Парусный катамаран - как сделать чтобы он поплыл против ветра

SAN

Для хождения фордевинд стаксель ещё желателен - тогда можно поставить паруса на бабочку и уваливаться меньше будет (проще рулём компенсировать, и красиво опять же 😊

Игорьь

Спасибо, Владимир, за интересное описание. Учитывая небольшой размер катамарана и умеренные трудозатраты, было бы интересно попробовать жёсткий парус. Т.е. крыло симметричного профиля (из пенопласта простейшее). Скорость с ним вряд ли заметно вырастет (если только не глиссировать), но к ветру может получиться ходить круче.

Volmir
Игорьь:

было бы интересно попробовать жёсткий парус. Т.е. крыло симметричного профиля (из пенопласта простейшее).

Да, интересная инженерная задача.

Вот что я нашел вкратце:

  1. Демонстрация работы на реальной яхте:

Пример 1: Inflated Wing Sails - Voile gonflable

Пример 2: First-ever inflatable wing sail technology is being mounted on a merchant ship

  1. Теоретическое объяснение “как это работает” (на английском): How Did Vestas Sailrocket 2 Smash the Sailing Speed Record?!?!

  2. Популярно написанная статья о парусе-крыле симметричного профиля: interparus.com/dutye-krylatye-parusa-preimushhestv…

Чего я в этом не понимаю (пока еще, сейчас) - как возникает подъемная сила на симметричном парусе-крыле. Его же надо “смещать” немного, поворачивать вдоль оси (на 3-5 градусов, условно) - чтобы он заработал, чтобы возникла подъемная сила.

Если поток набегает на симметричный профиль строго вдоль него, то подъемной силы не будет, но если его повернуть на некоторый угол (называется угол атаки), то относительно набегающего потока он перестанет быть симметричным и появится подъемная сила.

Источник: симметричный профиль крыла #3

Игорьь

Да, для работы симметричного профиля нужен некоторый угол атаки. Плюсы жёсткого паруса - работающая аэродинамика по всей длине мачты (у мягкого аэродинамична только средняя часть, “пузо”.) Плюс, мачту можно разместить в удалении от передней кромки, что минимизирует усилие по повороту паруса. Форму крыла надо сделать как у спидфаера, эллипс на конце.

Volmir

Внес правки в способ крепления паруса (на мачте): добавил люверсы.

Люверсы создавал вот по этой инструкции: как сделать Мини Люверсы

Результат: теперь таки парус получил возможность формировать “пузо”, и - работать как крыло.

С третьей итерации я понял, какой формы (в разных частях) парус должен быть! Это мне было сложно осознать (понадобилось смотреть множество видео, читать книги и статьи). Но все получилось 😃

Volmir

Меня очень вдохновила идея Игоря Иванова сделать жесткий парус-крыло симметричного профиля.

Я быстро набросил нервюры для подобного крыла в CAD-программе. Из пенопласта делать не решился - потребовалось бы пенорезку делать (ранее я как-то делал ее для работы с пенопластом). Поэтому решился пойти путем классического самолетостроителя 😃

Решил сделать два профиля крыла - симметричное и односторонне-работающее (как в самолете). Соотношение длины к высоте профиля взял примерно 18%. До этого прочитал быстро статью по видам профилей (в зависимости от предназначения, скорости и т.п.). Там говорилось что для малых скоростей оптимально соотношение примерно в 20%.

Лазер режет фанеру быстро и точно. Закупился продольными реечками 6х2х500 мм - и клеить “конструктор для взрослых” 😃

Дольше всего клеил обертку на каркас крыла. Так же для крепления к мачте встроил внутрь алюминиевую трубку.

Финальный результат - крыло установлено на модель катамарана. Саму ось мачты можно немного двигать вперед-назад (по просверленным отверстиям), это должно помочь в настройках на ходу.

В ближайшее время планирую испытать два новых паруса. Будет интересно сравнить с усовершенствованным предыдущим вариантом.

Игорьь

Владимир, снимаю шляпу перед вашей производительностью труда и скоростью технического прогресса реализуемых решений.

Я бы крыло делал проще. Сложная пенорезка не нужна. Достаточно смычка из палки с нихромовой проволокой. Им вырезаете из пенопласта “грубое” крыло меньшей толщины. Поверхность получится неровная, но это не страшно. В крыло вклеивается углепластиковая трубка, которая будет осью, уходящей в корпус катамарана. На ней оно и будет вертеться. Дальше натягиваем ту же проволоку над столом и нарезаем пластины 2-3 мм, уже с ровной поверхностью. Ими оклеиваем на титане в спирту “грубое” крыло. Далее мелкой шкуркой снимаем ворсинки и всё покрываем тем же разведённым титаном. По этой технологии я делаю на письменном столе крылья для своих пенолётов. Последний - миг 15. Там есть фотки поясняющие. МИГ 15 для дачных полетов. Моё крыло внутри наборное, но вам подойдет и монолит.

