Водомет для модели своими руками
Давно вынашивал мысль сделать водомет для установки на модели судов. Информация из интернета по результатам таких попыток оптимизма не внушала, но все-таки решился. За основу взял водомет ВД-950 выпускаемый ОАО «КСМЗ».
Для опытного образца принял диаметр рабочего колеса 24мм. Правда мне желателен водомет ø 20 – 22мм., но были сомнения, что маленький диаметр колеса создаст очень маленький упор. Упор был желателен не менее 300 – 350 грамм.
И так за дело.
Исходные параметры: электромотор R390 – 5030
- номинальные обороты: 14800 об/мин
- номинальная мощность на валу: 27.3 Вт
Рабочее колесо ø 24мм.
Вал ø 2,5мм.
Скорость модели – 4 - 6м/сек.
Предварительный расчет параметров водомета дал следующие результаты:
Шаг колеса – 17мм.
Дисковое отношение – 0,8
Диаметр сопла – 18мм.
Потребляемая мощность – 24вт.
К.п.д. – 0,45
Расчет проводился по методике, приведенной в книге «Моторная лодка» Л.Л. Романенко и Л.С. Щербакова 1971г. издания.
Для гарантированного обеспечения нужного упора с учетом неизбежных погрешностей изготовления «на коленке» принято «командирское решение» - шаг колеса принять 25мм.
Готовое решение не устроит Вас ? www.ebay.com/itm/…/201637528794
Уважаемый Олег, спасибо за информацию, но не нашел характеристик по упору и отсутствует реверс. К тому же, в моделизме получаешь удовольствие от процесса строительства, а купить можно и готовую модель. На долгом судомодельном пути были паруса, винты, подвесные моторы, гребные колеса остались водометы, приводы Арнессона и весла.
И так, творим дальше. Взялся за дело, куй дальше смело.
Из дерева изготовлен болван водометной трубы. Опытный образец решено изготовить из листовой меди толщиной 0,25мм. Участок трубы в зоне рабочего колеса из листовой латуни толщиной 0,5мм. Для изготовления этого участка трубы, подгонки лопастей колеса и спрямляющего аппарата по диаметру и в дальнейшем для сборки водомета была выточена из эбонита оправка. Вот что получилось.
Продолжим. Из токарных работ: изготовление ступиц колеса и спрямляющего аппарата, муфты, стыковочного кольца сопла, подшипников вала, оправки для установки кронштейна электромотора.
Лопасти рабочего колеса формовались путем постепенной закрутки, впаянной в ступицу лопасти, до получения нужного шага по наружному диаметру. Засасывающая поверхность лопастей опиливалась надфилем до придания формы примерно симметричного сектора. По диаметру лопасти опиливались по оправке с базой на вал.
В дейдвудной трубе две втулки, носовая – подшипник гребного вала, кормовая – упорный подшипник. Дейдвудная труба для пайки надевалась на вал, установленный с оправкой в водометную трубу. Этим обеспечивалась соосность вала и трубы. Ступица с лопастями спрямляющего аппарата впаивалась в стыковочное кольцо после установки его на торец трубы. Для обеспечения соосности, вал пропускался через ступицу спрямляющего аппарата, оправку в трубе и дейдвуд. Несмотря на принимаемые меры по обеспечению соосности узлов, лопасти колеса пришлось подпиливать, что привело к увеличению кольцевого зазора до 0,2 мм, что не есть хорошо.
Кронштейн электродвигателя базировался на гребной вал, пропущенный через ступицы спрямляющего аппарата, рабочего колеса и дейдвуд через оправку, центрирующую его по посадочному отверстию для мотора ø 10мм и торцу кронштейна. Кронштейн припаян к корпусу водомета с подкосом для повышения жесткости конструкции. Соосность получилась приемлемая, но все-таки считаю, что лучше использовать для соединения валов кардан или пружинную муфту. Они с гарантией компенсируют перекосы. Но это все в дальнейшем на «боевых» водометах, если результат испытаний удовлетворит.
Вот промежуточная сборка. Настала пора поискать в “развалах” подходящий корпус для испытания.
Достойная работа, уважаю.
Очень интересно…,Сам подумывал о водомете на модель,но было мало инфы,а тут инструкция к действию. Автору успехов…
Благодарю всех за отклик.
Продолжим. Кронштейн электродвигателя базировался на гребной вал, пропущенный через ступицы спрямляющего аппарата, рабочего колеса и дейдвуд через оправку, центрирующую его по посадочному отверстию для мотора ø 10мм и торцу кронштейна. Кронштейн припаян к корпусу водомета с подкосом для повышения жесткости конструкции. Соосность получилась приемлемая, но все-таки считаю, что лучше использовать для соединения валов кардан или пружинную муфту. Они с гарантией компенсируют перекосы. Но это все в дальнейшем на «боевых» водометах, если результат испытаний удовлетворит.
Вот промежуточная сборка.
На оправке сформовано сопло и припаяно к стыковочному кольцу.
Для испытаний водомет установлен в корпусе от сборной модели ракетного катера, завалявшегося с советских времен. Не мудрствуя лукаво для простоты дальнейшего демонтажа, крепление водомета осуществлялось проволочными скрепками, щели замазаны пластилином. Для определения тяги на швартовах, работы в движении, потребляемого тока и нагрева мотора этот вариант вполне работопригоден. Пробный пуск в ванной (без хода) показал весьма приличный упор (по усилию на руке).
Завтра иду к коллегам на станцию юных техников, там есть 5 метровый бассейн. Будем пробовать. Системой управления займемся уже в новом году.
