align t-rex 450l - стретчнутая 450ка

13 days later
Sukhinin

Доброго вечера.
Мое сообщение справедливо не только для 450L и в начало темы было бы совсем к месту.
Начал собирать тушку, ротор и обнаружил следующее.
Практически все отверстия под болты “грязные” . Межлопостной вал, рычаги хапф: резьба в отверстиях и сами болты “грязные”. Чистил спиртом, так на ветоши остались бурые следы ( экспертизу этой “грязи” не делал, но по консистенции похоже на присутствие маслянистого вещества). В отверстиях рычагов цапф стружка от нарезки резьбы.
!!! Обязательно чистить отверстия с резьбой и болты, и только после этого с лактайтом (T22 в наборе) сажать болт в отверстие.

Vladimir_K=

Вот тут я рассказывал как в безобиднейшей ситуации разложил верт. И вот история повторилась на втором аккуме после ремонта, только не на взлете, а после посадки: аккуратно посадил, щелкнул холдом и опять резкий завал влево… Валы, конички и т.д. … Уже привычно. Достало! Отремонтировал, начал разбираться по очереди исключая то одно, то другое. Итог: при оборотах около 3000 возникает дичайшая вибрация, она то, думаю, и сводит с ума ФБЛ. Причина - хвост. Еще конкретней: без хвостовых лопастей хвост шелковый, с ними - из рук вырывается, как при наборе оборотов, так и при снижении при прохождении ~3000. Кончик хвоста двоится с амплитудой около 1,5 см. Если руками не держать, то уносит по комнате. И это без головы и с отсоединенной тягой управления шагом ХР (с ней то же самое происходит, просто проверял не серва ли дурит). Лопасти отбалансированы. Три комплекта перепробовал. Конички поменял. Ничего понять не могу. Еще и проявляется эта хрень не каждый раз. Что с чем резонирует?
Да, забыл сказать, что после первого ремонта раскручивал полностью собранный верт и на полу и в руках на рабочих оборотах. Ничто не насторожило.

AlexandrCNH

Хаб хвостового ротора ровный???
Обе лопасти имеют одинаковый угол установки на всем диапазоне углов (проверить правда ооочень трудно), ну хотя бы в центре?
У друга был интересный эффект, стоял пластиковый корпус редуктора хвоста - все было хорошо. Поставил металлический - начались вибрации на определенных оборотах (к сожалению именно на рабочих). При этом эффект упорно наблюдался на двух одинаковых вертолетах. Резонанс с трудом удалось сместить с рабочих оборотов, но полностью победить не получилось.

alien131314

Я эту проблему наблядал на нескольких вертолетах. Причина - хвостовой хаб, вот в этом я уверен на 100%. То ли кривой, то ли как - то не так сел, то ли хз что.
На Blade 300X я поменял его - не вылечилось. Не лечилось ничем кроме замены хвостовой механики на Lynx.
На Jr450 после нескольких прокруток ротора вибрации сами ушли в ноль.
На другом Доминаторе ( как раз который на фото выше ) человек что - то там поменял и все пропало ( т.е. какие - то шаманские манипуляции ).
Т.е. хотя в моей практике такие случаи уже не единичны и были с разными вертами, я до сих пор не понимаю, что это, и никто мне сказать этого не может.

Vladimir_K=
AlexandrCNH:

Хаб хвостового ротора ровный???

Визуально - да. Поменять что ли.

AlexandrCNH:

Обе лопасти имеют одинаковый угол установки

В середине -да. Проверить действительно сложно.

alien131314:

Причина - хвостовой хаб, вот в этом я уверен на 100%.

Буду менять. Интересно, что при крайнем краше хвост вообще не пострадал, даже лопасти не поцарапались.

AlexandrCNH

Если априори все ровное, значит резонанс можно сместить изменяя жесткость всей системы. Что в нашем случае весьма нетривиальная задача. Может помочь банальная жесткая перемычка на подкосах, а может и не помочь. Или замена какого-то узла с другим весом и жесткостью.
С резонансом хвоста без “шаманства” бороться нереально.

Еще нужно посмотреть нет ли на лопастях хвоста небольшой бабочки.

Vladimir_K=

Перемычка на подкосах стоит. Во! надо попробовать погонять без нее. Когда-то читал, как чел избавился от тряски таким образом. Бабочку пытался найти лежа на полу, с разных сторон подсвечивая фонарем ХР. Ни бабочек, ни белочек пока не обнаружил, а вот люфт имеется.

AlexandrCNH
Vladimir_K=:

Когда-то читал, как чел избавился от тряски таким образом.

Резонанс… Злой он /censored/😈

Vladimir_K=:

Бабочку пытался найти лежа на полу, с разных сторон подсвечивая фонарем ХР

Это метод поиска бабочки о котором я не знаю??? Или просто чтоб лучше видно было???

Vladimir_K=
AlexandrCNH:

Это метод поиска бабочки о котором я не знаю???

Ну а как еще ее разглядеть, если верт стоит на полу. Сверху не видно. Снизу, впрочем, тоже.

AlexandrCNH
Vladimir_K=:

Ну а как еще ее разглядеть,

Понял 😃

Vladimir_K=:

Снизу, впрочем, тоже.

😃

Vladimir_K=
alien131314:

Причина - хвостовой хаб, вот в этом я уверен на 100%

Vladimir_K=:

Буду менять.

