3Gx и все вопросы о нем

Neo1968
def_lord:

Айдар, ты свою поднял то? Полетела?

Спасибо, Антон, что поинтересовался.
Писал в другой теме. Но ничего, другими словами опишу. Вообщем подлетнул неплохо, висел около 3 минут, все было нормально, хвост не месте, ощущения офигенные. Потом решил добавить “газку”, и как то чересчур получилось, секунда - и он уже на 10-15 м вверху, я естессно, начал паниковать, но вроде аккуратно спустил на 2 м от земли, а потом что то у меня с руками, наверное, вообщем очень жестко посадил на плавник. В итоге остался неимоверно доволен, а от такого приземления всего-ничего: сломал плавник и коничку в Тэйл Боксе срезало. Уже заменил, заодно перебрал весь вертолет, все косяки первой сборки устранил. Щас заново настраиваю.

def_lord
Neo1968:

Спсибо, Антон, что поинтересовался.
Писал в другой теме. Но ничего, другими словами опишу. Вообщем подлетнул неплохо, висел около 3 минут, все было нормально, хвост не месте, ощущения офигенные. Потом решил добавить “газку”, и как то чересчур получилось, секунда - и он уже на 10-15 м вверху, я естессно, начал паниковать, но вроде аккуратно спустил на 2 м от земли, а потом что то у меня с руками, наверное, вообщем очень жестко посадил на плавник. В итоге остался неимоверно доволен, а от такого приземления всего-ничего: сломал плавник и коничку в Тэйл Боксе срезало. Уже заменил, заодно перебрал весь вертолет, все косяки первой сборки устранил. Щас заново настраиваю.

Молодец 😃 Респект таким людям - что без сторонней помощи собирают и настраивают свои первые вертолёты 😃 А потом ещё и сами их поднимают 😃 Я свой первый поднимал после того - как на нём подлетнул специалист 😃 Ничего - настроишь - будешь летать 😃

Neo1968

А самое интересное, как я место искал за городом. Километров 50, а это по меркам Астаны, очень немало, откатал, искал сначала чтобы народу не было, совсем никого, потом асфальтированную площадку, потом, поняв, что такой не найти, в поле поехал, а там трава высокая, с дороги ведь не видно. Вообщем уехал в такие кушары, в лесу полянку нашел и дорога накатанная, без травы. Искал час, а тут как ливанет с громом и молнией… Хана моим полетушкам. Но место я заприметил и на следующий день все же подлетнул.
Интересно, как все с пылью борятся? Весь хвост, да и на главной шестерне тоже. Нехорошо им наверное от пыли. Продувать феном что-ли?

def_lord
Neo1968:

А самое интересное, как я место искал за городом. Километров 50, а это по меркам Астаны, очень немало, откатал, искал сначала чтобы народу не было, совсем никого, потом асфальтированную площадку, потом, поняв, что такой не найти, в поле поехал, а там трава высокая, с дороги ведь не видно. Вообщем уехал в такие кушары, в лесу полянку нашел и дорога накатанная, без травы. Искал час, а тут как ливанет с громом и молнией… Хана моим полетушкам. Но место я заприметил и на следующий день все же подлетнул.
Интересно, как все с пылью борятся? Весь хвост, да и на главной шестерне тоже. Нехорошо им наверное от пыли. Продувать феном что-ли?

Вообще - сильно не стоит морочиться на счёт пыли. Конечно - если у тебя там её столько - что коричневый слой - тогда да. А если чутка попадёт - не страшно.
По поводу кушарей - у нас народ с собой газонокосилки таскает 😃

Neo1968
def_lord:

По поводу кушарей - у нас народ с собой газонокосилки таскает

Ну так у вас хоббистов пруд пруди, вместе - весело (даже траву косить)😒. Вообще то на форуме видел кого то из Астаны, но вряд ли здесь площадки организованные есть. А вот в Алмате целый кусок на аэродроме отхватили, всего 25 км от города. Хоть с собой вертолет увози.

Denvd

Господа, ситуация такая: Раптор 50 ДВС + 3GX. Раньше стояла SK-360 и на хвосте 401 гира, так отлетал 3 года и вот решил проапгрейдится на свою “голову”. Итого имеем - взлет … висит нормально, хвост тоже держит. Далее после пары пируэтов или по прошествии 1 минуты(так и не понял из за чего конкретно, не до экспериментов - один краш, одна аварийная посадка) вертолет начинает существенно(45 градусов за 2 секунды) дрейфовать по элеронам, потом похоже и про элеватору и далее становится практически неуправляемый. Подскажите чего можно сделать?

