3Gx и все вопросы о нем

Lesnoe

Вот про одевание канопи есть тоже подозрения. Роман вы писали что на 250-ке проблема его не трогать при настройке, а вот на 450-ке надо поучиться кабину на земле одевать. Я к тому что когда кабину одеваю, я на весу его держу, и бывает что из 5 один полет по элеватору его назад тащит. Еще есть подозрение что 3пч (3GX) c вертолетами большими лучше работает.

Mikik:

По реакции гироскопов на команды сервам

Не, ну летающая коробка как то должна, по каким то законам физики соображать что она на столе??? Есть же научное пояснение???

Mikik

Она может понимать только по реакции вертолета на команды. По-другому - никак. Ничего сверхъестественного нет. Обычная система с обратными связями. Раньше такое называли АСУ 😁

PILOTon99

Из наблюдений за работой 3GX я увидел, что в коллективный шаг коробочка практически не вмешивается. Если ход тарелки не настроен как положено энд-поинтами серв, то 3GX так и меняет КШ корявенько, с появлением ненужных перекосов. На обучающих видео по настройке прекрасно видно, как выравнивается тарелка по всему диапазону хода вверх-вниз левеллером. И потом, 3GX можно назвать “демпфирующей” системой, в основу которой положено гашение дестабилизирующих угловых скоростей, но не удержание в одном положении. А если угловых скоростей (вращения по тангажу и крену) нет, то тарелка плавно переходит в 0-перекос, если он конечно изначально правильно настроен в режиме DIR. Отклонением стика мы задаём заданную угловую скорость. Мне кажется, что тряска, одевание капота и т.п. никак не влияет. Я новичёк в вертолётах, сделал первых 6 полётов на собственноручно настроенной 550ке, и это всего лишь наблюдения. Система показалась мне чрезвычайно устойчивой. Единственный момент, который мне показался важным, это при включении вертолёт надо держать на земле и не трогать (всего пару секунд) пока выставляется гироскоп (или гировертикаль?) относительно земли… Кто-нить видел где-нить принципиальную схему 3G, или это страшная тайна Алайн?😃

Lesnoe:

А если снять голову поставить левелер на тарелку, и в полетном режиме 3GX проверить должен ли левелер касаеться лапками тарелки в трех точках ручки газа 0-50-100??? Или вертолет когда в воздухе тарелка ровно двигается???

Я снимал, проверял в статическом положении. Тарелка двигается так, как её настроили в режиме “DIR”. В полёте, естественно, она будет двигаться так, чтоб сохранить устойчивость вертолёта, а значит почти никогда ровно…

Nevai:

Почему то при настройке ( e.rev и a.rev , по инструкции пункты 3 и 5), когда проверяю правильность компенсации тарелки при наклоне вертолета вперед и направо, тарелка отклоняется как то невнятно, хотя на видео от китайцев перемещение тарелки в противоположную сторону от наклона очень четкое. Пробовал переделывать настройки несколько раз, лучше не становится. Что делать, оставить так или искать причину? Вертолет T-Rex 550.

Сергей, усе в порядке. Тоже самое. Главное, чтоб отклонялась в сторону, противоположную отклонению вертолёта. Преднастройки я выставлял для TREX 500-600 Normal утилитой с небольшими изменениями от бывалых (коэффициенты Белла-Хиллера немного в сторону улучшения стабильности). Полёт радует:)

Lesnoe

Артем так вы, я не совсем понял конечные точки (енд поинты), сверху и снизу для каждой сервомашинки настроили, чтобы тарелка во всех положениях газа ровно ходила???

PILOTon99
Lesnoe:

Артем так вы, я не совсем понял конечные точки (енд поинты), сверху и снизу для каждой сервомашинки настроили, чтобы тарелка во всех положениях газа ровно ходила???

