Footy из потолочки.
В конце прошлого сезона я успел сделать модель класса Footy из «потолочки» и даже опробовать её на воде, о чем я уже упоминал на форуме. Пришло время делать модель к наступающему сезону, с учетом результатов и ошибок прошлой модели. Собственно проекты и вся сопутствующая информация в прилагаемых файлах, модели различаются только формой подводной части корпуса: одна с “О”-образными обводами, другая с “U”. Обе модели с обшивкой разворачивающейся в плоскость для изготовления из «потолочки». Для простоты и удобства работы в программе, размеры модели указаны в метрах (не забывайте масштабировать). Как поведут себя модели на воде предсказать не берусь, поэтому конструктивная критика приветствуется, так же как и желание поучаствовать в проекте. Файлы «живые», т.е. возможно внесение любых корректив по своему усмотрению. Ход постройки моделей постараюсь более-менее подробно освещать. Программа как всегда - “Freeship+”
К сожалению нечем открыть файлы. Рискну предположить, что разворот обшивки на плоскость подразумевает прямую килевую линию. Значит ожидаются хреновые отношения смоченых поверхностей к погруженным объёмам во всех сечениях, и чрезмерно широкая ватерлиния в корме на всех кренах. Если всё так и есть, “футик” будет очень сильно прилипать к воде.
Есть технология гнутья потолчки по двойной кривизне: rcopen.com/forum/f81/topic199703 , может стоит попробовать?
Ссылок на форуме полно, повторюсь:hydronship.net
Изготовление яхты начнем с изготовления формы для отливки балласта. Так как модели экспериментальные, балласт будем делать по упрощенной технологии. Модель балласта делаем из пластины пенопласта размерам 100х40х8, которой придадим плоско-выпуклый профиль, а затем отрежем две полосы шириной 17 мм. Скруглим внешние края и приклеим на кусок плотного картона размерами 140х40 с разных сторон, друг напротив друга. Коробку для заливки гипса делаем из потолочки, как показано на рисунке, боковые стенки закрепляем малярным скотчем. Устанавливаем картонку с моделью балласта и заливаем обе половинки гипсом, затем пару минут работаем «вибратором», чтобы удалить пузырьки воздуха. После застывания гипса коробка разбирается отливка вынимается, модель извлекается и полученные половинки литьевой формы кладем на батарею для просушки (пока отопление не отключили).
Остаётся сделать вкладыш, который сформирует в балласте паз для установки киля, но об этом позже. Как видно из расчетов, цт балласта находится немного впереди задней кромки киля, будем надеяться, что радиооборудование размещенное в кормовой части корпуса выправит балансировку до расчетной.
Чтобы не пересчитывать все шпангоуты с учетом толщины обшивки была изготовлено простое приспособление для обрезки шпангоутов сделанных по теоретическому чертежу.
Смысл этого приспособления ещё и в том, что можно варьировать конструкцию корпуса. После изготовления первой модели, которая была сделана целиком из потолочки, возникла идея сделать корпус яхты комбинированной конструкции, а именно: боковые листы обшивки и дно сделать из потолочки, а наклонные из картона. Форма корпуса получится более «строгая», да и «шкурить» придется меньше. Схема обрезки шпангоутов на рисунке.
Какая там смачиваемость на футике? Это меньше ММ в два раза. Там всеми этими коэфициентами принебрегают
Бритвенное лезвие плавает совсем не потому, что оно легче воды. Как раз на малых размерах поверхностные силы уже надо учитывать. Правило квадрата-куба.
Первый этап завершен: Footy из потолочки с комбинированным потолочно-картонным корпусом с О-образными обводами построена. Последовательность постройки на фотографиях, если что-то не понятно, спрашивайте.
При проработке конструкции яхты выявились некоторые просчеты, которые пришлось устранять, а именно: увеличить высоту корпуса яхты на 3 мм и ширину на 10%, что повлекло необходимость корректировать и обводы, поэтому, то что в итоге получилось, отличается от приведенного в начальном проекте.
Вес готового корпуса вместе с мачтой и парусами (без балласта) - 76 гр., с аппаратурой 171 гр.
Подскажите, какие правила обмера класса Footy? А так же, проводятся ли гонки в этом классе в Москве и по России?
гонок нет. Их за бугром-то не очень много.
А обмеры такие:
Яхта должна поместится в обмерную коробку 12"х12"х6"
(это дюймы)
www.footy-seniors.com/class.html
Спасибо! Т.е. мачта, паруса, киль, балласт, матерьялы, аппаратура и т.д. - без ограничений?
