"Footy из потолочки". На Игре. Новый уровень.

Шурик

Умеешь-же ты Геннадий, задавать вопросы!!! На эту тему можно развести такой бесконечный базар… Я пока иду по самому простому пути. Мачта вертикальная, а на фордевинде мачту можно завалить назад градусов на 30, после набора скорости мачту можно снова перевести в вертикальное положение. При наклонной мачте есть ряд нюансов которые приводят к неоправданному усложнению конструкции, я не стал ломать над этим голову. Вообще вопрос зарывания носом, который особенно проявляется на Footy, надо решать комплексно и поэтому корпус яхты должен быть расходным материалом, собственно для этого и начал эту тему.

Шурик

По теоретическому чертежу изготавливаем шаблоны. Конечно шаблон нижней поверхности днища правильней делать по развёртке, на разница в длине будет всего около 4-5 мм, что в поперечном направлении составит доли миллиметра, которые всё равно не поймаем, поэтому согласимся с этим упрощением. К материалу шаблонов особых требований нет, я их делаю из миллиметрового картона (в соседнем доме цветочный магазин, коробок от цветов много). Шаблон дна в боковой проекции делаем на 10 мм выше скулы и по длине миллиметров на 20 больше корпуса в обе стороны. Ещё надо вырезать две полосы шириной 10 мм и длиной 340 мм. Вот теперь можно приступать к изготовлению корпуса яхты.

Шурик

Надо соорудить какую-то пенорезку, не стал мудрствовать и установил нихромовую проволоку вместо полотна на ножовку по металлу. На кусок пеноплекса с двух сторон на двухстороннем скотче закрепляем шаблоны обвода днища и вырезаем. На верхнюю поверхность клеим шаблон палубы и снова вырезаем. Осталось убрать лишнее с наклонных поверхностей днища, на боковые поверхности клеим полосы шириной 10 мм, а на дно шаблон нижней поверхности (рисовать не стал, Компас древний, сложно). Режем и получаем нижнюю часть корпуса яхты на 10 мм выше скулы (ватерлинии). Если первые два реза не вызывают никаких трудностей, то последние достаточно сложны. Поверхность винтовая, сложно контролировать прилегание проволоки к шаблонам, остановиться нельзя - будут канавы, если не касается шаблонов то будут бугры, второй раз пройтись тоже нельзя - будет вообще черте что. Конечно бугры можно аккуратно удалить наждачкой, канавы под обтяжкой будут не так видны, но лучше сразу получить то что нужно. Срежьте грубо ножом лишний пенопласт, чтобы остался слой 3-4 мм, который срезается уже струной, результат будут значительно лучше.

Собственно и всё, остается приклеить борта, транец и палубу и обтянуть корпус скотчем. 😒
Шучу конечно, нужно ещё впихнуть начинку.

карабь

Процесс изготовления корпуса понятен. А вот мачта меня заинтересовала, это ж она будет на фордаке наклоняться дополнительной сервой, или я что-то не понял?

Шурик

Всё правильно, третий канал, ещё одна серва.

Sevas

Делитесь фото процесса изготовления. Очень интересно!

карабь
Шурик:

ещё одна серва.

Круто, но разве по правилам класса это допустимо?

Sevas:

Делитесь фото процесса изготовления.

Если не трудно, очень желательно.

Шурик

А кто сказал, что это правильные правила класса? Ребята за пивом и поеданием пиццы решили замутить маленькую яхту, чтобы она входила в коробку из под пиццы. Замутили, ходит, побалдели, поделились успехом, а потом она обросла всякой шелухой которые превратились в “правила класса”. Правила класса “Open”, состоят из одного предложения. “Длина корпуса яхты не может быть больше ххх мм”. Для особо непонятливых можно добавить: “В движение яхта приводится только силой ветра”. Всё. По другим правилам пускай гоняются организаторы.
Что касается фотографий процесса изготовления яхты, это позже, на базе этого проекта уже сделаны 3 яхты, четвёртая пока на стадии обдумывания, как созрею и начну делать, поделюсь.

Шурик

Но вернёмся к нашим “баранам”. На верхней поверхности гравёром фрезеруем углубления примерно такой конфигурации - для машинок, приемника, батарей опоры мачты. Приклеиваем площадки крепления машинок, опору мачты. Надо сказать, что такой вариант опоры мачты при управлении рычагом не очень удачен, но эта была моя первая компоновка, поэтому привожу её в качестве примера, да и управление у меня не рычагом.😦

карабь
Шурик:

гоняются организаторы.

Пусть будет так, значит на любителя.

Шурик:

гравёром фрезеруем углубления

Теперь по корпусу вопросы. Я то понял так, что из плотного пенопласта изготавливается болванка, и уже по ней выклеивается корпус из потолочки … А это не болванка, а сам корпус из плотного пенопласта. Технология не новая.