Да. Это весьма геморный процесс.😃 А как ещё можно добиться равномерности хода тарелки? Настраивал на полный возможный механический ход без задеваний, заеданий элементов конструкции и т.п. Сами углы циклика и КШ настраивал потом уже с помощью СВОШ АФР меню передатчика

y11713380

Когда мы настраиваем endpoint в положениях 0% и 100% мы, в дальнейшем, даем gx неверную информацию о своих желаниях 😃. 3gx демиксует сигналы от пульта и не знает о том, что один канал имеет ходы отличные от другого… все что надо 3gx (как и любой безфлайбарной системе) знать что в 50% углы 0 и тарелка стоит ровно, т.к. обычно чуть дальше этого положения вертушка взлетает и 3gx, используя данные от своих гироскопов, выполняет наши команды пульта - мы стик вперед и он тоже наклоняет тарелку вперед (а может из-за ветра и данным гироскопов еще и влево… АСУ все таки 😃 как заметил Михаил), а вот когда он получает команду (миксированную пультом!) подвинуть одну машинку на 1% меньше других (из-за наших установок endpoint) он понимает это как наше желание вперед и чуть в сторону … Поэтому во всех инструкциях и говориться о настройке только нулей в 50%. Бесфлайбарной системе глубоко фиолетово что левая машинка не держит в 100% тарелку в нуле, т.к. он двигает машинки используя информацию гироскопов и команд пульта ! Другие безфлайбарные системы не используют Миксы пульта и просят выбрать 1servo90… Но они существенно сложнее в настройках чем 3gx… по крайне мере без компьютера там делать нечего … хотя, наверняка, они и летают “круче” 😃. Я думаю, что Align хотел сделать свою систему максимально простой в настройках для всех… и похоже это получилось 😃 После настройки Хеликомандера и подбора чувствительности гироскопов головы … я даже в этом уверен 😃 Кстати покрутите гироскопы на 75% и 100% - у меня ни на одной вертушке он головой не трясет и выглядит вроде стабильней. Еще одно наблюдение - 3GX отлично подходит для новичка и на 600ке и на 250ке. 250 позволяет “летать блинчиком” в очень маленьком пространстве (10х10 м примерно) даже не совсем умелому пилоту… Главное чтобы ее не дергали при инициализации и вертушка стояла ровно при запуске, а при прочих равных 600ка всегда будет стабильней и послушней чем 250.

ps
Все сказанное основано на скромном опыте с 3gx и HC3SX. Опыта с MicrobistX не имею 😃 все впереди 😃

Val-ksd
y11713380:

Но они существенно сложнее в настройках чем 3gx… по крайне мере без компьютера там делать нечего …

Ну это вы зря, MicrobistX настраивается без всякого компьютера легко и непринуждённо.

Alex71
y11713380:

Но они существенно сложнее в настройках чем 3gx… по крайне мере без компьютера там делать нечего … хотя, наверняка, они и летают “круче”

Я тоже не соглашусь с утверждением что они сложнее… Микробист очень просто настраивается причем прям в поле, но даже не это главное а главное Микроб имеет очень подробный мануал где все разжевано и показано на пальцах… ВБар - да надо настраивать с компа или купить программатор, но и она настраивается тоже легко и имеет правильные пресеты. А что Круче а что нет по-моему это не имеет особого значения, летают не системы а пилоты… НО при управлении моделями оснащенными разными ФЕС складываются определенные субъективные ощущения , вот это и есть Момент Истины для той или иной системы… Вот мне например по этим самым ощущениям нравится микробист… Я тут попробовал вон Сашину 450-ку с 3Гх-ом поднять - чуть не завалил…

Neo1968
Alex71:

Я тут попробовал вон Сашину 450-ку с 3Гх-ом поднять - чуть не завалил…

А что произошло? Желательно поподробнее.

def_lord

Айдар, ты свою поднял то? 😃 Полетела?

y11713380
Alex71:

главное Микроб имеет очень подробный мануал где все разжевано и показано на пальцах… ВБар - да надо настраивать с компа или купить программатор, но и она настраивается тоже легко и имеет правильные пресеты. А что Круче а что нет по-моему это не имеет особого значения, летают не системы а пилоты…

Вот нормального мануала 3gx явно не хватает 😃 когда я его настраивал первые цать раз, то без инструкций на ПК никак 😃 поэтому всем советую - при настройке 3gx смотрите в компьютер 😃 Про пилотов полностью согласен 😃 поэтому “круче” в кавычках. Основное преимущество 3gx это цена в ките … А через пару месяцев настройка HC3SX мне тоже покажется как родная 😃

Alex71
Neo1968:

А что произошло? Желательно поподробнее.

