Флаттер на R50

meti

Всем привет.

Отброшу в сторону все научные слова и попытаюсь обьяснить суть эффекта который вы испытываете на вашем вертолете на интуитивном уровне.
Наравномерность скорости вращения ротора из-за пульсаций возникающих от ДВС. В связи с тем что двигатель двух- или четырех- тактный, то скорость вращения носит пульсирующих характер, а это означает что концевая часть лопатки постоянно испытывает моментальные ускорения (за счет рабочего хода двигателя) и торможения (за счет холостого хода и аэродинамического сопротивления). Учитывая это подьемная сила лопатки постоянно увеличивается и уменьшается (из-за минимального, но изменения скорости), что служит источником вибраций, при этом лопатка постоянно закручивается и раскручивается и если постмотреть на траекторию концевой части лопатки то это будет ни что иное как синусоида или говоря по русски это вибрация. Когда угол атаки становится близким к 0 то эффект усиливается так как угол атаки начинает менять знак и при этом вы начинаете видет “бабочку” (не путайте с трекингом) на роторе вашего вертолета из-за увеличения амплитуды колебаний (что то похожее на резонас, хотя это вовсе и не резонанс).

Теперь пару слов о причинах:

  1. ДВС. Можно поменять на многоцилиндровый или на електрический. Ни то ни другое не подходит с практической точки зрения.
  2. Жесткость лопаток. Под жесткостью в данном случае понимается способность лопаток противостоять кручению вдоль лопатки для уменьшения амплитуда колебаний. Вот над этим можно поработать.

Решить эту проблему полностью не возможно, но можно “сдвинуть” этот эффект в сторону более высоких (неиспользуемых на практике) оборотов ротора.
Есть три основных подхода:

  1. Изменить аэродирамические характеристики лопатки (всякие открылки, закругления, изменение концевой части лопатки или ее профиля)
  2. Увеличить массу лопаток (сделать их более инертными).
  3. Сделать лопатки более жесткими за счет применения углеволокна, на пример.

ВЫВОДЫ:

  1. Не делайте ваши лопатки легче, не снимайте с них грузики если они предусмотрены фабрикой, так как это МОЖЕТ привести (а может и не привести если лопатки достаточно жесткие) к описанному эфекту
  2. Если нужны более легкие лопатки (для 3Д например), то используйте самые жесткие (на кручение) которые вы сможете найти (как правило любые углепластиковые).
  3. Если вы начинающей “летчик” то не покупайте легкие углепластиковые лопатки, они вам ничем не помогут, научитесь сначала летать на тяжелых деревянных.

Теперь хочу ответить на поставленный выше вопрос оп поводу Фазовой коррекции ротора и о том что это такое.

Отбрасывая научные слова в сторону, посмотрите на свой вертолет сверху, найдите на swashplate шарик к которому прикреплена тяга которая управляет углом атаки ОСНОВНОЙ лопасти, найдите винтик которым привинчена лопасть, так вот угол образованный между шариком, осью вращения ротора и винтиком называется фазой ротора. На самом деле фаза выбирается из технологических и конструкторских соображений. Так на всех двухлопастных вертолетах с серво осью фаза составляет 90 градусов (по крайней мере из всех что я видел). На вертолетах без сервооси на двух- и многолопаточных фаза может быть разной, как правило за основу берут 45 градусов, но опять таки базируются на конструкторских и технологических соображениях.
Дла корректировки фазы используют механические устройства установленные на swashplate (как правило на настоящих вертолетах) или различные электронные смесительные системы (на радиоуправляемых вертолетах), существуют отдельные смесители устанавливаемые на самом вертолете и на некоторых “дорогих” передатчиках (например Futaba 14MZHP) существует электронная коррекция.

Чтобы проверить правильно ли настроена фазовая коррекция на вашем вертолете надо сделать следующее (на вертолетах с серво осью она выставлена на фабрике и не регулируется хотя приведенный ниже метод абсолютно верен и для этого случая):

  1. Возьмите рукой любую лопасть вашего вертолета
  2. Поверните ротор так, чтобы взятая вами лопасть оказалась параллельна вашему вертолету
  3. На передатчике подвигайте элеватор вперед назад.
  4. Если взятая вами лопатка движется, то ротор вашего вертолета нуждается в фазовой корректировке, если нет - то все в порядке.

Всем привет,
Будут вопросы, пишите

Dormidont:

Сегодня дал Алексею свои карбоновые SAB. Флаттера и в помине не осталось. Более того вертолет стал точнее в управлении и перестало уводить хвост. Думаю, дело не только в деревянных лопастях. Карбоновые имеют ширину 55мм, а у Алексея деревянные 50мм., при одинаковой толщине мои имеют более пологий профиль. Возможно на деревянных из-за большей выпуклости на больших оборотах происходил срыв потока на концах лопастей.

