Центровка T-Rex 600N
Вот как то так, надеюсь понятно.
теперь понятно. спасибо. пока выводов не буду делать, буду думать.
Из инверта он (верт) стремиться перевернуться в нормал, занять устойчивое положение.
Но чем больше диаметр ротора, тем меньше у него шансов.
Ведь край лопасти действует на опору через рычаг и стремиться к противоположному действию (при висении в инверте, без циклика!).
Кстати по поводу смещения вертолета в сторону сдвига ЦТ.
На этом принципе основаны китайские двухканальные вертолеты-игрушки.
Там нет АП. Просто обороты ротора и на хвосте винт с электроприводом.
Рулит вправо/влево хвостом, а летит только вперед (ЦТ сдвинут туда)
Можно увеличить скорость полета, сдвинув вперед грузик.
Если груз сдвинуть к центру, то он просто висит.
А если сдвинуть далеко вперед батарейку на сооснике, то он полетит гораздо быстрее вперед и почти никак - назад.
Теперь про трим вправо.
В нормале все ясно - верт будет висеть более менее ровно.
А вот в инверте придется добавить циклика в лево, БОЛЬШЕ ЧЕМ БЕЗ ТРИМА
Ведь трим это сдвиг нуля в канале поэтому МЕХАНИЧЕСКИЙ путь стика д/б больше.
То есть трим только мешает
Короче нарисовал
Внизу трим применен и очевидно для того чтобы достигнуть на канале значения 45%
стик нужно двигать дальше.
Величина 45% взята “например”. Так сказать для наглядности
Кстати мы забыли еще один ньюанс.
Лопасти у нас к цапфам все таки не приварены,
поэтому работающий ротор представляет собой некий конус
на котором “сидит” вертолет
Типа диск ротора это большой волчок.
Углы ʆ и β конечно малы, но они все таки есть.
И эти углы тем больше (читай: система более устойчива),
чем больше длинна лопастей и больше масса вертолета.
Может быть, Олег, поэтому один из твоих вертолетов устойчивее даже со смещенным ЦТ?
Обороты тоже играют роль. Только я еще не совсем понял
С одной стороны меньше обороты - больше конусность
С другой, больше обороты- выше гиростабилизирующий эффект.😵
Величина 45% взята “например”. Так сказать для наглядности
да, это ясно. предлагаю теперь рассмотреть вариант, когда мы завесили вертолет в инверте и отпустили циклик совсем. что будет если у нас нейтральная балансировка, балансировка с правым смещением, нейтральная с правым триммером. Думаю, именно это инетерсно, поскольку на висении циклические команды обычно даются короткими корректирующими импульсами с возвратом в ноль.
По поводу криво весящих вертолетов. Сегодня было достаточно тихо и удалось потриммировать вертолет. Лучше всего они все висели с нулевым триммером и в инверте и в нормале. Видимо в прошлые разы меня ветер попутал. 😊
нейтральная балансировка, балансировка с правым смещением, нейтральная с правым триммером.
В принципе выше уже рассматривали, но можно обобщить
Итак - перевернули вертолет и оставили строго перпендикулярно. Стики не трогаем.
- нейтральная балансировка - верт более менее ровно дрейфует вправо
- балансировка с правым смещением - верт делает вид 😁 (на практике очень и очень сложно реализовать), что уравновешивается так как ЦТ влечет верт влево, а ХР вправо.
- нейтральная с правым триммером - верт скользит вправо еще быстрее чем в первом случае.
И опрокинется раньше чем первые два.
Типа диск ротора это большой волчок. Углы ʆ и β конечно малы, но они все таки есть. И эти углы тем больше (читай: система более устойчива), чем больше длинна лопастей и больше масса вертолета.
Думаю, что эти углы настолько малы, что ими можно принебречь. поскольку голова современного вертолеты имеет межлопастной вал, который посажен на подшипники в цапфы, то диск ротора жесткий и воронка может случиться только если лопасти будут достаточно гибкими. но если мне не изменяет память, даже на деревянных лопастях никакой воронки на глаз не видно.