PILOTon99
y11713380:

Когда мы настраиваем endpoint в положениях 0% и 100% мы, в дальнейшем, даем gx неверную информацию о своих желаниях . 3gx демиксует сигналы от пульта и не знает о том, что один канал имеет ходы отличные от другого… все что надо 3gx (как и любой безфлайбарной системе) знать что в 50% углы 0 и тарелка стоит ровно, т.к. обычно чуть дальше этого положения вертушка взлетает и 3gx, используя данные от своих гироскопов, выполняет наши команды пульта - мы стик вперед и он тоже наклоняет тарелку вперед (а может из-за ветра и данным гироскопов еще и влево… АСУ все таки как заметил Михаил), а вот когда он получает команду (миксированную пультом!) подвинуть одну машинку на 1% меньше других (из-за наших установок endpoint) он понимает это как наше желание вперед и чуть в сторону … Поэтому во всех инструкциях и говориться о настройке только нулей в 50%. Бесфлайбарной системе глубоко фиолетово что левая машинка не держит в 100% тарелку в нуле, т.к. он двигает машинки используя информацию гироскопов и команд пульта !

Вертолётная часть форума мне пришлась по душе в первую очередь благодаря на удивление дружелюбной атмосфере думающих людей, чего не скажешь про самолётчиков:)
Разрешите высказать мнение. Я по профессии пилот-инженер с 11летним стажем. Принципы построения АСУ, САУ, АДС, САС, САУП мне хорошо известны. Система 3GX не имеет обратной связи управляющего воздействия. Другими словами, система не знает точно, на какой же угол она отклонила тарелку автомата перекоса, так как отсутствуют системы слежения (сельсинная система и т.п). Она выдаёт строго пропорциональные сигналы на сервы, скажем так, выраженные в процентах отклонения. Все сервы индивидуальны и имеют разный ход при одном и том же управляющем сигнале. Настройка равномерного хода тарелки нивелирует эти индивидуальности серв, даря 3GX хороший шанс отклонять сервы на строго заданный уровень. Отсюда имеет место неутешительный вывод: тарелочку надо настраивать энд-поинтами по всему ходу КШ, хоть это и не прописано в инструкциях. На эти настройки можно забить для FBL-систем, работающих в режиме удержания, к коим не относится Align 3GX. В противном случае поимеем дрейф по каналам тангажа или крена и кучу негатива в сторону этой системы. Энд-поинты позволяют сравнять характеристики серв за счет поступающих сигналов с передатчика. При первоначальной настройке, после настройки равномерности хода тарелки вверх-вниз в режиме DIR, система получает и запоминает информацию о нулевом ЦШ и о предельных углах отклонения тарелки, задаваемых с пульта в обход АСУ (гироскопов (!)). Допустим, в результате регулировок, на висении правая серва получает с пульта сигнал на отклонение больший, чем левая. ЭТО не воспримится системой как сигнал к созданию левого крена!!! Потому что мы ей прописали настройками самой 3G 0-положение и макс отклонение. “системушка, вот те 0, а вот те макс угол ЦШ, запомни сигналы от передатчика”
Я настраивал именно так. Эндпоинтовый разброс достигал 6 градусов - полёт мегастабилен…

trex500

У меня и без шаманства с эндпоинтами полет мегастабилен. С 3GX гораздо важнее правильная настройка чувствительности гироскопов. Как раз чувствительность и влияет на дрейф. Верты Тирекс 500про и 250про

3GX все равно совершает бесчисленное количество движений сервами, из-за отсутствия флайбара. Ей ли не все равно двигать на какое расстояние двигать сервами для компенсации смещения? Скорость движения тарелки даже с китовыми сервами 510М все равно практически моментальная.

y11713380
PILOTon99:

Вертолётная часть форума мне пришлась по душе в первую очередь благодаря на удивление дружелюбной атмосфере думающих людей, чего не скажешь про самолётчиков:)

Ну это проблема всего интернета 😃

Спасибо за Ваш аргументированный ответ - в нормальном споре может родиться истина 😃 Я, по образованию и далекому хобби 😃, инженер-конструктор ЭВМ (2205), понимаю основы и принципы программирования и функционирования современных микроконтроллеров и не перестаю удивляться современным частотам, памяти, мощности транзисторов, яркости светодиодов … 😃 😃

PILOTon99:

Система 3GX не имеет обратной связи управляющего воздействия. Другими словами, система не знает точно, на какой же угол она отклонила тарелку автомата перекоса, так как отсутствуют системы слежения (сельсинная система и т.п). Она выдаёт строго пропорциональные сигналы на сервы, скажем так, выраженные в процентах отклонения.