Чем-то напоминает “советский” ДХ для младших школьников, но только на радиоуправлении. Очень удобная модель для начинающих любителей погонять р.у. яхту. Может быть, когда-нибудь получится погоняться по “взрослому”.
Вот самые наглядные правила 😃
footy.rcsailing.net/images/rules-summary.pdf
Ещё раз спасибо! Теперь стало понятнее. Значит главные требования, первое - это, чтоб корпус со своими элементами помещялся в мерительный бокс; второе - двухканальная аппаратура; третье - кое-что о парусной оснастке и четвёртое - информация на парусе. Кстати об информации, что бы получить регистрационный номер, видимо надо вступить в ассоцстроить иацию? А Российского отделения ассоциации, похоже, нет?! Я интерисуюсь этими вопросами потому, что начал строить “футик” и хотел бы в последствии выйти на воду не одиноким чудаком. Отчёт об постройке яхты выложу, когда построю.
Ну да, ассоциацию… У вас будет 2-й (мне известный) футик в московском регионе 😃 Первый в Клину.
Покататься не проблема, для этого есть Зеленоградская регата.
Два футика на регион - это уже прогресс, глядишь и на Гран При когда-нибудь замахнемся.
Я.сейчас нахожусь на начальном этапе - черчу шаблоны для корпуса с обводами типа “шарпи”. За основу взял яхту “Razor”, которую нашёл на сайте Красноярских судомоделистов.
Александр, вы при изготовлении одной из яхт использовали частично картон, а не приходила ли мысль целиком сделать яхту из картона?
До начала постройки была, но на столько мне нравится, сейчас используемая технология и конструкция, что ничего другого просто и не надо.
В процессе постройки шестой корпус, так сказать “лебединая песня”. Самое главное, что шаблоны обшивки я вырезал только один раз, чтобы были хоть какие-то ориентиры при обработки уж совсем экстремального корпуса, в остальных случаях было достаточно и формы шпангоутов. В картонном корпусе слишком много мороки при подгонке листов обшивки друг к другу и склейки их между собой. Кроме того, чтобы получить в целом жесткий корпус надо ставить дополнительные усиления, и у люка который занимает треть длины корпуса и на криволинейную обшивку, а как “размазать” по картонному корпусу скручивающий момент от киля с балластом 260 грамм я просто не представляю. Да и просто купить приличны картон - проблема, я же использую упаковку от большой пиццы из ближайшего магазина, сочетая полезное с приятным 😃.
В молодости вёл как-то в сельском “Доме пионеров” судомодельный кружок. И единственным доступным матерьялом был картон, а у меня ни какого опыта работы с ним. Однако со временем мы с пацанятами приобрели значительный опыт исноровку. В числе различных прочих катеров и лодок бало построено несколько яхт типа " звёздник", только из картона, длинной 20 сантиметров. А так же копия “Отимиста” длинной 50 сантиметров с усилением по планширю, скуле и килю сосновыми рейками, транци же из картона армированные буковым шпоном, ну и бимсы конечно то же из реек. Сейчас же мной заложены два Footy, один из шпона армированного стеклотканью, второй из картона армированного капроновыми чулками. Хочу посмотреть, что получится.
Обкатал сегодня «Белоснежку», обкатал, конечно круто сказано, потому, что ветер был никакой. Получил что хотел, это в смысле работы над ошибками, но возникла новая проблема. Дело в том, что Footy в хороший ветер любит понырять, особенно на фордевинде, и естественно на «Белоснежке» форштевень высокий, центровка задняя, а это, для почти полного штиля не очень хорошо, компоновка и конструкция на данном этапе, не предусматривала перемещение ни балласта, ни блока аккумуляторов и это оказалось неправильно.
Для поднятия духа несколько фото, на последней очень хорошо видно задранный нос.
Привози в воскресенье в Зеленоград хвастаться 😃
К сожалению вряд-ли, я пока без колес.
Может быть ты уже видел, но на всякий случай, чтобы не скучно было в отпуске 😆
picasaweb.google.com/…/GewichtstrimmBeiMM#52190746…
шайтан! Такое только немцы придумают! 😃 Потому, что у них как и у нас можно всё в ММ.
