Флаттер на R50

a-korenev

Сегодня при полётах в IDLE1 ротор входил во флаттер , жуткое зрелище "бабочка " прим. 4-5 см. Полетать так и не удалось . Не рискнул остаться без вертолёта. Подскажите как избавиться от этого.
Я связываю сие с переходом на СOOL POWER 15% Heli ( до этого 15% Byron Heli).
Кривые в 1 режиме были прибраны до 75-60-75 c 80-65-80. Шаги -9…+3…+8.
Похоже ротор перекручивается при проходе газа в районе центра кривой. Что предпринять?!!!
Хотелось бы обороты прим. 1500. В режиме HELI 1500 достигаются прим. на 65% газа.
P.S. Двигатель OS50 Hyper.

Deem

думаю, проблема не в топливе-оборотах. вся механика расчитывается на отсутсвие флаттеров и резонансов во всем диапазоне оборотов ротора (где-то 200-2000). проверьте лопасти - может быть легкие противофлаттерные грузы или не жесткие лопасти. на новом топливе изменились обороты и ротор попал в область флаттера или резонанса.

a-korenev:

Сегодня при полётах в IDLE1 ротор входил во флаттер , жуткое зрелище "бабочка " прим. 4-5 см. Полетать так и не удалось . Не рискнул остаться без вертолёта. Подскажите как избавиться от этого.
Я связываю сие с переходом на СOOL POWER 15% Heli ( до этого 15% Byron Heli).
Кривые в 1 режиме были прибраны до 75-60-75 c 80-65-80. Шаги -9…+3…+8.
Похоже ротор перекручивается при проходе газа в районе центра кривой. Что предпринять?!!!
Хотелось бы обороты прим. 1500. В режиме HELI 1500 достигаются прим. на 65% газа.
P.S. Двигатель OS50 Hyper.

Dormidont

Леш, мне кажется ты зря себе голову забиваешь. Я у себя на тридцатке нечто подобное сегодня замечал когда уменьшение шага происходит в момент порыва ветра.

helico

А я думаю почему никто об этом явлении не спрашивает .Я с этим сталкивался не раз и на разных Рапторах.
По моему убеждению это один и самый главный (но исправимый) недостаток Раптора 50 (30).
Причина этого в разбалтывании посадочного места центрального хаба главного рототора(PV0354) на валу ротора.Проверте-пошевелите ротор за оба держателя и сразу будет видно как сам хаб буквально качается как бы на оси винта м3 его крепления на валу.
Дело в том .что вал (по конструкции) не глубоко входит в хаб.При спокойных полетах на мягких деревяных лопастях все еще держится, но с карбоновыми лопастями или при жестком пилотаже хаб быстро рабалтывает свое посадочное место. А при разболтаном роторе может возникнуть любой флатер ,а может вообще развалится в воздухе.

Решение проблемы:-1.заменить хаб (PV0354) на новый ( но всеравно разболтается),-2.поставить металичаский и все пройдет.То есть покупая Раптор 50 берите сразу и деталь (PV0338).

Могу потом поделится еще несколькими недостатками которые необходимо удалять сразу.

VadimM

Я сейчас снаряжаю свой первый раптор 50.Будет интересно услышать о недастатках и способах их устранения.

a-korenev

[quote=helico;291598]
За совет спасибо. Но, хаб новый . Люфта описанного вами нет и началось это после смены топлива.
Ещё раз проверю балансировку лопастей . Вчера проверял механику , устранил бабочку прим. 0,5 град.
Люфтов (явных ) нет , механика исправна.
Какие ещё у кого есть мнения?..

helico

[quote=a-korenev;291723]

helico:

За совет спасибо. Но, хаб новый . Люфта описанного вами нет и началось это после смены топлива.
Ещё раз проверю балансировку лопастей . Вчера проверял механику , устранил бабочку прим. 0,5 град.
Люфтов (явных ) нет , механика исправна.
Какие ещё у кого есть мнения?..

Еще проверьте не болтается ли весь верхний подшипник главного ротора (HMW6800) в своем посадочном месте.В боковинах это место отлито с большим допуском.При сборке его можно обмотать несколькими витками шоколадной фольги,сделать это лучше сразу ,т.к. потом нужно будет разобрать пол вертолета.
Люфт хаба плюс люфт в подшипнике -причина флатера.

a-korenev

[quote=helico;292303]
Всё проверил. Явно выраженных люфтов нет.
Вчера проверял , по статье М.Превита , узел сервооси. Подшипники в норме , Расстояние от хаба до серволопаток одинаковое , заеданий нет, плюнул и разобрал. Буду собирать заново. 😈
Тем более , что завтра приедет новый пульт Multiplex RoyalEvo 9 , заодно и поставлю TJ Pro…
P.S. Мне думается ,что причина всё же в демпферах , как то слабовато. Хотя это чисто субьективно , когда ничего не выходит начинаешь становиться мнительным .
P.P.S. А флаттер проявляется прим. на 1700об.
К стати , Вы обещали поделиться видением путей конструктивных недостатков R50\30…

a-korenev

Целый день настраивал и собирал аппарат, попутно разбираясь с Multiplex 9. Ну и пультик! Что для немца "эргономичное " меню , то для меня б…!!!
В Санве всё гораздо нагляднее . Правда Мультик порадовал весьма широкими возможностями.
P.S. Короче - сбылась мечта идиота. 😈

a-korenev

С флаттером разобрался , это неправильные кривые + деревянные лопасти .
Теперь мучаю связку ROYALEVO9 + TG PRO . Вчера завёл 2 раза на газу , почти полном . Сцепление в труху , но я не заметил и чуть полетал . Когда дома снял двигатель чтобы помыть его , то увидел что клатчу тоже конец. Летал “металл об металл”. Неделя перекура в ожидании посылочки и полёты на симе , Мультик к Рефлексу подключен.
P.S.Да , в пульте есть полезная примочка , для забывчивых . Называется Троттл Лимитер. Можно установить ограничение газа с приоритетом над “кривыми”. Завёл , выключил ТЛ и полетел. 😈

