Электроника продвинутого кораблика рыбака.

Панкратов_Сергей
Генадич:

Так я заказал FS -I6B именно для показаний напряжения, а вольтметр не заказывал.
Видео поищу, спасибо.

Наберите в гугле
ia6b voltage mod
Будет множество ссылок.

Генадич

так это модуль сбора напряжений какой то еще нужен?

Панкратов_Сергей

Нет, не нужен.

Панкратов_Сергей:

Доработка заключается в следующем-
Измерительный вход микроконтроллера в приемнике отрывается от точки питания приемника и подключается к отдельному выводу.
На него и подают в дальнейшем напряжение с силовой батареи.

Так и есть.
Максимальное напряжение для измерения можно подавать 16 вольт.

Панкратов_Сергей:

Насколько помню в итоге перешивки и некоторых простых доработок получаем индикацию уровня сигнала, напряжения силовой батареи.

То есть наблюдаем:
Напряжение питания передатчика
Напряжение силовой батареи на модели.
Уровень сигнала, принимаемого приемником.
Все это без дополнительных блоков.

Генадич

Перепаивать приемник, шить передатчик… эээт не моё… к сожалению я в этом меньше ноля.

Arhat109
Панкратов_Сергей:

… Один из них- eCalc. www.ecalc.ch/motorcalc.php

Спасибки,

Непосредственно DYS BE1806-2300kV в этом калькуляторе мне оказался недоступен, но сумел погонять пару-тройку похожих моторов в связи с публикацией примера пересчета в своем дневнике.

И вот что заинтриговало:

  1. точка “макс КПД” практически везде находится в районе 10-12% от начала мех. характеристики моторов. Это - правильно? КПД=Pмех/Pэл. Знаменатель тут практически растет линейно, а числитель имеет “горб” примерно на 50% от макс. момента. Для идеального двигателя без потерь ХХ, максиум КПД должен лежать на 12.5% момента. При внесении потерь ХХ, КПД=Pмех/(Pэл + Pхх) этот максимум может смещаться только в большую сторону … а тут явно наоборот. Я что-то не так понимаю?

  2. Получается что авиационные аутраннеры (типа этого) считаются на предельный ток эксплуатации примерно в два раза большим, чем ток максимального КПД. Ну, оно так показало. Проверить не могу, но возникает вопрос - ESC-контроллеры могут ограничивать ток мотора заданным пределом или в них нет такой функции? Как они это делают - не вижу в схемах контроллеров “датчиков тока” вовсе, особенно в простых.

  3. Из расчета этого мотора по формуле момента, если подставить его параметры, получается что момент на токе в 8А достигает =2 * 11(зуб) * 4(4Т) * 2(Y) * 0,006(м) * 1,13(тл) * 8(а) * 0,01(м) = 0,095 н*м или 974 гр*см, а в ТТХ производителя указывается момент примерно в 3 раза меньший - около 340гр*см. Подбирая варианты на этом калькуляторе при напряжении 7.4в (2S) и токе 8А тоже получаю величину в районе 0,0317н*м (325гр*см).
    В связи с чем возник вопрос: что в формуле учтено “не так”? Сам могу догадаться что индукция в зазоре значительно меньше силы неодимового ротора. Из аналогии для своих коллекторников, наверное могу предположить также в 2 раза … остальное - “откуда”? Собственно поэтому в дневнике и опустил пересчет крутящего момента … не понял “куда девается остальное”…

P.S. ​Тут кажется разобрался: по формуле получается макс. момент витков, а в процессе вращения он переменный и надо брать “действующее” значение, ну и плюсом половинная индукция в зазоре. Так - “сходится”.

Можете просветить что не так? (Уже молчу, как 340гр*см на пропеллерах диаметром 4-5" превращаются в 420-460 грамм тяги…)

Извиняюсь, если задаю вопрос не там. Но, как и меня, Вас интересуют моторы и получение макс. отдачи как раз на низком kV, в связи с чем и возникают вопросы по перемотке “авиационников”.

Панкратов_Сергей

С ходу могу ответить только по второму.

Arhat109:

возникает вопрос - ESC-контроллеры могут ограничивать ток мотора заданным пределом или в них нет такой функции? Как они это делают - не вижу в схемах контроллеров “датчиков тока” вовсе, особенно в простых.

Датчиков тока нет. Напрямую ограничивать ток они не могут.
Есть анализ эдс обмоток, на основании его обнаруживается срыв синхронизации.

SAZ118

Добрый день.

  1. Для расчета номинального тока для заданного напряжения питания (режим максимальной эффективности) существует формула Iн= √(Iхх* Uн/R). Она справедлива и для БК, и для коллекторников.
  2. Летунам нужны такие режимы, иначе летать не смогут. Для рыболодок в таких режимах нет необходимости. В прошивках Blhelli прямого ограничения тока не видел, есть функции плавного старта и аварийного отключения, типа квадрик сел в траву и запутался, есть функция стабилизации скорости вращения, но здесь ток может “гулять” и на уменьшение, и на увеличение. Пока еще не очень хорошо изучил эти прошивки.
    Если Вы хотите использовать БК для кораблика, то выбор DYS BE1806-2300kV не очень удачен, для кораблика не нужна высокая скорость вращения. Учитывая, что момент обратно пропорционален kV, то и момент, необходимый для гребного винта получить проблематично.
kafa
SAZ118:

Iн= √(Iхх* Uн/R).

??? Если можно поподробней.

