Классификация электротранспорта, общие вопросы...
Ко мне часто обращаются с вопросами о электрод-велосипедах, скутерах и прочее… Обнаружил что у многих нет даже приблизительного представления о этом вопросе. Какие конструкции бывают, какую скорость могут развивать, каков пробег и пр.
Думаю, назрела отдельная ветка по электро-средствам передвижения (не все является транспортом) Если у кого-то возникли вопросы, дополнения, то буду рад участию. Заметка имеет информативное значение и ничуть не коммерческое (для модераторов)
Итак:
-
Одноколесные
Не являются транспортом, скорее спортивный снаряд т.к. требуют серьезных навыков. Давольно опасны и не надежны. Максимальная скорость 25 км/ч (что очень опасно для подобного снаряда), максимальный пробег 20 км. -
“Доски” двухколесные.
Имеют два типа: поперечное расположение колес и продольное.
Так же не являются транспортом, чуть легче освоить нежели чем одноколесные.
С поперечным расположением скорость так же не более 25 км/ч и пробег 20 км.
С продольным до 40 км/ч, пробег до 40 км. Есть и бензиновые варианты. -
Сигвеи
Можно считаться транспортом, легок в освоении, но опасен в случае возникновения тех. неисправностей. Как известно, его изобретатель погиб на своем детище.
Скорость до 80 км/ч (есть и такие, что по моему самоубийство), запас хода до 60 км. -
“Доски” 4-х колесные.
Похожи на классический скейбоард. Так же не является транспортом. Скорость у некоторых образцов до 40 км/ч, пробег до 20 км. Так же очень опасны. -
Самокаты складные и нет.
Уже можно рассматривать как полноценный транспорт для поездки до работы. Имеют множество модификаций, есть с седлами, колесами большего диаметра, дисковые тормоза и пр. Как например на этом фото:
Скорость до 65 км/ч, пробег до 80 км. -
Электро-велосипеды складные:
Имеют множество вариантов конструкций и разные тех характеристики. Очень удобны для поездок на небольшие расстояния. В меру безопасны и не прихотливы в обслуживании.
Скорость до 40 км/ч, пробег до 40 км. -
Элетро-велосипеды:
Пригодны как транспорт для поездок на большие расстояния, скорость до 80 км/ч, пробег до 60 км. -
Элеткро мотороллеры или как у нас их называют скутеры:
Полноценный транспорт, пригодны для поездок по автодорогам, имеют большой запас хода без подзарядки, скорость сравнимую с бензиновыми но при этом не требую прав. Скорость до 110 км/ч, пробег до 120 км.
Сам умею подобный, наездил на нем уже 3300 км без происшествий, очень доволен.
-
Электро-Мотоциклы:
Как видите, практически не отличаются от бензиновых. В этом и достоинство и недостаток, менты будут останавливать… Скорость так же сравнима с полноценными мотоциклами, да 160 км/ч и запас хода до 120 км.
К сожалению, китайские модели отличаются малыми размерами, под рост среднего китайца и для нас как для подростков. Европейские же модели нормальных размеров очень дороги. -
Инвалидные коляски или транспорт для пожилых:
Подробно останавливаться на нем не буду. Скорость до 25 км/ч, пробег до 30 км. -
Электромобили:
Есть модели которые внешне и внутренне никак не отличаются от автомобилей с ДВС. Имеют два недостатка: очень дорогая батарея, которую через 2-3 года нужно менять и недостаточно мест где можно зарядить, но при этом некоторые заряжаются всего за 2 часа и запасом хода 200 км (такси в Шэньчжэне), максимальная скорость до 180 км/ч
Следующий раз сделаю обзор про то какие типы аккумуляторов бывают, моторы, регуляторы и прочее.
В целом неплохой обзор!
Только у электровеликов пробег и под сотню и даже за сотню может быть - аж запросто.
Спасибо! Это лишь схематический набросок. В дальнейшем планирую остановиться подробнее на каждом из типов.
Только у электровеликов пробег и под сотню и даже за сотню может быть - аж запросто.
