Приключения с катером от Heng Long в Тушино

ybynty

Позавчера, в субботу, под вечер, пошли мы с сыном на деривационный канал на Восточном мосту (у нас, в Тушино). До этого я купил в Пилотаже уцененный катер от Heng Long, немаленькая такая модель, 700 мм, акк 7.4 NiMH, два 380 коллекторных двигателя. Уценка была из-за того, что 27 Mhz система управления катера практически не работала - только на пару метров пульт действовал. Кстати, таких катеров с браком там было два, один еще оставался после меня (не реклам). Обошелся мне этот катер в 1300 р. с доставкой домой.
Я выпаял оттуда плату управления с двумя реле, оставив только 4 проводка от 2 моторов - и подпаял эти проводки к JST-разъемам (лежит у меня запас этих разъемов, для моделей с небольшими токами гожи). И потом повесил на каждый мотор по коллекторному регулятору, у меня их скопилось аж 4 штуки, один Turnigy, и еще 3 китайских (покупал, когда экспериментировал с подключением машинки от Nikko к 2.4 Ghz аппаратуре). Поставил приемник 8-канальный от FlySky (с трехканальным от Hobbyking почему-то не получалось регуляторы правильно заставить запускаться). Подключил литиевую батарею Rhino 7.4V 1700 mAh, тоже через JST-разъем с разветвителем (т.е. питание на каждый из регуляторов). Взял свой пульт FlySky - и все заработало. Только почему-то один из моторов на полном газе крутится слабее, чем другой, видимо, дело в регуляторах, но как эти китайские настраивать - я не знаю.
В общем, до этого мы чутка обкатали катер, скорость очень порадовала - не такая сумасшедшая, как у б/к-моделей, но все равно хорошая, вытаскивает корпус из воды на полном газе, и виражи при этом комфортные, безопасные. Дальность пульта тоже порадовала - до противоположного берега легко доплыли, это метров 50, и в длину - метров под 100 я его от себя отпускал, дальше уже далековато управлять.
В эту субботу я взял с собой FPV-систему, шлем, камеры - чтобы все удовольствия сразу. Только припозднился, конечно, в 5 часов выдвинулись. Пришли на бережок, холодно, конечно, само Химкинское еще подо льдом - но у нас-то канал уже вскрылся, даже льдин… не было, еще вчера, а тут - по диагонали нашу акваторию пересекала длинная узкая льдина, от берега до берега, деля ее на две части. Ну ладно, влево не сплаваешь. В этот раз я решил поставить на катерок другой аккумулятор, 9.9В LiFe Hobbyking tх, чтобы добавить ему скорости. Камера установилась легко, как раз в кабину, за лобовое “стекло” - очень правдоподобный вид получился, кромка стекла, носовая часть катера - и водная гладь. Одел шлем сыну, и - полетели! Махал ему с берега, подплывал к уточкам, показывал льдину вблизи - класс!
На середине канала катер вдруг резко сбавил скорость. Сначала стал включаться только один мотор, попытался им срочно вернуться к берегу, но только совершил пару кругов возле льдины - и в итоге остановился. Батарея!! Предательство! До берега - 20 метров где-то. Моржи у нас купаются, их избушка - метрах в 100 дальше по берегу, но уже вечер, они только завтра выберуться… У меня с собой - хороший моток, метров 30, спасательного троса, такого, как в панда-парках используют, вес человека выдерживает - я еще, когда квадрикоптер с верхушки березы им доставал, оценил его пользу в деле р/у хобби. Но доставить-то до катера этот трос - как?? В ковбойца поиграли - безуспешно, метров 10, когда трос намок и потяжелел. К камню привязать? Я так точно не кину, и в катер могу попасть, и перекинуть - а трос эластичный, обратно дернет… Лук или арбалет - возможно, выручили б. Вспоминаю, что дома лежит маленький китайский катерок, без аппаратуры, с двумя моторчиками, и что сын еще сам давно ковыряет кусок пенопласта, на который я ему прилепил 18650 акк и какой-то моторчик 260 класса с кнопкой пуск. Уговариваю ребенка пожертвовать своим первым судном ради спасения большого катера, объясняю, что на его корабле все равно будет закреплен трос, т.