Флаттер на R50

a-korenev
Mikhail_Yunin:

Ну прежде - чем говорить о конструктивных недостатках .
Стоит уточнить, что именно называем флатером лопастей ?

Имхо - что-то смешалось 😃 .

Может я и назвал флаттером это явление несколько неточно , но по определению это :
резкое увеличение трекинга основного ротора , до 4-7 см в режиме IDLE при переходе коллективного шага через 0 град. при оборотах около 1700 .
Я не знаю Михаил видели ли вы это , но у меня данное явление крови попило…
P.S. К стати , могу посмотреть источник на который ссылался , если нужно.

17 days later
a-korenev

Установил мет. голову. При полётах обратил внимание на то , что флаттер периодически возникает в режиме IDLE2 , об. ротора прим. 1800-1900 . В режиме IDLE1 , об. ротора 1600 , такого не наблюдается .
Вывод: ЛОПАСТИ!!!
Народ!!! Будьте осторожны при покупке стоковых деревянных лопастей OEM производителя ( не ТТ , по крайней мере ). И ещё, при попытке летать 3D , переходите на стекло или уголь.
Успешных всем посадок!!!
А.К.

Павел_Б
a-korenev:

Вывод: ЛОПАСТИ!!!

А вот интересно, кто ни будь слышал о том, что производители лопастей
проводят аэродинамические испытания своих изделий?
Может в этом проблема?

IP
a-korenev:

Установил мет. голову. При полётах обратил внимание на то , что флаттер периодически возникает в режиме IDLE2 , об. ротора прим. 1800-1900 . В режиме IDLE1 , об. ротора 1600 , такого не наблюдается .
Вывод: ЛОПАСТИ!!!
Народ!!! Будьте осторожны при покупке стоковых деревянных лопастей OEM производителя ( не ТТ , по крайней мере ). И ещё, при попытке летать 3D , переходите на стекло или уголь.
Успешных всем посадок!!!
А.К.

Насколько мне известно деревянные лопасти в принципе не рекомендуют раскручивать больше 1750…
ТТ по крайней мере, прямо указывает на это.

a-korenev

[quote=IP;305905]
Знаю! Только не было возможности точно проверить об. в режиме IDLE2.
А в IDLE1 выставил 1600 , прямо на земле , благодаря возможностям РойалЕво9.
Прийдётся покупать карбон, как насчёт NHP? 😈

meti

Вся проблема в лопатках, поменяйте их на более жесткие и/или чуть более тяжелые и все пройдет

VladimirG

Может я и назвал флаттером это явление несколько неточно , но по определению это :
резкое увеличение трекинга основного ротора , до 4-7 см в режиме IDLE при переходе коллективного шага через 0 град. при оборотах около 1700 .

трекинг это что ??

или Вы говорите про раскачивание всего ротора у раптора на некоторых оборотах при измененние шагов через 0 ?.

PROPELLOR
meti:

Вся проблема в лопатках, поменяйте их на более жесткие и/или чуть более тяжелые и все пройдет

Ты имеешь ввиду более жесткую сервоось?
Я тоже думаю об этом. Стоковая сервоось на рапторе, ИМХО, полное дерьмо. Заказал на хеликрафте набор из двух осей на R50. Пришли, оси гораздо жестче, руками не гнутся, но короткие?!!! Вся конструкция получается короче более чем на удвоенную длину серволопатки. Что то я пока не решился поставить такое. Кто что подскажет по этому поводу?

a-korenev
meti:

Вся проблема в лопатках, поменяйте их на более жесткие и/или чуть более тяжелые и все пройдет

Лопатки стоят стоковые , чёрные . Стояли правда утяжеляющие грузики , но я их снял.
Так как насчет NHP лопастей ?
Стоит их покупать?

VladimirG:

трекинг это что ??

или Вы говорите про раскачивание всего ротора у раптора на некоторых оборотах при измененние шагов через 0 ?.

В простонародье “БАБОЧКА”.

хелик

Алексей . Я летаю на 70ке с NHP 680 всё нормально, правда я их заказывал зимой и они из волокон угля , а сейчас пришли на 50ку , так эти обычные из углеткани и к ним ещё две наклейки на лопасти блестящие аля галограма. Удачи .

IP
a-korenev:

Так как насчет NHP лопастей ?
Стоит их покупать?

Хорошие и не очень дорогие лопасти. Берите.

Dormidont

Сегодня дал Алексею свои карбоновые SAB. Флаттера и в помине не осталось. Более того вертолет стал точнее в управлении и перестало уводить хвост. Думаю, дело не только в деревянных лопастях. Карбоновые имеют ширину 55мм, а у Алексея деревянные 50мм., при одинаковой толщине мои имеют более пологий профиль. Возможно на деревянных из-за большей выпуклости на больших оборотах происходил срыв потока на концах лопастей.

meti

Всем привет.