Arhat109

Я его выбрал для Лунохода, предполагая перемотку на очень низкое kV (30-40) и ожидая что тяговый момент соответственно возрастет. Но это оказалось не то чтобы “не так” а совсем не так. Планировалось монтировать как мотор-колесо без редуктора, одевая ступицу колеса непосредственно на ротор, поэтому и был выбран аутраннер.
Для кораблика его вполне можно перемотать в 1 провод последовательными зубьями и соединить звездой, получится kV около 133 и небольшие токи. А если ещё и намотать не “как попало”, то можно поднять крутящий момент тоже почти на 27% до 450гр*см, что немаловажно тоже.

Панкратов_Сергей
SAZ118:

Iн= √(Iхх* Uн/R)

Интересно, ранее никогда не задумывался. То есть по этой формуле ток максимального КПД равен корню из произведения тока ХХ и тока заторможенного двигателя при этом напряжении.
Краевые точки- верны однозначно.
Если ток ХХ ноль- то ток наилучшего КПД- ноль…
Если ток заторможенного двигателя бесконечность- то и ток наилучшего КПД бесконечность.

Типовой БК для нашего применения:
R=0.5 ом Ixx=0.2A
При 7.4 вольтах-
In= корень из 0.2* 7.4/0.5= 1.72А ( вроде так).

SAZ118

Да, так получается. Я эту формулу и в калькуляторе использовал.

Панкратов_Сергей

Подставил в калькулятор мотор ru.aliexpress.com/item/…/32841579647.html?algo_exp…
с Кв 580 при 2 S.
Сегодня он доступен в калькуляторе.
И посчитал, ток хх 0.3а, сопротивление обмотки 0.135ом.
Ток наибольшего КПД по формуле = 3.13.
По графику- около 3.4 ампера. КПД около 85%.
Считаем по дедовски: при 3.4 а и 7.4 в потребление 25.16 вт
Потери- на ХХ 0.3а*7.4в= 2.22 вт Потери на обмотке 3.4а*3.4а*0.135=1.56 Полезная работа- 25.16-2.22-1.56=21.38
КПД=21.38/25.16= 84.9%
Тютелька в тютельку с графиком.
Пересчитаем при токе 3.13
КПД 84.7%
Что говорит о том что формула не совсем точна для выбора тока максимального КПД.
Но где то рядом…

SAZ118
Arhat109:

Для кораблика его вполне можно перемотать в 1 провод последовательными зубьями и соединить звездой, получится kV около 133 и небольшие токи.

Для получения такого kV=133 придется уложить намного больше витков, а т.к. места для этого очень мало, придется уменьшать сечение. Возможно ли при повышенном сопротивлении обмотки получить достаточный момент, соответственно мощность, соответственно КПД?
Чтобы определить необходимое кол-во витков, для изменения KV , я применяю немного измененную ф-лу: KV нов=N ст х KV ст / N нов.

Arhat109

Вряд ли. Там получается около 45 витков на зуб, того же провода (наш очень близкий аналог ПЭВ-1 0.28) вместо 11 витков в 3 жилы. В результате растет индуктивность зуба и как следствие всего статора согласно схеме включения, а kv - падает. За счет одножильности теряем в макс. токе в 3 раза и это “благо” тоже. А за счет плотной намотки виток к витку получаем доп. выигрыш на 27% в крутящем моменте. В своем дневнике - изложил подробнее как провел пересчет. В целом общее КПД страдать не должно в значительной степени, а МДС (ампер-витки) даже возрастают.

Я делал сложнее: считал индуктивность исходной обмотки экв. проводом калькулятором Coil32 без сердечника, потом пересчитывал kV по новой индуктивности, подсчитаной тем же способом по вашей формуле. Дело в том, что индуктивность пропорциональна квадрату числа витков и для конкретных намоток достаточно витеевато считается по приближенным формулам. Coil32 проводит итеративный расчет, что мне кажется надежней.

SAZ118
kafa:

Если можно поподробней.

Да тут не сложно. Подставляете в формулу значения тока холостого хода и сопротивление обмоток выбранного мотора и выбранное напряжение. Получаете Iн - номинальный ток ( режим максимальной эффективности).

Arhat109:

В своем дневнике - изложил подробнее как провел пересчет.

Интересно , обязательно посмотрю.

Arhat109

А вот тоже заинтриговали … можно ли как-то приближенно оценивать ток холостого хода “глядя на мотор”?

Для коллекторного ДПТ типа “130-й мотор” когда-то 1 раз просчитал все потери и в стали и в проводе и т.д. умучился, сравнил и получил какое-то большое расхождение, что-то больше 2-х раз, причем в большую сторону (измеренный ток оказался меньше и значительно) … вот после этого, только “замером” на опытном образце…

Но интересно: можно ли как-то его оценивать ± 25% хотя бы по “явным” параметрам: рабочее напряжение, размер, материал магнитов и т.п.?

SAZ118
Arhat109:

А вот тоже заинтриговали … можно ли как-то приближенно оценивать ток холостого хода “глядя на мотор”?

Сомневаюсь.

SAZ118

Измерил индуктивность обмоток мотора BR2212, треугольник - kV=930, R=0,156 Ом, Iхх = 0,4 А, включение звездой kV=538, R=0,468 Ом, Iхх = 0,18 А, на звезде получилось 0,07 mH. Или на один зуб 0,07/8=0,00875 mH.
Обмотка: 13 витков на зуб в 4 жилы Д нар=0,25.

Панкратов_Сергей

Кстати, у меня моторчик МТ2212, другой производитель но это же типоразмер - а параметры те же… Удачные модели клонируют многие.
И что нам важно, Кв при переключении уменьшается в корень из 3 ( 1.73) , а ток ХХ более чем в 2 раза.

SAZ118:

Обмотка: 13 витков на зуб в 4 жилы Д нар=0,25.

А у меня в два.