Да ни чего не произошло, просто совершив 800 вылетов на Микробисте я уже до мышечной памяти привык как будет себя вести верт… а тут он повел немного по-другому, я конечно этого ожидал но вот мои руки нет:) Дело привычки… сама система тут не причем я имею ввиду 3Гх, Саша то на ней летает и суперски.

Neo1968
def_lord:

Айдар, ты свою поднял то? Полетела?

Спасибо, Антон, что поинтересовался.
Писал в другой теме. Но ничего, другими словами опишу. Вообщем подлетнул неплохо, висел около 3 минут, все было нормально, хвост не месте, ощущения офигенные. Потом решил добавить “газку”, и как то чересчур получилось, секунда - и он уже на 10-15 м вверху, я естессно, начал паниковать, но вроде аккуратно спустил на 2 м от земли, а потом что то у меня с руками, наверное, вообщем очень жестко посадил на плавник. В итоге остался неимоверно доволен, а от такого приземления всего-ничего: сломал плавник и коничку в Тэйл Боксе срезало. Уже заменил, заодно перебрал весь вертолет, все косяки первой сборки устранил. Щас заново настраиваю.

def_lord
Neo1968:

Спсибо, Антон, что поинтересовался.
Писал в другой теме. Но ничего, другими словами опишу. Вообщем подлетнул неплохо, висел около 3 минут, все было нормально, хвост не месте, ощущения офигенные. Потом решил добавить “газку”, и как то чересчур получилось, секунда - и он уже на 10-15 м вверху, я естессно, начал паниковать, но вроде аккуратно спустил на 2 м от земли, а потом что то у меня с руками, наверное, вообщем очень жестко посадил на плавник. В итоге остался неимоверно доволен, а от такого приземления всего-ничего: сломал плавник и коничку в Тэйл Боксе срезало. Уже заменил, заодно перебрал весь вертолет, все косяки первой сборки устранил. Щас заново настраиваю.

Молодец 😃 Респект таким людям - что без сторонней помощи собирают и настраивают свои первые вертолёты 😃 А потом ещё и сами их поднимают 😃 Я свой первый поднимал после того - как на нём подлетнул специалист 😃 Ничего - настроишь - будешь летать 😃

Neo1968

А самое интересное, как я место искал за городом. Километров 50, а это по меркам Астаны, очень немало, откатал, искал сначала чтобы народу не было, совсем никого, потом асфальтированную площадку, потом, поняв, что такой не найти, в поле поехал, а там трава высокая, с дороги ведь не видно. Вообщем уехал в такие кушары, в лесу полянку нашел и дорога накатанная, без травы. Искал час, а тут как ливанет с громом и молнией… Хана моим полетушкам. Но место я заприметил и на следующий день все же подлетнул.
Интересно, как все с пылью борятся? Весь хвост, да и на главной шестерне тоже. Нехорошо им наверное от пыли. Продувать феном что-ли?

def_lord
Neo1968:

А самое интересное, как я место искал за городом. Километров 50, а это по меркам Астаны, очень немало, откатал, искал сначала чтобы народу не было, совсем никого, потом асфальтированную площадку, потом, поняв, что такой не найти, в поле поехал, а там трава высокая, с дороги ведь не видно. Вообщем уехал в такие кушары, в лесу полянку нашел и дорога накатанная, без травы. Искал час, а тут как ливанет с громом и молнией… Хана моим полетушкам. Но место я заприметил и на следующий день все же подлетнул.
Интересно, как все с пылью борятся? Весь хвост, да и на главной шестерне тоже. Нехорошо им наверное от пыли. Продувать феном что-ли?

Вообще - сильно не стоит морочиться на счёт пыли. Конечно - если у тебя там её столько - что коричневый слой - тогда да. А если чутка попадёт - не страшно.
По поводу кушарей - у нас народ с собой газонокосилки таскает 😃

Neo1968
def_lord:

По поводу кушарей - у нас народ с собой газонокосилки таскает

Ну так у вас хоббистов пруд пруди, вместе - весело (даже траву косить)😒. Вообще то на форуме видел кого то из Астаны, но вряд ли здесь площадки организованные есть. А вот в Алмате целый кусок на аэродроме отхватили, всего 25 км от города. Хоть с собой вертолет увози.

