Миллион об/мин в двигателе на авиамодели?!

blacksun

Вообще-то это гигантская турбина!

Эта меньше!
science.compulenta.ru/287005/?r1=rss&r2=remote

Да - эта меньше, но она без генератора, а первая уже с генератором.

Эти анонсы про микротурбины плавно перейдут в фазу, в которой находится термоядерная энергетика. Лет сорок назад тоже говорили - осталось чуть-чуть, тока научимся плазму ужерживать и все будет ОК. Ага, до сих пор учатся.
Тут тоже остались мелочи - типа ресурса опоры колеса, делающего миллион оборотов в минуту. Решет ее - и золотой ключик у нас в кармане.

А на счет ресурса опоры колеса таких турбин, то он исчесляеться годами и столетиями (и это не будующее, а уже давно прошлое). В опорах высокооборотных турбин используються газо-динамические (еще лучше газо-статические) подшипники скольжения. Механинический контакт ротора и статора (при номинальных режимах работы) исключен.

vovic
blacksun:

А на счет ресурса опоры колеса таких турбин, то он исчесляеться годами и столетиями (и это не будующее, а уже давно прошлое). В опорах высокооборотных турбин используються газо-динамические (еще лучше газо-статические) подшипники скольжения. Механинический контакт ротора и статора (при номинальных режимах работы) исключен.

Ну и толку от этого? Как это запихнуть в микро-вариант?
Газостатическая подвеска требует отдельной системы наддува и стабилизации.
Даже применительно к турбонаддуву автомашин этот способ неприменим. Чего уж говорить про микротурбины.

Gryphus

При вращении турбины на скорости миллион оборотов в минуту скорость звука достигается уже где-то на радиусе трех мм. 😃

vovic

Не, не достигается. Там высокая температура и давление, так что скорость звука раза в три-четыре больше, чем в атмосфере. 😎

blacksun

Ну и толку от этого? Как это запихнуть в микро-вариант?
Газостатическая подвеска требует отдельной системы наддува и стабилизации.
Даже применительно к турбонаддуву автомашин этот способ неприменим. Чего уж говорить про микротурбины.

к турбонаддуву машины газовые опоры не пременимы потому что турбина турбонаддува машины имеет ременный привод от основного двигателя, а это вызывает перекосы. А вот в шлиф машинках только газовые опоры и используються. В институте испытывали газовые подшипники поменьше чем в этой турбине lenta.ru/news/2006/10/02/turbine/ и на порядок меньших оборотах - все работает просто на ура. А если учесть что в турбо - генераторе нет особых случайных возмущений, нерадиальных сил и работает он на каком то одном определенном режиме, то газовые подшипники - более чем подходяшее решение.

При вращении турбины на скорости миллион оборотов в минуту скорость звука достигается уже где-то на радиусе трех мм.

А скорость звука тут побарабану - это не прямолинейное движение и скачек уплотнения ничему мешать не будет.

dmitryu
blacksun:

к турбонаддуву машины газовые опоры не пременимы потому что турбина турбонаддува машины имеет ременный привод от основного двигателя, а это вызывает перекосы.

Не путаете турбонаддув и механический наддув.
Первый - от турбины, т.е. от выхлопных газов

blacksun

Не путаете турбонаддув и механический наддув.
Первый - от турбины, т.е. от выхлопных газов

В турбонаддуве машины без газостатических опор не обойтись (слишком большой разброс режимов работы этой турбины), а это дорогое и сложное решение - вот поэтому и не используют.
А в генераторе работающем на одном режиме достаточно газодинамики. Хотя если учесть что внутри турбины всетаки сушествует избыточное давление и сделать отбор с зон с избыточным давлением, то получиться газостатика. А на самом деле в конкретном случае газовые подшипники наверняка являються одновременно и уплотнениями между зонами высокого и низкого давления поэтому они по умолчанию газостатические.

Concord

Скачки уплотнения - это ударные волны сжатия, а в турбине, как известно, газ расширяется и отдает работу.

blacksun

Скачки уплотнения - это ударные волны сжатия, а в турбине, как известно, газ расширяется и отдает работу.

К чему это??