Только с режимом рукурпирации, использованием педальной тяги на маршруте, на равнинной местности и батареей емкостью не менее 20Ah, а это вес не менее 10 кг для литий-ионной батареи (про свинцовую даже и не говорю). Я же имел в виду чистый пробег при умеренном рельефе. Но за замечание спасибо. Для того и писал, что бы развеять некоторые радужные представления и наоборот сказать в защиту положительных сторон.
Полноценный транспорт, пригодны для поездок по автодорогам, имеют большой запас хода без подзарядки, скорость сравнимую с бензиновыми но при этом не требую прав.
к сожалению уже требуют
смотрите новые изменение ПДД с этого года
категория М - ОБЯЗАТЕЛЬНА
электровелосипед мощнее 350 ватт - тоже самое (хотя это пока не работает)
электровелосипед мощнее 350 ватт - тоже самое (хотя это пока не работает)
Спасибо за любопытное замечание! Вопрос только в том как будет замеряться мощность мотора? На китайских мотор-колесах не пишется мощность.
Благо в Китае никаких проблем с этим нет. Напротив, в Шэньчжэне запрещен двухколесный транспорт с ДВС и потому даже курьеры вынуждены ездить на электро.
Только с режимом рукурпирации, использованием педальной тяги на…
Пробег в сотню по асфальту получается без педальной тяги и без рекуперации. Просто жирная батарея (10+ Кг, по сравнению с общим весом велика и ездюка это всё равно мизер) и езда не быстрее 30, максимум 40 км/ч.
не менее 20Ah,
Требуемая ёмкость зависит от напряжения. Проще тупо о весе батареи говорить.
литий-ио…
А другие на дальнобойных великах и не используют 😉 Две сотни банок 18650 и поехало.
Другой вопрос, что у серийных китайских электровелов батарея обычно меньше и легче, ну у них и цели применения малость другие. По городу, довезти задницу до работы и обратно, редко больше ~20…30Км пробега требуется, а батарея она основную часть стоимости образует.
Пробег в сотню по асфальту получается без педальной тяги и без рекуперации
Как то мне видится 100 км без подзарядки на велике маловероятен. Разве что, половина пути будет пройдена по инерции и с горки. Хотелось бы услышать мнения обладателей, их личные наблюдения…
Требуемая ёмкость зависит от напряжения. Проще тупо о весе батареи говорить
Наверное хотели сказать “требуемый вес батареи зависит от напряжения”? Как емкость может зависеть от напряжения? Мы ведь говорим о электротранспорте, верно? А в нем обычно используются следующие напряжения: 36V, 48V, 60V, 72V, 84V (на моем столько), 96V.
Две сотни банок 18650 и поехало.
Как вы наверное знаете, ставить в параллель батареи очень плохо для их самочувствия. Есть отдельный банки на 3,7V и 10Ah и 20Ah и даже 100Ah. А собирать гроздь из 18650 да еще без балансирной платы колхоз! Есть риск, что воспламениться ваш велик через некоторое время.
у серийных китайских электровелов батарея обычно меньше и легче, ну у них и цели применения малость другие.
Вы мало знакомы с китайскими моделями или судите по тому что есть на рынке в России. В Китае есть модели для всех случаев жизни.
Вот например батарея Li-Po на 40Ah:
Думаю следующий обзор думаю нужно сделать о типах батарей и балансируем платам к ним.
А вот Li-ion 3,2V на 20Ah:
Как то мне видится 100 км без подзарядки на велике маловероятен.
Если не гнать на предельной скорости, средняя мощность при езде по ровному составляет 300-500 Вт (замер по потреблению). Это при скорости 30 км/ч.
Дальше считаем: чтобы пройти 100 км, требуется 3,33 часа. Берем мощность 500Вт, делим на 48 вольт, получаем ток в ~11 Ампер. 11 ампер за 3,4 часа. Это ёмкость в 37 А*ч при напряжении батареи в 48В.
Наверное хотели сказать "требуемый вес батареи зависит от на…
Либо берем вёс, либо берем связку напряжение*амперчасы.
Эти параметры связаны через константу удельной энергоёмкости.
Как вы наверное знаете, ставить в параллель батареи очень плохо для их сам…
Полная чушь! Литии очень хорошо параллелятся. В ноутбуках 18650 по две запараллелены (4S2P) сплошь и рядом.
