Footy из потолочки.
В конце прошлого сезона я успел сделать модель класса Footy из «потолочки» и даже опробовать её на воде, о чем я уже упоминал на форуме. Пришло время делать модель к наступающему сезону, с учетом результатов и ошибок прошлой модели. Собственно проекты и вся сопутствующая информация в прилагаемых файлах, модели различаются только формой подводной части корпуса: одна с “О”-образными обводами, другая с “U”. Обе модели с обшивкой разворачивающейся в плоскость для изготовления из «потолочки». Для простоты и удобства работы в программе, размеры модели указаны в метрах (не забывайте масштабировать). Как поведут себя модели на воде предсказать не берусь, поэтому конструктивная критика приветствуется, так же как и желание поучаствовать в проекте. Файлы «живые», т.е. возможно внесение любых корректив по своему усмотрению. Ход постройки моделей постараюсь более-менее подробно освещать. Программа как всегда - “Freeship+”
К сожалению нечем открыть файлы. Рискну предположить, что разворот обшивки на плоскость подразумевает прямую килевую линию. Значит ожидаются хреновые отношения смоченых поверхностей к погруженным объёмам во всех сечениях, и чрезмерно широкая ватерлиния в корме на всех кренах. Если всё так и есть, “футик” будет очень сильно прилипать к воде.
Есть технология гнутья потолчки по двойной кривизне: rcopen.com/forum/f81/topic199703 , может стоит попробовать?
Ссылок на форуме полно, повторюсь:hydronship.net
Изготовление яхты начнем с изготовления формы для отливки балласта. Так как модели экспериментальные, балласт будем делать по упрощенной технологии. Модель балласта делаем из пластины пенопласта размерам 100х40х8, которой придадим плоско-выпуклый профиль, а затем отрежем две полосы шириной 17 мм. Скруглим внешние края и приклеим на кусок плотного картона размерами 140х40 с разных сторон, друг напротив друга. Коробку для заливки гипса делаем из потолочки, как показано на рисунке, боковые стенки закрепляем малярным скотчем. Устанавливаем картонку с моделью балласта и заливаем обе половинки гипсом, затем пару минут работаем «вибратором», чтобы удалить пузырьки воздуха. После застывания гипса коробка разбирается отливка вынимается, модель извлекается и полученные половинки литьевой формы кладем на батарею для просушки (пока отопление не отключили).
Остаётся сделать вкладыш, который сформирует в балласте паз для установки киля, но об этом позже. Как видно из расчетов, цт балласта находится немного впереди задней кромки киля, будем надеяться, что радиооборудование размещенное в кормовой части корпуса выправит балансировку до расчетной.
Чтобы не пересчитывать все шпангоуты с учетом толщины обшивки была изготовлено простое приспособление для обрезки шпангоутов сделанных по теоретическому чертежу.
Смысл этого приспособления ещё и в том, что можно варьировать конструкцию корпуса. После изготовления первой модели, которая была сделана целиком из потолочки, возникла идея сделать корпус яхты комбинированной конструкции, а именно: боковые листы обшивки и дно сделать из потолочки, а наклонные из картона. Форма корпуса получится более «строгая», да и «шкурить» придется меньше. Схема обрезки шпангоутов на рисунке.
Какая там смачиваемость на футике? Это меньше ММ в два раза. Там всеми этими коэфициентами принебрегают
Бритвенное лезвие плавает совсем не потому, что оно легче воды. Как раз на малых размерах поверхностные силы уже надо учитывать. Правило квадрата-куба.
Первый этап завершен: Footy из потолочки с комбинированным потолочно-картонным корпусом с О-образными обводами построена. Последовательность постройки на фотографиях, если что-то не понятно, спрашивайте.
При проработке конструкции яхты выявились некоторые просчеты, которые пришлось устранять, а именно: увеличить высоту корпуса яхты на 3 мм и ширину на 10%, что повлекло необходимость корректировать и обводы, поэтому, то что в итоге получилось, отличается от приведенного в начальном проекте.
Вес готового корпуса вместе с мачтой и парусами (без балласта) - 76 гр., с аппаратурой 171 гр.
