Extra 330 Solidworks 2.3 m
Технология не моя, я просто разместил инфу с этого - же сайта
- Подобрать температуру утюга так, чтобы не попалить бальзу.
- Разметить лист бальзы с внутренней стороны там где будет соприкосновение с нервюрами и лонжеронами.
- Промазать клеем каркас крыла и лист бальзы(по разметке). Много не лить. Достаточно тонкой плёнки.
- Дать высыхнуть 15 минут.
- Совместиь склеиваемое.
- По месту соприкосновений пройтись горячим утюгом, можно через лист белой бумаги. На утюг следует надавить. Напраление - вдоль линий соприкосновения. Вначале следует постоянно контролировать совмещение.
- Положить сверху мешочки с песком для груза. Крыло д.б. на стапеле.
- После высыхания проверить и при необходимости “подгладить”.
- Теоретически при такой технологии можно подправить несильную крутку, повторно пройдясь утюгом.
- Утюгом прогладить листы бальзы, просушить.
Не просушенные и приклеенные, идут трещинами.
Гребаная зашивка бальзой, в авиамоделизме все просто, кроме этого!
Надо было фанерой зашивать.
вообще не зашивать, или зашивать чем то другим?
Андрей, да просто почаще этим заниматься, тогда начнешь получать удовольствие от процесса 😉
Всем привет. Тоже делаю Экстру300S, размах 1.7м. Возник вопрос по сборке крыла. Короче говоря, стал вклеивать полку между рейками лонжеронами и уже, одно крыло наполовину зашил…и тут мысль, а правильно ли расположены волокна на бальзе?..у меня они получились вдоль крыла, на сколько сильно направление волокон будет влиять на жёсткость и самое главное на прочность? Вспомнилось, что на Кальмато от Киошо зашивка идёт волокнами поперёк, вот и решил спросить у опытных специалистов, пока не поздно.
вот и решил спросить у опытных специалистов
в стенке работает плотность материала.
поставите слишком легкую бальзу (пофигу как) сломается.
поставите слишком тонкую бальзу (пофигу как) тоже сломается.
необходима определенная плотность, порой достаточно жесткого пенопласта (не имеющего волокон)
еще в школе, не имея бальзы, стенку лонжерона забивали желтым строительным пенопластом из сендчи панелей.
ИМХО
Два миллиметра толщины, (зашивка с одной стороны), надеюсь хватит? По плотности, где то средняя примерно.
надеюсь хватит?
не знаю.
сейчас строю 1,85 размах, стенка из 3мм. бальзы, волонка вдоль.
как то пытались сломать половинку крыла от убитого ЭДЖА 1,85 размахом, на трубу одели, трубу к столу, на крыло груза.
нагрузили примерно 15 кг. вырвало трубу из крыла, лонжерон не сломался - полки и стенка без повреждений, рейки сосна 7х3 стенка бальза 3мм вдоль волонка.
рейки сосна 7х3 стенка бальза 3мм вдоль волонка.
Ну тогда не должно развалиться, у меня рейки с большим запасом (даже слишком большим) сделаны, 11*7.
а правильно ли расположены волокна на бальзе?..
Константин, лонжерон должен держать нагрузку, которой вы его нагрузите. Для спокойного пилотажа с небольшими перегрузками пофиг как стоят волокна, лишь бы были заполнены пустоты. Для хороших перегрузок правильно ставить волокна вертикально, так как при изгибе крыла нагрузка на полку лонжерона работает на разрыв-сжатие, на стенку - на сдвиг. Если волокна горизонтально - возможно расслоение материала стенки.
Т.Е. ключевой параметр - стиль полета. Решать вам.
Вот, вот. Так и подумал, что расслоится может, при изгибе крыла под нагрузкой. Может с двух сторон зашить? С другой стороны вертикально? Весу бальза много не прибавит, клея , вот, только добавится, а он уже по сравнению с бальзой, весит, прилично.
Константин , не заворачивайтесь , таких нагрузок, чтоб сломась полка - не создадите.
Вообще “по легендам древних”, жесткости в вашем случае можно потерять до 40%, но это ДО.
