Чертежи ЯК-55М для лазера\фрезера.

Вахтанг

И я приступил к сборке данного самолёта. К сожалению свободного времени совсем мало, но что поделать, когда соберу- тогда и соберу.
К счастью, у моего приятеля собственное рекламное производство, имеется лазер и куча других станков, предоставил место для сборки не очень маленького самолёта. Дома это делать не совсем удобно, хот и квартира не маленькая!
В чертежах обнаружил некоторые неточности. Част Евгений уже поправил. По окончании сборки опубликую свои исправления и добавления. Т.к. в игре тетрис я всегда всех обыгрывал 😃, мне удалось уложить все детали в рабочую зону нашего лазера 1200х900мм, не влезли только 2 детали капота. Но покупная фанера имеет размер 1520х1520, и оставшийся кусок легко перекрывает все доп нужды, в случае порчи деталей.
Очень не хватает гравировки на деталях, тоже добавлю. На чертежах уже карандашом добавил. Думаю, что очень облегчит сборку. Потратил на то, чтоб разобраться какая деталь какому узлу принадлежит, довольно много времени.
При нарезке фанеры немножко переборщили с мощностью, поверхность реза слишком почернел. Пришлось всё шкурить. А потом шкурить шлиф машиной и по плоскости, чтоб убрать копоть, за одно это оказалос полезно, т.к. фанера, хот и Финская, авиационная, оказалась 3.3мм толщиной, и не заходила в пазы.
При нарезке бальзи мощность уже подобрали и всё нарезали хорошо.
Рейки для стрингеров фюзеляжа пришлось резать самому, на станке, т.к. в магазине они всего 1м длиной, а нам надо гораздо длиннее. Тоже самое с лонжероном крыла!
Купил резак для бальзи в Техноспорте, чтоб иметь возможность оперативно нарезать бальзовые рейки любого сечения.
Подмоторный шпангоут склеил на эпоксидке и со стороны мотора усилил стеклотканью. Кроме жестокости должен защитить фанеру от бензина и масла.
Фото процесса и состояния на сегодня, находятся здесь: plus.google.com/photos/…/5925082287528107825

1 month later
Saveliy

Есть у меня вопрос по этим чертежам … А реально ли его переделать под электротягу? Мотораму спроектирую, это не беда …

Вахтанг

А чем вам родная не устраивает?
Если она вибрации бензинового двигателя выдерживает, то какие проблемы будут для электромотора?

Вахтанг

Сложились два обстоятельства - у меня оказались 2 свободных выходных, а у хозяйна цеха, где собираю самолёт срочный, заказ, соответственно рабочие выходные.
Удалось значительно продвинутся в сборке.
plus.google.com/photos/…/5925082287528107825
Обнаружились некоторые проблемы при навесе рулей высоты, но нашел выход с положения.

Феликс
Вахтанг:

А чем вам родная не устраивает?
Если она вибрации бензинового двигателя выдерживает, то какие проблемы будут для электромотора?

Все хорошо в родной, только вся конструкция избыточно тяжелая для электромотора. Мне кажется, что ее можно под электро облегчить. Вибраций таких как на бензине нет.

Вахтанг

А кто вам мешает подправить чертежи на 2мм фанеру? работы на пару часов, а может и меньше. Всё зависит от того на сколько хорошо CAD программой владеете.
В принципе, мне кажется, что и для бензина 2мм достаточно будет. Позже попробую, нарезать и собрать.

Феликс
Вахтанг:

А кто вам мешает подправить чертежи на 2мм фанеру? работы на пару часов, а может и меньше. Всё зависит от того на сколько хорошо CAD программой владеете.
В принципе, мне кажется, что и для бензина 2мм достаточно будет. Позже попробую, нарезать и собрать.

Конечно ничего не мешает, я просто выразил свое мнение.😇

1 month later
Евгений_122

Евгений, в данных чертежах под заголовком “Balsa 2mm-6” находятся чертежи шпангоутов, это ошибка?

25 days later
Вахтанг

Молодцы.
Если резать еще не начали, то потерпите 2 дня. Я выложу исправленные чертежи, для лазера.
Также будут нанесена маркировка, что значительно облегчит сборку.
На выходных удалось поработать.
Фото, как всегда по адресу: plus.google.com/photos/…/5925082287528107825?sort=…
Завтра надеюсь закончить обшивку крыльев. Остальное уже готово под обтяжку плёнкой.
изменил узел подвеса элеронов.
Обратите внимание, на то, что в чертежах Евгения прорези для петель нарисованы для фрезы, и при резке лазером прорез очень узкий! Мне пришлось прорезать диском, с помощью дремеля.
Сами держатели из многочисленных деталей, в виде стрелок, которые ровно склеить очень сложно, заменил целиковой бобышкой.
Технология следующая: взял бальзу, толщиной 20мм., На циркулярной фрезе сделал из него Т образный брусок, сделал продольный прорез, под петли, диском 1мм. Нарезал 10 штук по 21мм и 10 шт по 30мм.
Первый размер для элеронов, второй для крыльев. Пришлось немножко доработать прорези в элеронах, т.к. они почему то разного размера. Вклеил детали, после высыхания клея обработал шкуркой , под конус.
Фото делал, но прямо сейчас не могу найти в компе. Опубликую на днях.
В крыло всё проще установить. В прорез вставляем петлю (плотно), мажем торец Т образной детали клеем (оставьте небольшую свободную полосу у прорези, чтоб не прихватить петлю), одеваем с внутренней стороны крыла на петлю, прижимаем прижимом (см фото).
Изменил все посадочные места под кабанчики, т.к. ставить буду другие типы, не текстолит.
Обратите внимание, на сборочном чертеже крыла не хватает площадки сервопривода, вырез под него в деталях предусмотрено, т.ч. разобраться не сложно, куда его ставить.
Будьте особенно внимательны при вклеивании текстолитовых деталей в рули высоты, в стабилизатор и в рудер. Малейший перекос вызывает неправильную сборку узла, что приводит к тому, что они расположены не шахматно, для обеспечения упора, а в ряд. В результате руль высоты и рудер будут ходить вдоль оси! что не допустимо. Предлагаю собрать предварительно без клея, чтоб прикинуть как их приклеивать.
Поменял зашивку руля направления около фюзеляжа. Зашивка бальзой показалась сложной и не жесткой. Приклеил пенопласт, обработал, ножом и шкуркой, загрунтовал. Возможно обклею одним слоем тонкого стеклоткани.
Из материалов: от листа фанеры стандартного размера 1520х1520, остается достаточно большой кусок. Бальзу посчитаете чертежам. Больше всего расход 2-х мм бальзы, на обшивку. Его надо подбирать, т.к. к моменту подхода к обшивке крыла, мягкая закончилась и пришлось гнуть бальзу с помощью парогенератора. Это касается передней части крыла. Остальное обшиваеться довольно легко.