Denvd

Господа, ситуация такая: Раптор 50 ДВС + 3GX. Раньше стояла SK-360 и на хвосте 401 гира, так отлетал 3 года и вот решил проапгрейдится на свою “голову”. Итого имеем - взлет … висит нормально, хвост тоже держит. Далее после пары пируэтов или по прошествии 1 минуты(так и не понял из за чего конкретно, не до экспериментов - один краш, одна аварийная посадка) вертолет начинает существенно(45 градусов за 2 секунды) дрейфовать по элеронам, потом похоже и про элеватору и далее становится практически неуправляемый. Подскажите чего можно сделать?

PILOTon99
y11713380:

Когда мы настраиваем endpoint в положениях 0% и 100% мы, в дальнейшем, даем gx неверную информацию о своих желаниях . 3gx демиксует сигналы от пульта и не знает о том, что один канал имеет ходы отличные от другого… все что надо 3gx (как и любой безфлайбарной системе) знать что в 50% углы 0 и тарелка стоит ровно, т.к. обычно чуть дальше этого положения вертушка взлетает и 3gx, используя данные от своих гироскопов, выполняет наши команды пульта - мы стик вперед и он тоже наклоняет тарелку вперед (а может из-за ветра и данным гироскопов еще и влево… АСУ все таки как заметил Михаил), а вот когда он получает команду (миксированную пультом!) подвинуть одну машинку на 1% меньше других (из-за наших установок endpoint) он понимает это как наше желание вперед и чуть в сторону … Поэтому во всех инструкциях и говориться о настройке только нулей в 50%. Бесфлайбарной системе глубоко фиолетово что левая машинка не держит в 100% тарелку в нуле, т.к. он двигает машинки используя информацию гироскопов и команд пульта !

Вертолётная часть форума мне пришлась по душе в первую очередь благодаря на удивление дружелюбной атмосфере думающих людей, чего не скажешь про самолётчиков:)
Разрешите высказать мнение. Я по профессии пилот-инженер с 11летним стажем. Принципы построения АСУ, САУ, АДС, САС, САУП мне хорошо известны. Система 3GX не имеет обратной связи управляющего воздействия. Другими словами, система не знает точно, на какой же угол она отклонила тарелку автомата перекоса, так как отсутствуют системы слежения (сельсинная система и т.п). Она выдаёт строго пропорциональные сигналы на сервы, скажем так, выраженные в процентах отклонения. Все сервы индивидуальны и имеют разный ход при одном и том же управляющем сигнале. Настройка равномерного хода тарелки нивелирует эти индивидуальности серв, даря 3GX хороший шанс отклонять сервы на строго заданный уровень. Отсюда имеет место неутешительный вывод: тарелочку надо настраивать энд-поинтами по всему ходу КШ, хоть это и не прописано в инструкциях. На эти настройки можно забить для FBL-систем, работающих в режиме удержания, к коим не относится Align 3GX. В противном случае поимеем дрейф по каналам тангажа или крена и кучу негатива в сторону этой системы. Энд-поинты позволяют сравнять характеристики серв за счет поступающих сигналов с передатчика. При первоначальной настройке, после настройки равномерности хода тарелки вверх-вниз в режиме DIR, система получает и запоминает информацию о нулевом ЦШ и о предельных углах отклонения тарелки, задаваемых с пульта в обход АСУ (гироскопов (!)). Допустим, в результате регулировок, на висении правая серва получает с пульта сигнал на отклонение больший, чем левая. ЭТО не воспримится системой как сигнал к созданию левого крена!!! Потому что мы ей прописали настройками самой 3G 0-положение и макс отклонение. “системушка, вот те 0, а вот те макс угол ЦШ, запомни сигналы от передатчика”
Я настраивал именно так. Эндпоинтовый разброс достигал 6 градусов - полёт мегастабилен…

trex500

У меня и без шаманства с эндпоинтами полет мегастабилен. С 3GX гораздо важнее правильная настройка чувствительности гироскопов. Как раз чувствительность и влияет на дрейф. Верты Тирекс 500про и 250про

