Модель на подводных крыльях - парусный катамаран, hydrofoil

SAN
Volmir:
  • поставить наверху мачты некий крюк (под углом 90 градусов, параллельно палубе - не знаю как он называется

Гафель
Но он не параллельно палубе а градусов 45 (плюс-минус). Крепится чуть ниже верха мачты и оттяжка к верху мачты

Volmir

Гафель, тоже вариант, кстати. Я о нем не подумал.

Для него надо делать точку крепления (шарнир), чтобы он мог проворачиваться вправо-влево относительно продольной оси симметрии копруса? Т.е. как бы повторять повороты паруса - и, при этом, держать парус в натяжении? Конструктивно гафель должен работать как гик?

Я имел в виду черную штучку вверху мачты для крепления оттяжки архтерштага, вынесения ее назад (как на изображениях ниже).

Volmir

Модифицировал парус - сделал его гафелем 😃

@SAN - спасибо за идею! 😃

Теперь уже есть надежда, что площади парусов будет более-менее достаточно для обеспечения прироста скорости модели.

Volmir

Провел испытания новой версии модели. Сила ветра была порядочная: 5-7 м/с с порывами до 8-9 м/с.

Положение ЦП/ЦБС нашел оптимальное - в движении катамаран движется прямо. Площадь парусов: 1200 кв/см. Площадь швертов/килей: 100 кв/см. Соотношение парусности к погруженным поверхностям: 12:1 соответственно.

Результаты:

  • бейдевинд парусник не идет (его как-бы сносит вбок).
  • галфинд - идет, наиболее стабильный курс.
  • бакштаг/фордевинд - идет, но при малом/среднем ветре. Во время сильных порывов ветра - зарывается в воду и хочет сделать переворот через нос.

Я столкнулся с кучей противоречий и вопросов по результатам испытаний:

  • Л-образная мачта - это удобно (с одной стороны), но она не позволяет крепить жестко паруса (+ требует сложной формы с распорками в виде фермы).
  • паруса жестко не закреплены - в результате ветер их загибает и скручивает как хочет: придать форму крыла им становится очень сложно. Паруса принимают не оптимальную форму.
  • грот и стаксель (в данной реализации) работают сами по себе, отдельно друг от друга (набегание потока от стакселя на грот происходит лишь в очень узком диапазоне углов положений парусов).
  • корпус я выбрал “скоростной” формы, малой погруженной площади и небольшого объема сечения (для быстроты хода), но на некоторых курсах (бакштаг/фордевинд) его выталкивающей/поддерживающей способности не хватает.

Конечная цель (модель катамарана “летит” на подводных крыльях по поверхности воды, воспроизведение явления “hydrofoil) требует очень точного подгона/балансирования соотношением всех элементов модели:

  • итоговой финальной массы
  • материала, формы и площади подводных крыльев (создания ими подъемной силы)
  • формы, положения и площади парусов (как источника движения)
  • выбор объема и формы корпуса
  • работ по взаимоувязке всех компонентов (и учитывание их влияния друг на друга)
  • обеспечение устойчивого движения при различных скоростях (от начальной до максимальной)
  • правильный изначальный выбор конструкции, наличие чертежей, материалов и проведения работ по сборке
  • и т.п.

Примерное копирование (“на глазок”) не работает - слишком много нюансов. Сложность задачи достаточно велика для меня.

SAN

Аж завидую как вас зацепило
И как быстро прогрессируете
Удачи!

21 days later
Volmir

Решил я далее экспериментировать с текущей платформой - задумал поменять количество и тип мачт на катамаране, добавить парусов. За основу взял вот такой тип парусного вооружения:

Так же захотелось расширить используемые приемы/технологии. А именно - сделать мачты из стеклопластика, дать возможность быстро снимать/устанавливать ванты (растяжки мачт). Подверглись модернизации корпуса и форма поплавков.

В результате парусник (в текущей конфигурации) получился следующим:

Вот детали отдельных узлов:

Общая задумка следующая:

  • увеличить тягу путем увеличения площади парусности.
  • поэкспериментировать с соотношением площади парусов (и их формой) к площади основания парусника (точками опоры его об воду).
  • запускать катамаран курсом галфвинд/бакштаг/фордевинд (на движение курсом бейдевинд я не рассчитываю при такой площади парусов и их форме).
  • если тяга/скорость будут достаточные - то тогда устанавливаю на модель подводные крылья и запускаю на воду: ожидая, что катамаран выйдет на режим “полета”/“парения”.