Отброшу в сторону все научные слова и попытаюсь обьяснить суть эффекта который вы испытываете на вашем вертолете на интуитивном уровне.
Наравномерность скорости вращения ротора из-за пульсаций возникающих от ДВС. В связи с тем что двигатель двух- или четырех- тактный, то скорость вращения носит пульсирующих характер, а это означает что концевая часть лопатки постоянно испытывает моментальные ускорения (за счет рабочего хода двигателя) и торможения (за счет холостого хода и аэродинамического сопротивления). Учитывая это подьемная сила лопатки постоянно увеличивается и уменьшается (из-за минимального, но изменения скорости), что служит источником вибраций, при этом лопатка постоянно закручивается и раскручивается и если постмотреть на траекторию концевой части лопатки то это будет ни что иное как синусоида или говоря по русски это вибрация. Когда угол атаки становится близким к 0 то эффект усиливается так как угол атаки начинает менять знак и при этом вы начинаете видет “бабочку” (не путайте с трекингом) на роторе вашего вертолета из-за увеличения амплитуды колебаний (что то похожее на резонас, хотя это вовсе и не резонанс).

Теперь пару слов о причинах:

  1. ДВС. Можно поменять на многоцилиндровый или на електрический. Ни то ни другое не подходит с практической точки зрения.
  2. Жесткость лопаток. Под жесткостью в данном случае понимается способность лопаток противостоять кручению вдоль лопатки для уменьшения амплитуда колебаний. Вот над этим можно поработать.

Решить эту проблему полностью не возможно, но можно “сдвинуть” этот эффект в сторону более высоких (неиспользуемых на практике) оборотов ротора.
Есть три основных подхода:

  1. Изменить аэродирамические характеристики лопатки (всякие открылки, закругления, изменение концевой части лопатки или ее профиля)
  2. Увеличить массу лопаток (сделать их более инертными).
  3. Сделать лопатки более жесткими за счет применения углеволокна, на пример.

ВЫВОДЫ:

  1. Не делайте ваши лопатки легче, не снимайте с них грузики если они предусмотрены фабрикой, так как это МОЖЕТ привести (а может и не привести если лопатки достаточно жесткие) к описанному эфекту
  2. Если нужны более легкие лопатки (для 3Д например), то используйте самые жесткие (на кручение) которые вы сможете найти (как правило любые углепластиковые).
  3. Если вы начинающей “летчик” то не покупайте легкие углепластиковые лопатки, они вам ничем не помогут, научитесь сначала летать на тяжелых деревянных.

Теперь хочу ответить на поставленный выше вопрос оп поводу Фазовой коррекции ротора и о том что это такое.

Отбрасывая научные слова в сторону, посмотрите на свой вертолет сверху, найдите на swashplate шарик к которому прикреплена тяга которая управляет углом атаки ОСНОВНОЙ лопасти, найдите винтик которым привинчена лопасть, так вот угол образованный между шариком, осью вращения ротора и винтиком называется фазой ротора. На самом деле фаза выбирается из технологических и конструкторских соображений. Так на всех двухлопастных вертолетах с серво осью фаза составляет 90 градусов (по крайней мере из всех что я видел). На вертолетах без сервооси на двух- и многолопаточных фаза может быть разной, как правило за основу берут 45 градусов, но опять таки базируются на конструкторских и технологических соображениях.
Дла корректировки фазы используют механические устройства установленные на swashplate (как правило на настоящих вертолетах) или различные электронные смесительные системы (на радиоуправляемых вертолетах), существуют отдельные смесители устанавливаемые на самом вертолете и на некоторых “дорогих” передатчиках (например Futaba 14MZHP) существует электронная коррекция.

Чтобы проверить правильно ли настроена фазовая коррекция на вашем вертолете надо сделать следующее (на вертолетах с серво осью она выставлена на фабрике и не регулируется хотя приведенный ниже метод абсолютно верен и для этого случая):

  1. Возьмите рукой любую лопасть вашего вертолета
  2. Поверните ротор так, чтобы взятая вами лопасть оказалась параллельна вашему вертолету
  3. На передатчике подвигайте элеватор вперед назад.
  4. Если взятая вами лопатка движется, то ротор вашего вертолета нуждается в фазовой корректировке, если нет - то все в порядке.

Всем привет,
Будут вопросы, пишите

Dormidont:

Сегодня дал Алексею свои карбоновые SAB. Флаттера и в помине не осталось. Более того вертолет стал точнее в управлении и перестало уводить хвост. Думаю, дело не только в деревянных лопастях. Карбоновые имеют ширину 55мм, а у Алексея деревянные 50мм., при одинаковой толщине мои имеют более пологий профиль. Возможно на деревянных из-за большей выпуклости на больших оборотах происходил срыв потока на концах лопастей.