ч. даже если он от нас будет уплывать - все равно вернем его за трос. Идем домой, берем этот пенопласт с моторчиком. Рассчитываю запустить его с тросом так, чтобы он прошел по диагонали за катер, там бы он уперся в льдину, я бы сместился вдоль берега и смог бы подсечь катер пенопластом. Поставили пенопласт в воду, включили моторник - а пенопласт не плывет, лопасти по воде бьют - и все. Положил ему на “корму” камень, подтопил ее - и пошел наш спасатель! … И тут же застрял. Во льду!!! Оказывается, в воде, у поверхности, начали формироваться льдинки, еще прозрачные, невидимые в темной воде - но они не давали легкому пенопластовому спасатель идти вперед! Вот засада!
Вернулись домой. Я лихорадочно стал паять маленького китайца, чтобы управлять им со своей аппаратуры. У меня остался 1 регулятор для коллекторных моторов и несколько серв, и приемник Hobbyking с 2.4 Ghz-пистолетом, поэтому задача была немного посложнее запитать оба мотора от одного регулятора, и при этом с помощью сервы размыкать питание то одного, то другого мотора для управления по рысканью. Часа два, ошибаясь и обжигаясь, потея от мыслей о том, как некий рыбак сейчас радуется своей удаче на берегу, вытягивая из воды наш катер своим спиннингом, я паял и клеил. Наконец, рабочая система была готова. Ребенок к этому времени (10 вечера) отправился спать. Один, с фонариками, я вернулся на берег, где в темноте на середине смутно белел катер. Лампочка питания FPV-камеры на нем уже погасла. Подсвечивая себе фонариком, я достал из сумки спасательный китайский катерок, и … поставил его на лед! Река замерзла!!!
Вся поверхность канала, еще недавно свободная ото льда - оказалась стянута тонкой ледяной коркой. Брошеная по этому льду льдина, сколотая с берега, заскользила по нему, заставляя эту корку издавать совершенно космический звук, идущий вдоль всего канала - этакий гул с потрескиванием, излучаемый огромной плоскостью свеженамерзшего тонкого льда. Небольшой камешек - так же заскользил по поверхности льда, а проломить его смог только валун размером с пол-ладони. Ни о каком запуске спасательного судна речи и быть не могло.
Но в машине у меня лежала машинка! 1/16 Turnigy Rally Car Extreme Edition, которая думала, что про нее все забыли на сегодня - оказалась как нельзя кстати! Я снял с нее корку, привязал трос к задней башенке с двумя рожками, на которые одевается корка, закрепил на ней фонарь. И запустил машинку по льду! Неуверенно, проскальзывая и уходя в заносы из-за привязанного сзади троса, машинка успешно заехала за закованный в лед катер, обогнула его… и застряла, вьехав в какую-то ямку с лужей воды и проскальзывая в ней. Тем не менее, диспозиция была достаточной для проведения спасательного маневра, я отложил пистолет, взялся за трос - и резко, чтобы вытолкнуть катер изо льда, потянул! Фонарик вдалеке на машинке дернулся, катер выскочил на лед и покатился по нему к берегу!
А машинка
сваливалась в полынью от катера.

