Прошу совета - глохнет Trex550

locus

Уважаемые коллеги-форумчане - прошу помощи в какой-то непонятной для меня ситуации.
Комплектация вертолета Align Trex550e v2 DFC: все стоковое, за исключением регулятора (сейчас Align BL100G), внешнего BECа (сейчас, кажется, СС Pro) и мотора (Kontronik 600-12). Приемник - Futaba 6208SB, FBL - Tarot ZYX. Говернер никогда не настраивал.
Сжатая версия проблемы: через какое-то время прямо в полете (может даже не на первом паке) глохнет ротор и вертолет просто валится на землю. При этом на паке вполне себе рабочее напряжение (т.е. это не банальный разряд батареи) - у меня всегда висит пищалка, сообщающая о проблемах напряжения.
Вся предыстория проблемы: вышеприведенная конфигурация вертолета - новая для него, в том смысле, что только что установил все отличающиеся от стоковых детали (регулятор, BEC и мотор). И даже без проблем отлетал на этой конфигурации 5-6 паков.
ПОсле чего внезапно на следующем паке вертолет повел себя как-то странно (я просто не успел понять - упали ли обороты ротора, или нет) - перестал слушаться, начал дико вращать хвостом и рухнул на землю. Солидный краш.
Озадачился. Починил.
Следующий вылет - очень осторожный. Даже не переходил в пилотажный режим: на первой-второй минуте полета вдруг глохнет ротор (совершенно точно) и верт медленно заваливается на землю (слава богу, с небольшой высоты). Краш - небольшой (балка да шасси). Озадачился - починил. Но вот теперь боюсь взлетать, потому что не понимаю проблему!

Что касается проблемы: у меня была точно такая же история год назад на том же верте, но со стоковым регулятором (BL70G) и мотором. Я долго ломал голову, в чем же дело, допускал наличие каких-либо крайне мощных помех (в чем меня разубедили). Пока внимательно не рассмотрел регулятор. И обнаружил, что пара конденсаторов, которые там присутствуют (на регуле) - держатся на честном слове, а у одного и вообще ножка отпаялась. Надо сказать, что крашей этот регуль пережил за свою жизнь немало, а монтаж Align этих конденсаторов в BL70G настолько халтурный, что неудивительно, что в итоге эти кондеры стали отваливаться. Я нашел аналогичные по характеристикам конденсаторы с длинными ножками, впаял их вместо прежних - и еще долго и без проблем летал на таком модифицированном регуле.
ПОка вот не решил сделать небольшой upgrade для вертолета: рассыпался штатный мотор, и, меняя его, решил уж и посерьезнее регуль поставить, на 100А вместо бывших 70А. К нему пришлось и внешний BEC по купать, т.к. в BL100G нет внутреннего.
И вот после этой модернизации - вот такие вот проблемы!!
Хочется опять думать на конденсаторы, но а) регуль совсем новый и ни одного краша не пережил, кроме вот таких вот непонятных по неизвестным причинам б) конденсаторы довольно хорошо укреплены на этом регуле, и на ощупь держатся неплохо.
После второго краша измерил напряжение, которое дает BEC - 5.24v, что, на мой взгляд, вполне нормально. Погонял верт дома на столе без всяких лопастей - никакого эффекта за 5 минут не обнаружил. Напряжение BEC стоит как влитое - 5.24v, все сервы работают, все работает как надо. Но на всякий случай превентивно поднял его до уровня 5.86v (и пока еще не летал). Провода/разъемы к мотору - все надежно, ничего не люфтит.
Короче - я не могу придумать, куда мне двигаться дальше, какие придумать еще эксперименты, чтобы выявить проблему? Полетать совсем низко, чтобы не сильно завалиться в случае чего? Прикрутить шасси болтами к земле и дать серьезную нагрузку? Или все же разобрать регулятор и посмотреть “что у него внутри”?
Где-то здесь на форуме читал, что у кого-то были перезагрузки приемника. Но это ж напряжение должно упасть ниже 4в с моих 5.24! Хотя провода от BECа действительно чрезмерно длинные (автор поста сообщал, что все вылечилось укорачиванием этих проводов - на них якобы было большое падение напряжения).
Чтобы была пища для размышлений - сделал несколько фото пациента, с которым теперь боюсь подниматься в воздух. А также фото самостоятельно починенного регулятора BL70G методом замены конденсаторов.





