Модель автомобиля своими руками

Vitec

Я задумал сделать модель автомобиля в масштабе 1:32. Общий план что из чего и как делать у меня есть, но есть и вопросы, связанные с увеличением копийности, уменьшением доли покупного оборудования, отработкой технологии с целью использовать на других моделях.
Я заранее знаю, что будет много сообщений типа “изготовление вручную - пустая трата времени и ресурсов, проще и дешевле купить”. Подобные реплики не катят, потому что мне интересно делать, но не очень интересно смотреть как эта штука ездит. Катать эту штуку я буду только для того, чтобы отладить.
Так вот, чего я хочу сделать. Это будет небольшая машинка на электротяге. Радиоуправление и питание - покупное, всё остальное самодельное. Привод - полный, от одного электродвигателя. Дифференциалов не будет для упрощения конструкции. Задняя ось - неразрезная, подвеска наподобие жигулишной, передняя -вроде макферсона.

На данном этапе сделана металлическая рама, колёса, почти сделан задний мост, пока без редуктора, передняя подвеска, пока без привода и заготовка под кузов.
На этом этапе вырисовываются следующие вопросы:

  1. Шины сделаны сплошными из пористой резины. Как сделать рисунок протектора и всякие надписи, которые бывают на покрышках? Это мне нужно для увеличения копийности.

  2. Для привода я нашёл старый советский коллекторный двигатель с постоянными магнитами. Поскольку модель небольшая, он должен её потянуть, но если не потянет, а также на будущее, хочется самим изготавливать маленькие электродвигатели. Подскажите методику расчёта, желательно в таблицах или графиках. Изготовлением электродвигателей я интересуюсь не только для этой модели, но и вообще. Готов мириться с меньшим КПД, по сравнению с покупными.

  3. Как сделать на стёклах фар такую же “сетку”, как на настоящих фарах. Я видел, что это возможно, но не знаю как.

Фотки того, что уже есть

Это рама из странного металла, из которого делают корпуса системных блоков


Это заготовка для кузова. Есть план доделать его до копийного.


Это почти готовый задний мост.


Это передние колёсики. Надо было линейку рядом положить. Хорошая мысля приходит опосля. Диаметр колеса 27 мм.

Yozka

ООООчень даже и не дурно!
Мне понравилось.

Mistergad

Автор молодец! Делай и не слушай писателей-псевдомоделистов, их тут процентов девяносто. Я думаю не обязательно все делать самому, если есть возможность то можно использовать некоторые элементы от серийных моделей, например шаровые наконечники, поворотные кулаки, детали подвески, диф… Я именно так и делаю.
По стеклам для фар- сетку возможно процарапать. Как образец царапки на модели 1/24 (автор не я). Кое где криво, но можно потренироватся.

Vitec

Если я наткнусь в процессе производства на узел, который сделать не смогу, то можно использовать и готовый, но пока, вроде, получается, только немного топорно выглядит. Но для привода это приемлемо - он же не виден снаружи. Конечно, мои карданчики не пригодны для моделей больших масштабов, но для этой - годятся.

Чуть позже попробую сделать фары, пока занимаюсь подвеской и приводом.


Половинка редуктора переднего привода и одна ступица. Здесь видны и крестовинки карданов.

Эта ступица не войдёт в конечный вариант. Понядеялся на готовый подшипник качения, но в нём слишком большие люфты. Сделаю самопальный подшипник скольжения - уж таких люфтов я в нём не допущу, сделаю по аналогии с тем, что сделал в заднем мосту. Вся ступица будет немного другая.

Я по-прежнему жду советов по поводу изготовления покрышек с протектором и надписями и по поводу расчёта и изготовления электродвигателей.

Немного поясню задачу про электродвигатели. Мне нужен электродвигатель не только для этой модели, но и для модели локомотива. Я хочу попробовать ставить по 1 двигателю на ось. Для этого якорь должен быть не более 12 мм длиной (полной, с коллектором и шестернёй) и 8 мм в диаметре. Двигатель должен развивать механическую мощность 0,05 Вт при 1000 об/мин. Вибромотор от телефона слишком слабосилен. Это не единственная задача, для которой мне нужен самодельный электродвигатель.

BALAL

СD-ROM приводы - классные источники мелких двигателей - на приводах каретки нередко (но не на всех моделях!) стоят очень интересные экземпляры. В Красноярске тушку СD-ROM привода с понравившимся двигателем можно приобрести рублей за 25 вроде…
Пеледелывать их проще, чем изготавливать полностью!

Vitec:

Половинка редуктора переднего привода и одна ступица. Здесь видны и крестовинки карданов.

Трубки от телескопических антенн?

…В направлении фольгированного текстолита подумайте!

Патрик_стар
Vitec:

Я по-прежнему жду советов по поводу изготовления покрышек с протектором и надписями

Выцарапывайте надписи и протектор тонким канцелярским ножом, а затем можно немного прижечь чуть теплым паяльником против неровностей!
Проект классный, что-то наподобие делали тут rcopen.com/forum/f34/topic159881/65— дальше продолжение есть!