В последний момент я выбрал трос и взял его внатяг. Но машинка не выскочила из полыньи. Она застряла в ней, и закрепленный на ней фонарик смотрел отражался от темной воды в каких-то сантиметрах! Я осторожно потянул трос - бесполезно. Собрался с духом и потянул сильнее - бесполезно! Плюнул на все и дернул трос со всей мочи - и чуть не влетел в реку, машинка оставалась на месте, а эластичный трос, сработав, дернул меня со всей моей силы назад! Намертво!

11 вечера. Тушино, Восточный Мост. Деривационный канал покрыт свежим сантиметровым слоем прозрачного темного льда. В 20 метрах от берега, над маленькой полыньей светится фонарик, в полынье торчит остов радиоуправляемой машинки, от которой идет трос к берегу. На льду, в 8-10 метрах от берега, лежит катер. В 2 метрах от катера на льду лежит блок FPV-камеры с передатчиком и аккумулятором, они выскочили из катера, пока он катился на боку по льду.
В принципе, у меня дома есть надувной матрас. Если кто-нибудь сумеет остаться на берегу - то на матрасе я мог бы проскользить по льду, собрать всю технику - и помощник вытянул бы меня на берег тросом. Но время, так поздно уже звонить кому-то из друзей… Да и объяснять долго, чтобы правильно поняли… ))

Оставшегося у меня конца троса в принципе хватало, чтобы добросить его до катера. Проблема была в том, что хватало его едва-едва, и если бросать трос сильнее, чем нужно - он натягивался и отдергивался назад, не долетая до цели (я догадался закрепить конец троса в бетонной щели возле кромки льда, подозревая, что от ситуации стоит ожидать закидывания всего троса на лед).

Тренировка, парни. Пол-часа бросков обледенелой веревки - и, бьюсь об заклад, я не опозорюсь перед оленеводами, если судьба забросит меня на Чукотку, и сумею заарканить нужного рогатого метров с 8! Через пол-часа размер потенциального материального ущерба был сокращен вдвое, катер с камерой лежали на берегу. Оставалась машинка в проруби. Начав снова ее дергать, я увидел, что фонарик, закрепленный на ней, во время моих рывков ходит вверх-вниз, то есть она там сидит уже не намертво. В голову пришла идея, и я, вместо попыток сместиться вправо-влево по берегу, стравил трос и поднялся повыше, наверх берегового ската, метра на 4. Резко потянул - и увидел, как фонарик, дернувшись, соскочил с машинки и покатился по льду в сторону… А трос вдруг обвис. После секунд ступора я потянул трос - и что-то темное заскользило к берегу по льду! УРАААА!!!
Но ура ли? Я бросился вниз, к кромке льда, с замиранием сердца ожидая увидеть обезображенного уродца-инвалида, оставшегося от машинки. И хей-хо, она оказалась целой!!! Не хватало только верхушки задней башенки, к которой я привязывал трос - тех самых рожек, на которые насаживается корка.
Я оставил еще горящий фонарик (между прочим, самодельный, сделанный из 6 белых диодов и литиевой батарейки от Сима Х1, на 3.7 В) лежащим на льду реки, в жертву духам льда, зимы, марта и Химкинского водохранилища, а сам, счастливый, пошел домой.
Приемник, который был на машинке - стал плохо принимать сигнал. Катер включается нормально. Камеру я еще не проверил, но акк от нее - полностью живой.

lz130

…Здоровская история…К счастью FPV удалось спасти…Жюль Верн тихо курит в уголке…Да, эти литиевые аккамуляторы садятся не постепенно как свинец , а сразу.За это я их и не люблю…Никогда не знаешь чего от них ждать…Да и два регулятора высаживают батарею значительно быстрее чем один…Желаю удачных запусков… С уважением…

Victor28

у меня много разных случаев было, даже зимой с кораблями, потому минимум спас.средств всегда стал брать ( 4м удочка), если не береш какая-нибудь подлянка будет, а так все спокойно ,уже убедился.

vvv=
lz130:

Да и два регулятора высаживают батарею значительно быстрее чем один.

Феерично !!!

Eddie

Автору можно посоветовать еще чего нибудь летающее иметь на всякий случай 😃

lz130

…Ну а если серьёзно… То, конечно огромное спасибо автору топика…Я , вот например, не смог бы столько написать…С уважением…

sancho
ybynty:

Фонарик вдалеке на машинке дернулся, катер выскочил на лед и покатился по нему к берегу!

Не сезон-подумал Штирлиц и выбросил корзинку в сугроб.

ybynty

Спасибо за отзывы!
“Не сезон” я подумал, ощутив, что ставлю спасательный катер на лед вместо воды.
Литий у меня кабысдох потому, что это был пультовой Hobbyking 9.9V LiFePo Tx… Я позарился на его удобный вольтаж, но не учел, что токоотдача у него совсем маленькая (1с).
МайкG3, у меня тоже был катер, правда, совсем маленький, который возвращался домой в режиме подводной лодки. У него изначально был дифферент на корму, и когда его залило - у него реально из воды только нос торчал. Самое интересное, что по-итогам тогда погибла только 27 Мгц плата приемника, а регуль и батарея - живы-здоровы. А Вы запускаете - на другом берегу, это пруды на Речном-Водном?
Вообще по мотивам всего случившегося имею вывод, что лучше всего тогда мне бы помог спиннинг, как вариант для сильноудаленных случаев - спиннинг+простейшая лодка с мотором, неуправляемая, чисто чтобы завезти зацеп за место происшествия.
Вопрос про высаживание батареи: два регулятора - по одному на мотор, и один регулятор на два мотора - действительно в первом случае токопотребление ощутимо бОльше будет?