Concord
Gryphus:

При вращении турбины на скорости миллион оборотов в минуту скорость звука достигается уже где-то на радиусе трех мм. 😃

К этому

blacksun

ну пусть достигаеться но к чему это

Скачки уплотнения - это ударные волны сжатия, а в турбине, как известно, газ расширяется и отдает работу.

не совсем понятно. Человек писал о возникновении проблем связанных с достижением звуковых скоростей, а не о использовании скочков уплотнения (волн сжатия) как основной движущей силы турбины 😃

Concord
blacksun:

ну пусть достигаеться но к чему это

не совсем понятно. Человек писал о возникновении проблем связанных с достижением звуковых скоростей, а не о использовании скочков уплотнения (волн сжатия) как основной движущей силы турбины 😃

Ясно, рация на танках…

IgorG

А интересно, откуда берется высокое давление перед турбиной? От внешнего источника или там и микрокомпрессор втулили? Если да, то скорость звука на радиусе 3-х мм - уже актуально.

vovic
blacksun:

А если учесть что в турбо - генераторе нет особых случайных возмущений, нерадиальных сил и работает он на каком то одном определенном режиме, то газовые подшипники - более чем подходяшее решение.

Это как это? В турбогенераторе нету осевых сил? Не встречал таких газовых турбин.

dmitryu
vovic:

Это как это? В турбогенераторе нету осевых сил? Не встречал таких газовых турбин.

Отстал, однако, от жизни 😃

blacksun

Это как это? В турбогенераторе нету осевых сил? Не встречал таких газовых турбин.

Про осевые силы тоже речи не идет - это тоже стандартная для турбин сила без проблем компенсируеться торцевыми компенсаторами роль которых также может играть тот же газовый подшипник (при определенной конструкции). Я говорил про силы которые вызывают перекосы ротора относительно статора.

Concord
dmitryu:

Отстал, однако, от жизни 😃

Да, пора нам с Владимиром на заслуженный отдых… в этой теме
😁

vovic
blacksun:

Про осевые силы тоже речи не идет - это тоже стандартная для турбин сила без проблем компенсируеться торцевыми компенсаторами роль которых также может играть тот же газовый подшипник (при определенной конструкции).

Эта, скомпенсировать все можно. Вы прикинте лучше конструктив. Люди опытные, во что это выливается знаете.
А вот отсталому очень бы хотелось взглянуть на газовую турбину без осевых сил. Не покажете примерчик? 😉
А то производители винчестеров мыкаются с подшипниками - дураки, не слыхали про газовые опоры похоже. 😃

Constantine
vovic:

Эта, скомпенсировать все можно. Вы прикинте лучше конструктив. Люди опытные, во что это выливается знаете.
А вот отсталому очень бы хотелось взглянуть на газовую турбину без осевых сил. Не покажете примерчик? 😉
А то производители винчестеров мыкаются с подшипниками - дураки, не слыхали про газовые опоры похоже. 😃

ну не знаю как с газодинамическими… но гидродинамические - первый в 1997 году баррррракуда 😉
а сейчас у меня есть один забавный куллер - 8*8см… так в нем - тоже такие подшипники похоже))))

blacksun

А то производители винчестеров мыкаются с подшипниками - дураки, не слыхали про газовые опоры похоже.

Все говорят о газовых опорах как будто это фантастика. Я три года в институте с этими газовыми опорами имел дело и скажу что вешь эта очень реальная и в очень многих случаях незаменимая (там где обороты за 100К зашкаливают). А почему не используют там? а почему там? на все есть свои причины.
Если говорить конкретно о HDD то слишком у них обороты маловаты для газовых (газодинамических) опор, а газостатические делать - это надо еще компрессор трубки запитки… геморно слишком. А вот самые точные токарные, фрезерные, … станки как раз на газовых опорах но только на газостатических.

А вот отсталому очень бы хотелось взглянуть на газовую турбину без осевых сил. Не покажете примерчик?

Есть конструкции турбин с сведенными на минимум осевыми силами (на определенных режимах, шаг в лево шаг в право - расстрел на месте). Но в данном случае это не приминимо, потому что конструкция турбины должна быть примитивной. В данном случае проще компенсировать это все подшипниками и осевыми упорами. Например как на эскизе - подшипники воспринимают как радиальные так и осевые нагрузки.