Дайте-ка скажу глупость... :) Можно ли реализовать на уровне авиамодели глиссадно-курсовую систему?... ILS, проще говоря....

collapse

На ВПП два или три “маяка”. На модели - приемник, и система управления. Когда модель подходит к полосе и попадает в створ маяков, система начинает вести ее по правильной глиссаде на посадку…
Просто как-то вспомнилась тут книжка по “общему” моделизму, не помню названия, но наверняка многим знакомая. Там была конструкция гусеничной тележки, которая ездила вдоль трассы, осевая которой была обозначена чередуещимися полосами черной и белой изоленты. А фотодиоды установленные на тележке, эти полосы фиксили и простейшая аналоговая схемка давала команду мотором, каким бортом шуровать быстрее, а каким медленее… Так и каталась, четко по осевой… Суть-то примерно та же…
А тут ходил недавно на яхте по Клязьме, и вдруг уперся взглядом в створные знаки… Иду точно по фарватеру… Тот-же принцип…
А вчера вечером наблюдал посадку тренера на полосу…
Вот и пришло в голову, какую тему задвинуть в “экспертизе” 😉
Думается, вариантов реализации такой же системы, но в 3х-мером варианте может быть несколько. причем думается, что можно обойтись аналоговй системой. Вопрос - какой тип сигнала и в каком диапазоне - я не спец, но наверняка есть люди которые понимают и в этом…
Не знаю… Радио, микроволны, лазер, оптика…
Бред конечно, но… В каждой бочке…Ложка меду… 😃
Кто что думает?
На мой взгляд, интересная тема…

pilot685

Тема интересная, но очень трудно реализуемая( и нужно ли ) ,если саму глиссаду еще как то можно реализовать, то момент выравнивания перед касанием будет такой ложкой дегтя что меда не захочется 😒. Настоящие самолеты, при всей надежности систем автоматического управления, и то очень редко пользуются данной технологией, обычно до высоты принятия решения а дальше ручками. Если интересует именно заход на посадку то вот по ходу пришла мысль, в реальной авиации используют GPS, правдо только по направлению, высота отдельно к автопилоту привязана,так может и здесь тоже как то привязать управление к GPS, вот с высотой мысли не приходят, нужны хотябы данные с вариометра.

BALAL
pilot685:

вот с высотой мысли не приходят, нужны хотябы данные с вариометра.

… Лазерный дальномер - гибрид лазерной указки и видеокамеры, направленными в одном направлении, но с некоторым угловым смещением… От этого пятно от лазерной указки проецируется в разные точки видеокадра, в зависимости от расстояния до объекта (поверхности!)…

IP

А можно спросить?
А на фига это нужно? 😃

collapse
IP:

А можно спросить?
А на фига это нужно? 😃

Хм… А нафига моделизм вообще нужен?.. Тоже, толку-то…
А то делают люди всякую фигню… Самолетики, роботов, кто-то с электроникой копается… Денег не платят за это, одни затраты…
Лучче телек смотреть… Хоть ничего делать не надо…

pilot685:

Тема интересная, но очень трудно реализуемая( и нужно ли ) ,если саму глиссаду еще как то можно реализовать, то момент выравнивания перед касанием будет такой ложкой дегтя что меда не захочется 😒. Настоящие самолеты, при всей надежности систем автоматического управления, и то очень редко пользуются данной технологией, обычно до высоты принятия решения а дальше ручками. Если интересует именно заход на посадку то вот по ходу пришла мысль, в реальной авиации используют GPS, правдо только по направлению, высота отдельно к автопилоту привязана,так может и здесь тоже как то привязать управление к GPS, вот с высотой мысли не приходят, нужны хотябы данные с вариометра.

Ну, у меня смысл был именно в самой глиссаде. Буран-то сажали как-то 😃)
Не, практичекая польза мне не уперлась - я и руками посажу любой самолет куда мне нужно и когда нужно. Но вот сама идея покоя не дает…
А у GPS точность маловата, на мой взгляд.

Wit
pilot685:

так может и здесь тоже как то привязать управление к GPS, вот с высотой мысли не приходят, нужны хотябы данные с вариометра.

