Классификация электротранспорта, общие вопросы...

Kovcheg1000

Ко мне часто обращаются с вопросами о электрод-велосипедах, скутерах и прочее… Обнаружил что у многих нет даже приблизительного представления о этом вопросе. Какие конструкции бывают, какую скорость могут развивать, каков пробег и пр.
Думаю, назрела отдельная ветка по электро-средствам передвижения (не все является транспортом) Если у кого-то возникли вопросы, дополнения, то буду рад участию. Заметка имеет информативное значение и ничуть не коммерческое (для модераторов)
Итак:

  1. Одноколесные


    Не являются транспортом, скорее спортивный снаряд т.к. требуют серьезных навыков. Давольно опасны и не надежны. Максимальная скорость 25 км/ч (что очень опасно для подобного снаряда), максимальный пробег 20 км.

  2. “Доски” двухколесные.
    Имеют два типа: поперечное расположение колес и продольное.


    Так же не являются транспортом, чуть легче освоить нежели чем одноколесные.
    С поперечным расположением скорость так же не более 25 км/ч и пробег 20 км.
    С продольным до 40 км/ч, пробег до 40 км. Есть и бензиновые варианты.

  3. Сигвеи


    Можно считаться транспортом, легок в освоении, но опасен в случае возникновения тех. неисправностей. Как известно, его изобретатель погиб на своем детище.
    Скорость до 80 км/ч (есть и такие, что по моему самоубийство), запас хода до 60 км.

  4. “Доски” 4-х колесные.

    Похожи на классический скейбоард. Так же не является транспортом. Скорость у некоторых образцов до 40 км/ч, пробег до 20 км. Так же очень опасны.

  5. Самокаты складные и нет.


    Уже можно рассматривать как полноценный транспорт для поездки до работы. Имеют множество модификаций, есть с седлами, колесами большего диаметра, дисковые тормоза и пр. Как например на этом фото:

    Скорость до 65 км/ч, пробег до 80 км.

  6. Электро-велосипеды складные:


    Имеют множество вариантов конструкций и разные тех характеристики. Очень удобны для поездок на небольшие расстояния. В меру безопасны и не прихотливы в обслуживании.
    Скорость до 40 км/ч, пробег до 40 км.

  7. Элетро-велосипеды:


    Пригодны как транспорт для поездок на большие расстояния, скорость до 80 км/ч, пробег до 60 км.

  8. Элеткро мотороллеры или как у нас их называют скутеры:

Полноценный транспорт, пригодны для поездок по автодорогам, имеют большой запас хода без подзарядки, скорость сравнимую с бензиновыми но при этом не требую прав. Скорость до 110 км/ч, пробег до 120 км.
Сам умею подобный, наездил на нем уже 3300 км без происшествий, очень доволен.

  1. Электро-Мотоциклы:



    Как видите, практически не отличаются от бензиновых. В этом и достоинство и недостаток, менты будут останавливать… Скорость так же сравнима с полноценными мотоциклами, да 160 км/ч и запас хода до 120 км.
    К сожалению, китайские модели отличаются малыми размерами, под рост среднего китайца и для нас как для подростков. Европейские же модели нормальных размеров очень дороги.

  2. Инвалидные коляски или транспорт для пожилых:

    Подробно останавливаться на нем не буду. Скорость до 25 км/ч, пробег до 30 км.

  3. Электромобили:



    Есть модели которые внешне и внутренне никак не отличаются от автомобилей с ДВС. Имеют два недостатка: очень дорогая батарея, которую через 2-3 года нужно менять и недостаточно мест где можно зарядить, но при этом некоторые заряжаются всего за 2 часа и запасом хода 200 км (такси в Шэньчжэне), максимальная скорость до 180 км/ч

Следующий раз сделаю обзор про то какие типы аккумуляторов бывают, моторы, регуляторы и прочее.

ADF

В целом неплохой обзор!

Только у электровеликов пробег и под сотню и даже за сотню может быть - аж запросто.

Kovcheg1000

Спасибо! Это лишь схематический набросок. В дальнейшем планирую остановиться подробнее на каждом из типов.