Vitec
BALAL:

СD-ROM приводы - классные источники мелких двигателейcoffee:

Трудно найти много одинаковых приводов, в которых стоят одинаковые двигатели. Например, для модели локомотива нужно 6 двигателей.
Раньше я считал, что китайские будильники - классные источники шестерёнок, а когда решил найти 12 одинаковых шестерёнок (тоже для модели локомотива) - оказалось, что это не так.

Да я и сам соображу, где взять готовый двигатель, но хочу уметь при случае изготовить его самостоятельно.

BALAL:

можно приобрести рублей за 25 вроде…

Но не в Петербурге

BALAL:

Трубки от телескопических антенн?
coffee:

Что-то вы плохо обо мне думаете. Они самодельные. Внутри редуктора и ступиц они круглые, а от редуктора до ступицы - квадратные и телескопические. Это нужно потому, что ось поворота ступицы относительно кузова может не совпасть с осью поворота относительно ведущего вала, кроме того, редуктор подрессорен.

BALAL:

…В направлении фольгированного текстолита подумайте!

Я и так много чего делаю из фольгированного стеклотекстолита. О чём именно речь?

Патрик_стар:

Выцарапывайте надписи и протектор тонким канцелярским ножом, а затем можно немного прижечь чуть теплым паяльником против неровностей!

Вот мне нужно 6 покрышек для этой машины, ещё меня просили сделать 4 экземпляра троллейбуса АКСМ-321 - это ещё 24 покрышки. Сколько там линий на каждом протекторе? А ещё надписи по бокам? Я чувствую, запарюсь процарапывать столько шин. Я ищу более тиражируемый способ. Хотелось бы работать с готовой резиной, так как процесс вулканизации в домашних условиях мне кажется нереальным.


Вот что бывает, когда для миниатюрной тележки используешь готовый двигатель. Это двигатель от плеера, самый маленький, который я в те времена смог достать. Шкив на переднем плане и колёса - самодельные, шестерни врутри - от 3 китайских будильников. Оно в принципе ездит, если на него не дышать, но много таких не наделаешь - разные шестерни и разные двигатели приводят к большому разбросу параметров. Модель на неодинаковых тележках двигается неестественно и издаёт дурацкий звук.

Ursus_tlt

hobbyciti.com
посмотрите тут. есть очень маленькие бк движки. проблемы могут быть только с регулями, но мажет и можно найти что то.
не реклама ессно

shogun

Можно попробывать взять моторчики из серв. Они впринципе маленькие достаточно.

extra555

Ну это стендовый моделизм уже попер фактически, а так все основательно и круто!

Ursus_tlt

Ну почему стендовый то. Оно ж все на радиоуправлении планируется как я понял.

Vitec
extra555:

Ну это стендовый моделизм уже попер фактически

А это всё потому, что я на модели что хочу - то и делаю. Хочу колёса с протектором - это по-стендовски, но там будет рулевая машинка вместо интерьера - это не по-стендовски. И меня это устраивает. Впринципе, меня и без протектора устроит, но хочется сделать с ним. А в других моделях меня может и не устроить без протектора.

Ursus_tlt:

Оно ж все на радиоуправлении планируется как я понял.

Точно.

shogun:

Можно попробывать взять моторчики из серв. Они впринципе маленькие достаточно.

Да я сам соображу, где достать готовые. Вы подскажите как рассчитать и сделать самому!

GAGARIN

купите сервомашинок со сбитыми шестернями - рублей по 100 - готовый мотор и регулятор будет. и дешего. а некоторые и за так отдадут. я например их на запсасти распатрониваю - но многи не заморачиваются

Vitec
yulyanov:

Есть книжка, называется “Как самому рассчитать и сделать электродвигатель”.

Вот это - уже дело. За это спасибо. Я и сам, поискав по интернету, скачал аналогичную книжку, только 55 года. В ней есть методика и пример расчёта коллекторного двигателя постоянного тока с пазами для обмотки в якоре. Но по приведённой методике мне не удалось рассчитать обмотку возбуждения - получается какой-то нереальный результат. Но это, возможно, результат моей ошибки.

А вот если кто-нибудь ещё подсказал расчёт двигателей без пазов в роторе?
И ещё двигателей с пластинчатым ротором из фольгированного стеклотекстлита. Ну, знаете, проводники протравливаются и служат обмотками ротора. А как рассчитать эти проводники, диаметр ротора, обмотку возбуждения?..

Также подскажите, как сделать очень маленькую “белечью клетку”

yulyanov

Нашел ту-же книжку, переработанную, третье издание 1974 года.
dialin.ru/content/articles/index.php?article=24575

Может ещё пригодится.
electroauto.ru/forum/viewtopic.php?f=3&t=223

Тут есть что-то про “печатную” обмотку.
www.uspens.ru/knijki/19/30/index.shtml

Читал в свое время книжку, про человека, занимающегося миниатюрными вещами. В том числе он описывал, как делал электродвигатель, умещающийся в игольном ушке. Интересная книга, но найти не могу никак…

I_am_I

Подскажите, а где вы брали маленькие конические шестерни, если не секрет?

