Собираю документацию на АИР-6. Нужна помощь!

fed

Спасибо, скачал.
Много интересного, но самое удивительное, что про АИР5/6 ничего… Жалко! Хотя ведь очень много АИР-6 было построено.
Может еще есть продолжение этой книги? Так хорошо начали…

Вроде как есть книга:
Ю.В.Засыпкин «Довоенные самолёты А.С.Яковлева 1924 - 1940 гг.».
Но пока не попалась в электронном виде.
Может кто видел?

А никто не знает путей доступа к заводским архивам ОКБ Яковлева в части самолетов 30-х, если такие есть в принципе?

Знаю, строили АИР-2 на поплавках в том числе по МК-шным чертежам.
Есть информация, что кто-то строил реплику АИР-5. Но тоже похоже по МК-шным чертежам.

fed

Спасибо огромное, коллеги!
Первое видео не видел. Странно, почему такая окраска некопийная, хотя копия выглядит очень неплохо.
Второе видео видел… ну… как бы … модель конечно замечательная… к полукопии отношение весьма отдаленное

Сайт ОКБ давно облазил… про АИРы нет ничего.

Очень хороший сайт :
airfield.narod.ru/index.html
Много интересной информации и фотографий по АИР-ам.

В ОКБ написал письмо.
Вот текст:

Уважаемые представители ОКБ!

Я занимаюсь авиамоделизмом уже более 40 с лишним лет.
В основном радиоуправляемыми копиями.
В 2008г была построена радиоуправляемая копия первого отечественного бомбардировщика Игоря Сикорского “Илья Муромец”, в масштабе 1/10, размах 2,9м с четырьмя электродвигателями, которая успешно летает на чемпионатах и международных авиашоу.

К сожалению, на знаменитые отечественные самолеты очень мало документации (чертежи, фотографии), по которым можно было бы воспроизвести достойную летающую копию.

В настоящее время, я планирую создать летающую радиоуправляемую копию знаменитого отечественного “воздушного автомобиля” АИР-6, конструкции Александра Сергеевича Яковлева. Он строился серийно в большом количестве на вашем предприятии в 30-е годы. Также планируется создать еще ряд машин Яковлева тех лет.
Копию планируется делать в крупном масштабе 1/4 для участия в чемпионатах и авиашоу.

Огромнейшая просьба!
Оказать содействие и помощь в подготовке документации на этот знаменитый самолет АИР-6.
Интересуют:

  1. Фотографии самолета и его узлов.
  2. Оригинальные чертежи самолета и узлов.
  3. Эскизы или схемы окраски серийных экземпляров и образцы цвета.
  4. Возможность заверки у вас чертежей АИР-6, публиковавшихся в журнале “Моделист конструктор” и альбоме “Советские самолеты”

Надеюсь, что создание достоверной летающей копии нашего отечественного самолета будет способствовать воспитанию патриотизма и гордости за нашу Родину!
Поможет не забывать нашу историю и великих людей, ее творившую.

С уважением,
Андрей Федоренко

Интересно, найдется ли что нибудь в архивах, и ответят ли вообще…

fed

Начал детально анализировать и сопоставлять имеющиеся чертежи на АИР-5 и АИР-6.

Некоторые любопытные моменты.
У АИР-5 ширина кабины составляла 1.1м, что для размещения двух человек рядом тесновато, но терпимо. Самолет позиционировался как 4-х - 5-ти местный. Интересно, как 5-й человек помещался:)

АИР-6 был сконструирован по той же конструктивной схеме и позиционировался как 3-х местный. При этом ширина кабины составляет 768мм! По описаниям - впереди - сиденье для летчика, а сзади - диван для двух пассажиров! Это как?
Потом, правда на серийном кабину расширили на 150мм, т.е. получилось 920мм, но все равно, тесновато для двоих!

Конечно, по документации выигрышней АИР-5, но более известен АИР-6, к тому же имеющий поплавковый вариант и знаменитый М-11.

Фотографий пока маловато на оба:(

Предварительные прикидки на 1/4 масштаб под 50куб бензина.
При этом у АИР-5 размах будет 3200мм
у АИР-6 - 3020мм
Винты копийные получаются в районе 600мм, что приемлимо для 50куб.

Palar
fed:

В ОКБ написал письмо.

В КБ уже давно все архивы пропали. Возможно часть из них оказалась в музее Задорожного. Там больше шансов что-то найти, чем в КБ.

29 days later
fed

Есть новости!
Связался с Юрием Владимировичем Засыпкиным, старейшим работником ОКБ им.Яковлева, и автором публикации в МК по АИР-5.
Получил приглашение для ознакомления с имеющимися архивами в ОКБ. Еду в ближайшее время…
… продолжение следует…

fed

Приветствую, коллеги!
Состоялся мой визит в ОКБ им. А.С.Яковлева и встреча с начальником информационно-архивного отдела ОКБ Юрием Владимировичем Засыпкиным - историком авиации, старейшим работником ОКБ и автором практически всех публикаций в журналах (МК, КР) о самолетах А.С.Яковлева


Мемориальный рабочий кабинет Александра Сергеевича Яковлева в ОКБ. Бережно сохраняется в том же виде!
Вот они, сохранившиеся архивы по первым самолетам АИР.