GPS … плюс-минус два лаптя по карте…
выход на прямую и ведение по прямой можно маяками сделать, это не хитро, а высоту мерять радаром или ультразвуком, только геморно это в таких размерах, тут даже не сантиметры, миллиметры считать надо… для этого надо отдельно процессор и софт должен быть соотв…, аналогом в таких масштабах не сделать

new225
collapse:

***Когда модель подходит к полосе и попадает в створ маяков, система начинает вести ее по правильной глиссаде на посадку…***

Над этим работают 😃 Это и есть основная проблема при создании БПЛА - одно из требований вояк - автоматическая посадка… Пока получается как я понимаю не очень…

collapse
Wit:

GPS … плюс-минус два лаптя по карте…
выход на прямую и ведение по прямой можно маяками сделать, это не хитро, а высоту мерять радаром или ультразвуком, только геморно это в таких размерах, тут даже не сантиметры, миллиметры считать надо… для этого надо отдельно процессор и софт должен быть соотв…, аналогом в таких масштабах не сделать

Ну, для начала высотой руками рулить 😃) Тогда будет не полноценный ILS, а просто курсовая система…

IP

Можно установить два датчика. Один будет выводить в точку касания. Другой уже над самой полосой должен ловить сигнал второго “маяка” (лазер светит широким фронтом в горизонтальной плоскости). Как только поймал сигнал - садимся…
А если сигналы маяков кодировать то можно, наверное, обойтись и одним датчиком

BALAL

А если… Магнитный компас соорудить, чтоб азимут выдерживал заданный, после одной точки? 😒

Sputnik
collapse:

Буран-то сажали как-то 😃)

там рядом Миг-25 летел и в задней кабине было радиоуправление, но тсссссссс, это страшная тайна … 😃
Ныче мне кажется всё это уже работает в планере Вовика из Воронежа, правда я запутался в списке его бортового оборудования, но кажется там уже есть всё или даже чуть больше чем в настоящем самолёте. 😃

Alexsandr
collapse:

Ну, для начала высотой руками рулить 😃) Тогда будет не полноценный ILS, а просто курсовая система…

Ну точность GPS у нас обеспечивал метра четыре - пять от места взлёта , а на посадке с 20 метров высоты включался ультрасоник и подводил беспилотник на высоту 70 сантиметров. Датчик давления измерял скорость и когда она падала до нужной, то проц выдавал команду плавно переложить руль высоты на взлёт и беспилотник садился. Но зачем это надо, ведь эта работа требует много времени специфичных знаний, да и кое каких средств и просто так ради любопытства заниматься не рекомендую. Потому что при отладке программы были случаи что беспилотник улетал - спасало то что заправляли немного топлива, да и пару раз вначале отладки падал.

AlexSr

Можно реализовать - вывернув систему “наизнанку” 😉

Ноут, + 2 (или 3) USB камеры - с возможно большим разносом по ширине/высоте и интерфейс к передатчику.
Всё стоит на в.п.п. и рулит аппаратом. (ну, софт конечно нужен не хилый)

Правда, как избавиться от “рулёжки” залетевшей в кадр вороной? 😃
Особенно, если она спёрла лазерную указку у зазевавшегося пилота…

Samson
pilot685:

Тема интересная, но очень трудно реализуемая( и нужно ли ) ,если саму глиссаду еще как то можно реализовать, то момент выравнивания перед касанием будет такой ложкой дегтя что меда не захочется 😒. Настоящие самолеты, при всей надежности систем автоматического управления, и то очень редко пользуются данной технологией, обычно до высоты принятия решения а дальше ручками. Если интересует именно заход на посадку то вот по ходу пришла мысль, в реальной авиации используют GPS, правдо только по направлению, высота отдельно к автопилоту привязана,так может и здесь тоже как то привязать управление к GPS, вот с высотой мысли не приходят, нужны хотябы данные с вариометра.

В Самаре по GPS уже зашли… Эта хрень - высоту выдает, только если видит более 4 спутников…
Есть системы посадки “до касания” и “до заруливания на стоянку”, но “земля” должна быть соответствующим образом оборудована.
Для БПЛА соответственно оборудованная земля малореальна, не проще ли применить парашютную систему с определенной высоты?

10 days later
MUH

Первые БПЛы “сажали” в большой-большой сачёк 😃 😲 😆

7 months later
Zorand

В настоящих-больших самолетах система курсовая обеспечивается передатчиком на двух фиксированных частотах, который “светит” точно вдоль оси ВПП, причем антенна с двумя чуть расходящимися лучами. На саме стоит приемник с двумя каналами, между которыми он быстро переключается. Насколько помню - там сигналы из двух каналов вычитаются и пилоту пищит только если он отклонил самолет от осевой.

horse427

Мужчин, эко Вас завернуло спустя полгода с последнего поста. Интересно, Кириллу(collapse) вопрос этот ещё интересен?