Если бы на лопатках был бы срыв, то вертолет бы просто не держался в воздухе на больших оборотах

1 month later
Слепой_Пью
meti:

Чтобы проверить правильно ли настроена фазовая коррекция на вашем вертолете надо сделать следующее (на вертолетах с серво осью она выставлена на фабрике и не регулируется хотя приведенный ниже метод абсолютно верен и для этого случая):

  1. Возьмите рукой любую лопасть вашего вертолета
  2. Поверните ротор так, чтобы взятая вами лопасть оказалась параллельна вашему вертолету
  3. На передатчике подвигайте элеватор вперед назад.
  4. Если взятая вами лопатка движется, то ротор вашего вертолета нуждается в фазовой корректировке, если нет - то все в порядке.

Всем привет,
Будут вопросы, пишите
Если бы на лопатках был бы срыв, то вертолет бы просто не держался в воздухе на больших оборотах

Ниасилил.

  1. Вы можете уточнить, где речь идет о СЕРВОЛОПАТКАХ и где о ЛОПАСТЯХ несущего ротора? В тех же 4-х пунктах выше упоминается и лопасть и лопатка. О чем речь?
  2. Я правильно понял методу проверка:
    – лопасть вперед строго по курсу
    – двигаем элеватор
    – шаг лопасти изменяться не должен.
a-korenev

Alex’ date=‘Jul 26 2006, 12:32’ post=‘322909’]
Ниасилил.

А зачем вам это?
Проблемы?

Alexander01

Esli kupite metallicheskij hub ot TT, v komplekt vhodit phasing ring, s pomoschju kotorogo vi mozhete nastroit’ smeschenije. Proverka: delaete bolshoj looping i smotrite, ne uvodit li vertolet v kakuju-nibud’ storonu.

meti

Alex’ date=‘Jul 26 2006, 11:32’ post=‘322909’]
Ниасилил.

  1. Вы можете уточнить, где речь идет о СЕРВОЛОПАТКАХ и где о ЛОПАСТЯХ несущего ротора? В тех же 4-х пунктах выше упоминается и лопасть и лопатка. О чем речь?
  2. Я правильно понял методу проверка:
    – лопасть вперед строго по курсу
    – двигаем элеватор
    – шаг лопасти изменяться не должен.

вы все правильно поняли и речь конечно идет о лопастях несущего ротора

Mikhail_Yunin

В продолжени темы ФЛАТТЕРа лопастей ОР , стоит затронуть профиль законцовок , профиль лопастей , вес , жесткость , влияние демпферов, ИТП.

Будет очень познавательно.

Извините за провакационные вопросы.

Самому- крайне интересно.

a-korenev
Mikhail_Yunin:

В продолжени темы ФЛАТТЕРа лопастей ОР , стоит затронуть профиль законцовок , профиль лопастей , вес , жесткость , влияние демпферов, ИТП.

Будет очень познавательно.

Извините за провакационные вопросы.

Самому- крайне интересно.

Михаил, флаттер проявился при банальной замене стоковых деревянных лопастей на Р50 такими же , но ОЕМ. Демпферы стоят синие . По остальным вопросам - профан.
Вуаля!!!

Павел_Б
meti:

Наравномерность скорости вращения ротора из-за пульсаций возникающих от ДВС. В связи с тем что двигатель двух- или четырех- тактный, то скорость вращения носит пульсирующих характер, а это означает что концевая часть лопатки постоянно испытывает моментальные ускорения (за счет рабочего хода двигателя) и торможения (за счет холостого хода и аэродинамического сопротивления).

Не соглашусь с этим предположением.Частота вращения двигателя около 200 об в сек,а момент
инерции ротора настолько велик,плюс редуктор,плюс муфта сцепления…Не могу представить
это себе даже теоретически.

meti:

Когда угол атаки становится близким к 0 то эффект усиливается так как угол атаки начинает менять знак и при этом вы начинаете видет “бабочку” (не путайте с трекингом)

Если следовать Вашей теории изменения аэродинамической силы вследствии изменения скорости лопасти,то при шаге близком к 0 этот эффект должен уменьшаться,а не увеличиваться.

По поводу профиля законцовок , профиля лопастей , веса , жесткости , влияния демпферов, ИТП.
это как раз и есть предмет исследований о которых я спрашивал выше.Чтобы эти параметры увязать с обсуждаемым явлением надо иметь статистику,опробовав несколько десятков лопастей.По идее
это должен делать производитель лопастей или вертолётов,но никаких упоминаний о таких
исследованиях я не обнаружил,так что прийдется самим, путём проб и ошибок.

Я лично склоняюсь к версии когда при прожождении через 0 появляются паразитные колебания
лопастей связанные с недостаточной жёсткостью “головы”,наличием люфтов,плюс характеристики
лопастей усиливающие это явление.