Унифицированная модель пилотажки

Llirik

Решил я создать в SW прообраз деталей для облегчения будущего проектирования. Начинаю с крыла для пилотажки.

Итогом этой работы должны быть взаимосвязанные детали (нервюры, лонжероны и пр.) такие, что для создания любого крыла мне достаточно было бы указать параметры контура крыла и элерона, профиль крыла, количество и расположение нервюр, «угол скоса» (не знаю как правильно называется) крыла и элерона на стыке, толщину стандартных материалов (будь то фанера или потолочка) и т.п.…

После чего все детали должны перестроиться под заданные параметры и останется только «доработать напильником» под конкретную модель…

Дабы изначально унифицировать элементы необходимо решить, что у всех пилотажевских крыльев общего?!

Что общего у контуров крыла всех пилотажек?

Возможно ли, чтобы у пилотажки был несимметричный профиль и присутствовала крутка? Понятно, что возможно, но насколько это актуально и как часто встречается?! Я, во всяком случае, сам лично не встречал…

Все профили крыла «подобны»? В том смысле, что профили отличаются только размерами. Актуально ли закладывать модель с изменяющимся профилем?

Корневая нервюра всегда вертикальна и параллельна оси самолета?

Из предположений:

  1. Все профили подобны. (все образующие поверхности крыла сойдутся в одной точке)
  2. Корневая и концевая нервюры параллельны оси модели

Получается контур, показанный на рисунке.
Где:
Вкр и Вкц – корневая и концевая хорды.
L – размах
Y1 – расстояние от оси модели до корневой нервюры (если крыло «накладное», то пол фюзеляжа 😒)
а1 – угол, определяющий стреловидность. Обычно прямой, в этом случае по линии КМТ пускают трубу жесткости).
Х1, Y2, а2 – размеры и угол, задающие контур элерона
d1, d1- зазоры

Перечисленные параметры полностью определяют контур крыла (с учетом сделанных предположений). Задавая их – задаем любой возможный контур!

Пожалуйста, выскажите свое мнение. Все ли я учел? Это важный момент, т.к. от него будет «плясать» все дальнейшее проектирование!..

За ранее благодарен!

how-eee

да уж… а ка быть если профили разные, если крыло прямоугольное, если… да миллион “если” может быть? для разных материалов разный шаг нервюр, кол-во лонжеронов. итд

Вопрос ЗАЧЕМ автоматизировать такой простой процесс, как проектирование крыла? Кто не может делать этого в солиде, сделает на миллиметровке, или вообще в голове, без чертежа.

ДедЮз
Llirik:

Унифицированная модель пилотажки

Что Вы вкладываете в термин “ПИЛОТАЖКА”?
Представьте себе задачу, когда все параметры переменные, если представите и решите, значит создадите полезную и нужную программу. Но тогда вопрос, а легко ли будет в ней разобраться? Вторая большая проблема это технология исполнения, материалы. В принципе, ориентация плоскости нервюр не сильно влияет на конструкцию, упрощая, все нервюры можно выполнить параллельными, а поперечный угол между крыльями (угол “V”) всегда можно учесть при “раскладке” профилей увеличив толщину корневого профиля (строительную высоту) h’=h/cos@, где @-половина поперечного угла. Извините за азбучные истины. Идея Ваша заинтересовала, как “идея”, а не как средство выполнения прикладных задач. Успеха Вам.

Llirik
how-eee:

а ка быть если профили разные

Читайте вопрос:

Llirik:

Все профили крыла «подобны»?

how-eee:

если крыло прямоугольное

то Вкр=Вкц а1=90 гр.

how-eee:

для разных материалов разный шаг нервюр, кол-во лонжеронов. итд

тот, кто знаком с configuration manager поймет, что “сконфигурить” любые, повторяю ЛЮБЫЕ нервюры и лонжероны труда не составит.

ДедЮз:

Что Вы вкладываете в термин “ПИЛОТАЖКА”?

Я имел ввиду спортивно-пилотажные модели (Як-и, Су-шки, Extra-ы, Edge-ы, SBach-ы и т.п.)…
Почему начал именно с пилотажек, да потому, что легче отпараметризовать… Как правило симметричный профиль без V и стреловидности… На его примере хочу отточить принципы построения, а уж потом думать над полной унификацией…

ДедЮз:

Вторая большая проблема это технология исполнения, материалы.

