренеру уже почти не остаётся времени выправить ошибку. Да и сам ученик не въезжает как ошибка была исправлена. Т.е. моторика остается не отработаной. Ошибка повторяется…
А главное когда тренер переключает управление на себя у ученика остается ощущение что на ручки давиш а модель - не реагирует! Ощущение “помехи” не доверие модели, напряжение, не уверенности (интуитивно).

Я обучался (не было шнурков) примерно так: С перва затянули планер, дали передатчик, благо два канала, высота, малая скорость. Порулил как топором, ни какого кайфа ни страха не почувствовал. Не разбил, налетал минут пять 😅. За тем на ДВСке следующим образом: передатчик на шее руки наручках, тренер Олег Захаров за моей спиной, его руки тоже на моём передатчике. И тренер просто ограничивает и подправляет мои (ученика) действия. В таком режиме чувство уверенности было на все сто. И так несколько полёвов. Т.е было обеспечено “чувство локтя”! За тем по немногу самостоятельно.

Д_Заточник

На то он и тренер, чтобы вовремя перехватить управление, спасти модель, а потом ученику тут же объяснить, что произошло. По крайней мере у меня так. Мой подопечный уже иногда сам спасает модель, если высота позволяет. Я даже не вмешиваюсь, если вижу что все будет нормально.

SAN

Перехватывать передатчик (особенно, если он висит на шее) очень неудобно. Рулить с учеником из-за спины тож не здорово - дотянуться до обоих джойстиков трудно бывает. Зависит сильно от комплекции тренера\ученика. 😁
Шнурок - спокойнее и удобнее. ИМХО

Vader

Я начал летать еще когда мне было 16 лет. Занимался в моделке, строил модели. Не дождавшись момента когда закончу в кружке, сделал кордовую модель дома под движок МАРЗ. Поехали с другом на поле. Он завел моторчик, поставил на землю модель, я взял ручку и полетел. Да именно так просто взял и полетел. Никто меня не учил держать ручку. Единственное НО, я много читал по авиации литературы в том числе и модельной. Потом на этом же самолетике я летал еще какое то время, пока не решил что нужно что нибудь другое, посложнее. И модель я подарил одному мальчишке. Потом я построил кордовую пилотажку под камод и научился на ней летать. После этого было затишье. Я скачал симулятор FMS, и стал понемногу набираться практики в радейках. Летал я и не только в модельном симуляторе но и в более правдоподобных авиасимуляторах ИЛ2, MFLS2004.
Главным критерием здесь является отработка движений вплоть до автоматизма, развитие реакции.
И не удивительно что мой первый полет на RCпланере (в галерее есть его фотка) в прошлом году состоялся в одиночку. Приехал на поле, отриммировал модель, побегал туда, сюда. Потом включил передатчик и борт. Разбежался и посильней кинул планер против ветра. Пролетел он около 50 метров. Пробовал рулить за это время. Набирать скорость пикированием, потом взмывал вверх и переводил планер в горизонтальный полет. То есть я соединялся с планером в единное целое.
Своего знакомого пацана обучал немного по другому. Сначала учил его летать на кордовом тренере. А потом показывал ему как управлять планером, как держать ручки, как их отклонять. Только после 2-3 таких глядений за моими действиями, я ему дал порулить. Сначала летел нормально, а потом уже ближе к земле задрал нос, что в итоге явилось морковкой.
Для каждого птенца нужен индивидуальный подход. и начинать обучать их надо с простого, т.е. с кордовых. Хотя бы не менее 5-6 полетов. Тогда ученик будет знать как что делать в какой момент.
И только потом, когда отрабатаются рефлексы, и руки будут делать именно то что требуется для нормального полета, а не для выпендрежа по асфальту. Тогда уже можно обучать на радейке. Или со шнуром или на простом тренере.
А что касается страха первого полета и мандража в коленках, то это у кого как. Но это не пройдет, пока не полетишь. Главное вовремя помочь советом или действием ради спасения модели.

Dim1139
amb2000:

На счет шнурка вот что скажу: все конечно замечательно, кроме такого момента. Когда новичёк начинает ронять модель он как правило не орёт “перехватывай!”, а пытается давить ручки по “самые помидоры”, когда и тренеру уже почти не остаётся времени выправить ошибку. Да и сам ученик не въезжает как ошибка была исправлена. Т.е. моторика остается не отработаной. Ошибка повторяется…
А главное когда тренер переключает управление на себя у ученика остается ощущение что на ручки давиш а модель - не реагирует! Ощущение “помехи” не доверие модели, напряжение, не уверенности (интуитивно).

Меня учили на шнурке, так вот.
Если таскаешь модель высоко, то у тебя достаточно высоты, чтобы эту ошибку исправить самому,
да и у тренера, есть время подсказать.
Когда “вывозили” товарища, то он летал невысоко и потому тренер часто перехватывал управление.
Очень помогало, когда тренер перехватывая управление просто говорил “взял”.