А вот Хироба SRB Quark, с фиксированным шагом и пенопластовыми лопастями имеет ярко выраженную воронку и висит очень стабильно. сам пробовал. (на фото не я 😉)
нейтральная балансировка - верт более менее ровно дрейфует вправо
в смысле - влево
# нейтральная с правым триммером - верт скользит вправо еще быстрее чем в первом случае.
в смысле - не скользит, ведь его тянет вправо тримом и влево хвостом.
воронка может случиться только если лопасти будут достаточно гибкими. но если мне не изменяет память, даже на деревянных лопастях никакой воронки на глаз не видно
- Ну во первых конечно же воронка есть у Концепта (у на в Ебурге есть такие)
У него воронка даже больше, чем на фото. - Во вторых на земле при нулевых шагах если чуть двинуть циклик
то сразу увидишь как жестко сидящая лопасть откланяется от горизонтали
до того как верт начнет крениться
Отчасти мягкие демпферы не дают образоваться воронке.
Поэтому на земле, где верт упирается в поверхность отклонение происходит. - В третьих - ослабь крепление лопастей в цапфе по максимуму и сделай питч-пампинг. (кстати при ровной затяжке лопастей бочки ровнее получаются)
в смысле - влево
предлагаю теперь рассмотреть вариант, когда мы завесили вертолет в инверте
влево это в нормале
Или он мордой к нам висит?
в смысле - не скользит, ведь его тянет вправо тримом и влево хвостом.
ну понятно выше
Как Александр и говорил, триммер вращает вертолет в одном направлении.
Поэтому для нормала и инверта нужны противоположные триммеры.
Ведь хвост толкает в разные стороны непосредственно
В то время как триммер делает это опосредованно.
Стик элерона вправо что в нормале, что в инверте всегда есть крен вправо
Про влево так же.
Хвост же толкает влево в нормале и вправо в инверте.
- Ну во первых конечно же воронка есть у Концепта (у на в Ебурге есть такие)
У него воронка даже больше, чем на фото.
Если кто-то не знает. Концепт, это вертолет с ротором как у Колина Милла, с
лопастями на подвесах.
3 - НЕТ! Ещё раз, сколько бы мы не смещали массу, верт не ПЕРЕВЕРНЁТСЯ. Он всего лишь ПОВЕРНЁТСЯ, до того момента как ц.т. не займёт строго вертикальное под точкой подвеса положение.
А вот циклический шаг (его момент) - действует бесконечно, заставляя верт ВРАЩАТЬСЯ вокруг точки повеса.
если дело обстоит так, то классический вертолет должен учстойчиво висеть без участия пилота и качаться как маятник при движении , у меня так не получается? помогите настроить верт чтобы этого добиться!?
действие равно противодействию. поэтому верт со смещенной центровкой,после классической настройки тарелки по шаблону, аналогичен правильно настроенному вертолету но с наклоненной тарелкой. (тарелка в конечном счете настраивается по отношению к Ц.Т. других точек отсчета просто нет , если есть то какие?
картинка:
если дело обстоит так, то классический вертолет должен учстойчиво висеть без участия пилота и качаться как маятник при движении , у меня так не получается? помогите настроить верт чтобы этого добиться!?
Выкиньте хвостовой ротор на “классическом” вертолёте, и вы удивитесь - каким стабильным он станет!
По поводу “действия и противодействия” от массы. Не хочу показаться грубым, но это 7-мой класс теперешней школьной программы.
И по поводу наклона тарелки -я уже ВСЁ выше написал. Перечитайте.
вертолет остановит вращение только когда тяга О.Р. пройдет через центр тяжести и момент тяги ротора станет нулевым (для этого тарелку придется наклонить) или есть другие варианты?