Две параллельных литиевых банки даже развязывать не надо и они могут быть даже разных емкостей (но желательно, чтобы их суммарная емкость совпала с емкостями последовательных сборок).
Единственное - надо заранее отсеить битые банки или вычленить их после первых циклов.
Вы мало знакомы с китайскими моделями или судите…
Сужу по наиболее популярным: а в массе покупаются относительно мелкие электровелики с относительно маленькой батарейкой - чисто по городу проехать, не дальше 20-30 Км с одной зарядки.
Потому, что этих ТТХ уже достаточно для большинства пользователей, а более крутые электровелики - уже сильно дороже. От веса батареи цена сильно растёт.
Это ёмкость в 37 А*ч при напряжении батареи в 48В
Все теория в идеальных условиях. А батарея почти на 40Ah на 48V на Li-ion да, получается даже меньше 10 кг (если не колхозить)
Эти параметры связаны через константу удельной энергмёмкости.
Согласен.
Единственное - надо заранее отсеить битые банки или вычленить их после первых циклов.
Это как раз колхоз … А что до ноутбучных батарей, то они то как раз не редко и воспламеняются.
Давайте все же говорить о максимально надежных вариантах, а не типа “работает и ладно”…
Сужу по наиболее популярным: а в массе покупаются относительно мелкие электровелики с относительно маленькой батарейкой
Популярно то что есть на российском рынке наличествует. Причем не самые лучшие варианты да еще с накруткой в 10 концов.
Смотрю на Московские цены и диву даюсь, то что в Китае стоит 2-3 тысячи юаней (до $500), в Москве продается за 70-100 тысяч рублей!!!
Все теория в идеальных условиях. А батарея почти на 40Ah на 48V на Li-ion да, получается даже меньше 10 кг (если не колхозить)
Да даже если колхозить 😃 Ионы 18650 - одни из лучших по энергоемкости.
Это как раз колхоз …
Вы говорите это так, будто это что-то плохое! 😃 Вот в эпуху до литиев, на мотопланера хорошие батареи из кадмиев или гидридов собирались зачастую самостоятельно, так как заводские были собраны на никилевую ленту, которая при рабочих токах аж красным светится. Кстати, современые батареи заводской сборки - тоже не редко на никилевую ленту сваривают.
А что до ноутбучных батарей, то они то как раз не редко и воспламеняются.
Дану? Случаи - единичны! И не чаще, чем случаи воспламенения батарей в сотовых.
Но что есть выбор, что есть огромные ёмкие банки - это хорошо.
Вы говорите это так, будто это что-то плохое!
Да нет, конечно хорошо))) Самолет братьев Райт тот еще колхоз )))
Вообщем, рад что тема многих заинтересовала (судя по посещаемости). Расцениваю это как стимул к продолжению 😉
Либо берем вёс, либо берем связку напряжение*амперчасы.
Эти параметры связаны через константу удельной энергоёмкости.
Эта связка дает киловатт-часы, может проще сразу в них считать? И с весом будет линейная пропорция.
Вообщем, рад что тема многих заинтересовала (судя по посещаемости). Расцениваю это как стимул к продолжению 😉
Тема интересная и актуальная. Продолжайте 😃
Вот мне интересно, на каких рамах стоит собирать электровел? Говорят, если на обычной - там ряд проблем: от нагрузки на дропы (даже если мотор в заднем, а не в переднем, колеса) до общего увеличения веса и средней скорости движения.
Вот мне интересно, на каких рамах стоит собирать электровел?
Да верно мыслите. При переднем моторе бывали случаи вырезания вилки и норм об асфальт… При заднем - деформация рамы…
Но все зависит от того какой мощности мотор собираетесь ставить, для городских поездок или для пересеченной местности. Если колесо до 500 Ватт, то я думаю можно ставить и на обычную раму…
Эта связка дает киловатт-часы, может проще сразу в них считать?
С инженерной точки зрения вы правы, но так не наглядно для обывателя. Напряжение плюс емкость именно так прежде всего указывается характеристики батарей, во всяком случае в Китае.