С материалами проблем нет никаких, да и технологию учесть можно. К примеру добавить монтажную конфигурацию, в которой будут всякие вспомогательные элементы, которые нужны для постройки (соответственно для резки лазером-лобзиком-скальпелем), но потом отрезаются-отпиливаюлся-отпаиваются и т.д…

ДедЮз:

упрощая, все нервюры можно выполнить параллельными,

зачем совсем упрощать. Ведь не составит труда просто задать расположение и ориентацию нервюр (сколько угодно и как угодно). Смысл данной работы в том, чтобы каждый раз не рисовать их заново а просто сказать “мол такая-то нервюра отстоит от оси модели на столько-то и расположена под таким-то углом”. Это относится и к корневой

ДедЮз:

Идея Ваша заинтересовала, как “идея”, а не как средство выполнения прикладных задач.

Надеюсь, когда подойду к завершению проекта Вы поменяете свое мнение! Я писал выше о “доработке напильником” итоговой модели под конкретный самолет. Я имел ввиду, что полностью отпараметризованна под абсолютно-любой самолет она не будет, сам понимаю, что это перебор. Но сделать шаблон от которого можно плясать при постройки практически любого сама - можно и весьма полезно!

LehaBarnaul

Чесс сказать, не думаю, что это нужно. Столько самолетов еще не придумано. Самый долгий процесс, это завершение проекта, раскладка по листам, деталям, и т.д. Да и конструктив от размера, может сильно меняться. Проще новый самолет нарисовать, ИМХО.

Llirik

Для скептиков выложу пример одной из наработок:

Это стабилизатор (одна половинка) для пилотажки под обшивку бальсой.

Итоговая сборка состоит из стабилизатора, руля направления, сервы, качалки, кабанчика и тяги. Стаб и руль - сборки, все остальное отдельные детали.

Стаб:

руль:

итоговая сборка:

Все элементы сборок - реально отдельные детали, чертежи которых всегда с легкостью можно выдернуть для изготовления.

При этом я могу легко менять профиль, контуры, все размеры… Добавлять/удалять нервюры в любое место под любым углом. Причем я не буду заново ничего создавать. Просто в экселевской таблице (таблице параметров) добавлю строку или поменяю значение ячеек.

Например поменяв всего навсего значение в одной ячейке в экселе (как думаете сколько это времени займет 😃 ) я перемещу нервюру стаба к которой крепится серва в другое место, при этом во всех сборках все перестроится: вырезы в обшивках, положение прочих деталей…

Изменив другую ячейку я расположу нервюру под нужным мне углом. Я специально на видео приблизил вид сверху руля. Там видно, что “корневая нервюра” руля (та которая ближняя к фюзу) не параллельна другим. Кстати, на стабе то же самое. Фишка заключается в том, что все нервюры, хоть и отдельные детали, но являются конфигурацией одной детали (у них единый прообраз)!!! Причем этот прообраз (деталь “нервюра”) один как для стаба так и для руля, несмотря на то, что все нервюры разные. Кстати, все другие детали (лонжероны, обшивки и т.д.) так-же создаются из нее :rolleyes:, поэтому все детали в сборках четко окажутся на своих местах без конфликтов и зазоров.

Важным моментом является то, что все детали (кроме сервы, кабанчика, качалки и тяги) банально зафиксированны относительно координат сборок. Мне не приходится в сборке привязывать каждую деталь.

Проще говоря, теперь я могу быстро создать любой похожий стабилизатор с любым размахом/толщиной/сужением/(расходом руля направления), любым количеством/ориентацией нервюр, любыми толщинами нервюр/лонжеронов/обшивок. И, повторюсь, при этом я не буду создавать даже не единого эскиза!..

Я допустил ошибку, начав проектировать “в лоб”, поэтому модель получилась не совсем унифицированная, т.ч. придется переделывать. Дабы не допускать подобного дальше я и создал эту ветку!!!

Я хотел-бы выслушивать предложения и пожелания, а не пессимизм и реплики типа “да фигня все это!”…

Надеюсь на Ваше понимание!..

aleksandr

Судя по замаху производство грозит достаточно крупной серии

Llirik

Отнюдь!..
Более того, я даже и одного самолета пока не задумал в реальную постройку с помощью данной модели…

И чтобы ни у кого не возникало мыслей о финансовой заинтересованности, поясню:

Я достаточно хорошо зарабатываю (много выше среднего), работаю по направлению никак не связанному с конструированием и моделизмом. Авиамоделизм - это мое хобби, хотя супруга назвала бы это другим словом - сумасшествие!.. 😁😁😁 Могу не заморачиваться, а просто купить, понравившуюся мне модель (в разумных, конечно же пределах), но строить самому доставляет удовольствие…

В солиде я самоучка, но мне вовремя “дал уроки” высококвалифицированный конструктор-технолог в одном лице, продемонстрировавший возможности данного ПО, которые заставляют с унынием смотреть на проектантов в Автокададе и Компасе… Т.ч. прежде чем что то изготавливать я сначала обкатываю в SW и как правило нахожу кучу “косяков” в своих первоначальных задумках.