Про комплекцию тренера\ученика добавлю ещё размеры пальцев.

vasechkin

Меня учили на шнурке, тем не менее мандраж есть когда летишь первый раз без подстраховки.Поэтому мне предложили сделать так: два передатчика,но на мне был не ученик, а тренер.Мол если зарулишься-кнопку нажми, заберем.Вроде и помощь есть,но полет самостоятельный.
Сейчас сам иногда тренерую новичков.Встречаются такие,кто панически боиться разбить самолет, и по любому поводу орут:"Забирай!"На что обьясняю,что бороться надо самому и пытаться исправить ошибку,а если ситуация критическая,то я сам заберу.Пока вроде без падений по причине того, что не успел вырулить.

dvsnik

Друзья, подскажите пожалуйста, какой нынче симулятор лучше всего юзать с передатчиком Футаба 6ЕХА? И где отыскать схемку соединения оного с компом. Разъём передатчика вот такой:

Matros_G
dvsnik:

какой нынче симулятор лучше всего юзать

Полноценный Great Planes Real Flight G3 включает в себя комплект преходников для всех основных современных передатчиков. В т.ч. и квадратный Futaba.

Немцы – жлобы. Покупая Reflex XTR нужно выбирать версию именно для своего типа передатчика. Мало им того, что продают по сути только софт, они еще и на проводах экономят.

dvsnik
Matros_G:

Полноценный Great Planes Real Flight G3 включает в себя…

За те деньги, которые он стоит, проще съездить на пару деньков в Белокаменную и посетить модельный тусняк, где клёвые ребята-москвичи вывезут чайника на шнурке. Ещё и на пиво останется 😃

V_Alex
dvsnik:

Амеры спецом для новичков придумали приёмники с оптическим датчиком стабилизации горизонта. Видишь, что потерял контроль, - отпусти ручки. Самоль сам вернётся в горизонт.

Насколько я слышал, оптический автопилот для моделей разработали и впервые сделали у нас, в МАИ, еще в 80-х, а дальше оно уже расползлось по белу свету. И у Граупнера такая цацка в 95 уже точно в каталоге была.

Pa5ha

наверно я не буду оригинальным (все читать было лень) если скажу, что уверенный полет в симуляторе снимает мандраж полностью 😃

amb2000

Не снимает. Приобрести уверенность позволяет, но не снимает.

Matros_G
Pa5ha:

уверенный полет в симуляторе снимает мандраж полностью 😃

Первый реальный полет с тренером “на шнурке” полностью ампутировал у меня всякую уверенность приобретенную ежедневными тренеровками на симуляторе. (RF G3)

Cправдливости ради следует отметить, что первоначальное обучение мои воспитатели пытались проводить на экспериментальной модели, вообще говоря, предназначавшейся для воздушного боя. И когда через месяц мучений и терзаний мне вручили настоящий полутораметровый тренер, я взялся за ручки и сказал: “Легкота!!! Да он сам летит…”

Так что нефига думать, когда все давно придумано. Если есть финансовые и социальные возможности, то порядок лучше не нарушать:
во-первых, симулятор;
во-вторых, хорошая тренеровочная модель, без затей;
в-третьих, первые вылеты под чутким руководством опытного наставника с применением тренеровочного корда.

На данном этапе развития авиамоделизма, процесс становления на крыло, по-моему, должен выглядеть именно так. Еще раз оговорюсь: если есть деньги и человек готовый помочь.

DmitryS

Позвольте вставить…так сказать свои…пять копеек 😁
После симулятора у меня в поле ВООБЩЕ никаких эмоций небыло! Все как на компе-прикольно, самик летает, сбоку опытный пилот- чуть что-подхватит!(Ощущение, что если что перезагружусь 😦 ). И так несколько дней-пока привык. Затем был небольшой перерыв в несколько месяцев,(симулятором не пользовался) и вот после этого меня КАПИТАЛЬНО начало трясти, мандраж перед каждым стартом! И я только тогда понял, что все в моих руках, когда оглянувшись не обнаружил поблизости СТРАХУЮЩЕГО!!! Это был мой самый ИДЕАЛЬНЫЙ полет 😃

amb2000

Применял я ещё вот какой предполётный метод. Требовал от ученика что бы он показал “руками” всю программу своего (первого) полёта со всеми (простыми!) виражами, несколько раз, при этом самолёт находился рядом перед собой чтобы привык к модели. Затам сразу в полёт так что на другие отвлечения (мандраж) уже не остаётся возможности сосредоточиться, только программа полёта. Ученик вспоминал о мандраже уже только после посадки минут через десять, потому как сразу после полёта он начинал вспоминать неправильно выполненые фигуры и анализировать произошедшее.
То есть получалось так, что из за более “сложно” поставленой задачи (лёгкой на самом деле) “задача” мандража уходила на второй план, что новичку придавало сил.

SAN

То есть получалось так, что из за более “сложно” поставленой задачи (лёгкой на самом деле) “задача” мандража уходила на второй план, что новичку придавало сил.

Кстати, хороший вариант 😃
Загрузить новичка так, чтоб у него времени не было “бояться”
Однако присматривать за ним всё одно надо