Vitec
yulyanov:

Нашел ту-же книжку, переработанную, третье издание 1974 года.

Очень знакомая книжка. Её материалы я тоже использовал при расчёте коллекторного двигателя с пазами для обмоток якоря. Пока что это максимум, что я нашёл на эту тему.

Вторая ссылка довольно интересна, у меня была задумка когда-нибудь сделать настоящий электромобиль. Но сейчас мне это не по карману. Может быть, через пару лет…

Про печатную обмотку я что-то такое уже видел, методики расчёта там нет. На основе этого пока что можно только экспериментировать.

Спасибо, yulyanov, это хотя бы по теме.

I_am_I:

Подскажите, а где вы брали маленькие конические шестерни, если не секрет?

Эти шестерни - эпоксидные копии шестерней от дифференциала какого-то монстра. Куплеты в модельном магазине. Такие конические шестерни хорошо копируются, а как копировать прямозубые - мне и самому интересно.

И ещё. Если кому интересно, показываю как получиласть передняя подвеска.

Электронщики, подскажите, бесколлекторные двигатели, которые продают для моделей, это трёхфазные синхронные двигатели?
Если я соберу однофазный асинахонный двигатель им сможет управлять готовый регулятор хода?

yulyanov

По-моему сделать свой регулятор много проще, чем собрать двигатель.

Vitec
yulyanov:

По-моему сделать свой регулятор много проще, чем собрать двигатель.

Что-то я давно не занимался электроникой. Давно хотел освоить программирование микроконтроллеров, но руки никак не доходят. И вот такие вопросы, например:

  • Какие транзисторы лучше всего подходят для выходных каскадов регуляторов хода? Из тех, что можно купить в радиодеталях, желательно не очень дорого (конкретный тип).
  • Можно ли на затвор подавать сигнал прямо с выхода логической микросхемы? Если нет, то как им управлять (в режиме ключа или усилителя тока)?
  • Каким образом подключать дополнительные транзисторы для увеличения нагрузочной способности?
  • Какой величины токи могут коммутировать SMD-транзисторы?
  • Годятся ли для подобных задач биполярные транзисторы?
15 days later
Vitec

Ладно, с электроникой сам разберусь. Ну так чего, никто никогда не делал покрышек?

1 month later
Vitec

Пока никто ничего не может подсказать по делу, покажу как у меня получилось рулевое управление.

И редуктор

Ну и спрошу по поводу редуктора. Может хоть в этом кто-нибудь разбирается. Хочется чтобы было много-много одинактвых шестерён. Как можно их копировать? Я спрашиваю о прямозубых шестернях, потому что конические я приспособился копировать, а прямозубые - нет.

Savrik
Vitec:
  • Какие транзисторы лучше всего подходят для выходных каскадов регуляторов хода? Из тех, что можно купить в радиодеталях, желательно не очень дорого (конкретный тип).

В принципе, отлично подходят мосфеты от IR, а конкретно IRF7601 - 20В, 5.7А. Думаю, вам хватит. Если нет - в чип"дипе можно подобрать себе по параметрам.

Vitec:
  • Можно ли на затвор подавать сигнал прямо с выхода логической микросхемы? Если нет, то как им управлять (в режиме ключа или усилителя тока)?

Все зависит от мощности транзистора, и, соответственно, емкости на затворе. У очень мощных транзисторов большая емкость, и если подключить напрямую, можно превысить допустимый ток. Как правило, управляют мощными транзисторами с помощью так называемых драйверов - специализированные микросхемы, которые, кроме правильного включения, еще и правильно выключают - тот же заряд на затворе не позволяет закрыть транзистор сразу же после снятия сигнала с управления. В общем случае(до 5А) вполне хватает резистора 100-200 Ом в цепи затвора и 5кОм с затвора на землю.

Vitec:
  • Каким образом подключать дополнительные транзисторы для увеличения нагрузочной способности?

Только однотипные, иначе мощность на них будет рассеиваться не одинаково - один перегревается, второй холодный. Но все-таки лучше(и дешевле) применить один мощный, чем пару маломощных.

Vitec:
  • Какой величины токи могут коммутировать SMD-транзисторы?

Большие.Конкретно на каждый тип надо смотреть даташит. IRF7601 имеет 8 выводов и предназначем для поверхностного монтажа(см. даташит)

Vitec:
  • Годятся ли для подобных задач биполярные транзисторы?

Скорее нет… В открытом состоянии IRF7601 имеет сопротивление около 0.035 Ом, то есть при токе 5А падение напряжения будет всего 0.175В. В то же время на биполярном транзисторе падение куда выше, вследствии чего он сильно греется и не отдает весь ток на двигатель.

Vitec

Спасибо за ответ, лучше поздно, чем никогда. Только чип и дип - не то место, где нужно покупать, а то, где надо смотреть.