Поменял. Либо новый хаб точно такой же кривой 😦, либо не 100%. 😃
Понял, это -

alien131314:

хз что

Кажется у меня созрел пост в тему “Зачем люди продают свои вертолеты?”. Этот мозгоклюй весь мозг мне вы… Выезжаю в поле, вспахиваю его Доминатором, а потом все заряженные батареи вылетываю на Gaui X3, который просто летает, потому что рожден летать, а не пахать.

EvgenycH

направление вращение хвоста в сторону тяг цапф? если да то попробуйте поменять направление вращения…шаманство 😉

Vladimir_K=
EvgenycH:

направление вращение хвоста в сторону тяг цапф?

Не понял. Это как?

alien131314

Я имел ввиду то, что вибрации идут от хвстового хаба и начинаются в нем. По - крайней мере так было во всех вертах, с которыми я имел дело.
Но я измерял все размеры хаба и, насколько позволяет мне моя измерительная техника, не усматривал там каких - либо проблем. И замена хаба тоже ничего не давала.
Взлетать при наличии этих вибраций вообще нельзя.
Короче, происходил какой - то бред.

Vladimir_K=
alien131314:

Короче, происходил какой - то бред.

Помню, Игорь, Ваши изыскания на 130-м.
Тут, скорее всего, что-то с геометрией, зазорами, состоянием подшипников… Может сочетание каких-то факторов. Надо менять все подряд, начиная с балки. Я так с головой бился: люфты, углы, валы, бабочки…, а потом заменил целиком на новую (новую на новую) и все стало хорошо. Теперь хвост…
К вопросу о стоимости кита и запов: сколько надо дополнительно потратить в поисках надлежащего качества, я уж не говорю о тратах, связанных с крашами по причине этого “качества”. И заметьте, я не о клонах говорю.

alien131314:

Взлетать при наличии этих вибраций вообще нельзя.

Нельзя, не обсуждается. Просто не было этой тряски, говорю же, не всегда появляется.

Tigron:

вспомним мой совет про 2-й подшипник из поста #267?

У меня в хвостовой балке три подшипника стоят.

Tigron:

Ну, и в 3GX’е тоже собака может быть зарыта.

У меня iKon. Да и что там в ФБЛ может быть зарыто, если трясет при отсоединенной тяге управления ХР.

Vladimir_K=:

с отсоединенной тягой управления шагом ХР (с ней то же самое происходит, просто проверял не серва ли дурит)

ДмитрийС
Vladimir_K=:

если трясет при отсоединенной тяге управления ХР.

так ващще летать не рекомендуется… 😁

Vladimir_K=
ДмитрийС:

так ващще летать не рекомендуется…

😃
А я и не летаю. Произвожу вспашку под озимые. Тракторист, блин.

Nevai
Vladimir_K=:

Выезжаю в поле, вспахиваю его Доминатором, а потом все заряженные батареи вылетываю на Gaui X3, который просто летает, потому что рожден летать, а не пахать.

Ага, я тоже плюнул и купил Форцу 450, собрал - все точно, ровно и красиво, летает себе и летает, легенький и продуманный по конструкции. А дониматор лежит в машине, даже доставать не хочется 😃 После исправления всех косяков в дониматоре его стоимость получилась совсем некрасивой, а уж про потраченные нервы и время я и не вспоминаю.

alien131314
Nevai:

Ага, я тоже плюнул и купил Форцу 450

Угу, только эта Форца начала делать ТО ЖЕ САМОЕ. Правда, после нескольких запусков на столе вибрация стала утихать и потом вообще пропала. Что это было, вернется ли оно - даже и думать боюсь. Пока все летает. Полагаю, что эта проблема равновероятно может встретиться у всех мелколетов ( впрочем, неадвно наблюдал почти то же самое на 500ке - не на моей, правда, она была напичкана таротовскими и ХКшными запчастями ). Вообще, интересно было бы сделать тему - рассмотреть ассортимент 450-480к, благо сейчас оно представлено не только Алайном и таротом. Есть Jr, протосы, все они стретчатся ( не понимаю пока, правда - нафига ). Вот у Протоса, к примеру, интересная конструкция: ремень идет аж от мотора на хвост, если я правильно понял. Т.е. при краше отпадает срыв шестерни ОР, обгонка тоже целее будет.
Да и ременные верты сейчас делают так, что смысл вала уже теряется полностью - энергию ремень почти не жрет, а вот стоимость краша уменьшает неслабо. И ремень очень тихий, по - крайней мере - та же Форца.

Просто я читаю, что пишет народ - у всех, кто смотрит на 450ки, на уме один тарот и алайн. Это как - то…хммм… неправильно.

Nevai:

легенький и продуманный по конструкции.

Легкий - да. Вот насчет продуманности - лично мне не нравится доступ к элеваторной серве. В остальном, кажется, все ОК.

AlexandrCNH

У мого друга явление резонанса было на 550го размера Гайке. При этом резонанс легко отличить от разбаланса по отсудствию наростающей вибрации, появляется резко, на строго определенных оборотах. При привышении оборотов тоже проходит. Более того, у него при плавной раскрутке ротора явление резонанса происходило на половинных оборотах с вдвое меньшей амплитудой.

На самом деле явление резонанса, наверно, есть в любом вертолете. А узнаем мы о нем только когда хвост резонирует с какой-либо гармоникой возникающей на рабочих оборотах.

Наверно многие наблюдали на своих вертушках, когда при раскрутке ротора на определенных оборотах хвостовой плавник на короткий промижуток времени “раздваивается”, а потом приходит в норму? Резонанс на нерабочих частотах жить не мешает, поэтому мы его почти не видим 😉