lz130

…Дассс…У меня было похлеще…Пошёл как-то летом попускать один из своих корабликов в Котовском заливе у нас в Долгопрудном…Ну поставил на воду…Пускаю, наслаждаюсь…Солнышко .Тепло.Ветра нет…Водичка тёплая…И от берега плаваю недалеко…Ну может метров 15-20-ть…
…И тут мой кораблик не с того не с сего перестаёт слушаться управления и встаёт на файл сэйв, тоесть начинает ездить по кругу…И размер этого круга так неспешно увеличивается и увеличивается…Диагноз - однозначный - вода в трюме…Ну чего? Быстро скидываю одежду и плыву за ним…Плаваю я хорошо…Подплываю.Трогаю корабль и по весу понимаю что в нём уже дохрена воды…Толкаю его к берегу…А он по кругу…Я толкаю а он - по кругу меня объезжает…Подныриваю.Пытаюсь поднять его и вылить воду…А он - тяжеленный стал…До дна ногами не достаю…Движки ревут - бурлят пучину…Выключить не могу - тумблер под палубой…А до берега всего ну метров 7-мь…
…И тут я реально осознал что или сам утону или потеряю модель…Из вдруг…О чудо…коснулся ногами дна…Ну и спасся сам и модель спас…
А что оказалось? Оказалась дырка в корпусе …Этакой такой овальной формы …размером 2 на 3 мм…Откуда она взялась? Не рыбы же её прогрызли?
…Потом уже вспомнил , что накануне ковырялся в корабле отверткой и видимо трещину создал…а от детонации при перевозке или от работы двигателей это малюсенький кусочек наверно и вылетел…
…Такие вот приключения…

ybynty
lz130:

…Подныриваю.Пытаюсь поднять его и вылить воду…А он - тяжеленный стал…До дна ногами не достаю…Движки ревут - бурлят пучину…Выключить не могу - тумблер под палубой…А до берега всего ну метров 7-мь…
…И тут я реально осознал что или сам утону или потеряю модель…

А нельзя было его просто перед собой на вытянутых взять и или прицепиться, просто подправляя плыть в сторону берега, если его мощщщи достаточно, чтобы тянуть человека, ну или держать перед собой, как дети пенопластовую доску держат, когда плавать учатся, если он сам тянуть не хватает - и так до берега? Или страшно за пальцы? Или борта у корпуса гладкие, взять не за что?
Я вот у китайцев видел таймеры такие, для кухни, он крутится по кругу потихоньку, по-моему, пол-часа максимум там оборот - и потом срабатывает, что-то там механическое, пружинка, скорее всего… Стоит рублей двести. Пол-часа - в принципе хорошее время, как раз большинство примерно такой период считает безопасным для заплывов на электрике. Остается придумать, что можно было бы подвесить на срабатывание от такой пружинки? От чего страховаться? Аварийный буй выкидывать? Хозяин, я тута лежу! )) Якорь кидать, чтобы дальше дальнего не ушел? Фал с гарпуном какой-нибудь выстреливать, если повезет - то поможет подцепить? Питание на запасной приемник переключать, какой-нибудь 35 Мгц?

MaikG3

Аквапалка рулит! Обеспечив положительную плавучесть выигрываем время на операцию спасения… Тем и хороши большие модели, в маленьких может и не быть места для “блоков непотопляемости”.
З.ы. файлсейв всегда ставлю на “полное обездвиживание”, пусть лучше от ветра неспешно дрейфует, чем уйдёт дальше…
З.ы.2 по поводу пруд/канал у нас вечный спор в “кружке судомоделистов” 😃 Из пруда модель никуда не денется, а на канале простор. Но с мелкими моделями ( до 70см) там делать нечего.
Хочешь получать удовольствие будь добр обеспечить непотопляемось, надёжность аппы и силовой установки самой модели, индикацию разряда батарей и проч… Потому модели “из магазина 27мГц” в 99% обречены на использование в соседней луже, не более…

lz130

…Да, блоки непотопляемости- самый лучший выход…Надо будет наконец-то ими заняться…

ybynty
MaikG3:

у нас в “кружке судомоделистов” 😃 Но с мелкими моделями ( до 70см) там делать нечего.