Vladlen

Из описания похоже что не только двигатель отключается, но и управление пропадает? Значит регулятор оборотов тут ни при чем.

Vovets
locus:

Короче - я не могу придумать, куда мне двигаться дальше, какие придумать еще эксперименты, чтобы выявить проблему?

Так называемый “питч-памп-тест”. Делается на столе без лопастей для безопасности. Делаем кривую шага с двумя горбами типа 0-100-0-(-100)-0 и быстро двигаем ручкой шага. Можно ещё микс шаг-хвост в ФБЛ выкрутить на полную, чтобы серва хвоста тоже была задействована. И смотрим на признаки перезагрузки приёмника и ФБЛ. Только очень долго не надо, а то можно сервы спалить. Обычно хватает секунд 10.

alien131314

плюсую предыдущему посту. Я читал, что у зюкса - те же заморочки, что и у вибара.
Если не проходит питч памп тест - вешать на шину питания серв конденсатор тысяч 6-8 микрофарад, 12-16В.
Если питчпамп тест проходит - делать range check, возможно, проблема в передатчике ( антенна сломана или подобная гадость - у меня такое было, 12 долларовая антенна вызвала 3 краша на общую сумму евров 200 ). Хотя, судя по фоткам, там футаба…

locus

питч-памп тест: круто, изобретательно, однако! Обязательно попробую когда свободное время выдастся! У меня между тем вопрос, который я забыл задать в основном посте: а вот та пресловутая пара конденсаторов, которую видно в каждом регуле - они за что отвечают? Когда имел BL70G, то почему-то считал, что они отвечают за цепи BECа. Когда поставил BL100G, в котором BECа нет, а конденсаторы есть - задумался. Что, например, будет, если у одной ножки будет ненадежный контакт (при вибрации)? Надо бы мне все-таки разрезать резинку, да взглянуть на ножки этих конденсаторов…

DaGGeR

Барабашку будете искать долго. И скорее всего так и не найдете, потому, что все узлы у Вас исправно работают.
Однако заметьте, все проблемы у Вас начались после замены мотора. И … думается мне, что виновник именно он. Не физически, а электростатически.
Вращаясь на огромной скорости, он дико сильно электризует воздух вокруг себя, частички пыли. Тоже самое делает хвост. Вероятнее всего наступает момент и между балкой хвоста и карбоновым корпусом (через любой ближайший провод или напрямую) проскакивает микромолния. Которой, более чем достаточно, что бы отослать любую электронику в нокаут. Ведь балка в корпус вставлена через пластмассовое крепление и заряд с балки не стекает на корпус.
Так же, разряд может проскакивать между корпусом вертолета и корпусом регулятора и корпусом FBL. Еще, очень легко разряду “прострелить” изоляцию между корпусом мотора и любой его обмоткой. В этом случае, удар ниже пояса получает регулятор.

Лечение:
Заземляем верт. Зачищаем хвостовую балочку вешаем хомутик и соединяем электрически с корпусом вертолета. Идеальный вариант - с моторамой. Также, соединяем с минусом всей электроники (это может быть минус регулятора, минус FBL). Разряды будут не страшны, а точнее их просто не будет.

У многих бывает, что в процессе полета регулятор на долю секунды делает паузу, что проявляется как короткая неравномерность оборотов. на долю секунду. Но ее хорошо слышно. Это тоже помеха от статики. Узлы вертолета очень сильно электризуются, но заряд накапливается на токоНЕпроводящих материалах. Тот же самый скотч - не проводит ток, и способен накопить статику.

Надеюсь барабашка, после заземления, убежит с вашей птички))).

Вопрос:
Когда происходила остановка мотора, само управление вертолетом оставалось? (я про сервы и тарелку). Ведь ротор у 550-ки далеко не мгновенно останавливается и какое-то время ротирует.

Andy08

Если я правильно разглядел, то верт с валом и статика моловероятна. Скорее всего проваливается БЭК. Пропадает питание, пропадает управление, регуль уходит в файлсейв и вырубает движок. Хотя возможно и просто пропадание сигнала управления - картина будет та же. Тут питч-памп и ренж тесты вам должны помочь.

locus:

Полетать совсем низко, чтобы не сильно завалиться в случае чего?