Всех форумчан с наступающим Новым годом. Успехов в Ваших делах и увлечениях!
Добрый день всем.
Я делал водомет и водовод формовал из стекла. В камеру РК вклеивал кольцо из нержавейки, РК из латуни напаивал на вал. несколько фото.
…google.com/…/AF1QipPt5PMZNSDEZTmbbannjnRYK9qEeoMQ…
Свой первый делал из медных труб и фитингов.
…google.com/…/AF1QipO90lC3wMBYamyA_A9Y_fge9DZvSlYk…
Всех с наступающим. Успехов .
Буду не многословен.
1.Водомёт, это хорошо, для масштабных копий морских яхт .
2. Бывают двух типов - с сопловым и лопаточным поджатием струи
3. Если ни того, ни другого нет, то. кпд резко вниз.
4. Простой винт в трубе работает плохо.
А прекрасные водомёты Геннадий Григорьевич строил.
Подержал в руках его продукцию 10 лет назад.
Думаю они кем-то до сих пор клонируются.
Уважаемый Игорь! Правда Ваша. В данном случае выбрано, как и у прототипа сопловое поджатие. Коэффициент поджатия сопла выбран мах. из рекомендованных т.к. поджатие дополнительно нагружает двигатель. Наука рекомендует 0,55 - 0,62. Конечно при увеличении поджатия несколько возрастает скорость потока, что повышает величину упора, но разница (по моим прикидкам) в 10 - 30гр. при упоре 350 -400гр. не будет иметь решающего значения. Водомет в данном случае - насущная необходимость обеспечения копийности модели, ну и проба своих “сил” в этом виде движителей.
Уважаемый Иван! “Боевые водометы” также планируется формовать из стеклоткани, кроме колеса, спрямляющего аппарата и элементов управления струей. Мне опытный образец из металла сделать быстрее и проще, да и внесение изменений осуществить легче, так сказать “одним легким движением паяльника водомет превращается в водомет с другими параметрами”
Спасибо всем за информацию.
Да не, всё нормально.
Просто в 90е решили замутить водный мотоцикл с водомётом.
Нам подогнали картинки Очень продвинутые профессора с конкретными расчётами.
Я макет и матрицы сделал (водомёта и все восковки колёс и спрямляющего), но у замутившего эту бузу не хватило денег.
Так что тож “немного” поучаствовал.
Кстати ещё бывает ступичное поджатие - в этом случае ступица+спрямляющий обтекатель выглядят как луковица.
Или половина её. 😃
Уважаемый Игорь! Конструкций водометов много было, есть и будет. Этот вид движителя самый сложный и в проектировании и в изготовлении. Наука не стоит на месте, что-то отбрасывают, что-то внедряют и так до безконечности. Благодарю за Вашу информацию. Полагаю, что для миниатюрного водомета, простота основной критерий. Конечно, если кто-то стремиться к мировому рекорду скорости, то да, нужно быть на острие науки. Луковица особенно хороша с селедочкой под в…ку.(шучу)
Луковица особенно хороша с селедочкой под в…ку.(шучу)
На Фруде более 5-10…
И вам удачи!
Игорь, какой тип винта будет правильно работать в турбине? Спасибо.
Игорь, какой тип винта будет правильно работать в турбине? Спасибо.
Я немного не понял вопроса… Вы хотите электричество вырабатывать?
какой тип винта будет правильно работать в турбине? Спасибо.
Форма лопасти рабочего колеса чаще встречается такая
www.katera-lodki.ru/konsvodomet
vodnyimir.ru/Cherteji_vodometnogo_dvijitelya_kater…
Может такой?
…google.com/…/AF1QipODm0Rr7F4CnMcc0rP9f0-RlV3V3AkN…
Или такой?
…google.com/…/AF1QipMDZq7bQXvsls05ySDA2B5MGYKXGew-…
или такие
…google.com/…/AF1QipN1UdGQ1t6e92Po5n5ZDLCHMW9UIkN7…
а этот вообще красавец
…google.com/…/AF1QipPZiMAay55BZitmravZ1bALlsi0F7Zu…
Всем успехов.
И так, испытания прошли весьма успешно (на мой взгляд). Хочу поблагодарить за помощь руководителя судомодельного кружка Прунова Сергея Александровича. Мы с ним в 4 руки провели тесты водомета, благо, не было кружковцев и под ногами никто не путался.
Результаты:
упор на швартовых – 420гр., что больше планируемых 300 – 350гр.
работает устойчиво, забор воды проходит без проблем,
напряжение на клеммах двигателя при работе - 6,6в. (номинал 7,4в.) (АКБ подсевший),
струя воды на выходе конусообразная и несколько закручивающаяся по направлению вращения винта;
потребляемый ток замерить не удалось по причине поломки амперметра;
нагрев мотора рукой не ощущался, полагаю, ток в пределах 7 -8 а. (по аналогии с этим мотором работающим на винт).
Выводы:
1.водомет оказался весьма удачным по упору при условии применения мотора 390 серии;
2.мотор не перегружается;
3.скорость модели водоизмещением до 1,5 кг. можно ожидать порядка 4 -5 м/сек.
4.конусообразность выходной струи воды следствие не сформированной окончательно выпускной части сопла (отсутствует цилиндрический поясок на срезе сопла, сам срез имеет не запаянные разрезы в местах стыковки формообразующих лепестков);
5. закручивание струи происходит из-за малой крутки лопастей спрямляющего аппарата.
Теперь дело за устранением недостатков и установкой системы управления. Окончательные результаты ходовых испытаний будут только после вскрытия водоемов, бассейн для обкатки, увы, маловат.
Всем до встречи в новом году.