Ребята, по-моему мы запутались с реакцией опоры. По-моему, нет этой реакции в воздухе. Вертолет может свободно лететь в любую сторону и тут любая сила, взаимодействующая с внешеней средой добавит свое воздействие. Всякие внутренние напряжения в конструкции не в счет.
Посмотрите тут:
www.kursach.com/tm/tm1_3.htm
Там в тексте есть понятие пары сил. Это же наш случай!
У нас две пары сил:
- подъемная и тяжести. Если они не на одной линии, то появляется вращающий момент.
- боковая составляющая тяги ОР и тяга ХР - вторая пара сил, которая тоже не находится на одной линии и тоже образует момет.
Точка вращения вертолета при этом где-то между точками приложения этих пар сил - где-то на основном валу в случае с нейтральной центровкой. Семен Семеныч именно об этом и спрашивал чуть раньше, но я его не понял, косвенно ответил Алексу, о том, как появляется плече у пары сил. Мои рисунки именно о паре сил и моменте, который они пораждают.
И на картинке ниже - это не положение равновесия, как говорит Алекс, а наоборот неуравновешенное состояние, поскольку силы XC - БС создают момент по часовой стрелке.
Во вторых на земле при нулевых шагах если чуть двинуть циклик то сразу увидишь как жестко сидящая лопасть откланяется от горизонтали до того как верт начнет крениться Отчасти мягкие демпферы не дают образоваться воронке. Поэтому на земле, где верт упирается в поверхность отклонение происходит.
Вжимать вертолет в землю на полных шагах это уже экстрим. Тут не только лопасти согнутся, тут и шасси сломать можно. 😃
Вжимать вертолет в землю на полных шагах это уже экстрим.
Зачем же вжимать?
Я же говорю - при нулевых шагах.
Стик ЧУТЬ-ЧУТЬ сдвинь и все увидишь.
Кстати в то, о чем спорят Александр и Семен Семеныч я вообще не вьезжаю. 😃
Тормозит проц. Выпал полностью…😵
Стик ЧУТЬ-ЧУТЬ сдвинь и все увидишь.
видел много раз 😃 да гнутся, но это только гибкость лопастей. Хорошо, небольшая воронка есть. Она добавляет стабильности, но вряд-ли может серьезно противостоять смещенной центровке или циклику.
У нас две пары сил: подъемная и тяжести. Если они не на одной линии, то появляется вращающий момент. боковая составляющая тяги ОР и тяга ХР - вторая пара сил, которая тоже не находится на одной линии и тоже образует момет.
Опять, снова-здорово!
Ну ёклмн! Откройте учебник физики, и прочитайте что такое ВЕС!
Его (веса) без ОПРЫ - НЕ БЫВАЕТ!
Так что, если нет опоры, то нет и веса у верта. Нет веса, есть только МАССА, значит ВСЕ моменты будут центральные, относительно ц.т. Ц.М. (центра массы - что я Вам и писал уже не раз!), а вот от ц.т. - НЕ БУДЕТ МОМЕНТА!
Потому что центра ТЯЖЕСТИ (ц.т.) не будет, веса то нет!
Это так в космосе летают летательные аппараты, с центральными моментами.
А воздух - это ОПОРА. Иначе, вертолёт никуда бы не полетел.
--------------------------------
P.S. Может про самолёт понятнее будет? Чем по Вашему различаются нижнеплан и верхнеплан??? Моментами относительно чего??
но вряд-ли может серьезно противостоять смещенной центровке или циклику.
Ни-ни!!! Согласен - где ей. А вот когда равновесие, тогда свою копеечку добавляет.
Семен Семеныч, вот как я понял понял то о чем пытается донести AlexSr:
Александр утверждает, что верт будет стремиться занять такое положение,
при котором ЦМ находиться точно под точкой опоры а заняв его успокоиться.
а вот циклику будет мало этого условия его воздействие ПОСТОЯННО
независимо от положения ЦМ.
Другое дело, что воздействие настолько мало, что не может преодолеть прочие силы и перевернуть вертолет. Но тем не менее это воздействие есть. Постоянно.