Павел_С

Вахтанг вы как раз вовремя. Подготовил на резку на фрезере на своем станке чертиежи. Но дождусь ваших исправлений посмотрю. Спасибо

elementale

Зачем ждать? Мы уже все нарезали, и оба фюзеляжа почти готовы под обшивку. Пока все без нареканий. Любой кит - это конструктор, где всегда есть что переделать по своему или модернизировать. Вот только зачем это навязывать? То, что устраивает вас, не факт что подойдет другим. Просто предложите, кто захочет тот воспользуется. Ну а если где то и поточить надо будет, этим нас не испугать;)
А за советы по сборке - спасибо!
С уважением. И удачи нам всем в новом году 😃

Вахтанг

Не вопрос, конечно же каждый будет вносить небольшие изменения под свой комплектующие.
Я к тому, что сам потратил почти пол дня, чтоб разобраться, какая деталь от чего.
Когда разобрался пронумеровал детали на сборочном чертеже и в файле для резки. Этим уже воспользовался один человек в Москве, значительно облегчив себе работу, т.к. он собирает первый в своей жизни самолет с нуля.
Я почти закончил обшивку модели. Осталось совсем чут чут. Не хватило одного листа бальзы. Доделаю, потом ошкурить и обтянуть плёнкой.
Вот фото держателей петель.

elementale
Вахтанг:

Не вопрос, конечно же каждый будет вносить небольшие изменения под свой комплектующие.
Я к тому, что сам потратил почти пол дня, чтоб разобраться, какая деталь от чего.
Когда разобрался пронумеровал детали на сборочном чертеже и в файле для резки. Этим уже воспользовался один человек в Москве, значительно облегчив себе работу, т.к. он собирает первый в своей жизни самолет с нуля.
Я почти закончил обшивку модели. Осталось совсем чут чут. Не хватило одного листа бальзы. Доделаю, потом ошкурить и обтянуть плёнкой.
Вот фото держателей петель.

Не хотел вас обидеть. Я с уважением отношусь к различного вида разработкам и доработкам, так как прекрасно понимаю количество трудозатрат на все это, потому что сам постоянно этим занимаюсь. Но у Евгения разработан потрясающий букварь по сборке, и при даже небольшом опыте собрать эту модель не составит труда. Но вы правы, каждый делает так, как ему удобно под свои комплектующие. И по этому думаю ваши доработки обязательно тоже будут востребованы, особенно если будут собирать люди без опыта.
С уважением.

Наш процесс сборки одной из двух моделей (думаю за праздники сборка еще продвинулась, у меня пока нет последней информации, но как донесла разведка, этот фюзеляж уже готов под обшивку)

Вахтанг

Из за больших размеров положить суда файлы не получается.
Положил на файл обменник, учитывая тот фактор, что там файлы долго не живут качать надо не откладывая в долгий ящик.

files.mail.ru/4F998FD21E5142B98D5AD2FF8C57E141

Файлы созданы в Corel-е Х6, v16. Т.е. в почти последней версии. Если кто не сможет открыт, то напишите и пере конвертирую куда вам надо.
Успехов в постройке.
Рабочая зона у нашего лазера 1200х900, по этому такие размеры заготовок.
Лист фанеры имеет размер 1520х1520, режется на 3 части. Причем третья остантся, т.к. детали для капота, которые справа, можно не резать.
Обозначение на чертежах: “Ф” - фюзеляж; “К”- киль; “КА” - капот; “КР” - крыло; “С” - стабилизатор;
В файле Бальза 2мм присутствуют детали, который не помешаться в стандартный бальзовый лист, размером 1000х100мм. По этому последний лист склеен из двух, а предпоследный из 3-х листов. Клеил на циакрин. Оставшаяся часть пошла на обшивку.
Пере залил файл под фанеру
files.mail.ru/D570BE7734454B9B886CE800F002AB7D

Вахтанг

Не забудьте предупредить лазерщиков, что текст красного цвета надо гравировать, а не резать!
Еще надо доработать сборочный чертеж, с виносом номеров деталей. Правда делать это в PDF файле не просто.
Если не получится, попросим Евгения. Если у него не будет времени, то я могу просто сфотографировать свой чертежи и так опубликовать.

elementale

Продолжаем потихоньку собирать… все три модели…