Категорически несогласен. На земле да, и это видно когда на стоящем вертолете двигаешь стиком - тарелка движется на “своеобразные” углы (проще наблюдать за хвостовым слайдером - те же гироскопы - он всегда стремится полностью в сторону, так как система не видит реакции. Совсем другая ситуация в воздухе - обратная связь - это данные гироскопов и именно это позволяет компенсировать например боковой ветер или неправильную центровку… а точно знать на какой реально угол отклонилась тарелка - ей и не надо !! Ей надо знать какой это дало результат и либо его компенсировать или увеличивать … Как раз то, что не умеет делать флайбар.

PILOTon99:

На эти настройки можно забить для FBL-систем, работающих в режиме удержания, к коим не относится Align 3GX. В противном случае поимеем дрейф по каналам тангажа или крена и кучу негатива в сторону этой системы

Если Вы имеете ввиду режим стабилизации как у Скокума или Хеликомандера, то это не так, 99% времени они работают в режиме аналогичном “3GX”, т.е. замены флайбара… И так как Хеликомандер не имеет акселерометров при выравнивании у него остается горизонтальный вектор движения.

PILOTon99:

Энд-поинты позволяют сравнять характеристики серв за счет поступающих сигналов с передатчика. При первоначальной настройке, после настройки равномерности хода тарелки вверх-вниз в режиме DIR, система получает и запоминает информацию о нулевом ЦШ и о предельных углах отклонения тарелки, задаваемых с пульта в обход АСУ (гироскопов (!)).

В режиме DIR 3gx воспринимает SubTrim машинок только чтобы на взлете (когда отсутствует обратная связь) тарелка стояла ровно. А максимальные сигналы влево-вперед, при которых угол 8 градусов и 12 на шаге для того чтобы знать управляющую информацию пульта и правильно рассчитывать движения машинок в полете. В нормальном режиме она демиксует сигналы пульта и рассчитывает движение машинок опираясь на гироскопы. Поэтому триммеры запрещены для компенсаций кренов, т.к. если крены есть - то вызваны чем то другим. На мой взгляд это сделано чтобы упростить настройку (сделать ее аналогичной но сокращенной) и облегчить переход с флайбара… А выравнивать движения машинок ?!? зачем ? а если боковой ветер ? (с которым 3gx достаточно хорошо борется даже на 250ке)

PILOTon99:

Эндпоинтовый разброс достигал 6 градусов - полёт мегастабилен…

Чтобы понять мегастабилен ли полет нужно использовать фигуры с максимальными углами и шагами - мне это не под силу 😃 а при полетах блинчиком эти 6 градусов? (наверное в моей терминологии % в пульте) превратятся в 0,6% около 55%-го положения стика.

Alex71
PILOTon99:

На эти настройки можно забить для FBL-систем, работающих в режиме удержания, к коим не относится Align 3GX.

Начиная с прошивки версии 2.0, 3Гх как раз работает в режиме удержания. Поэтому все же эндпоинтами настраивать не надо. Я так думаю… (с) 😁

y11713380
Alex71:

Начиная с прошивки версии 2.0, 3Гх как раз работает в режиме удержания.

А что это значит режим удержания ? и чем 3gx принципиально отличен от версии 1.x ? Я серьезной разницы в версиях не заметил. На прошивке 2.0 стабильней висит, легче взлетает (может опыту прибавилось 😃 ), чуть другие пункты меню в настройке… а что еще ?

Alex71
y11713380:

А что это значит режим удержания ?

Этот режим схож как для хвоста. Если взять верт включить и двинуть вперед на чуть-чуть и держать стик, например, элеватора, то тарелка медленно дойдет до своей крайней точки. Если гироскопы работают не в удержании то тарелка просто отклонится немного и встанет.

Mikik
PILOTon99:

Система 3GX не имеет обратной связи управляющего воздействия

Поставим двойку преподавателям, что так плохо учили 😁! (шутка). Системе абсолютно всё равно, куда и как движется тарелка. Ей важно положение вертолета. Датчиками ОС являются гироскопы, так что с обратной связью тут все в порядке.

PILOTon99
Mikik:

Поставим двойку преподавателям, что так плохо учили ! (шутка)

Ну это зря, я выразился абсолютно корректно. Система имеет обратную связь не по управляющему воздействию, а по конечному результату управления, то есть по тангажу и крену, которые выдают гироскопы.