ADF:

Только у электровеликов пробег и под сотню и даже за сотню может быть - аж запросто.

Только с режимом рукурпирации, использованием педальной тяги на маршруте, на равнинной местности и батареей емкостью не менее 20Ah, а это вес не менее 10 кг для литий-ионной батареи (про свинцовую даже и не говорю). Я же имел в виду чистый пробег при умеренном рельефе. Но за замечание спасибо. Для того и писал, что бы развеять некоторые радужные представления и наоборот сказать в защиту положительных сторон.

rippers
Kovcheg1000:

Полноценный транспорт, пригодны для поездок по автодорогам, имеют большой запас хода без подзарядки, скорость сравнимую с бензиновыми но при этом не требую прав.

к сожалению уже требуют
смотрите новые изменение ПДД с этого года
категория М - ОБЯЗАТЕЛЬНА

электровелосипед мощнее 350 ватт - тоже самое (хотя это пока не работает)

Kovcheg1000
rippers:

электровелосипед мощнее 350 ватт - тоже самое (хотя это пока не работает)

Спасибо за любопытное замечание! Вопрос только в том как будет замеряться мощность мотора? На китайских мотор-колесах не пишется мощность.
Благо в Китае никаких проблем с этим нет. Напротив, в Шэньчжэне запрещен двухколесный транспорт с ДВС и потому даже курьеры вынуждены ездить на электро.

ADF
Kovcheg1000:

Только с режимом рукурпирации, использованием педальной тяги на…

Пробег в сотню по асфальту получается без педальной тяги и без рекуперации. Просто жирная батарея (10+ Кг, по сравнению с общим весом велика и ездюка это всё равно мизер) и езда не быстрее 30, максимум 40 км/ч.

Kovcheg1000:

не менее 20Ah,

Требуемая ёмкость зависит от напряжения. Проще тупо о весе батареи говорить.

Kovcheg1000:

литий-ио…

А другие на дальнобойных великах и не используют 😉 Две сотни банок 18650 и поехало.

Другой вопрос, что у серийных китайских электровелов батарея обычно меньше и легче, ну у них и цели применения малость другие. По городу, довезти задницу до работы и обратно, редко больше ~20…30Км пробега требуется, а батарея она основную часть стоимости образует.

Kovcheg1000
ADF:

Пробег в сотню по асфальту получается без педальной тяги и без рекуперации

Как то мне видится 100 км без подзарядки на велике маловероятен. Разве что, половина пути будет пройдена по инерции и с горки. Хотелось бы услышать мнения обладателей, их личные наблюдения…

ADF:

Требуемая ёмкость зависит от напряжения. Проще тупо о весе батареи говорить

Наверное хотели сказать “требуемый вес батареи зависит от напряжения”? Как емкость может зависеть от напряжения? Мы ведь говорим о электротранспорте, верно? А в нем обычно используются следующие напряжения: 36V, 48V, 60V, 72V, 84V (на моем столько), 96V.

ADF:

Две сотни банок 18650 и поехало.

Как вы наверное знаете, ставить в параллель батареи очень плохо для их самочувствия. Есть отдельный банки на 3,7V и 10Ah и 20Ah и даже 100Ah. А собирать гроздь из 18650 да еще без балансирной платы колхоз! Есть риск, что воспламениться ваш велик через некоторое время.

ADF:

у серийных китайских электровелов батарея обычно меньше и легче, ну у них и цели применения малость другие.

Вы мало знакомы с китайскими моделями или судите по тому что есть на рынке в России. В Китае есть модели для всех случаев жизни.

Вот например батарея Li-Po на 40Ah:

Думаю следующий обзор думаю нужно сделать о типах батарей и балансируем платам к ним.

А вот Li-ion 3,2V на 20Ah:

ADF
Kovcheg1000:

Как то мне видится 100 км без подзарядки на велике маловероятен.