Продолжайте
Спасибо! По мере сил и возможностей…)
… или для пересеченной местности. Если колесо до 500 Ватт, …
1-1,5 КВт. Скорее 1. Езда в основном по асфальту, изредка по грунтовкам.
Но это пока ухо к носу прикидываю…
1-1,5 КВт.
1500 Ватт для велика?!? Для езды по асфальту?!? Вам скорость 80 км/ч нужно? Или вам взбираться в гору 30 гр. нужно? Куда вам такая мощность мотор-колеса? Больше не всегда лучше. Батарею будет жрать ого-го как… Вам от силы нужно 800 Ватт!
Во всяком случае, при мощности 1000 и выше нужна специальная рама и вилка.
Да и зачем вам мотор-колесо? Вот вполне аккуратный вариант 350 Ватт (недостаток только шум до 50 дБ)
Весь комплект без батареи стоит около $ 400. Обещают пробег с батарей 36V 9Ah минимум 40 км.
А вот пример специальной рамы:
Ну это уже идеальный вариант так сказать))
Ну а если все же выбираете мотор-колесо (что лучше с точки зрения КПД), то вот вариант на 500 Ватт и ценой всего $250 за комплект:
С батареей 48V скорость будет до 40 км/ч и пробег с емкостью батареи 13Ah - 50 км.
Ну я придерживаюсь все же варианта переднего ведущего колеса так как в этом случае распределение веса равномерно (если вы, конечно не станете вешать батарею на руль при заднем моторе)
1500 Ватт для велика?!?
…Вам от силы нужно 800 Ватт!
Давайте вы не будете решать за меня?!
Больше не всегда лучше. Батарею будет жрать ого-го как…
Не будет жрать: это только запас мощности, а не постоянный режим эксплуатации. Лететь на велике выше 40 - самоубийство.
Основная причина желания иметь запас - чтобы в гору не сдыхал и не задымил. Если уж электовелик - то именно электровелик, а не педальный гибрид (хотя педали, конечно-же, останутся в любом случае).
Вот вполне аккуратный вариант 350 Ватт
Извиняюсь, но 350Вт это вообще не вариант. Глубоко убежден, что 500Вт и ниже - это только ребенку на лисапед ставить.
И слабый мотор, работающий всегда на полной нагрузке, имеет куда меньший ресурс, чем мощный, работающий в пол силы.
если вы, конечно не станете вешать батарею на руль при заднем моторе
Именно так: мотор в заднем колесе, батарея - на руле. И мотор строго прямого привода, никаких пластмассовых планетарок.
Насчет электровелосипедов как транспорта есть интеиесные наработки. Основным условием было использование стандартных рам. Предельные цифры 73км/ ч 150км пробега 3кВт мощности . Это на мотор- колесе и 1квтч батарейках. Причем на тему крепления в стандартные рамы те кейса для батареи потрачено основное время. Фотки могу чуть позже сделать.
Причем на тему крепления в стандартные рамы те кейса для батареи потрачено основное время. Фотки могу чуть позже сделать.
Очень интересно, ждём!
Давайте вы не будете решать за меня?!
Как то мне не понятен Ваш обиженный тон… Я же искренне и абсолютно безвозмездно желаю помочь Вам и всем заинтересованным.
Не будет жрать: это только запас мощности
Позвольте с Вами не согласится. Для раскрутки большей мощности мотора нужно больше энергии. Лишь на поддержания вращения тратится уже меньше энергии, но велотранспорт в городе такая вещь, что постоянно приходится разгоняться и тормозить. Не забывайте что регулятор большей мощности так же потребляет больше. Вы же авиамоделист, как я понял и должны это знать. Ваши рассуждения похожи больше на слова автолюбителя “запас мощности что бы по трассе фуры обгонять”. Но автомобиле лишний расход бензина и лишний вес не так критичен.
Глубоко убежден, что 500Вт и ниже - это только ребенку на лисапед ставить.