IP
a-korenev:

P.S.Да , в пульте есть полезная примочка , для забывчивых . Называется Троттл Лимитер. Можно установить ограничение газа с приоритетом над “кривыми”. Завёл , выключил ТЛ и полетел. 😈

У меня такой такой фишки нет, поэтому я всегда завожу включив Trotle Hold Это тоже неплохо страхует от случайностей 😃.

a-korenev
IP:

У меня такой такой фишки нет, поэтому я всегда завожу включив Trotle Hold Это тоже неплохо страхует от случайностей 😃.

Там есть ещё такая фишка , называется “Директ Троттл”. Как я понял можно завести двигатель и настраивать кривые газа (хоть до полного) при заблокированных шагах . Т.е. они остаются в нижней точке кривой.
А насчёт подключения гувернёра так и непонял , слишком расплывчато написано. Хотя читал вчера мануал до часа ночи.
Может кто подскажет?..

a-korenev

Вчера перечитывая статьи , которые я наскрёб за почти год занятий вертолётами , я наткнулся на интересное: типичные недостатки Раптора .
И там , в частности , было следующее:…есть проблема резкого увеличения трекинга на несколько дюймов , происходящее в полётном режиме 3D, при переходе шага основного ротора через “0”.
( Извиняюсь , что не привожу цитату ). Это может привести , при выполнении манёвра к взрыву вертолёта.
Далее как устранить проблему :

  1. попытка термоусадки стоковых лопастей.
  2. смена лопастей на уголь или стекло.
  3. попытка устранить явление путём подбора противофлаттерных грузиков.
  4. обязательная смазка демпферов и межлопастного вала .
    5. фазовая коррекция головы ?!!! ( может кто объяснит что это такое и как ?). Вот такие дела!
    Очевидно сам того не зная при переборке головы я смазал заново демпферы и усадил лопасти .
    А вообще мысль перейти на карбон или ФПР давно уже есть , т.к. есть страх перед перекруткой и разрушением столовых ( макс. об. рекомендованые ТТ - 1700 ). 😈
PROPELLOR
a-korenev:

А вообще мысль перейти на карбон или ФПР давно уже есть , т.к. есть страх перед перекруткой и разрушением столовых ( макс. об. рекомендованые ТТ - 1700 ). 😈

Да, да! Поаккуратней нужно! А то где обедать будем? 😃))

a-korenev
PROPELLOR:

Да, да! Поаккуратней нужно! А то где обедать будем? 😃))

СТОКОВЫХ. Если есть что сказать , то скажите или промолчите с умным видом… 😜

helico

Добавлю свои наблюдения о недостатках раптора.
Немного повторюсь:
Неоднократно возникал флатер :
-пока не заменили хаб на металический ,
-Уплотнена посадка вержнего подшипника гл. ротора

Все прошло ,хотя до этого флатерило и на деревяных и пластиковых лопастях.

В ходе эксплуатации Раптора 50 возникали еще проблемки:
-Затягивается внутрь механики хвостовая балка и ослабляется натяжение ремня.Нужно ставить фиксирующее кольцо на трубу.(см. фото)Конструкция может быть различная в зависимость от Ваших возможностей.
-Вытирается(достаточно быстро) посадочное место моторной шестерни.(см. фото)Нужно за этим следить и иметь в запасе шестерню для замены.
-При падении модели почти всегда ломается Т-образная деталь на хвостовом слайдере.Слайдер продается только в комплекте PV0017.Стоит сразу приобрести одну тюнинговуо металлическую деталь,в целом дешевле будет!.(см. фото)

Приняв вовремя во внимание эти факторы можно вполне спокойно эксплуатировать Раптор50.
Думаю у каждой модели не зависимо от производителя наберется свой список недостатков.

Mikhail_Yunin

Ну прежде - чем говорить о конструктивных недостатках .
Стоит уточнить, что именно называем флатером лопастей ?

Имхо - что-то смешалось 😃 .

a-korenev
Mikhail_Yunin:

Ну прежде - чем говорить о конструктивных недостатках .
Стоит уточнить, что именно называем флатером лопастей ?

Имхо - что-то смешалось 😃 .

Может я и назвал флаттером это явление несколько неточно , но по определению это :
резкое увеличение трекинга основного ротора , до 4-7 см в режиме IDLE при переходе коллективного шага через 0 град. при оборотах около 1700 .
Я не знаю Михаил видели ли вы это , но у меня данное явление крови попило…
P.S. К стати , могу посмотреть источник на который ссылался , если нужно.

17 days later
a-korenev

Установил мет. голову. При полётах обратил внимание на то , что флаттер периодически возникает в режиме IDLE2 , об. ротора прим. 1800-1900 . В режиме IDLE1 , об. ротора 1600 , такого не наблюдается .
Вывод: ЛОПАСТИ!!!
Народ!!! Будьте осторожны при покупке стоковых деревянных лопастей OEM производителя ( не ТТ , по крайней мере ). И ещё, при попытке летать 3D , переходите на стекло или уголь.
Успешных всем посадок!!!
А.К.

Павел_Б
a-korenev:

Вывод: ЛОПАСТИ!!!

А вот интересно, кто ни будь слышал о том, что производители лопастей
проводят аэродинамические испытания своих изделий?
Может в этом проблема?