Ну да не ЦТ а ЦМ
Ну да не ЦТ а ЦМ
Юр! Так я себя уже за идиота просто считать начинаю. Ну никак не донести людям разницу между МАССОЙ и ВЕСОМ. И , соответственно, разницу сил из этого вытекающих!
так что это за точка опоры если она ни на что не опирается, так и землю можно сдвинуть стоя на ней. и себя из болота вытащить.
какие коментарии есть к “картинке” (основной момент созданый Х.Р. компенсирует момент от вращения О.Р. а момент возникающий если Х.Р. лежит не на уровне Ц.Т. предлагаю не учитывать, он будет крутить верт условно вокруг хвостовой балки) сила тяжести не создает момента т.к. приложена к центру тяжести. остается момент от тяги О.Р. ничем не компенсируемый.
реально его компенсировать только за счет Х.Р. подняв его над Ц.Т. например.
кстати чем отличаются Центр Тяжести о Центра Масс? ( в невесомости силы тяжести нет, значит и Ц.Т. нет, но что это меняет) тем более в нашем случае?
Ладно, если моим картинкам не верите, вот картинка из книги The basics of RC Helis by Paul Tradelius:
как раз наш вариант висения в нормале. Хотя в описании и не указано явно про компенсацию моментов, но сказано, что вертолет в стабильном состоянии. И при этом на картинке видно, что центр масс не находится строго под точкойприложения подъемной силы, а находится левее.
И описание к картинке. Немного подвигал текст, чтоб влезло в 800*800.
Вот выдержки из пары статей в RCHeli про наклон тарелки для висения.
Первая заметка, начало:
И конец:
И вторая, краткая заметка про триммирование.
Первая заметка отсылает нас к книге Shop&Field companion by Ray Hostleler и к статье Myth buster: The level swashplate? того же Траделиуса, чья картинка из книги выше.
Сомневаюсь, что люди, которые уже более 20 лет в хобби, заблуждаются и рисуют силы неправильно. И уж совсем сомневаюсь, что они не могут задержать вертолет в висении и оценить дейфует он или нет.
Так я что написАл?
…верт будет стремиться занять такое положение,
при котором ЦМ находиться точно под точкой опоры а заняв его успокоиться.
Само собой шансов у него ноль.
Как и у тримера
Причем по тем же причинам - кишка тонка. Ну и фиксированной в пространстве точки опоры нет.
Ну никак не донести людям разницу между МАССОЙ и ВЕСОМ.
Ну это Вы преувеличили 😃. Но если уж говорить о реакции опоры, то это только подъемная сила. Именно она, та самая сила противодействия силе тяжести из 3-его закона Ньютона.
Александр утверждает, что верт будет стремиться занять такое положение, при котором ЦМ находиться точно под точкой опоры а заняв его успокоиться.
А куда же деть силу ХР и боковую силу ротора? Ведь они ну явно поворачивают вертолет по часовой стрелке (если смотреть в нормале хвостом к нам)! Куда денется момент этих сил, кто его компенсирует?
Если в картинках убрать момент от ротора (поворачивающий, связаный с цикликом), что останется? Только момент от массы, со временем поворачивающей вертолёт так, что бы ц.т. был на вертикальной оси проходящей через… центр хаба.
Вот тут мы явно расходимся во мнениях.
Снова здорова 😃 как я уже тоже писал выше, силы противодействия создают поворачивающий момент вокруг точки вращения (ТВ), которая где-то по линии основного вала, но не точка ЦТ. и только когда моменты уравновешены, вертолет висит на месте:
Другое дело что в инверте, в отличии от “нормала”, масса верта расположена выше опоры и имеет неустойчивое положение (стремится опрокинуть верт). Но это всегда так, с грузом или без.
И вот по этой фразе вопрос, давно хотел спросить. Алекс, с грузом справа в в инверте будет легче удержать вертолет на месте или тяжелее?