Позвольте узнать чем подкреплены Ваши убеждения? В Китае 70% ездит на моторах до 500 Ватт, и причем по двое и по трое. А Ваши рассуждения про то что слабее мотор имеет меньший ресурс так же из ряда про ДВС. Я могу Вам привезти множество примеров реальных великов до 500 Ватт с приличными характеристиками и используемые уже не один год без замены мотора. У самого есть электро-мотороллер с колесом 1000 Ватт, весит он 135 кг и на нем я с пассажиром спокойно еду в гору 30 гр.
Именно так: мотор в заднем колесе, батарея - на руле.
Вот тут дело Ваше, батарея приличной емкости весит 10 кг да и не красива как то… Колхоз…
Причем на тему крепления в стандартные рамы те кейса для батареи потрачено основное время.
Слабо верится. Стандартные рамы?!? И 150 км пробег? На 3000 Ватт колесе? Опять голая теория! Посчитали мощность и потребление. Все забывают, для того что бы просто тронутся (а у вас вес мотора 15 кг, батарея 15 кг, контроллер 2 кг, рама и пр. минимум 10 кг, плюс ваш вес) затрачивается гуда больше энергии чем просто на поддержание вращения.
Слабо верится. Стандартные рамы?!? И 150 км пробег? На 3000 Ватт колесе? Опять голая теория! Посчитали мощность и потребление. Все забывают, для того что бы просто тронутся (а у вас вес мотора 15 кг, батарея 15 кг, контроллер 2 кг, рама и пр. минимум 10 кг, плюс ваш вес) затрачивается гуда больше энергии чем просто на поддержание вращения.
Гляньте параметры “Теслы”. Там движки под 400 кВт, а средняя потребляемая мощность - 20 кВт.
Кстати, самокаты (типа третьей картинки пункта 5) были в Москве, Митинский радиорынок, цокольный этаж. Было до 5 модификаций. Ценник от 600 до 1000 баксов, если не ошибаюсь.
Гляньте параметры “Теслы”. Там движки под 400 кВт, а средняя потребляемая мощность - 20 кВт.
Вы не ошиблись? 400 000 Ват?!? Средняя потребляемая 20 000 Ватт ?!? Моторы для подводных лодок? )))
Наверное все же приставка “кило” лишняя.
А вообще знаете как считается среднее потребление? Это совсем не “средняя” поездка, скажем на работу. Это опять же, голые вычисления без учета множества факторов. Маркетинг, знаете ли обязывает… Думаете на вашем мониторе реально скорость реакции 5 миллисекунд? Весь вопрос в том как измерять…
Кстати, самокаты (типа третьей картинки пункта 5) были в Москве, Митинский радиорынок, цокольный этаж. Было до 5 модификаций. Ценник от 600 до 1000 баксов, если не ошибаюсь.
Вполне возможно, если в Китае они стоят 250-300 S
Как то мне не понятен Ваш обиженный тон… Я же искренне и…
😃
Позвольте с Вами не согласится. Для раскрутки большей мощности мотора нужно больше э…
Я что-то усомнился в степени вашего понимания!
Более мощный мотор - в некоторых условиях может быть не таким эффективным при работе на неполную мощность, по сравнению с менее мощным, но работающим на полную. Но если он при этой половинной мощности не перегружен моментом или оборотами - то разницы в КПД может не быть. А может быть даже в пользу мощного мотора: в силу лучшего “магнитного зацепления” и более мясистого железа.
Про раскрутку - бред, просто бред! Сам по себе мотор стоит близко к центру и масса у него относительно невелика. Основная энергия расходуется на разгон самого велосипеда, а не на кинетическую энергию вращающегося колеса, даже рассматривая режимы постоянных разгонов и торможений.
Лишь на поддержания вращения тратится уже меньше эне…
Поддержание вращения - это копейки! Энергия расходуется на лобовое сопротивление и чуть-чуть - на трение покрышек о дорогу. Если велик перевернуть и раскрутить колесо до рабочей скорости, поддерживая газом эти обороты - мотор будет потреблять ток холостого хода, который составляет максимум 10% от того тока, если бы он с этой-же скоростью вращения катил и вёз ездюка.
Не забывайте что регулятор большей мощности так же потребляет больше. Вы же авиамоделист, как я понял и должны это з…
Я авиамоделист, да. И ничего не знаю о том, что регулятор большей мощности - потребляет больше!