Павел_Б
new225:

Над этим работают 😃 Это и есть основная проблема при создании БПЛА - одно из требований вояк - автоматическая посадка… Пока получается как я понимаю не очень…

Я не знаю у кого получается “не очень”, но это давно уже сделано и прекрасно работает.
смотрим по сылке видео 2 UAVs Auto-landing и Multi UAV Takeoff|Land
На обоих видео самики полностью управляются автопилотом, ни какого участия человека.
Просто нашим воякам надо бы больше денег выделять на развитие БПЛА, а не по 20000- 30000долл в год. 😂

al_mt

Обсуждали эту тему на роботическом форуме. Пришли к выводу, что самый простой случай - надо 2 GPS: один на аппарате, один на полосе. Тогда ни каких проблем с курсом и координатами. А вот проблема выравнивания - это только гироскопами, отдельная система.

Ещё вариант, взять подход “киберживотных”. Которые прямо на лампочку едут. Просто на нескольких фотоэлементах держать “лампочку” в строго определённом секторе. Выдерживать по такой схеме глиссаду думаю несложно. Но креном управлять отдельно.

P.S. Не знаю байка или нет, но наша военная БПЛА “Пчёлка” имеет кратность использования - 5. Состоит эта штука в т.ч. на вооружении братской Северной Кореи. Так оные корейцы, сажают “Пчёлку” в мягкое болото 😃 И используют до бесконечности.

foxfly
al_mt:

Обсуждали эту тему на роботическом форуме. Пришли к выводу, что самый простой случай - надо 2 GPS

Лучше всего- 3 или 5 GPS- уж чтоб наверняка 😃
А еще- мечтать поменьше.
“Все сделано” только -“нэ в нашем районе”.
Это еще раз показала выставка “UAV-Tech 2008”: наши “ученые” кривыми ручками посдирали лейбаки с Micropilot, Microkopter и на полном серьезе надували щеки , рассказывали- как они ценой неимоверных усилий это все изобрели.!
Только (почему бы?) -практически ни у кого не было реальной съемки ни со стороны: на взлет- посадку, ни с борта- как это все здорово у них летает, взлетает и садится.
Компьютеры как то у всех- заело:) 😦
Ну, если не считать Казанский ЭКИТ, который крутил полеты мишеней с титрами аж за 1993 год…😦

Павел_Б
foxfly:

наши “ученые” кривыми ручками посдирали лейбаки с Micropilot, Microkopter и на полном серьезе надували щеки , рассказывали- как они ценой неимоверных усилий это все изобрели.!

Ну зачем же вы так, они ведь обидятся. 😃
Люди ведь стараются, вертолёты с Ху…, простите с Икс, ротором изобретают, грамоты получают, и поздравления,
а вы так грубо, и нелицеприятно. Они очень, очень стараются, правда лопасти нужного размера сделать пока не получается,
но это не беда, ещё лет десять, и всё получится.

collapse
horse427:

Интересно, Кириллу(collapse) вопрос этот ещё интересен?

неа 😁

al_mt

А как же машины Чистякова? dpla.ru
Они правда сложные. Всё таки в основе - военного назначения. Но… Масса интересных тонкостей.

Павел_Б
al_mt:

А как же машины Чистякова?

Это уровень эдак тридцатилетней давности.
Простые самолёты с камерами, совсем без “мозгов”.
Смотрим ещё раз ссылку http://www.procerusuav.com.
“Мозги” сейчас выходят на первое место, а у нас такими вещами пока никто не занимается.

al_mt:

Они правда сложные.

А что там сложного, по вашему?

foxfly
al_mt:

А как же машины Чистякова? dpla.ru
Они правда сложные. Всё таки в основе - военного назначения. Но… Масса интересных тонкостей.

С Николаем Валерьевичем Чистяковым я говорил на этой выставке.
Не могу сказать про тип его автопилота, но видео, которое они там крутили- взлет-посадка и вид на полет со стороны. Никаких признаков самостоятельного полета- не было.
Были еще снимки с борта, но качество- ниже плинтуса. Правда, крутили они его на “плазме” здоровенной.
Может, просто очень крупно?
И кроме того, на их самолетах (как и на всех остальных) сделана одна конструктивная ошибка, видная невооруженным (моим) глазом, которая ставит под сомнение заявляемую всеми дальность 😦
Хотя, справедливости ради стоит отметить- его самолеты явно летающие, в отличие от большинства фанерных макетов 😃
А насчет “военного назначения”- какая разница?
Только цены безумные (для военных, по их просьбам) 😃