ВВА-14

kasmirov

Будет схематический прототип, а затем укрупненный вариант, полукопия.
Пока что главная задача определиться с силовой и СУ. Да и с чертежами пока ясности нет.

EVIL
kasmirov:

Будет схематический прототип,

А размеры какие?

kasmirov

Метра-полтора. После предварительной компоновки уточнится.
Но вопрос не в размере и весе прототипа, а финального изделия. А то можно сделать прототип не того 😃

EVIL

Все можно сделать. Было бы желание. Если весь вопрос в способности летать, то для озвученного размера хватит 2 импеллеров 64-70мм. Будет летать как обычный самолет. А вот с вертикальным взлетом сложнее. Мне почему-то кажется, что 2 автомата перекоса (а может и 1) от 450 вертолета с укороченными лопастями, установленными по продольной схеме под фюзеляжем, будут легко поднимать данный аппарат и вопрос по стабилизации легко решается с помощью подходящей системы стабилизации.

kasmirov

Я думал про использование тарелки и головы от вертолета. Отказался.
Сейчас я более склоняюсь к 4 соплам с ОВТ. ОВТ можно управлять практически любой фбл.
А что будет являться движителем - это вопрос.

  1. Можно поставить соосные винты в кольцах
  2. Импеллеры
  3. Турбину в качестве непосредственного движителя (аналог Пегаса на модели Харриера)
  4. Турбина в качестве эл.генератора плюс п.1 или 2

Пункт 3 по-моему аццки нереален.
Пункты 1-2 упираются в вес акков, скорее всего летать не будет, но для прототипа пойдет для отработки СУ
Пункт 4 самый удобный в реализации. Проще всего согласовать эл.оборудование.
И еще турбина - это источник сжатого воздуха (вакуума).
Его можно использовать для струйных рулей, как на прототипе. Для надувания/сдувания поплавков.

EVIL
kasmirov:

Пункт 3 по-моему аццки нереален.

По-моему тоже. И по-моему нереальнее п.4 Когда-то я делал связку ДВС-БКмотор в качестве генератора. Система получилась крайне нестабильной по напряжению и для компенсации этой нестабильности нужен был регулятор напряжения и буферный свинцовый аккумулятор. Была так же проблема с мостом. Диоды от автомобильного генератора сильно грелись даже без нагрузки. Других более мощных и достаточно высокочастотных диодов у меня на руках не было, поэтому испытать этот генератор под хорошей нагрузкой я не смог.

Пермяк
kasmirov:

И еще турбина - это источник сжатого воздуха (вакуума).
Его можно использовать для струйных рулей, как на прототипе. Для надувания/сдувания поплавков.

Карим! Забудь про турбину! Ты прикинь вес топлива, акков и др оборудования! О каком вакуме речь идет, ей нельзя вход и выход перекрывать!
А выхлоп в 750 градусов , для струйных рулей? Из дюраля или титана их делать будешь? А поплавки из ткани от космического скафандра? 😃

kasmirov

Есть такое слово - эжектор 😃 Он позволяет вакуум сделать при наличии сжатого воздуха.
Кстати, отбор воздуха производится не из турбины, а из компрессора. Не будет там 750 град. 😃

Круть неимоверная!

Пермяк
kasmirov:

Кстати, отбор воздуха производится не из турбины, а из компрессора. Не будет там 750 град.

Ну ты вообщето писал про обычную турбу, а не про турбовальную! 😃 Пусть в турбовальном и не будет 750 град. А обдув рулей, а вес этого монстра? 😃 А вес топлива. Средняя турба жрет в минуту 280-350 г. кероса. Я вылетываю на 140 й турбе пятилитровую канистру за 10-13 мин., в зависимости от режима. А еще должен остаться аварийный остаток грам 300. Вот и прикидывай, 4 кило топлива, турба со всей трехомудией килограмма на 3-4! И куды оно полетит
Мультик не смотрел про страуса, который летать учился? 😃

Airliner-rc

Турбину на полутораметровый самолетик 😃😃😃 да еще и с вертикальным взлетом. Круто. Надо себе в мемориз записать и годика через три посмотреть что получилось.

kasmirov

Михаил, ну где про турбину на 1,5 м схематичку написано? Она на винтах в кольце будет, либо на импеллерах. Размер большого самоля будет определяться параметрами силовой.