Или это будет смесь пенопласта с потолочкой?

Шурик

Технология не новая.

Чёрт, а я сижу рисую картинки, а оказывается дело не в отсутствии технологии, а в отсутствии желания. Тогда быстренько закругляюсь. Можно ссылку на технологию? Может я там найду для себя что-нибудь новенькое.

Шурик

Чтобы закончить тему, скажу, что на яхте установлены машинки SG-90. На руль с углом поворота 90 градусов, на парус с углом 180. Для тех, кто решит повторить яхту, привожу данные шаблонов.
Фотографии готового корпуса.

карабь

Александр, не смущайтесь. По инету гуляет много вариантов “долблёных” корпусов из пенопласта, от корявых, что делают начинающие, до таких же, сделанных красиво и аккуратно. Правда, футиков среди них не припомню. Прошу вас, доводите свою тему, как хотели. Меня, особенно заинтересовал вариант с заваливающейся мачтой. Что-то подобное меня “посещало”, но с ахтерштагом, наматываемым на лебёдку.

Шурик

А зачем? Никто повторять его не будет, не на что ставить или будет очень сложно. Идея сделать заваливающуюся мачту пришла спонтанно, потому что в этот корпус она вписывалась очень легко. Я показал и рассказал как легко делается корпус яхты. Всё равно, пока сам не сделаешь, не поймёшь всех нюансов и тонкостей. Всё что я хотел показать, я показал. На любые вопросы по изготовлению корпуса я отвечу. Даже могу нарисовать ваш вариант, это не трудно. Я не особо и надеюсь, что кто-то повторит мой проект, поэтому отдаю его совершенно без сожаления, может он приглянётся руководителю судомодельного кружка, хоть какая-то польза будет. Завал мачты делается просто: в вертикальном положении качающаяся опорой мачты упирается в корпуса сервы и удерживается тягой идущей к эксцентрику установленному на качалке сервы, при повороте эксцентрик отклоняет опору мачты; в обеих положениях усилия от опоры мачты проходят через ось сервы и она не нагружается крутящим моментом. Всё это надо отработать на макете, готовый узел вместе с сервой вклеивается в корпус и не извлекается.

Шурик

Камень брошен. Посмотрим куда он упадет. В болото, так и жалеть не о чем. В воду, посмотрим как круги разойдутся, может что-то к берегу и прибьет. А если что-то прорастёт, будем поливать.

9 days later
FFedor
Шурик:

Всё это надо отработать на макете.

А, потом и ролик, как оно работает.

2 years later
Шурик

После вскрытия. Видео работы загрузить не могу, mp4 не принимает.

Шурик

Если никто не может подсказать в каком формате загружать видео…

Смотрите картинки.

Общий вид:

Мачта вертикальна:

Мачта наклонна:

Шурик

Собственно почему я вернулся к этой теме. При расчете корпуса я не знал об этом нюансе программы FreeShip и водоизмещение было посчитано неверно, в результате корпус в воде сидел по самое не могу. Хорошо что у меня был балласт для другого проекта весом 127 грамм, с ним получилось очень близко к расчетному. Сделал весовую сводку, которая позволяет более точно определить параметры яхты и уже по ним делать новый проект. Куда применить имеющийся баллас в 260 грамм? Можно конечно спроектировать Footy под этот балласт и возможно в каких-то погодных условиях она будет иметь преимущество перед перед экстремальным вариантом, но это трудно проверить в одиночку. Поэтому было принято решение сделать новый проект экстремального Footy, а тяжелый балласт использовать в проекте “Малыш” - яхте длиной 400мм. Всё таки больший размер оставляет больше свободы и не так чувствителен к ошибка при экспериментах. Эта так, преамбула.

Ну а чтобы от этой писанины была польза, расскажу, что такое оптимизация обводов. Круглоскулые обводы при данном водоизмещении имеют наименьшую смоченную поверхность, но они сложны и трудоемки в изготовлении. Поэтому надо найти путь изготовления корпуса яхты с более простыми обводами максимально приближенными характеристиками к круглоскулым.

На картинке показан этот вариант. Как видно из расчетов, в самом неблагоприятном варианте отклонения не превышают 5%. Можно оптимизировать или по водоизмещению или смоченной поверхности. Следует учесть, что программа FreeShip при проверке корпуса на разворачиваемость потребует изменения оптимизированных обводов, чтобы не было поверхностей двойной кривизна, но это происходит только в носовой части и с этим придется смириться и вносить коррективы или найти вариант с минимальными отклонениями. Поскольку яхта в проектном положении ходит очень редко, это не критично. Картинка урезана, но открывается.