Профиль у вас очень толстый. Я бы сделал тоньше - трубка 7 мм, плюс оклейка с двух сторон по 3 мм. Итого получится - 13 мм.

Законцовку крыла лучше обрезать уже ножом на эллипс. Прямоугольник просто не красив и не аэродинамичен.

EXPERIMENTATOR1970

А почему сразу нельзя вырезать ровное ядро крыла? И обтянуть тонкой крафтбумагой или калькой.

Игорьь

У меня не получается резать ровные профилированные поверхности пенопласта смычком на коленке. Только плоские гладкие листы освоил более менее. Кто массово производит сериями детали, тому актуально.

EXPERIMENTATOR1970

Способ резки крыльев неоднократно описан в литературе. Ничего сложного здесь нет. Главное подготовить рабочее место. И не спешить.

Volmir

Законцовку крыла лучше обрезать уже ножом на эллипс. Прямоугольник просто не красив и не аэродинамичен.

А! Вот что вы имели в виду под “эллипсом”. Понял. Да, я думал о законцовках - но решил для первого раза сделать без них (особо не усложняя).

С пенорезкой - ранее я использовал ЛАТР (под 220 Вольт, переменный ток, с возможность подстройки напряжения). Как я понимаю - можно использовать для резки пенопласта и “постоянку” 12 Вольт (от лабораторного БП).

В вопросе резки пенопласта меня заботит проблема токсичности его паров. Также, при оклейке пленкой поверхности крыла надышался парами клея - пару часов болела голова после этого.

Все эти факторы надо учитывать в вопросах выбора технологий …

Volmir

Владимир, может быть Вам поможет эта статья! Меня она уже натолкнула на некоторые мысли…modelist-konstruktor.com/…/polet-na-boku

Статья на 99% попадает в ту проблематику, которой я сейчас занимаюсь! 😃

Спасибо огромное за ссылку - читаю и вдумываюсь в детали, чужой опыт, теоретические и практические выкладки; планирую доработки модели.

Игорьь

Пенопласт при резке не парит. Гореть и дымить может, если струна грязная и не выключена после резки. Вам же надо совсем немного нарезать пластин.

EXPERIMENTATOR1970

Не надо ему резать пластины! Надо просто вырезать нормальное крыло. Это не сложно.

Volmir

Сейчас у меня получилось три варианта паруса:

  1. Классический парус (гибкий, закрепленный на мачте и гике)
  2. Жесткий парус-крыло с несимметричным профилем
  3. Жесткий парус крыло с симметричным профилем и стабилизатором (который должен автоматически устанавливать парус-крыло под оптимальным углом атаки относительно направления вымпельного ветра).
EXPERIMENTATOR1970

А почему обшивка не натянута? Если обтягивали лавсаном, то утюжком натяните обшивку.

Volmir

А почему обшивка не натянута? Если обтягивали лавсаном, то утюжком натяните обшивку.

Обтягивал пленкой из цветочного магазина. Там лавсан применяется? Надо будет попробовать. Рискнуть! 😃 Честно говоря видел как утюжком натягивают пленку (на видео, в Ютубе) - но, почему-то сам делать подобное испугался. Страшно, что утюг пластик расплавит и все растечется горелой и дымящейся массой, прилипнет к подошве. Понимаю, что это мои страхи 😃 Это личное.

Volmir

Протестировал катамаран с жесткими крыльями-парусами (один - несимметричного профиля, а второй - симметричный, но с отклоняющим стабилизатором).

Оба работают (удивительно, но факт 😃) - создают тянущее вперед усилие. Подъемная сила создается. Измерений точных не проводил - но, субъективно, тяга примерно одна и та же (в сравнении с моим “классическим” парусом). Понятно, что все это нужно долго настраивать, оптимизировать, измерять, переделывать и т.п. Но - проверил! Работает.

Парус с несимметричным профилем крыла отработал даже более стабильно, нежели парус с стабилизатором. Тот - надо долго настраивать, выверять. Катамаран с симметричным парусом (со стабилизатором) вел на воде себя неуверенно - больше вилял и т.п.

Мой вывод - лично для себя, для универсальности - лучше классический гибкий парус (сделанный более-менее правильно, по теории и технологии). А вот если хочется “рекордов”, и есть много времени, денег и сил - тогда добро пожаловать в сферу “жестких” парусов-крыльев, с изменяемым профилем и т.п.