Заводских чертежей по АИР-5/6, конечно не сохранилось, но много оригинальных фотографий , схем, описаний, отчетов. Много материалов, которые есть в инете и публикациях ,но есть и материалы, которые еще не публиковались.
Практически весь день, я провел за изучением архивов, много перефотографировал.
… ну что ж, можно начинать готовить документацию для модели.
Есть договоренность о заверке документации на модель для соревнований.

… продолжение следует…

Уникальные кальки и “синьки” 32г. поплавкового варианта АИР-6 с подписью Шаврова

Palar

Издание: Адлер Е. Г. Земля и Небо. Записки авиаконструктора. — М.: Русавиа, 2004.
militera.lib.ru/memo/russian/…/index.html
Записки авиаконструктора работавшего по АИР 6.

“Приютившийся на территории учебно-тренировочной эскадрильи Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского самолет АИР-6 еще издали привлекал внимание, выделяясь среди однообразных военных самолетов своей веселой раскраской с полосатым вертикальным оперением. Вблизи самолет оказался тщательно отделанным, очень симпатичным. На полу трехместной кабины лежал ворсистый серый коврик, сиденье летчика и пассажирский диванчик обиты сереньким вельветом с аккуратными синими окантовками, стены и потолок отделаны светло-серой байкой, а по стыкам панелей пущены фанерные штапики, полированные под красное дерево. Даже головки шурупов были отникелированы и отполированы, а на задней стенке кабины, над диванчиком, красовалась овальная виньетка, тоже в полированной рамке, набранная из вертикальных складок серого блестящего шелка. Изящная дверца с раздвижными стеклами при открытии автоматически фиксировалась к подкосу крыла пружинным стопором (с музыкальным звоном).”

“Колька Салов не только бойко работал руками, у него были еще вороватые бегающие глазки и, вероятно, еще быстрее мелькали в его голове недозволенные мысли. Попросту, он моментально подмечал, где что плохо лежит, а руки у него так и чесались что-нибудь стащить.
Итак, когда я завел с ним разговор об оперении, он сказал:
— Да ведь для АИР-6, что стоит на Ходынке, оперение-то я раздобыл.
— Где же ты его взял?
— На складе. Там их много для И-5 понаделано. Стабилизатор с рулем подошел без переделок, киль — тоже, а у руля направления пришлось сделать вырез под костыль, он у нас не такой, как на И-5.
— Как же тебе удалось все это стащить? Там же везде часовые.
— А что мне часовые? У меня пропуск на сборку и на аэродром. Откуда часовому знать, куда я тащу оперение? Я же сначала его перетаскивал в ангар ЦКБ, а потом — в ангар Академии. Там уж Алексей Анисимович{2} сам переправлял его Яковлеву.
— А Яковлев знает о твоих проделках?
— Может быть и знает, да делает вид, что ему ничего не известно. Это еще что? Я таким же манером целиком педали ножного управления переправил, они тоже от И-5. Да еще амортстойки шасси с самолета У-2.” 😁

Sci_Rosso

Ух ты., Андрей Fed Федоренко вернулся 😃
Что то будет, да еще и прототип приятный…
Только Андрей-не пропадай пожалуйста 😃
Освещай проект 😃

3DSMax

Подписываюсь в обязательном порядке!

fed

Приветствую, коллеги!
Спасибо за участие и поддержку!

Павел, спасибо, за исторические описания АИР-6. Очень интересно описан интерьер кабины!

Довольно туманная история использования оперения от И-5 на АИР-6. Я тоже встречал об этом упоминания в разных местах. По всей видимости речь идет о первом опытном АИР-6, на который подошло это оперение с переделками. И Адлер был назначен ведущим конструктором по самолету. На следующие АИРы рабочая документация подготавливалась по уже реальному самолету.
Конструкция оперения была взята за основу, но облегчена и переделана. И в серийных АИРах уже было свое оперение.

Я попытался проверить эту версию. Здесь наложены в одном масштабе оперение от И-5 (бледнозащитные) из чертежей МК, на наиболее достоверный чертеж АИР-6 (черный), уже серийного экземпляра.
Действительно контур стабилизатора достаточно точно ложится, но видны различия в конфигурации рулей высоты возле фюзеляжа и по количесву нервюр.
Киль также весьма близок по очертаниям но на АИРе значительно отличается от И-5 как по геометрии, так и по конструктиву (ширина лобика и кол. нервюр)

Сейчас обрабатываю и анализирую полученную и имеющуюся информацию по АИР-5/6 для выработки концепции проекта. По всей видимости, в самое ближайшее время открою основную тему по этому проекту в разделе Копий, где постараюсь освещать предпроектные и проектные моменты, а в дальнейшем и постройку…

Wit

С возвращением Андрей! 😃