Подскажите, какие правила обмера класса Footy? А так же, проводятся ли гонки в этом классе в Москве и по России?
гонок нет. Их за бугром-то не очень много.
А обмеры такие:
Яхта должна поместится в обмерную коробку 12"х12"х6"
(это дюймы)
www.footy-seniors.com/class.html
Спасибо! Т.е. мачта, паруса, киль, балласт, матерьялы, аппаратура и т.д. - без ограничений?
Чем-то напоминает “советский” ДХ для младших школьников, но только на радиоуправлении. Очень удобная модель для начинающих любителей погонять р.у. яхту. Может быть, когда-нибудь получится погоняться по “взрослому”.
Вот самые наглядные правила 😃
footy.rcsailing.net/images/rules-summary.pdf
Ещё раз спасибо! Теперь стало понятнее. Значит главные требования, первое - это, чтоб корпус со своими элементами помещялся в мерительный бокс; второе - двухканальная аппаратура; третье - кое-что о парусной оснастке и четвёртое - информация на парусе. Кстати об информации, что бы получить регистрационный номер, видимо надо вступить в ассоцстроить иацию? А Российского отделения ассоциации, похоже, нет?! Я интерисуюсь этими вопросами потому, что начал строить “футик” и хотел бы в последствии выйти на воду не одиноким чудаком. Отчёт об постройке яхты выложу, когда построю.
Ну да, ассоциацию… У вас будет 2-й (мне известный) футик в московском регионе 😃 Первый в Клину.
Покататься не проблема, для этого есть Зеленоградская регата.
Два футика на регион - это уже прогресс, глядишь и на Гран При когда-нибудь замахнемся.
Я.сейчас нахожусь на начальном этапе - черчу шаблоны для корпуса с обводами типа “шарпи”. За основу взял яхту “Razor”, которую нашёл на сайте Красноярских судомоделистов.
Александр, вы при изготовлении одной из яхт использовали частично картон, а не приходила ли мысль целиком сделать яхту из картона?
До начала постройки была, но на столько мне нравится, сейчас используемая технология и конструкция, что ничего другого просто и не надо.
В процессе постройки шестой корпус, так сказать “лебединая песня”. Самое главное, что шаблоны обшивки я вырезал только один раз, чтобы были хоть какие-то ориентиры при обработки уж совсем экстремального корпуса, в остальных случаях было достаточно и формы шпангоутов. В картонном корпусе слишком много мороки при подгонке листов обшивки друг к другу и склейки их между собой. Кроме того, чтобы получить в целом жесткий корпус надо ставить дополнительные усиления, и у люка который занимает треть длины корпуса и на криволинейную обшивку, а как “размазать” по картонному корпусу скручивающий момент от киля с балластом 260 грамм я просто не представляю. Да и просто купить приличны картон - проблема, я же использую упаковку от большой пиццы из ближайшего магазина, сочетая полезное с приятным 😃.
В молодости вёл как-то в сельском “Доме пионеров” судомодельный кружок. И единственным доступным матерьялом был картон, а у меня ни какого опыта работы с ним. Однако со временем мы с пацанятами приобрели значительный опыт исноровку. В числе различных прочих катеров и лодок бало построено несколько яхт типа " звёздник", только из картона, длинной 20 сантиметров. А так же копия “Отимиста” длинной 50 сантиметров с усилением по планширю, скуле и килю сосновыми рейками, транци же из картона армированные буковым шпоном, ну и бимсы конечно то же из реек. Сейчас же мной заложены два Footy, один из шпона армированного стеклотканью, второй из картона армированного капроновыми чулками. Хочу посмотреть, что получится.
Обкатал сегодня «Белоснежку», обкатал, конечно круто сказано, потому, что ветер был никакой. Получил что хотел, это в смысле работы над ошибками, но возникла новая проблема. Дело в том, что Footy в хороший ветер любит понырять, особенно на фордевинде, и естественно на «Белоснежке» форштевень высокий, центровка задняя, а это, для почти полного штиля не очень хорошо, компоновка и конструкция на данном этапе, не предусматривала перемещение ни балласта, ни блока аккумуляторов и это оказалось неправильно.
Для поднятия духа несколько фото, на последней очень хорошо видно задранный нос.