Если бы на лопатках был бы срыв, то вертолет бы просто не держался в воздухе на больших оборотах

1 month later
Слепой_Пью
meti:

Чтобы проверить правильно ли настроена фазовая коррекция на вашем вертолете надо сделать следующее (на вертолетах с серво осью она выставлена на фабрике и не регулируется хотя приведенный ниже метод абсолютно верен и для этого случая):

  1. Возьмите рукой любую лопасть вашего вертолета
  2. Поверните ротор так, чтобы взятая вами лопасть оказалась параллельна вашему вертолету
  3. На передатчике подвигайте элеватор вперед назад.
  4. Если взятая вами лопатка движется, то ротор вашего вертолета нуждается в фазовой корректировке, если нет - то все в порядке.

Всем привет,
Будут вопросы, пишите
Если бы на лопатках был бы срыв, то вертолет бы просто не держался в воздухе на больших оборотах

Ниасилил.

  1. Вы можете уточнить, где речь идет о СЕРВОЛОПАТКАХ и где о ЛОПАСТЯХ несущего ротора? В тех же 4-х пунктах выше упоминается и лопасть и лопатка. О чем речь?
  2. Я правильно понял методу проверка:
    – лопасть вперед строго по курсу
    – двигаем элеватор
    – шаг лопасти изменяться не должен.
a-korenev

Alex’ date=‘Jul 26 2006, 12:32’ post=‘322909’]
Ниасилил.

А зачем вам это?
Проблемы?

Alexander01

Esli kupite metallicheskij hub ot TT, v komplekt vhodit phasing ring, s pomoschju kotorogo vi mozhete nastroit’ smeschenije. Proverka: delaete bolshoj looping i smotrite, ne uvodit li vertolet v kakuju-nibud’ storonu.

meti

Alex’ date=‘Jul 26 2006, 11:32’ post=‘322909’]
Ниасилил.

  1. Вы можете уточнить, где речь идет о СЕРВОЛОПАТКАХ и где о ЛОПАСТЯХ несущего ротора? В тех же 4-х пунктах выше упоминается и лопасть и лопатка. О чем речь?
  2. Я правильно понял методу проверка:
    – лопасть вперед строго по курсу
    – двигаем элеватор
    – шаг лопасти изменяться не должен.

вы все правильно поняли и речь конечно идет о лопастях несущего ротора

Mikhail_Yunin

В продолжени темы ФЛАТТЕРа лопастей ОР , стоит затронуть профиль законцовок , профиль лопастей , вес , жесткость , влияние демпферов, ИТП.

Будет очень познавательно.

Извините за провакационные вопросы.

Самому- крайне интересно.

a-korenev
Mikhail_Yunin:

В продолжени темы ФЛАТТЕРа лопастей ОР , стоит затронуть профиль законцовок , профиль лопастей , вес , жесткость , влияние демпферов, ИТП.

Будет очень познавательно.

Извините за провакационные вопросы.

Самому- крайне интересно.

Михаил, флаттер проявился при банальной замене стоковых деревянных лопастей на Р50 такими же , но ОЕМ. Демпферы стоят синие . По остальным вопросам - профан.
Вуаля!!!

Павел_Б
meti:

Наравномерность скорости вращения ротора из-за пульсаций возникающих от ДВС. В связи с тем что двигатель двух- или четырех- тактный, то скорость вращения носит пульсирующих характер, а это означает что концевая часть лопатки постоянно испытывает моментальные ускорения (за счет рабочего хода двигателя) и торможения (за счет холостого хода и аэродинамического сопротивления).

Не соглашусь с этим предположением.Частота вращения двигателя около 200 об в сек,а момент
инерции ротора настолько велик,плюс редуктор,плюс муфта сцепления…Не могу представить
это себе даже теоретически.

meti:

Когда угол атаки становится близким к 0 то эффект усиливается так как угол атаки начинает менять знак и при этом вы начинаете видет “бабочку” (не путайте с трекингом)

Если следовать Вашей теории изменения аэродинамической силы вследствии изменения скорости лопасти,то при шаге близком к 0 этот эффект должен уменьшаться,а не увеличиваться.

По поводу профиля законцовок , профиля лопастей , веса , жесткости , влияния демпферов, ИТП.
это как раз и есть предмет исследований о которых я спрашивал выше.Чтобы эти параметры увязать с обсуждаемым явлением надо иметь статистику,опробовав несколько десятков лопастей.По идее
это должен делать производитель лопастей или вертолётов,но никаких упоминаний о таких
исследованиях я не обнаружил,так что прийдется самим, путём проб и ошибок.

Я лично склоняюсь к версии когда при прожождении через 0 появляются паразитные колебания
лопастей связанные с недостаточной жёсткостью “головы”,наличием люфтов,плюс характеристики
лопастей усиливающие это явление.

Dormidont
Павел_Б:

Не соглашусь с этим предположением.Частота вращения двигателя около 200 об в сек,а момент
инерции ротора настолько велик,плюс редуктор,плюс муфта сцепления…Не могу представить
это себе даже теоретически.

Может поэтому Kyosho на Калибре5 на вал двигателя маховик латунный прицепила?