Mikik

Ну так смысл всей системы ведь в том, чтобы компенсировать воздействие на вертолет, а не на тарелку перекоса. Так что совет выравнивать тарелку енд-поинтами считаю вредным. Мы ведь не знаем, как происходит демикширование сигналов в коробке-боробке 😁, но при этом сами заранее вносим в него искажение.

PILOTon99
Mikik:

Системе абсолютно всё равно, куда и как движется тарелка.

Не согласен. Системе не всё равно, ведь отклонение тарелки пропорционально дестабилизирующему отклонению вертолёта и величине отклонения стика (заданной угловой скорости по тангажу и крену). Она таки рассчитывает, на какой же уголок надо бы первоначально тарелочку наклонить, а не захреначивает её со всей дури, пока гироскопы не выдадут свои сигналы

Тут есть мнение, что с передатчика мы задаём угловые скорости для каналов тангажа и крена когда отклоняем стики и не более того. Поэтому при 0-положении стика от передатчика не должно поступать никаких сигналов на отклонение серв. Это не совсем так, кмк. Давайте подумаем чутка. В инструкции к 550ке, например, точно есть пункт про выравнивание качалок серв сабтриммерами. Если сабтриммеры не в нуле, ребята, то передатчик уже посылает сигнал на отклонение серв и в нулевом положении стиков. Этот сигнал должен восприниматься коробочкой нашей как сигнал к кренению/изменению тангажа. Но этого не происходит. А почему? Да потому-что при инсталяционных настройках мы ей рассказываем: “вот при таком сигнале с передатчика тарелка ровно посередине с 0-вым КШ; а вот при таком сигнале с передатчика тарелочка вбок на 10 градусов и т.п.”. Системе будет потом абсолютно начхать, какие кривульки ей посылает передатчик, ведь мы её научили нас понимать. Таким образом, настроенные эндпоинты, как и настроенные сабтриммеры, не внесут системе никакой сумятицы, ну разве я не прав? Вот если мы полезем в сабтримы и эндпоинты после настроек коробочки, вот тогда ППЦ, коробочка обидется на нас и не порадует в полёте. Скажу больше: если, допустим, забыть выставить триммеры в 0 при инсталяционной настройке коробочки, ничего страшного не произойдёт, просто придётся летать с таким кривым положением триммеров и всё.

Val-ksd
PILOTon99:

Она таки рассчитывает, на какой же уголок надо бы первоначально тарелочку наклонить, а не захреначивает её со всей дури, пока гироскопы не выдадут свои сигналы

А это не есть ли работа системы с обратной связью;)?

PILOTon99
Alex71:

Если гироскопы работают не в удержании то тарелка просто отклонится немного и встанет.

Да ну? Будет она также отклоняться до упора.
Чоита мне кажется что этот эксперимент какой-то не правильный. Отклонять нужно не стик, а сам верт и наблюдать за тарелкой. Если она отклонилась и замерла, то это удержание. А если отклонилась и потом медленно встала в нейтраль, то это не удержание. ИМХО

Val-ksd
PILOTon99:

Если она отклонилась и замерла, то это удержание. А если отклонилась и потом медленно встала в нейтраль, то это не удержание.

Ещё ни одной не видел системы которые считаются с удержанием, чтобы тарелка зафиксировалась в положении наклона.

PILOTon99
Val-ksd:

А это не есть ли работа системы с обратной связью?

Короче. Система 3G - это система с обратной связью, ОК? Я говорил о том, что мы учим систему правильно двигать тарелкой при настройках, так как из-за индивидуальности серв она этого не умеет.

Val-ksd:

Ещё ни одной не видел системы которые считаются с удержанием, чтобы тарелка зафиксировалась в положении наклона.

Я вообще не счупал никаких других, кроме 3G. При отклонении хвоста шаг ХР изменяется и замирает, пока не вернёшь хвост на место - вот чистое удержание. Аналогично должна вести себя тарелка системы с удержанием. Логично?

Denvd
Denvd:

Господа, ситуация такая: Раптор 50 ДВС + 3GX. Раньше стояла SK-360 и на хвосте 401 гира, так отлетал 3 года и вот решил проапгрейдится на свою “голову”. Итого имеем - взлет … висит нормально, хвост тоже держит. Далее после пары пируэтов или по прошествии 1 минуты(так и не понял из за чего конкретно, не до экспериментов - один краш, одна аварийная посадка) вертолет начинает существенно(45 градусов за 2 секунды) дрейфовать по элеронам, потом похоже и про элеватору и далее становится практически неуправляемый. Подскажите чего можно сделать?

Да забыл сказать прошивка была 1.1, сразу махнул на 2.1