Недавно давал комментарии по методике проектирования в SW знакомому авиамоделисту и меня “накрыла” идея создания библиотеки стандартных элементов для нашего хобби.

Друзья, как и писал выше, хотелось бы, чтобы эта ветка была все таки заполнена техническими советами и критикой! Мой вопрос в топе больше предназначался опытным пилотам, подержавшим в руках множество моделей (пусть даже если они ни разу сами не проектировали).

А тем кто реальными советами будет мне помогать сброшу исходники того, что получится!..

Итак, повторю свой вопрос, возможно кажущийся риторическим:
Что общего у всех крыльев для пилотажки?
Каким минимальным количеством параметров можно задать контур крыла?
Какой процент (на вскидку) пилотажек обладают предложенным мной контуром.

ДедЮз
Llirik:

Итак, повторю свой вопрос, возможно кажущийся риторическим: Что общего у всех крыльев для пилотажки? Каким минимальным количеством параметров можно задать контур крыла? Какой процент (на вскидку) пилотажек обладают предложенным мной контуром.

ПИЛОТАЖКИ КРЫЛО: Полуразмах; Корневой профиль; Концевой профиль; Оконечность (скругление, законцовка); Набор нервюр (варианты с полной обшивкой, частичной, с отбортовкой, облегчения); Лонжерон (поясы-полки, перегородки, усиления); Задний пояс (второй лонжерон); Элерон (со всеми признаками крыла); Элементы навески элерона (количество, координаты, смещение оси вращения от ПК элерона и от плоскости хорд в %); Элементы крепления крыла к фюзеляжу; Передняя кромка; Задняя кромка; Косынки усиления (вертикальные, горизонтальные); Обшивка; Угол стреловидности передней кромки (+ или -); Угол поперечного “V” по плоскости хорд; Позиционирование каждого элемента; Места установки сервоприводов, кабель-каналы. Усиления для крепления качалок на органах управления. Может быть еще несколько общих признаков, с кавалерийского наскокавсе не вспомнить. Дорогу осилит идущий. Успеха.

how-eee
Llirik:

Я хотел-бы выслушивать предложения и пожелания,

желаю удачи, флаг вам в руки!

Kalibry

Ох, в Солиде не знаю, не копал в этом направлении, в Компас есть возможность написания скриптов (документированно до нельзя, технология OLE). Точнее библиотек (знание си приветствуется:) ). Так вот, вводишь основную геометрию: план, профиль и тд. и программа строит модель. Принцип классный, но подходит скорее для коммерческого использования, даже со знанием языков программирования работа огромная.
Но результат того стоит! Вводишь несколько значений (размеры понятно, профиль по таблицам из одноименной программы) и результат за несколько секунд!

Llirik

OLE и в солиде развита!.. И поверьте,солид лучше даже и не сравнивать с Компасом!.. Попробуйте поработать в нем - самами поймете!..

Kalibry
Llirik:

Попробуйте поработать в нем - самами поймете!..

Да работаю я в нем:) Я про возможности библиотек. И поддержка OLE в Солид конечно же есть, Компас в пример привел, она разжеванна там до неприличия (там четко расписанны внешние функции в динамических библиотеках с правилами и параметрами обращения к ним). Было бы здорого, если в Солид также документированно.

З.Ы. Это просто мысли вслух по развитию Вашей идеи 😃

Llirik
Kalibry:

З.Ы. Это просто мысли вслух по развитию Вашей идеи

Спасибо за подсказку!.. Я и сам об этом подумывал, но пока еще не разбирался с макросами в SW. Будет время - поэкспериментирую. В SW встроена поддержка VB, хотя С++ и Дельфи мне как то попривычнее будут… Но на самом то деле побоку на чем писать… Помнится в детстве, когда еще далеко не всем слово “компьютер” было знакомо мне не лень было и в АСМ-е поваять, да и напрямую в машинных кодах всякие там тетрисы с прочими диггерами написать…

Эт сечас облениля - объектно ориентированное подавай!.. А ведь когдато откровенно считал, что не существует языков высокого уровня, а есть облом писать на ассемблере!..😃

Чейто я не “вту степь” погнал…

Llirik

Не дождавшись советов, решил набросать шаблончик по принципу вот этого Як-55.

Убил на это три вечера, а точнее сказать две пол ночи и одну ночь (уже утро и пора на работу)….