3GX все равно совершает бесчисленное количество движений сервами, из-за отсутствия флайбара. Ей ли не все равно двигать на какое расстояние двигать сервами для компенсации смещения? Скорость движения тарелки даже с китовыми сервами 510М все равно практически моментальная.

y11713380
PILOTon99:

Вертолётная часть форума мне пришлась по душе в первую очередь благодаря на удивление дружелюбной атмосфере думающих людей, чего не скажешь про самолётчиков:)

Ну это проблема всего интернета 😃

Спасибо за Ваш аргументированный ответ - в нормальном споре может родиться истина 😃 Я, по образованию и далекому хобби 😃, инженер-конструктор ЭВМ (2205), понимаю основы и принципы программирования и функционирования современных микроконтроллеров и не перестаю удивляться современным частотам, памяти, мощности транзисторов, яркости светодиодов … 😃 😃

PILOTon99:

Система 3GX не имеет обратной связи управляющего воздействия. Другими словами, система не знает точно, на какой же угол она отклонила тарелку автомата перекоса, так как отсутствуют системы слежения (сельсинная система и т.п). Она выдаёт строго пропорциональные сигналы на сервы, скажем так, выраженные в процентах отклонения.

Категорически несогласен. На земле да, и это видно когда на стоящем вертолете двигаешь стиком - тарелка движется на “своеобразные” углы (проще наблюдать за хвостовым слайдером - те же гироскопы - он всегда стремится полностью в сторону, так как система не видит реакции. Совсем другая ситуация в воздухе - обратная связь - это данные гироскопов и именно это позволяет компенсировать например боковой ветер или неправильную центровку… а точно знать на какой реально угол отклонилась тарелка - ей и не надо !! Ей надо знать какой это дало результат и либо его компенсировать или увеличивать … Как раз то, что не умеет делать флайбар.

PILOTon99:

На эти настройки можно забить для FBL-систем, работающих в режиме удержания, к коим не относится Align 3GX. В противном случае поимеем дрейф по каналам тангажа или крена и кучу негатива в сторону этой системы

Если Вы имеете ввиду режим стабилизации как у Скокума или Хеликомандера, то это не так, 99% времени они работают в режиме аналогичном “3GX”, т.е. замены флайбара… И так как Хеликомандер не имеет акселерометров при выравнивании у него остается горизонтальный вектор движения.

PILOTon99:

Энд-поинты позволяют сравнять характеристики серв за счет поступающих сигналов с передатчика. При первоначальной настройке, после настройки равномерности хода тарелки вверх-вниз в режиме DIR, система получает и запоминает информацию о нулевом ЦШ и о предельных углах отклонения тарелки, задаваемых с пульта в обход АСУ (гироскопов (!)).

В режиме DIR 3gx воспринимает SubTrim машинок только чтобы на взлете (когда отсутствует обратная связь) тарелка стояла ровно. А максимальные сигналы влево-вперед, при которых угол 8 градусов и 12 на шаге для того чтобы знать управляющую информацию пульта и правильно рассчитывать движения машинок в полете. В нормальном режиме она демиксует сигналы пульта и рассчитывает движение машинок опираясь на гироскопы. Поэтому триммеры запрещены для компенсаций кренов, т.к. если крены есть - то вызваны чем то другим. На мой взгляд это сделано чтобы упростить настройку (сделать ее аналогичной но сокращенной) и облегчить переход с флайбара… А выравнивать движения машинок ?!? зачем ? а если боковой ветер ? (с которым 3gx достаточно хорошо борется даже на 250ке)

PILOTon99:

Эндпоинтовый разброс достигал 6 градусов - полёт мегастабилен…

Чтобы понять мегастабилен ли полет нужно использовать фигуры с максимальными углами и шагами - мне это не под силу 😃 а при полетах блинчиком эти 6 градусов? (наверное в моей терминологии % в пульте) превратятся в 0,6% около 55%-го положения стика.