Если не гнать на предельной скорости, средняя мощность при езде по ровному составляет 300-500 Вт (замер по потреблению). Это при скорости 30 км/ч.
Дальше считаем: чтобы пройти 100 км, требуется 3,33 часа. Берем мощность 500Вт, делим на 48 вольт, получаем ток в ~11 Ампер. 11 ампер за 3,4 часа. Это ёмкость в 37 А*ч при напряжении батареи в 48В.

Kovcheg1000:

Наверное хотели сказать "требуемый вес батареи зависит от на…

Либо берем вёс, либо берем связку напряжение*амперчасы.
Эти параметры связаны через константу удельной энергоёмкости.

Kovcheg1000:

Как вы наверное знаете, ставить в параллель батареи очень плохо для их сам…

Полная чушь! Литии очень хорошо параллелятся. В ноутбуках 18650 по две запараллелены (4S2P) сплошь и рядом.
Две параллельных литиевых банки даже развязывать не надо и они могут быть даже разных емкостей (но желательно, чтобы их суммарная емкость совпала с емкостями последовательных сборок).
Единственное - надо заранее отсеить битые банки или вычленить их после первых циклов.

Kovcheg1000:

Вы мало знакомы с китайскими моделями или судите…

Сужу по наиболее популярным: а в массе покупаются относительно мелкие электровелики с относительно маленькой батарейкой - чисто по городу проехать, не дальше 20-30 Км с одной зарядки.
Потому, что этих ТТХ уже достаточно для большинства пользователей, а более крутые электровелики - уже сильно дороже. От веса батареи цена сильно растёт.

Kovcheg1000
ADF:

Это ёмкость в 37 А*ч при напряжении батареи в 48В

Все теория в идеальных условиях. А батарея почти на 40Ah на 48V на Li-ion да, получается даже меньше 10 кг (если не колхозить)

ADF:

Эти параметры связаны через константу удельной энергмёмкости.

Согласен.

ADF:

Единственное - надо заранее отсеить битые банки или вычленить их после первых циклов.

Это как раз колхоз … А что до ноутбучных батарей, то они то как раз не редко и воспламеняются.
Давайте все же говорить о максимально надежных вариантах, а не типа “работает и ладно”…

ADF:

Сужу по наиболее популярным: а в массе покупаются относительно мелкие электровелики с относительно маленькой батарейкой

Популярно то что есть на российском рынке наличествует. Причем не самые лучшие варианты да еще с накруткой в 10 концов.
Смотрю на Московские цены и диву даюсь, то что в Китае стоит 2-3 тысячи юаней (до $500), в Москве продается за 70-100 тысяч рублей!!!

ADF

Все теория в идеальных условиях. А батарея почти на 40Ah на 48V на Li-ion да, получается даже меньше 10 кг (если не колхозить)

Да даже если колхозить 😃 Ионы 18650 - одни из лучших по энергоемкости.

Это как раз колхоз …

Вы говорите это так, будто это что-то плохое! 😃 Вот в эпуху до литиев, на мотопланера хорошие батареи из кадмиев или гидридов собирались зачастую самостоятельно, так как заводские были собраны на никилевую ленту, которая при рабочих токах аж красным светится. Кстати, современые батареи заводской сборки - тоже не редко на никилевую ленту сваривают.

А что до ноутбучных батарей, то они то как раз не редко и воспламеняются.

Дану? Случаи - единичны! И не чаще, чем случаи воспламенения батарей в сотовых.

Но что есть выбор, что есть огромные ёмкие банки - это хорошо.

Kovcheg1000
ADF:

Вы говорите это так, будто это что-то плохое!

Да нет, конечно хорошо))) Самолет братьев Райт тот еще колхоз )))

Вообщем, рад что тема многих заинтересовала (судя по посещаемости). Расцениваю это как стимул к продолжению 😉

V_Alex
ADF:

Либо берем вёс, либо берем связку напряжение*амперчасы.
Эти параметры связаны через константу удельной энергоёмкости.

Эта связка дает киловатт-часы, может проще сразу в них считать? И с весом будет линейная пропорция.