EVIL
kasmirov:

Она на винтах в кольце будет

Тогда уж просто на винтах. Зачем создавать себе проблемы? Сделайте либо на основе квадрика, либо просто как самолет. Квадрику маршевый двигатель не обязателен.

kasmirov
Пермяк:

А вес топлива. Средняя турба жрет в минуту 280-350 г. кероса. Я вылетываю на 140 й турбе пятилитровую канистру за 10-13 мин., в зависимости от режима. А еще должен остаться аварийный остаток грам 300. Вот и прикидывай, 4 кило топлива, турба со всей трехомудией килограмма на 3-4! И куды оно полетит
Мультик не смотрел про страуса, который летать учился? 😃

Илья, вот вы сами и ответили на половину “ЗА” за турбину. Вес к концу полета станет меньше и на крайний случай демонстрацию вертикальной посадки-взлета можно оставить и напоследок.
В случае с 4 кг липолек - они будут кататься до последнего.

Не умеет - научим, не хочет - заставим 😃

Зы. Я не утверждаю что будет турба. Но в случае с импеллерами и более-менее копийный видом вертикальный взлет как-то не выходит при приемлимом времени полета. А его очень хотелось бы осуществить, это одна из основных причин.

EVIL:

Тогда уж просто на винтах. Зачем создавать себе проблемы? Сделайте либо на основе квадрика, либо просто как самолет. Квадрику маршевый двигатель не обязателен.

Кольцо нужно. Ибо у большой модели двигатели в фюзе будут соответственно будут каналы - кольца. Прототип должен иметь весовое и некое аэродинамическое подобие.

Теперь почему схема квадрика не подходит.
Хочется опять-таки добиться похожести на реальный самоль в полете.
Квадрик для перемещения вправо-влево вперед-назад наклоняется целиком. Это не подходит для режимов висения потому, что некопийно.
Нужно управление изменением вектора при сохранении горизонтального положения самолета.

EVIL
kasmirov:

Хочется опять-таки добиться похожести на реальный самоль в полете.

Тогда вариантов у вас немного:

  1. делать модель обычным самолетом.
  2. предусмотреть поворот всех 4 двигателей на 90 градусов (из горизонтального положения в вертикальное) и как-то мутить систему стабилизации.
Пермяк
kasmirov:

Илья, вот вы сами и ответили на половину “ЗА” за турбину.

Где же ЗА? 😃 Я сказал что десятикилограмовый аппарат будет лишь по земле кататься!

kasmirov

Прикинул по лайту с импеллерами. 😃
Получается все практически без запаса.
Для висения не более 2 минут и полетного времени около 6 минут используя легкие акки 30С которые будут греться и пухнуть, т.к. на пределе. Выходит самоль около 19,6 кг весом и с запасом по тяге 1,5 кг.
Планер я взял 8 кг, плюс 1 кг на шасси. Вся электрическая часть 10,6 кг.
Плюс всякое незапланированное, а также несоответствие заявленных характеристик импеллеров, получим либо надо планер намного легче делать, либо не полетит.

Зы. не те акки поставил в расчет. Все хуже, т.е. тяжелее. Либо висим не более 1 минуты либо смотрим в сторону турбины.

kasmirov

Посчитал еще немного. Вариант № 2 с импеллерами для модели общим весом под 18-20 кг с приемлимым временем полета не выходит. Слишком тяжелые импеллеры, а самое главное батареи. Точнее удельная тяга всего этого хозяйства мала чтобы таскать копийный обвес.
Вариант № 4 где турбина будет в качестве эл.генератора имеет смысл для большего веса модели и для существенно более длительного полета. Не мой вариант.
Значит остается вариант №3.
Только ппробую обойтить без добавочного компрессора.

Для начала возьму один 90 мм импеллер и проработаю на прототипе схему воздуховодов и сопел, систему управления. Будет понимание, какие потери возникают в воздуховодах, какая нужна будет тяга. Если заработает - можно переходить к турбине.

Пермяк
kasmirov:

Если заработает - можно переходить к турбине.

К турбовальной или обычной?

kasmirov

Проще конечно к обычной. Но будут большие потери в жаровых трубах, что может сказаться на стабильности работы. Опять-таки каналы надо 2-х слойными делать, с подачей холодного воздуха в межстенный объем. Материал - титан, надобно запариваться с поиском того, кто все это сварить/согнуть сможет.
Куча проблем.
С турбовальным вариантом и отдельным компрессором для “висения” на холодном воздухе весь этот гемор отпадает. Плюс меньше опасений за режим работы турбины. Опять-таки можно даже сделать все и для большой модели, испытать на электричке (только висение без полетов, питание с земли) и только после этого стабить турбину.

Исходя из этого турбовальный вариант предпочтительнее и больше шансов на успех имеет.
Но сначала - прототип.

Пермяк
kasmirov:

Проще конечно к обычной.

Вертикальное расположение или в горизонте?