Скорее наоборот. Больше всего разрушений происходит на малой высоте потому, что кинетическая энергия ротора очень высока, а от нее и все остальное рвет и загибает. А, если высоко, то пока верт падает ротор тухнет.

locus

Уважаемые форумчане! Огромное спасибо за множество действительно дельных советов! Сегодня вечером, играясь в увлекательную игру под названием pitch-pumping (кстати, никаких проблем с питанием так и не заметил), обнаружил, как мне кажется, настоящую причину проблем: один момент во время игрищ, в то время как стик газа был где-то возле максимума и мотор вполне ревел, реальное вращение цапф ОР было лишь условно быстрым, скорее даже наоборот. И мне этого удалось добиться несколько раз (в другие разы вращение было адекватным). Из чего я делаю вывод, что неисправность совсем банальна - вышла/выходит из строя обгонка. Т.е. какое-то время она еще могла тянуть обороты, но могла и легко сорваться. А я оба раза, когда падал, обязательно хоть в самом конце дергал HOLD, а потому отчетливо сказать - работал ли двигатель в падении (да и удаление некоторое присутствовало) - не могу. Ротор замедлялся/останавливался точно, но это не совсем то, что называется “глохнет” в названии темы - прошу понять и простить 😃

И, кстати, в связи с этим вопрос - а как держать эту ситуацию с износом обгонки под контролем? Внешне-то это никак не проявляется! просто однажды - бах!- и прилетели… Все проверяют ее перед каждым вылетом??

И каким образом это проверяется?

alien131314
  1. не уверен, что там реально можно что - то заметить
  2. сколько я ни спрашивал людей, все говорят одно: оно либо работает, либо - нет. Никаких предшествующих срыву обгонки признаков тоже нету.
  3. Лично я ( на 500ке ) поменял обгонку где - то после 1500 отлетанных акков. Просто на всякий случай.
  4. И при отказе обгонки управление будет сохраняться, пока ротор крутится. У вас, я так понимаю, либо отказ связи, либо отказ бека, либо что - то похожее, а обгонка - ну…фиг знает, но, кмк, маловероятно.
    Сделайте еще все же range check, если такой имеется.
locus
alien131314:

пока ротор крутится

Прямо хоть книгу пиши про пламенных вертолетчиков!.. Да в том-то и дело, что все происходит за секунду (у меня, по крайней мере), и толком сообразить, что происходит, я не успеваю. Дергаю лихорадочно стики, но результат-то все равно плачевный, и понять, что отклик у машины был, но просто уменьшенный в 10 раз мне не по силам. Выглядит так,что она стала полностью неуправляемой. Ключевой момент - звук мотора. И даже тут мои впечатления, как у любых очевидцев катастроф, нечеткие и путаются. Хоть ставь на вертолет (или на голову) видеорегистротор!!

alien131314

А что с питчпамп тестом? проявились проблемы или нет?

DemidSPb
locus:

а как держать эту ситуацию с износом обгонки под контролем? Внешне-то это никак не проявляется! просто однажды - бах!- и прилетели… Все проверяют ее перед каждым вылетом??

Никак - менять когда подвела первый раз.
Вообще обычно отказ обгонки хорошо заметен, т.к. движок начинает выть на повышенных оборотах, а ротор тухнет. Это хорошо слышно.

locus
alien131314:

А что с питчпамп тестом? проявились проблемы или нет?

locus:

кстати, никаких проблем с питанием так и не заметил

Короче, ничего не увидел (и даже питание снова возвращал к 5.2в)

Vovets
locus:

а вот та пресловутая пара конденсаторов, которую видно в каждом регуле - они за что отвечают?

Они защищают транзисторы от пробоя высоким напряжением при закрытии. Если они отвалились - регулятор долго не проживёт.

alien131314

А что со связью? У меня, к примеру, была проблема - антенна была сломана, и периодически пропадал сигнал. Соответственно - верт падал. У футабы есть range check? проверяли связь?

locus
alien131314:

футабы есть range check? проверяли связь?

Точно есть - читал. Только ни разу не пробовал 😦 В субботу опробую

SerjA6
locus:

И каким образом это проверяется?

На выключенном моторе попробуйте ротор провернуть против движения, должны сразу почувствовать зацепление, иначе при старте можно услышать удар, мотор вращается а ротор чуть позже трогается. Если зацепление есть то тогда рукой возьмитесь за шестерню или мотор и посмотрите не проворачивает ли обгонка под нагрузкой. На 550 сил у обычного человека не должно хватить для ее проворачивания, если только Вы не качек из спортзала 😃