Обычно 20-25%, я бы даже не подходил к клавиатуре по этому поводу
Так и подумал, что расслоится может, при изгибе крыла под нагрузкой.
расслоится под нагрузкой может все что угодно 😉 ключевой момент - величина нагрузки.
если по науке, то необходимо знать какую максимальную величину подъемной силы может создать крыло - больше этой величины нагрузок не будет.
Всем привет. Тоже делаю Экстру300S, размах 1.7м. Возник вопрос по сборке крыла. Короче говоря, стал вклеивать полку между рейками лонжеронами и уже, одно крыло наполовину зашил…и тут мысль, а правильно ли расположены волокна на бальзе?..у меня они получились вдоль крыла, на сколько сильно направление волокон будет влиять на жёсткость и самое главное на прочность? Вспомнилось, что на Кальмато от Киошо зашивка идёт волокнами поперёк, вот и решил спросить у опытных специалистов, пока не поздно.
Если вы хотите сделать все по науке, то нужно понимать, что в стенке лонжерона возникают касательные напряжения, направленные под 45 градусов. Поэтому в стенке будет хорошо работать фанера, например тополевая. Так как фанера имеет переклей из слоев. Более правильно было бы поставить стенку из переклея двух слоев бальзы. Но на практике это не применяют из за не оправданной сожности. Учитывая, что у вас старый-добрый Кальмато, на снеку вполне хватит 3-2мм бальзы плотностью не ниже 0,1 со слоями, ориентированными вертикально. Горизонтально лучше не ставить, так как может произойти смятие стенки и потеря устойчивости полок. Или ориентировать слои горизонтально, но увеличивать толщину и плотность материала.
Константин , не заворачивайтесь , таких нагрузок, чтоб сломась полка - не создадите.
Вообще “по легендам древних”, жесткости в вашем случае можно потерять до 40%, но это ДО.
Обычно 20-25%, я бы даже не подходил к клавиатуре по этому поводу
Дело в том, что это всего лишь, второй самолёт, в моей, жизни. До этого простенький Кальмато спорт, собрал. Он был из берёзовой фанеры и сосновых реек, там нервюры из фанеры 3мм и лоб с задней кромкой сосновые, а здесь… всё кажется таким хлипким…За совет спасибо, оставлю всё, как есть по чертежу…А, ещё хотел спросить, что если здесь, буду иногда вопросы задавать, это ничего? Или лучше новую тему, по своей самолётке начать и тут не смешивать два разных аппарата?..
Учитывая, что у вас старый-добрый Кальмато
В том то и дело, что уже не Кальмато, а бензиновая Экстра и до какого безбашенного пилотажа она дойдёт, неизвестно, возможно после облёта с ДЛЕ20, захочется, на неё ещё мощней мотор. Так что, уж лучше пусть будет запас прочности.
Для бензинок лучше материала чем тополевая фанера не придумать. Легко, прочно и надежно. Задача стенки лонжерона - не потерять устойчивость. Поэтому , как правило, слои вдоль являются менее выгодными чем вертикально и уже очень сильно проигрывают фанерному переклею
Но на практике это не применяют из за не оправданной сожности.
Да мне то, это вообще не проблема, хоть прям сейчас, второй слой поперёк наклею.
Я имел в виду чуть другое. Самая выгодная стенка будет из переклея двух бальзовых пластин толщиной по 1,5мм и плотностью 0,1-0,15 под 90 град слоями друг к другу. Но вклеивать такую стенку надо ориентируя слои под 45 град относительно полок лонжерона. Это реально гемморно. Проще использовать фанеру или уложить слои вдоль, но взять бальзу 0,15 и толщину 5-6мм
Но вклеивать такую стенку надо ориентируя слои под 45 град
Теперь ясно, под 45 градусов, действительно, неудобно. Хотя времени много, клей себе, да клей. Обрезки, только треугольные, будут оставаться, но их наверное можно склеить и туда же. …Мотораму, против вибрации, изобрёл. Материал берёзовая фанера,крепление, через резиновые сайлентблоки, резинки пока вырезал из пористой резины. Склеить хочу для надёжности на Эпоксидку. Выдержит или нет, жуткие вибрации ДЛЕ, тоже под большим вопросом.