А у меня как раз 70 см - а чем это ограничение обусловлено при условии достаточной тяговооруженности? Волну полуметровая посудина плохо держит, в оверкиль легко сваливается?
У меня еще вопрос к вашему “кружку” - никто из хлопцев не проверял, как ваши суда с б/к моторами справятся с человеком на матрасе, например? В смысле тянуть, а не топить )).

MaikG3

На канале волна почти всегда такая что для мелких моделей это шторм. Копии все рассчитаны на тихую гладь…
Большая модель легко потащит матрац, не быстро но уверенно, но зачем? Это игры другого уровня, слишком много труда вложено, что б так развлекаться, мне эта затея в принципе не интересна. Да и Вам, после понимания, что бюджет такого буксира будет начинаться минимум от 300$, а скорее всего сильно больше, это покажется абсурдным.
На форуме уже были обсуждения сёрфа с модельным мотором, ничем толковым не закончилось…

26 days later
ybynty

Подскажите, пожалуйста, у меня на этом катере (он еще жив, и даже скоро будет видео) слетела с вала одного из двигателей крестовина, которая вращает винт с валом (дедвуд?). См вложение.
Как мне ее на валу зафиксировать, холодной сваркой? Или попробовать втулку подобрать, и просто внатяг крестовину насаживать?

Eddie

Капля любого клея должна помочь проблеме. И после насадить на вал .

MaikG3

Про клей +1! я б на циакрин посадил.
Но вообще это следствие того что такие игрушки не рассчитаны на долговременную эксплуатацию. Их или ломают или топят, зато дешего для производителя.
А вот если хочется “долго и надежно”, то это другой уровень (и цена) трансмиссии - металл, шлицы, карданы и проч… Думаю это произошло от перегрева мотора, и как следствие вала. Вот тугая посадка и “поплыла”…

ybynty

Спасибо за совет, циакрин, соответственно, выбран в качестве лечения.
Да, действительно, после примерно получаса гонок на 3S литии, когда наконец запищал бипер и я полез ее менять и открыл крышку - оттуда аж дым повалил, термоклей, который я использовал для дополнительной фиксации опор двигателей, под двигателями тек и плавился, а сами движки прямо-таки обжигали руки. Я ведь никакого охлаждения в трюм даже не предуматривал. Думаю теперь попробовать вентиляцию организовывать, а всю электронику отдельно в герметичном контейнере держать в трюме.
У меня уже лодочный ESC на 30А для б/к мотора, и 2000 kV инраннер припасены - а теперь, получается, мне не стоит рассчитывать на эту трансмиссию? Еще ее, значит, надо готовить комплект…

Спасибо за совет, циакрин, соответственно, выбран в качестве лечения.
Да, действительно, после примерно получаса гонок на 3S литии, когда наконец запищал бипер и я полез ее менять и открыл крышку - оттуда аж дым повалил, термоклей, который я использовал для дополнительной фиксации опор двигателей, под двигателями тек и плавился, а сами движки прямо-таки обжигали руки. Я ведь никакого охлаждения в трюм даже не предуматривал. Думаю теперь попробовать вентиляцию организовывать, а всю электронику отдельно в герметичном контейнере держать в трюме.
У меня уже лодочный ESC на 30А для б/к мотора, и 2000 kV инраннер припасены - а теперь, получается, мне не стоит рассчитывать на эту трансмиссию? Еще ее, значит, надо готовить комплект…

ФПВидео с моего заплыва на 3S литии.

MaikG3
ybynty:

ESC на 30А для б/к мотора, и 2000 kV инраннер припасены - а теперь, получается, мне не стоит рассчитывать на эту трансмиссию?

этой “трансмиссии” хватит сказать один раз “вжик”… металл рулит. Муфты есть в Ефлае, Но потребуется тщательная центровка.