Это немецкое чудо на основе однооборотной лебёдки типа S125 1T напомнило мне катамаран,который казанские судомоделисты, за ненадобностью, отдали нашему с Мишей Тихоновым тренеру - Михал Львовичу Гришпуну. Дело в том, что НАВИГа где-то в конце 80-тых отказалось от свободного класса яхт F5-Х. Так вот, на отдельной штанге, между поплавками катамарана перемещалась тележка со смемяемыми грузами, взависимости отсилы ветра, которая управлялась специальным автоматом. Кстати, второй автомат управлял парусом - крылом. Основой этого автомата была флюгарка с диском контактов. Для управления моделью было достаточно одной руль машинки. Пожалуй и для противовеса из аккумуляторов тоже нужен автомат, который отслеживает курс яхты. Так как надо управлять рулём, парусами, регулировать щель у спакселя да теперь ещё прибавляется противовес! Кто ставил машинку на стаксель, тот почувствовал на сколько прибавляется проблем, а ведь добиться пользы получается не сразу. Плюс лишний вес и проблемы с кампоновкой остальной начинки. Похоже Шайтану надо сначала крепко почесать репу.
Александр, из какого матерьяла вы сделали шверт и плавник руля? Интересно, а выдержит ли корпус из потолочки прямой удар форштевнем то более тяжёлой и крупной яхты? Ведь это очень вероятная ситуация на Зеленоградской регате.
Никаких дефицитных материалов для яхты - было одним из требований перед началом постройки. Все фанерные детали, а это - киль, руль, площадка крепления серв, рычаг лебедки, кабанчик руля, и весь рангоут за исключением мачты из карбоновой трубку 4х2, сделаны из «банановой» фанеры, т.е. фанеры от фруктовых ящиков. Киль, руль и рангоут дважды прогрунтованы разведенным клеем для потолочки, это заметно увеличивает жесткость и защищает от воды.
Пробить борт при столкновении с большой яхтой наверно не получится, а помять конечно запросто, но дело в том, что гонять по дистанции с большими яхтами – совершенно бесперспективное и неинтересное занятие, для Footy нужно ставить свою короткую трассу. Жизненный цикл у Footy - сезон максимум, а учитывая, что даже растягивая удовольствие от изготовления яхты на неделю - и того меньше.
Видео с изменением центровки яхты просто вовремя подвернулось и оказалось в тему с моим предыдущим сообщением, а по сути: помимо стандартных гонок, надо иногда проводить и специальные, чтобы разные, интересные «навороты» максимально себя проявили. Яхта с отклоняемым килем в лавировку не будет иметь существенных преимуществ по сравнению с универсальной, а в гонке в полветра туда-обратно с ней тягаться наверное будет бесполезно.
Покатался я на «Белоснежке» в сильный ветер, проблем с нырянием не стало, люк и выход шкота не текут, вроде всё хорошо, а на следующий день в сильный ветер покатался на «Игле». Как не странно, проблем тоже не было, хотя всего лишь кинул 25 грамм свинца в кормовой отсек, при начальной нормальной центровке. На фотографиях две яхты вместе, чтобы была ясна разница. В обеих случаях не понравилась работа паруса, конечно он был явно больше, чем требовалось для такого ветра, но когда не с чем сравнивать, приходится только гадать.
Разглядывал фотки футиков и обнаружил, что яхта должна не только помещаться в мерный бокс, но и по высоте не превышать 610 мм . Тоесть, от нижней точки киля до верхней точки топа мачты не должно быть больше этой величины. Загляните сюда - footy.rcsailing.net/slideshow/Full/Slide07.JPG
Это местные извращения, в оригинальных правилах этих ограничений нет.
В выходные в Германии проходили “ Euro Footy Gran Prix 2011”, информации пока мало, особенно по яхтам, которые принимали участие в гонках. Кому интересно, могут посмотреть имеющуюся информацию по следующей ссылке:www.rcsailing.net/forum1/showthread.php?6306-News-….
А как бы мы смотрелись, если бы участвовали в гонке? Мне кажется, вполне достойно. Вот фотографии яхты, которая делалась к “Gran Prix”, и если честно, то не особенно усердно и аккуратно.
Если обтянуть её пленкой под карбон - для страха, да с нашими парусами переменной жесткости, которые заведомо лучше их, можно было бы и бороться за пьедестал.
Весовая сводка яхты:
- корпус – 48 гр;
- радиооборудование – 56 гр;
- балласт – 178 гр;
- рангоут с парусами – 20 гр;
- итого – 302 гр;
На этом, проект «Footy из потолочки» безуспешно, но удачно завершен.
Пришло время делать пенорезку и заняться производством КИТ-ов, рублей за 100, чтобы все ходили на «фирменных» яхтах. 😂