Kovcheg1000:

Вообщем, рад что тема многих заинтересовала (судя по посещаемости). Расцениваю это как стимул к продолжению 😉

Тема интересная и актуальная. Продолжайте 😃

ADF

Вот мне интересно, на каких рамах стоит собирать электровел? Говорят, если на обычной - там ряд проблем: от нагрузки на дропы (даже если мотор в заднем, а не в переднем, колеса) до общего увеличения веса и средней скорости движения.

Kovcheg1000
ADF:

Вот мне интересно, на каких рамах стоит собирать электровел?

Да верно мыслите. При переднем моторе бывали случаи вырезания вилки и норм об асфальт… При заднем - деформация рамы…
Но все зависит от того какой мощности мотор собираетесь ставить, для городских поездок или для пересеченной местности. Если колесо до 500 Ватт, то я думаю можно ставить и на обычную раму…

V_Alex:

Эта связка дает киловатт-часы, может проще сразу в них считать?

С инженерной точки зрения вы правы, но так не наглядно для обывателя. Напряжение плюс емкость именно так прежде всего указывается характеристики батарей, во всяком случае в Китае.

V_Alex:

Продолжайте

Спасибо! По мере сил и возможностей…)

ADF
Kovcheg1000:

… или для пересеченной местности. Если колесо до 500 Ватт, …

1-1,5 КВт. Скорее 1. Езда в основном по асфальту, изредка по грунтовкам.

Но это пока ухо к носу прикидываю…

Kovcheg1000
ADF:

1-1,5 КВт.

1500 Ватт для велика?!? Для езды по асфальту?!? Вам скорость 80 км/ч нужно? Или вам взбираться в гору 30 гр. нужно? Куда вам такая мощность мотор-колеса? Больше не всегда лучше. Батарею будет жрать ого-го как… Вам от силы нужно 800 Ватт!
Во всяком случае, при мощности 1000 и выше нужна специальная рама и вилка.

Да и зачем вам мотор-колесо? Вот вполне аккуратный вариант 350 Ватт (недостаток только шум до 50 дБ)


Весь комплект без батареи стоит около $ 400. Обещают пробег с батарей 36V 9Ah минимум 40 км.

А вот пример специальной рамы:

Ну это уже идеальный вариант так сказать))

Ну а если все же выбираете мотор-колесо (что лучше с точки зрения КПД), то вот вариант на 500 Ватт и ценой всего $250 за комплект:


С батареей 48V скорость будет до 40 км/ч и пробег с емкостью батареи 13Ah - 50 км.
Ну я придерживаюсь все же варианта переднего ведущего колеса так как в этом случае распределение веса равномерно (если вы, конечно не станете вешать батарею на руль при заднем моторе)

ADF
Kovcheg1000:

1500 Ватт для велика?!?
…Вам от силы нужно 800 Ватт!

Давайте вы не будете решать за меня?!

Kovcheg1000:

Больше не всегда лучше. Батарею будет жрать ого-го как…

Не будет жрать: это только запас мощности, а не постоянный режим эксплуатации. Лететь на велике выше 40 - самоубийство.
Основная причина желания иметь запас - чтобы в гору не сдыхал и не задымил. Если уж электовелик - то именно электровелик, а не педальный гибрид (хотя педали, конечно-же, останутся в любом случае).

Kovcheg1000:

Вот вполне аккуратный вариант 350 Ватт

Извиняюсь, но 350Вт это вообще не вариант. Глубоко убежден, что 500Вт и ниже - это только ребенку на лисапед ставить.

И слабый мотор, работающий всегда на полной нагрузке, имеет куда меньший ресурс, чем мощный, работающий в пол силы.

Kovcheg1000:

если вы, конечно не станете вешать батарею на руль при заднем моторе

Именно так: мотор в заднем колесе, батарея - на руле. И мотор строго прямого привода, никаких пластмассовых планетарок.

ksk

Насчет электровелосипедов как транспорта есть интеиесные наработки. Основным условием было использование стандартных рам. Предельные цифры 73км/ ч 150км пробега 3кВт мощности . Это на мотор- колесе и 1квтч батарейках. Причем на тему крепления в стандартные рамы те кейса для батареи потрачено основное время. Фотки могу чуть позже сделать.