Да, есть паразитный нагрев, мощный регулятор выделяет тепла больше, чем мелкий. Но только когда он коммутирует и бОльшую мощность! Если мощный регулятор коммутирует малую мощность - там потери в ключах меньше, так как у него внутреннее сопротивление меньше. В итоге - мощный регулятор при работе не в полную мощность - потребляет МЕНЬШЕ.
И в любом случае - потребление регулятора это лишь паразитный нагрев, весьма незначительные потери. Основные потери электроэнергии в двух местах: а батарее при её зарядке (считаем, что при разрядке она не нагружается даже близко к пределу) и в моторе при его работе. Всё остальное - копейки, если откровенных косяков нет.
…чем подкреплены Ваши убеждения? В Китае 70% ездит на моторах до 500 Ватт, и причем по двое и по трое.
Вы китайца видели?
А асфалтовую дорогу в России чуть поодаль от административного центра? 😃
А Ваши рассуждения про то что слабее мотор имеет меньший ресурс так же из ряда про ДВС.
Не совсем точно выразился. Ресурс сам по себе не меньше (ведь и вправду, не ДВС же), а вот вероятность случайно спалить его, случайно перегрузив на подъеме - сильно выше!
Вы не ошиблись? 400 000 Ват?!? Средняя потребляемая 20 000 Ватт ?!? Моторы для подводных лодок? )))
Наверное все же приставка “кило” ли…
Сначала были в районе 300 КВт, на более мощных моделях около 400.
Киловатты легко конвертируются в коней - примерно на полтора умножить. 500-700 коней - достаточно типичная мощность моторов у спорткаров.
Я что-то усомнился в степени вашего понимания!
Я так же не совсем корректно выразился. Имел в виду именно разгонный участок, на котором в разы больше потребление нежели чем на равноускоренном участке. Намеренно поставил себе амперметр на мотороллер (не градуированный) и вижу насколько велико потребление когда просто трогаюсь. При теоретических выкладках считается обычно лишь один разгон, а потом до разряда батареи…
И ничего не знаю о том, что регулятор большей мощности - потребляет больше!
Спасибо Вам за столь подробное пояснение. Но вы не учитываете, что регулятор для электротранспорта это не точная копия авиамодельного. Потерь там на тот же нагрев куда больше. По своему опыту могу сказать, что после того как я установил 3000 Ваттный регулятор вместо 1000 Ваттного, разряд батареи несколько ускорился ( процентов на 10 не более). А вообще этот вопрос требует более подробного изучения.
А асфалтовую дорогу в России чуть поодаль от административного центра?
Вот тут с Вами я полностью согласен. Сам ездил год на работу на обычном велике 11 км в одну сторону и количество бордюров которых нужно перескакивать просто бесило… И потому, конечно 350 Ватт колесо для Москвы маловато, но не 1500 же!
Вы пробовали на 1000 сильном колесе рвануть газ до упора? Это как на 100 кубовом мотоцикле, крепко нужно держать руль иначе улетишь))) И это при том что момент энерции на моем мотороллере куда больше, одна только батарея весит 40 кг.
а вот вероятность случайно спалить его, случайно перегрузив на подъеме - сильно выше!
У нормальных регуляторов есть защита от перегруза. Мотор просто встанет если будет превышение максимально допустимого тока. Иначе я бы уже несколько раз спалил бы свое колесо пытаясь заехать с пассажиром на слишком высокий бордюр.
Рад что пошло такое бурное обсуждение! Для того и затеял все это…
Потом напишу статейку классификации существующих моторов, а для затравки вот пока фото колеса аж на 4000 Ватт при 72V, причем рассчитано на напряжение до 120V, то есть на скидку и все 5000 Ватт выдать сможет… Вес его без покрышки 13 кг.
Вы не ошиблись? 400 000 Ват?!? Средняя потребляемая 20 000 Ватт ?!? Моторы для подводных лодок? )))
Наверное все же приставка “кило” лишняя.
Не ошибся, характеристики тут:
autotesla.ru/…/tesla-model-s-texnicheskie-xarakter…
Среднюю мощность можно определить, сопоставив батарейку и пробег. Кстати, емкость батареи у них - в кВт*ч.