Получилось следующее:

Есть набор параметров, таких как:
размах
стреловидность
корневая, концевая хорды и их утолщения (в %)
параметры задних реек (не знаю как правильно называются)
Расстояние от оси самолета до торца элерона
Ширина элерона по каждому торцу (пока в мм, но наверное удобнее будет задавать относительно хорд)
Зазоры между элероном и крылом
Ширина фюзеляжа и угол корневой нервюры
Длина трубы жескости
Параметры облегчений
Отступ от передней кромки до переднего лонжерона
«Углы» крыла и элерона по оси вращения
Параметры материалов (толщины обшивки, нервюр, лонжеронов, проставок, поперечные размеры стрингеров)

Задаю эти параметры, и все детали автоматом перестраиваются.
Профиль задается по внешней поверхности обшивки, а все остальное привязано к ее толщине…

Ни одна нервюра и ни один элемент,связанный с ее расположением, не «нарисованы» ручками, а задан алгоритм построения. В любой момент могу добавить/удалить любую нервюру на любое место, расположить их по какому нибудь определенному закону или же просто задать расположение вручную. При этом все элементы во всех деталях (отверстия в лонжеронах, размеры проставок…) перестроятся соответствующим образом. Единственно только, что все нервюры, за исключением корневой, параллельны плоскости симметрии самолета (пока). Могу добавить параметр «угол нервюры», значение которого будет для каждой нервюрки свое, но посчитал это пока излишним…

Все элементы можно как угодно конфигурить. К примеру, простым проставлением «галочек» выберу какое облегчение у какой нервюры делать (из шести вырезов любую комбинацию)…В приведенном ниже примере комбинация вырезов по умолчанию - все шесть…

Профиль параметризованный под профиль Як-55. Утолщения (относительные, конечно же) у корневой и законцовки свои (на видео корневая 18%, концевая 10%). Профиль можно будет менять (когда параметризую самые популярные), в крайнем случае нужно будет просто переделать эскиз профиля под желаемый, а все остальное само перестроится в соответствии с ним…

Элементы крепления к фюзеляжу пока не делал, но можно сконфигурить и отпараметризовать разные принципы (благо их весьма мало), а потом так же «галочкой» выбирать какой нужен…

Хочу, чтобы Вы понимали, что я не задался целью создать абсолютно унифицированную модель! Я решил сделать шаблоны заготовок, чтобы при уже реальном проектировании конкретной модели выбрать нужный шаблон, задать необходимые параметры, добавить/изменить уникальные для этой модели элементы конструкции и радоваться….

При этом я понимаю, что воротить в одном шаблоне все типы конструкций – нелепо, а надо создать подборку шаблонов для принципиально отличающихся типов конструкций…

А еще, прошу меня извинить за наверняка дилетантскую терминологию, но я не конструктор и авиамоделизмом сравнительно недавно занимаюсь. Буду рад, если будете меня поправлять, когда я применяю такие термины как «рейки», «углы», «проставки» и прочую отсебятину. Единственно прошу не засорять ветку длительными обсуждениями типа «да этот выскочка даже не знает что такое поясы-полки». Если не знаю, то это не означает что не хочу узнать и усвоить!..

Ура!!! Наконец-то мой тормозной коннект засунул на youtube краткую презенташку!..
Кому интересно - взгляните, только речь у меня какая то несвязная получилась (мозг отключается в сон 😌):

torex777

Ждем продолжения. Можно добавить пару шаблонов вырезов в обшивке. А чертежи деталей тоже будут автоматически на заданный размер листа переноситься??

Llirik

Вырезы в обшивке пока не делал по причинам:

  1. Пока я не очень представляю, какие наиболее оптимальные варианты крепления серв и прочих усилений для кабанчиков существуют. А от этого и будут плясать не только вырезы в обшивке но и принцип расстановки нервюр и пр…
  2. Обшивку пока набросал чисто для того, чтобы нагляднее было. Окончательную буду делать как листовой изогнутый точно по профилю материал, дабы можно было “одним щелчком” мышки развертку получить. Но это в будущем, а пока меня сами принципы конструкций больше интересуют…

Что значит на заданный размер листа? Из любой детали я сейчас могу сделать чертеж. А какой размер листа по моему побоку… Может я и ошибаюсь, но какая разница на каком формате листа выдать чертежи в реальном масштабе?! А еще классная фишка конфигураций одного файла в том, что можно взять и создать одним действием чертежи всех (или выбранных) конфигураций (в нашем случае - деталей). Ну или тыкнуть раз и разом все детали на печать отправить 😃, а не каждую сидеть, выбирать и посылать на печать…